Статья 9. Государственные меры стимулирования научной, научно-технической и инновационной деятельности
1. Государственные меры стимулирования научной, научно-технической деятельности и инновационной деятельности - совокупность мероприятий, реализуемых органами государственной власти, институтами развития в целях создания необходимых правовых, экономических, организационных условий и стимулов для осуществления научной, научной-технической, инновационной деятельности.
2. Установление настоящим Федеральным законом особенностей предоставления отдельных государственных мер стимулирования не препятствует осуществлению иных мер стимулирования научной, научно-технической и инновационной деятельности.
3. Реализация государственных мер стимулирования научной, научно-технической и инновационной деятельности осуществляется с соблюдением принципов государственного регулирования научной, научно-технической и инновационной деятельности. Государственные меры стимулирования научной, научно-технической и инновационной деятельности должны отвечать следующим требованиям:
1) ориентированность на реализацию приоритетов научно-технологического развития Российской Федерации;
2) обеспечение создания научных заделов и новых знаний для долгосрочного устойчивого научно-технологического развития общества;
3) программный подход и измеримость достижения целей (экономического и (или) социального эффекта) при планировании и реализации мер государственного стимулирования инновационной деятельности;
4) конкурентные начала, обеспечивающие равные условия доступа к мерам государственного стимулирования для всех субъектов научной, научно-технической и инновационной деятельности на всех стадиях такой деятельности с учетом предмета научной, научно-технической и инновационной деятельности, осуществляемой соответствующим субъектом;
5) развитие инфраструктуры научной, научно-технической и инновационной деятельности с учетом потребностей, формируемых на основе прогнозов социально-экономического и научно-технологического развития Российской Федерации;
6) открытость сведений о предоставлении мер государственного стимулирования научной, научно-технической и инновационной деятельности, обеспечиваемая посредством размещения информации о предоставляемых мерах в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
7) стимулирование спроса на инновационную продукцию, в том числе в рамках закупок товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд, при осуществлении технического регулирования и стандартизации для стимулирования спроса на инновационную продукцию;
8) приоритетное использование рыночных инструментов и инструментов государственно-частного партнерства для стимулирования инновационной деятельности;
9) обеспечение эффективности мер государственного стимулирования научной, научно-технической и инновационной деятельности для целей социально-экономического развития Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, определяемой путем соотношения затрат и прогнозируемого и (или) полученного экономического и (или) социального эффекта.
4. К государственным мерам стимулирования научной, научно-технической и инновационной деятельности относятся:
1) финансовые меры стимулирования, осуществляемые в соответствии с законодательством Российской Федерации с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, в том числе путем финансирования научных, научно-технических и инновационных проектов в рамках общественного заказа на осуществление научной, научно-технической и инновационной деятельности, предоставления грантов, а также путем предоставления налоговых льгот в соответствии с законодательством о налогах и сборах;
2) предоставление образовательных, информационно-консультационных услуг, в том числе содействие в разработке проектной документации; оказание содействия в правовой охране, защите и управлении правами на результаты интеллектуальной деятельности;
3) формирование спроса на инновационную продукцию, в том числе посредством использования государственных закупок и системы технического регулирования;
4) стимулирование экспорта инновационной продукции, и технологий, прав на результаты интеллектуальной деятельности, полученные при осуществлении научной, научно-технической деятельности, развитие и защита внутреннего рынка, включая рынок инновационной продукции и рынок прав на результаты интеллектуальной деятельности;
5) имущественные меры стимулирования, в том числе стимулирование создания и функционирования объектов инфраструктуры научной, научно-технической и инновационной деятельности, а также необходимой для лиц, осуществляющих такую деятельность, социальной, прежде всего жилищной, инфраструктуры;
6) государственно-частное партнерство;
7) иные меры, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
5. Государственные меры стимулирования научной, научно-технической и инновационной деятельности предоставляются преимущественно на конкурентной основе.
Глава 2. Особенности планирования, прогнозирования и программирования в сфере научной, научно-технической и инновационной деятельности
Статья 10. Документы стратегического планирования, прогнозирования и программирования в сфере научной, научно-технической, инновационной деятельности
1. К документам стратегического планирования, прогнозирования и программирования научной, научно-технической и инновационной деятельности относятся:
1) Прогноз научно-технологического развития Российской Федерации;
2) Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации;
3) Стратегия инновационного развития Российской Федерации;
4) Стратегия социально-экономического развития Российской Федерации, в части целей и задач, которые достигаются и могут быть решены в процессе научного, научно-технологического и инновационного развития;
5) Стратегия национальной безопасности в части целей и задач, которые достигаются и могут быть решены в процессе научного, научно-технологического и инновационного развития;
6) стратегии научно-технологического развития отдельных отраслей экономики и (или) рынков;
7) Государственная программа научно-технологического развития Российской Федерации, включающая, в том числе программу комплексную фундаментальных научных исследований;
8) документы, направленные на реализацию Национальной технологической инициативы;
9) иные документы, определяющие задачи в сфере научной, научно-технической, инновационной деятельности, зарегистрированные в федеральном государственном реестре документов стратегического планирования.
2. Документы стратегического планирования в сфере научной, научно-технической и инновационной включают разделы, содержащие мероприятия, осуществляемые в целях:
1) своевременного и эффективного ответа на большие вызовы;
2) обеспечения национальной безопасности Российской Федерации;
3) решения задач устойчивого социального и экономического развития Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;
4) обеспечения независимости и конкурентоспособности Российской Федерации в научно-технологической области;
5) повышения эффективности практического использования результатов интеллектуальной деятельности и обеспечение сбалансированного стимулирования создания и освоения таких результатов;
6) обеспечения достижения целей и прогнозных оценок социально-экономического развития Российской Федерации.
2. Основными задачами стратегического планирования научной, научно-технической и инновационной деятельности являются:
1) выявление и актуализация больших вызовов, определение (уточнение) на их основе приоритетов научно-технологического развития Российской Федерации;
2) определение условий, тенденций, ограничений, диспропорций, дисбалансов, возможностей, включая финансовые, научной, научно-технической и инновационной деятельности в Российской Федерации, в том числе на отдельных территориях;
3) определение принципов, приоритетов, основных направлений и мер реализации государственной политики в области научно-технологического развития, их координация с целями и задачами социально-экономического развития Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, отдельных отраслей и сфер государственного и муниципального управления, обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, а также мерами бюджетной политики;
4) определение ресурсов науки для достижения целей и решения задач социально-экономической политики и социально-экономического развития Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации посредством осуществления научной, научно-технической и инновационной деятельности, а также нормативно-правовое обеспечение такой деятельности;
5) координация действий участников стратегического планирования научной, научно-технической и инновационной деятельности и мероприятий, предусмотренных документами стратегического планирования научной, научно-технической и инновационной деятельности, по задачам, ресурсам и срокам их обеспечения для достижения непрерывности такой деятельности на всех стадиях ее осуществления (стадиях жизненного цикла);
6) организация мониторинга и контроля реализации документов стратегического планирования научной, научно-технической и инновационной деятельности.
3. Порядок и срок разработки и корректировки документов стратегического планирования научной, научно-технической и инновационной деятельности, устанавливаются Федеральным законом «О стратегическом планировании в Российской Федерации», с учетом особенностей установленных настоящим федеральным законом.
4. В целях развития фундаментальных и поисковых научных исследований в Российской Федерации разрабатывается Государственная программа научно-технологического развития, составной частью которой является Комплексная программа фундаментальных научных исследований и Программа технологического обеспечения и трансфера технологий.
5. Комплексная программа фундаментальных научных исследований утверждается Правительством Российской Федерации и формируется на основании предложения Российской академии наук. Программа включает в себя механизмы распознавания и (или) корректировки больших вызовов, приоритетные направления развития фундаментальных и поисковых научных исследований, описание мероприятий и правил финансирования фундаментальных и поисковых научных исследований.
6. Программа технологического обеспечения и трансфера технологий утверждается Правительством Российской Федерации на основании совместного предложения федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, научной, научно-технической и инновационной деятельности, в сфере промышленной политики и в сфере анализа и прогнозирования социально-экономического развития.
7. Мониторинг реализации Программы фундаментальных научных исследований и Программы технологического обеспечения и трансфера технологий осуществляет Российская академия наук в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
8. Документы стратегического планирования научной, научно-технической и инновационной деятельности и документы, в которых отражаются результаты мониторинга реализации документов стратегического планирования научной, научно-технической и инновационной деятельности, подлежат размещению на официальных сайтах участников стратегического планирования в сфере научной, научно-технической и инновационной деятельности в сети «Интернет» и в федеральной информационной системе.
Статья 11. Участие Российской академии наук в разработке документов стратегического планирования, прогнозирования и программирования
1. Российская академия наук как участник стратегического планирования научной, научно-технической и инновационной деятельности:
1) участвует в разработке и согласовании Комплексной программы фундаментальных научных исследований в Российской Федерации на долгосрочный период, разрабатывает предложения о приоритетных направлениях развития фундаментальных наук, а также о направлениях поисковых научных исследований, определяя при этом важнейшие научные проблемы и цели, которые необходимо достичь при решении соответствующих проблем;
2) разрабатывает предложения, направленные на развитие материальной и социальной базы науки, повышение степени интеграции науки, образования и субъектов экономической деятельности, эффективную реализацию инновационного потенциала фундаментальной науки и повышение социальной защищенности научных работников;
3) осуществляет мониторинг реализации документов стратегического планирования в части фундаментальных и поисковых научных исследований;
4) осуществляет мониторинг и проводит оценку результатов, полученных при осуществлении фундаментальных и прикладных научных исследований, в том числе оценивает их влияние на достижение целей и задач, определенных документами стратегического планирования;
5) осуществляет выявление, анализ и прогнозирование возможных способов перехода результатов фундаментальных и поисковых исследований в стадию прикладных исследований и экспериментальных разработок, разрабатывает предложения по возможным направлениям развития прикладных исследований на основе полученных результатов фундаментальных и поисковых исследований;
6) обеспечивает методическое обеспечение стратегического планирования фундаментальных и поисковых научных исследований.
Для осуществления указанных в настоящей статье функций Российская академия наук вправе с учетом требований законодательства о государственной и иной охраняемой законом тайне осуществлять доступ к государственным информационным системам, содержащим необходимую информацию.
2. Российская академия наук обеспечивает разработку предложений для формирования Программы фундаментальных научных исследований на основании предложений государственных академий наук, субъектов, осуществляющих научную, научно-техническую и инновационную деятельность, институтов развития, фондов поддержки научной, научно-технической, инновационной деятельности.
Для координации фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований, выполняемых в рамках Комплексной программы фундаментальных научных исследований, создается Координационный совет Программы. Положение о Координационном совете, его состав утверждаются Правительством Российской Федерации.
Статья 12. Участие научных организаций в разработке документов стратегического планирования, прогнозирования и программирования
1. как участники стратегического планирования научной, научно-технической и инновационной деятельности:
1) участвуют в разработке документов стратегического планирования научной, научно-технической и инновационной деятельности на федеральном уровне в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также документами Российской академии наук, имеющими научно-методический характер, в части, касающейся обеспечения формирования новых и (или) изменения существующих отраслей экономики и (или) рынков, связанных с предметом деятельности государственного научного центра; обеспечения реализации приоритетов научно-технологического развития Российской Федерации, связанных с предметом деятельности национального исследовательского холдинга;
2) участвуют в осуществлении мониторинга реализации документов стратегического планирования научной, научно-технической и инновационной деятельности федерального уровня в части, касающейся обеспечения формирования новых и (или) изменения существующих отраслей экономики и (или) рынков, связанных с предметом деятельности государственного научного центра; обеспечения реализации приоритетов научно-технологического развития Российской Федерации, связанных с предметом деятельности национального исследовательского центра (холдинга).
2. Функции и задачи иных участников стратегического планирования научной, научно-технической и инновационной деятельности определяются законодательством о стратегическом планировании.
3. Координацию деятельности участников стратегического планирования научной, научно-технической и инновационной деятельности и контроль реализации документов стратегического планирования осуществляет федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере научной, научно-технической и инновационной деятельности.