Правительственные реформы в царской России в XVII – XIX вв.
1.Петр I и его преобразования. Формирование абсолютной монархии.
2.Россия во II половине XVIII в. «Золотой век» российской империи. «Просвещенный абсолютизм» Екатерины II.
3.Реформы в первой половине XIX в. Александр I и Нико-
лай I.
4.Буржуазные реформы Александра II и контрреформы Александра III.
3.2.1 Вопросы для самостоятельной работы
1. В чем причины петровских реформ?
2. В чем состояли особенности петровских преобразований?
3. Чем знаменит Петр I?
4. Назовите сподвижников Петра. Кто из них и чем знаменит?
5. Какие реформы в сфере государственного управления были проведены при Петре I?
6. Как изменилась русская армия в годы петровского правления?
7. Какие реформы были проведены при Петре I в сфере экономики?
8. В чем заключались последствия петровских реформ для России?
9. Назовите основные направления внешней политики в годы правления Петра I и раскройте их содержание.
10. В чем заключался «золотой век» Российской империи?
11. Чем знаменита Екатерина II?
12. Какие реформы были проведены в годы правления Екатерины II?
13. Как изменилось положение дворянства в годы правления Екатерины II?
14. Какие народные восстания произошли во второй пол. XVIII в.? В чем заключались их причины?
15. Назовите основные результаты внешней политики России во второй пол. XVIII в.?
16. Чем знаменит Павел I? Какую политику он проводил?
17. Почему сословный строй России в начале XIX века себя изживал? О чем это говорит?
18. Каковы были первые мероприятия, проведенные Александром I по восшествии на престол?
19. Охарактеризуйте состав Негласного комитета.
20. Почему Александр I так и не решился на отмену крепостного права и введение Конституции?
21. Как изменился бы политический строй России, если бы проект Сперанского или Новосильцева был принят в полном объеме?
22. Чем министерства отличаются от коллегий? Проведите сравнение.
23. Как относился к реформам Николай I?
24. В чем заключалась сущность реформы государственной деревни П.Д. Киселева?
25. Оцените значение преобразований Николая I. Были ли они достаточны для того, чтобы предотвратить кризис?
26. Как происходила кодификация законов Российской империи? Кто ее возглавил? Какие были осуществлены публикации?
27. В чем сущность финансовой реформы графа Е.Ф. Канкрина?
28. В чем Вы видите пережитки старого в реформах Александра II? Чем можно объяснить их наличие?
29. Каковы последствия и значение Великих реформ второй половины XIX века для России?
30. На каких условиях крестьяне освобождались от крепостной зависимости в 1861 г.?
31. В чем заключалась сущность военной реформы Д.Н. Милютина?
32. Какие социальные изменения вызвала реформа 1861 г.?
33. Назовите главные условия для развития капитализма. Насколько им соответствовала реформа 1861 г.?
34. Докажите, что и после реформы 1864 г. в суде все еще оставались черты сословности?
35. Как проводились выборы в земские и городские органы самоуправления, созданные в ходе реформ второй половины XIX века?
36. Что такое «диктатура сердца» М.Т. Лорис-Меликова? Чем она закончилась?
37. В чем Вы видите пережитки старого в реформах Александра II? Чем можно объяснить их наличие?
38. Какое воздействие на развитие страны оказали контрреформы и в целом правление Александра III?
Дайте определение понятию:
Абсолютизм; Сенат; Синод; Коллегия; Регулярная армия; Рекрутская система; «бородовые знаки»; Губерния; Провинция; Табель о рангах; Империя; Кунсткамера; Прокурор; Реформы; Подушная подать; Крепостное право; «Нарвская конфузия»; «Полтавская виктория»; Магистрат; Бюрократия; Гвардия; «Просвещенный абсолютизм»; Жалованная грамота; Секуляризация; «Пугачевщина»; Аристократия; Уложенная комиссия; Фаворит; Министерство; Государственный Совет; Университетская автономия; Конституция; Вольный хлебопашец; Военные поселения; Аракчеевщина; Цензура; Картофельные бунты; Обязанные крестьяне; Мировой посредник; уставные грамоты; «Бездненская катастрофа»; Земство; Земское собрание; Мировой суд; Присяжный поверенный; Городская управа; Всеобщая воинская обязанность; Контрреформы; Земский начальник; «кухаркины дети».
Составьте хронологическую таблицу к теме семинарского занятия
Дата | Событие |
по следующим датам:
1686 г.; 1 января 1700 г.; 16 мая 1703 г.; 1705 г.; 1708 г.; 1711 г.; 1714 г.; 1716 г.; 1718 г.; 1719 г.; 11 октября 1721 г.; 13 января 1722 г.; 28 января 1725 г.; 27 декабря 1725 г.; 29 июня 1862 г.; 1767 г.; 1771 г.; 1773 – 1775 гг.; 1775 г.; 21 апреля 1785 г.; 1793 г.; 6 ноября 1796 г.; 11 марта 1801 г.; 24 июня 1801 г.; 8 сентября 1802 г.; 20 февраля 1803 г.; 1804 г.; 1809 г.; 1 января 1810 г.; Март 1812 г.; 27 ноября 1815 г.; 1816 г.; 1825 г.; 1826 г.; 1837 г.; 1842 г.; 1855 г.; 1858 г.; 1859 г.; 19 февраля 1861 г.; 1864 г.; 1870 г.; 1874 г.; 1 марта 1881 г.; 12 июня 1890 г.; 1894 г.