Оборона страны. Военная и оборонная безопасность
Несомненно, безопасность крайне сложное целостное многомерное понятие со своей структурой и системой взаимосвязей. Исходя из этого, выстраивается следующая цепочка: безопасность – это родовое понятие относительно безопасности национальной, которая, в свою очередь, является комплексом составляющих ее видов безопасности.
Как неоднократно отмечалось в научной литературе[5],существует крайне многочисленное и разнообразное количество определений как видов безопасности вообще, так и национальной, в частности.
Это объясняется целым рядом причин. Во-первых, до появления Стратегии национальной безопасности РФ от 31 декабря 2015года (далее–Стратегия национальной безопасности 2015 года)[6] строгого законодательного оформления видов безопасности не существовало. В федеральном законе «О безопасности» от 28 декабря 2010 года № 390-ФЗ (далее – закон «О безопасности» 2010года)[7], как уже упоминалось, ставится знак равенства между понятиями «безопасность» и «национальная безопасность». Перечисляются и ее виды: безопасность государства, общественная безопасность, экологическая безопасность, безопасность личности, иные виды безопасности (ст. 1).
Во-вторых, отсутствуют единые основания классификации видов национальной безопасности. Часть исследователей, например, систематизирует их по субъектам-носителям – безопасность личности, государства и общества. Другие – по национальным угрозам, где каждый вид национальной безопасности связан с обеспечением противостояния определенной угрозе. Третьи предлагают классификацию видов национальной безопасности проводить с позиций имеющихся в государстве различных ресурсов и ценностей.
В-третьих, существует зависимость между периодом развития государства и видами национальной безопасности. В разные десятилетия постсоветской истории на первый план выходили различные базовые направления обеспечения национальной безопасности, а специфика международной и внутренней обстановки вызывала появление и новых видов национальной безопасности.
Четкая классификация видов национальной безопасности играет методологическую роль в построении всей системы национальной безопасности и ее правовом регулировании. Значимость данного утверждения связана с тем, что нельзя «размывать» понятие «национальная безопасность», знание же ее видов способствует выработке наиболее адекватной стратегии и тактики выявления и противодействия угрозам безопасности России[8].
Прохожев А.А. предлагал в основу классификации положить существенные единые признаки, выделяя среди них объекты безопасности, характер угроз, сферы жизнедеятельности. В зависимости от объекта, интересы которого защищаются от внутренних и внешних угроз, определялись, как уже отмечалось, такие виды безопасности, как безопасность личности, безопасность общества и безопасность государства. В зависимости от характера угроз, их источника, специфики – безопасность от угроз природного характера, безопасность от угроз антропогенного характера, безопасность от угроз социального характера. При этом под безопасностью от того или иного вида угроз понималась защищенность жизненно важных интересов личности, общества и государства от угроз данного вида. В человеческом обществе интересы всех объектов безопасности подвергаются воздействию самых различных угроз, поэтому особую практическую значимость имеет подразделение видов безопасности по сферам или областям жизнедеятельности, в которых и проявляются эти угрозы. В данном случае выделялось несколько видов безопасности (военная, социально-политическая, экономическая, экологическая, информационная), а затем они дифференцировались на подвиды безопасности по конкретным сферам жизнедеятельности.
И если под определенным видом безопасности, как отмечал А.А. Прохожев, понималась защищенность интересов личности, общества и государства в определенной сфере жизнедеятельности от внутренних и внешних угроз, то однозначно упорядочивалась классификация, а национальная безопасность представлялась как единая система видов безопасности, каждый из которых является самостоятельной подсистемой со своими характерными особенностями. В вопросе обеспечения национальной безопасности нельзя забывать, что на различных этапах развития страны определенный вид безопасности в общей ее системе может и должен быть приоритетным, где эта приоритетность играет роль «локомотива» в отношении других видов безопасности и наоборот[9].
Основанием для конституирования различных видов национальной безопасности является комплекс объективных и субъективных предпосылок:
– потребность людей, социальных групп, общества, государства, международного сообщества в том или ином виде безопасности для сохранения и развития самих себя, а также жизненно важных социальных и природных ценностей и объектов;
– расширение спектра опасностей и угроз, рисков и вызовов, которым и должна быть противопоставлена та или иная система безопасности;
– осознание уязвимости людей, их жизненно важных интересов без наличия той или иной системы безопасности;
– политико-правовое признание и закрепление того или иного вида безопасности;
– наличие соответствующих концепций, политики, стратегии[10].
Отталкиваясь от Стратегии национальной безопасности 2015 года, мы будем рассматривать виды национальной безопасности, опираясь на тот порядок, в котором эти виды в п.6 данного документа представлены.
И начать следует с важнейшего теоретического вопроса – соотношение понятий оборона, обороноспособность, оборонная безопасность и военная безопасность.
Авторы военно-политического словаря под редакцией Дмитрия Рогозина ставят знак равенства между понятиями военная и оборонная безопасность, так как изложение ее содержания начинается следующим образом – военная (оборонная безопасность) – это …[11].
Ряд авторов полагают (Н.А. Баранов, С.Ф. Викулов, В.Г. Стрекозов, А.В. Кудашкин и др.) что оборонная безопасность – это часть военной безопасности[12].
Генерал армии М.А. Гареев, наоборот, подчеркивал, что оборонная мощь, оборонная безопасность, оборона страны всегда рассматривались как более широкие понятия, чем военная мощь, военная безопасность, применение военной силы[13].
В первую очередь следует рассмотреть вопрос о тождественности понятий военная и оборонная безопасность. Отталкиваясь от анализа литературы и нормативно-правовых актов обратим внимание на сами определения.
Ст. 1 Федерального закона «Об обороне»[14]гласит, что под обороной понимается система политических, экономических, военных, социальных, правовых и иных мер по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита Российской Федерации, целостности и неприкосновенности ее территории. В Военной доктрине Российской Федерации, которая была утверждена Президентом РФ 25 декабря 2014 года № Пр.-2976[15] (далее – Военная доктрина 2014 года), военная безопасность Российской Федерации – это состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних военных угроз, связанных с применением военной силы или угрозой ее применения, характеризуемое отсутствием военной угрозы либо способностью ей противостоять.
Соответственно, оборона – важнейшая внутренняя составляющая военной безопасности Российской Федерации, так как оборона – это комплекс мер как по подготовке к вооруженной защите государства, так и непосредственно вооруженная защита его целостности и неприкосновенности. Тогда оборонная безопасность – это сфера деятельности государства и общества по подготовке к отражению возможных военных угроз. И в Военной доктрине Российской Федерации четко просматривается положение, исходя из которого понятие военной безопасности включает и обороноспособность, где обороноспособность– это уровень подготовленности экономики, населения и вооруженных сил страны к отражению внешней агрессии, защите территориальной целостности и независимости государства, и оборону, и индивидуальную самооборону государства. Военная сфера интегрирует все, и внутренние и внешние угрозы и опасности, требующие применения военной силы. Таким образом, военная безопасность является родовым понятием, а оборонная безопасность – видовым, что может характеризовать оборонную безопасность как составную часть военной безопасности государства и ее внутренний аспект.
Но рассмотрение содержания и понятия «оборона» и «военная безопасность» представляется нам возможным только через анализ таких определений, как «военная опасность», «военная угроза», «обеспечение военной безопасности».
Исследователи представляют многочисленные разнообразные трактовки понятия «военная опасность», например:
– под военной опасностью понимается вполне осознаваемая, но не фатальная вероятность нанесения вреда, ущерба, со стороны объектов (факторов), обладающих поражающими свойствами, исходящими от средств вооруженного насилия[16];
– военная опасность – военное и общественно-политическое состояние обстановки, отражающее характер противоречий между государствами (коалициями государств), чреватых возможностью разрешения сложившихся между ними отношений насильственными (военными) мерами[17];
–под военной опасностью также понимают особое состояние отношений между двумя и более государствами (союзами), характеризующееся совокупностью задействованных и потенциальных политических, экономических, военных и других сил, средств и факторов, способных при неблагоприятных условиях и сочетаниях между собой привести к войне (военному конфликту)[18].
В Военной доктрине 2014 года законодатель представляет следующее видение военной опасности, где под ней подразумевается состояние межгосударственных или внутригосударственных отношений, характеризуемое совокупностью факторов, способных при определенных условиях привести к возникновению военной угрозы (п. 8 «б»). Соответственно, военная угроза – это состояние межгосударственных или внутригосударственных отношений, характеризуемое реальной возможностью возникновения военного конфликта между противостоящими сторонами, высокой степенью готовности какого-либо государства (группы государств), сепаратистских (террористических) организаций к применению военной силы (вооруженному насилию) (п. 8 «в»).
Наличие военной опасности связано с наличием определенных показателей, среди которых:
– существование или возможность возникновения в будущем притязаний одного государства к другому, что может привести одну из сторон к политическому решению применить военную силу;
– наличие у сторон как вооруженных сил, так и средств, способствующих их эффективному применению, которые смогут обеспечить ведение наступательных военных действий
– признание одной из сторон факта рациональности использования именно вооруженных методов как способа решения конфликта.
Следует учитывать, что мировое развитие на современном этапе характеризуется рядом факторов, выделенных в Военной доктрине 2014 года следующим образом:
– усиление глобальной конкуренции, напряженности в различных областях межгосударственного и межрегионального взаимодействия;
– соперничество ценностных ориентиров и моделей развития;
– неустойчивость процессов экономического и политического развития на глобальном и региональном уровнях на фоне общего осложнения международных отношений;
– неурегулированность многих региональных конфликтов при сохранении тенденции к их силовому разрешению, в том числе в регионах, граничащих с Российской Федерацией;
– смещение военных опасностей и военных угроз в информационное пространство и внутреннюю сферу Российской Федерации (п. 9).
Фактически происходит поэтапное перераспределение влияния в пользу новых центров экономического роста и политического притяжения.
Современные военные опасности РФ делятся на внешние и внутренние. (табл. 1).
Таблица 1
Основные военные опасности РФ
Основные внешние военные опасности | Основные внутренние военные опасности |
– наращивание силового потенциала Организации Североатлантического договора (НАТО) и наделение ее глобальными функциями, реализуемыми в нарушение норм международного права, приближение военной инфраструктуры стран – членов НАТО к границам Российской Федерации, в том числе путем дальнейшего расширения блока; – дестабилизация обстановки в отдельных государствах и регионах и подрыв глобальной и региональной стабильности; – развертывание (наращивание) воинских контингентов иностранных государств (групп государств) на территориях государств, сопредельных с Российской Федерацией и ее союзниками, а также в прилегающих акваториях, в том числе для политического и военного давления на Российскую Федерацию; – создание и развертывание систем стратегической противоракетной обороны, подрывающих глобальную стабильность и нарушающих сложившееся соотношение сил в ракетно-ядерной сфере, намерение разместить оружие в космосе, а также развертывание стратегических неядерных систем высокоточного оружия; – территориальные претензии к Российской Федерации и ее союзникам, вмешательство в их внутренние дела; – распространение оружия массового поражения, ракет и ракетных технологий; – нарушение отдельными государствами международных договоренностей, а также несоблюдение ранее заключенных международных договоров в области запрещения, ограничения и сокращения вооружений; – применение военной силы на территориях государств, сопредельных с Российской Федерацией и ее союзниками, в нарушение Устава Организации Объединенных Наций (ООН) и других норм международного права; – растущая угроза глобального экстремизма (терроризма) и его новых проявлений в условиях недостаточно эффективного международного антитеррористического сотрудничества, расширение масштабов транснациональной организованной преступности, прежде всего незаконного оборота оружия и наркотиков; – использование информационных и коммуникационных технологий в военно-политических целях для осуществления действий, противоречащих международному праву, представляющих угрозу международному миру, безопасности, глобальной и региональной стабильности; – установление в государствах, сопредельных с Российской Федерацией, режимов, в том числе в результате свержения легитимных органов государственной власти, политика которых угрожает интересам Российской Федерации; – подрывная деятельность специальных служб и организаций иностранных государств и их коалиций против Российской Федерации (Военная доктрина 2014 года, п. 12) | – деятельность, направленная на насильственное изменение конституционного строя Российской Федерации, дестабилизацию внутриполитической и социальной ситуации в стране, дезорганизацию функционирования органов государственной власти, важных государственных, военных объектов и информационной инфраструктуры Российской Федерации; – деятельность террористических организаций и отдельных лиц, направленная на подрыв суверенитета, нарушение единства и территориальной целостности Российской Федерации; – деятельность по информационному воздействию на население, в первую очередь на молодых граждан страны, имеющая целью подрыв исторических, духовных и патриотических традиций в области защиты Отечества; – провоцирование межнациональной и социальной напряженности, экстремизма, разжигание этнической и религиозной ненависти либо вражды. (Военная доктрина 2014 года, п. 13) |
Таким образом, выделяются следующие основные источники военной опасности:
– серьезнейшие противоречия между государствами;
– наращивание гонки вооружения и совершенствование его видов;
– наличие в государственно-политических структурах ряда стран мощных военных лобби, стремящихся решать международные проблемы военно-силовыми методами;
– развитие принципа «двойных стандартов» в восприятии и трактовке международного права;
– и, как итог, дефекты системы международной безопасности, которая не обеспечивает равной безопасности для всех государств.
Состояние военной опасности, в зависимости от существующих на данный момент внешнеполитических отношений, может изменяться либо в сторону снижения военной опасности, либо – в сторону ее возрастания, т.е. превращения в реальную военную угрозу. И усиление военной опасности приводит к возникновению непосредственной военной угрозы, т.е. к нескрываемой опасности войны.
На современном этапе мирового развития характеристика военных угроз изменилась. Какие-то из них утратили свое значение, а какие-то – возникли впервые. Военные угрозы так же, как и опасности, могут быть внутренними и внешними. Причина внутренних военных угроз – нестабильность внутренней ситуации, спровоцированная конфликтами на социальной, национальной, территориальной, этнической или религиозной почве и попытками их разрешить путем военных столкновений. Внешние же военные угрозы, в основном, обусловлены военной агрессией со стороны других государств или блоков государств.
Выделяют разные уровни (масштабы) военной угрозы:
– угроза отдельной стране (локальная, иногда пишут, национальная, угроза);
– угроза группе стран (региональная угроза);
– угроза всему человечеству (глобальная угроза, равная угрозе мировой войны).
В Стратегии национальной безопасности РФ до 2020 года, принятой в 2009 году[19], среди угроз военной безопасности назывались: политика ряда ведущих зарубежных стран, направленная на достижение преобладающего превосходства в военной сфере, прежде всего в стратегических ядерных силах, путем развития высокоточных, информационных и других высокотехнологичных средств ведения вооруженной борьбы, стратегических вооружений в неядерном оснащении, формирования в одностороннем порядке глобальной системы противоракетной обороны и милитаризации околоземного космического пространства, способных привести к новому витку гонки вооружений, а также на распространение ядерных, химических, биологических технологий, производство оружия массового уничтожения либо его компонентов и средств доставки (п. 30). Здесь основной акцент был сделан на внешних факторах.
В Стратегии национальной безопасности 2015года делалась прямая отсылка к Военной доктрине РФ: основные военные опасности и военные угрозы определяются Военной доктриной РФ (п. 35).
В Военной доктрине 2014 года основные военные угрозыпредставлены следующим образом:
– резкое обострение военно-политической обстановки (межгосударственных отношений) и создание условий для применения военной силы;
– воспрепятствование работе систем государственного и военного управления Российской Федерации, нарушение функционирования ее стратегических ядерных сил, систем предупреждения о ракетном нападении, контроля космического пространства, объектов хранения ядерных боеприпасов, атомной энергетики, атомной, химической, фармацевтической и медицинской промышленности и других потенциально опасных объектов;
– создание и подготовка незаконных вооруженных формирований, их деятельность на территории Российской Федерации или на территориях ее союзников;
– демонстрация военной силы в ходе проведения учений на территориях государств, сопредельных с Российской Федерацией и ее союзниками;
– активизация деятельности вооруженных сил отдельных государств (групп государств) с проведением частичной или общей мобилизации, переводом органов государственного и военного управления этих государств на работу в условиях военного времени (п. 14). В этом документе военные угрозы представлены в комплексе, как внутренние, так и внешние.
Выделение внутренних и внешних военных угроз имеет не только теоретическое, но и практическое значение. Важно адекватно оценивать и всю систему военных угроз, и уровень опасности каждой из них, с учетом ближайшего времени, среднесрочной и отдаленной потенциальной угрозы. Например, к источникам внешних военных угроз следует относить не только НАТО, но и другие военные альянсы, существующие в мире или потенциально возможные. Учитывать следует и то обстоятельство, что наша страна в настоящее время лишена союзников, хотя бы равных ей по своему военному, экономическому потенциалу, в результате чего она не имеет возможностей для создания военно-политических блоков, равных или приближающихся по своему потенциалу к тому же НАТО. А, следовательно, противостоять внешним и внутренним угрозам своей военной безопасности Россия может, только рассчитывая на собственные ресурсы и надеясь в перспективе обрести благодаря своим экономическим достижениям и тонкой дипломатии равноценных по своему потенциалу военных партнеров[20].
Необходимый уровень военной безопасности достигается при взаимодействии комплекса ряда структурных элементов как чисто военного, так и политико-дипломатического, экономического, идеологического и т.п. характера.
Политико-дипломатический элемент военной безопасности обеспечивается, например, уровнем системы коллективной (международной) безопасности или гарантированной реализацией международных договоров и соглашений, в которых участвует Россия.
Экономический – включает материально-финансовые возможности.
Военный – содержит в себе военную организацию государства, создаваемую для обеспечения военной безопасности с опорой на военную силу.
Морально-психологический – охватывает духовные возможности населения страны; общественный статус военнослужащих, их, положение в обществе и государстве; морально-психологическое состояние основных категорий личного состава Вооруженных Сил и других войск[21].
Обеспечение военной безопасности нашей страны является одним из важнейших направлений деятельности государства. Одна из главных целей обеспечения военной безопасности – предотвращение, ограничение, уничтожение военных угроз Российской Федерации.
В Военной доктрине РФ 2000 года (утверждена Указом Президента РФ от 21 апреля 2000 года № 706 «Об утверждении Военной доктрины Российской Федерации»)[22]проблеме обеспечения военной безопасности был посвящен специальный теоретический раздел. В нем рассматривались цели обеспечения военной безопасности, ее значимость для новой России, принципы и основное содержание обеспечения военной безопасности, как в мирное, так и в военное время. В Военных доктринах 2010 и 2014 годов подобной части нет, но мы полагаем, что ряд установок интересен и в настоящее время. В частности, достаточно актуальны положения об основном содержании обеспечения военной безопасности (табл. 2).
Таблица 2
Основное содержание обеспечения национальной безопасности по материалам Военной доктрины РФ 2000 года
В мирное время | В угрожаемый период и с началом войны (вооруженного конфликта) |
– формирование и реализация единой государственной политики в области обеспечения военной безопасности; – поддержание внутриполитической стабильности, защита конституционного строя, целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации; – развитие и укрепление дружественных (союзнических) отношений с соседними и другими государствами; – создание и совершенствование системы обороны Российской Федерации и ее союзников; – всестороннее обеспечение и качественное совершенствование Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов – поддержание их в готовности к согласованным действиям по предотвращению, локализации и нейтрализации внешних и внутренних угроз; – подготовка системы мероприятий по переводу Вооруженных Сил Российской Федерации и других войск на условия военного времени (в том числе по их мобилизационному развертыванию); – совершенствование экономической, технологической и оборонно-промышленной базы, повышение мобилизационной готовности экономики, создание условий, обеспечивающих заблаговременный перевод предусмотренных планом промышленных предприятий на выпуск военной продукции, организация подготовки органов государственной власти, предприятий, учреждений и организаций, населения страны к решению задач по обеспечению военной безопасности, ведению территориальной и гражданской обороны; – защита объектов и сооружений Российской Федерации в Мировом океане, космическом пространстве, на территориях иностранных государств, защита судоходства, промысловой и других видов деятельности в прилегающей морской зоне и удаленных районах Мирового океана; – охрана и защита государственной границы Российской Федерации в пределах приграничной территории, воздушного пространства и подводной среды, а также исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации и их природных ресурсов; – поддержка (при необходимости) политических акций Российской Федерации путем проведения соответствующих мероприятий военного характера, а также военно-морского присутствия; – подготовка к территориальной и гражданской обороне; – развитие необходимой военной инфраструктуры; – обеспечение безопасности и защита граждан Российской Федерации от военных угроз; – формирование сознательного отношения населения к обеспечению военной безопасности страны; – осуществление контроля за взаимным выполнением договоров в области ограничения, сокращения и ликвидации вооружений и укрепления мер доверия; – обеспечение готовности к участию (участие) в миротворческой деятельности (п. 10) | – своевременное объявление состояния войны, введение военного или чрезвычайного положения в стране либо в отдельных ее местностях, проведение полного или частичного стратегического развертывания Вооруженных Сил Российской Федерации и других войск либо их части, приведение их в готовность к выполнению задач; – координация в соответствии с федеральным законодательством деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных организаций и граждан в интересах отражения агрессии; – организация и скоординированное ведение вооруженной, политической, дипломатической, информационной, экономической и других видов борьбы; – принятие и реализация решений по подготовке и ведению военных действий; – перевод экономики страны, отдельных ее отраслей, а также предприятий и организаций, транспорта и коммуникаций на работу в условиях военного положения; – организация и осуществление мероприятий территориальной и гражданской обороны; – оказание помощи союзникам Российской Федерации, привлечение и реализация их возможностей для достижения совместных целей в войне (вооруженном конфликте); – предотвращение вовлечения других государств в войну (вооруженный конфликт) на стороне агрессора; – использование возможностей ООН, других международных организаций для предотвращения агрессии, принуждения агрессора к прекращению войны (вооруженного конфликта) на ранних стадиях восстановления международной безопасности и мира (п. 10) |