III. Орфографическая разминка.
* * *
Уж тает сне.., б..гут руч..и, (З..)свищут скоро с..л..вьи,
(В)..кно (п..)веяло в..сною. И лес оденется л.хтвою.
(А Плещеев.)
— О какой поре года говорится в четверостишии. Опишите весну.
— Вставьте пропущенные орфограммы, объясните их написание. Раскройте скобки, объясните написание приставок и предлогов. Спишите.
— Чем отличается приставка от предлога? (Ответы.)
IV. Чистописание.
— Давайте сделаем небольшую разминку. Отгадайте, какая буква похожа на шалашик. (Л.)
— Дайте характеристику этому звуку.
— Напишем букву «л» и соединения ее с другими буквами.
Ликл ол лв
— Сначала подготовим пальчики к работе.
Дети соединяют поочередно мизинцы, потом безымянные пальцы и т. д. до больших пальцев. Затем хлопают в ладоши и говорят: «Вышли пальцы погулять».
— Встряхните пальцы и вспомните правила письма.
— Запишите слово «летел».
— Подберите однокоренные слова приставками. Запишите.
— Объясните безударную гласную в корне слова.
Выделите приставки.
V. Упражнения в написании приставок.
Письмо под диктовку с комментированием.
Застучала за окошком звонкая капель.
Объясните написание приставки и предлога.
Разберите по членам предложения.
Разберите по частям речи.
Письмо по памяти.
* * *
Вышло солнце на работу, Освещает все вокруг:
Льет на землю позолоту. И дома, и пруд, и луг. (В. Орлова.)
— Прочитайте четверостишие. Подчеркните все орфограммы. Объясните их написание. Запишите по памяти. Разберите по составу слова «позолоту», «вышло».
Физкультминутка.
* * *
Мы немного отдохнем, Руки в сторону, вперед,
Встанем, глубоко вдохнем. На опушке весна ждет.
Зайка прыгал под кустом, побежим скорее в дом,
Приглашая нас в свой дом. Чтоб продолжить свой урок.
Руки вниз, на пояс, вверх.
VI. Работа с учебником.
Упражнение 125, с. 65.
— Спишите. Выполните задания учебника.
(Для разграничения глаголов «растаяла» и «оттаяла» учитель объясняет, что растаять может то, что лежит на поверхности (снег, лед), а оттаять — то, что сильно замерзло.)
VII. Словарная работа.
«Буквенный дождь».
На доске записаны слова с пропущенными буквами. Над словами — «капельки-буквы». Ученики прикрепляют «каплю-букву» к слову.
* * *
Падают капли дождя. Какую из них попросить,
В ладошку поймаю их я. Чтоб эти слова оживить.
Т.атр, м..тро, завтр..к, ..втобус, р..бина, жав..р..н..к, к..нфета.
1 группа — подберите к этим словам подходящие по смыслу глаголы с приставками и составьте словосочетания. Запишите, выделите приставки.
2 группа — составьте и запишите предложение с одним из слов, чтобы в предложении были слова с приставками. Выделите приставки.
— Какой вывод можно сделать? (Углаголов нет предлогов.)
VIII. Сказка о правописании глаголов с приставками.
Жил-был в стране Морфология добрый молодец Глагол. Шел он как-то по берегу реки, вдруг слышит: кто-то плачет. Пошел он ближе и видит: сидит на камне красна девица и слезы горькие льет.
— Как зовут тебя, красавица? Кто тебя обидел? — спрашивает Глагол.
— Зовут меня Приставкой. А плачу я оттого, что плохо мне одной жить. Полюбил Глагол милую Приставку, да и девице по сердцу пришелся добрый молодец. Решили они всегда быть вместе и никогда не расставаться.
— Теперь вам понятно, почему глаголы с приставками пишутся слитно?
IX. Домашнее задание
Упражнение 126, с. 65.
X. Итог урока. Рефлексия.
— Чему учились на уроке?
— Что нового узнали на уроке?
— Для чего служит приставка?
— Чем приставка отличается от предлога?
Раздаются листочки, дети должны охарактеризовать свое отношение к уроку (новые сведения, факты, свое настроение и т. д.). При этом нужно записать только одно (ключевое) слово.
Подводится краткий анализ ответов детей и оценивается.
Русский язык Дата
ТЕМА: Правописание гласных и согласных в приставках и корнях слов
Цель: формировать навыки правописания приставок и корней слов;
развивать орфографическую зоркость и связную речь детей (составление плана и пересказ текста, работа над деформированным текстом);
прививать интерес к предмету, аккуратность;
воспитывать чувство товарищества, трудолюбие, бережное отношение к птицам и зверям.
Ход урока
I. Организационный момент.
* * *
Начинается урок, Пожелаю всем удачи —
Он пойдет ребятам впрок. За работу, в добрый час!
Активизация внимания детей.
— Давайте настроимся на работу и улыбнемся друг другу.