Предмет системы государственного управления
Е
· 7 декабря 2003 года был проведён референдум по объединению Пермской области и Коми-Пермяцкого АО в Пермский край. Предложение об объединении одобрено подавляющим большинством голосов. Объединение вступило в силу 1 декабря 2005 года[9].
· 17 апреля 2005 года был проведён референдум по присоединению Таймырского и Эвенкийского АО к Красноярскому краю. Предложение о присоединении одобрено подавляющим большинством голосов. Объединение вступило в силу 1 января 2007 года.
· 23 октября 2005 года был проведён референдум по объединению Камчатской области и Корякского АО в Камчатский край. Предложение об объединении одобрено подавляющим большинством голосов. Объединение вступило в силу 1 июля 2007 года.
· 16 апреля 2006 года был проведён референдум по присоединению Усть-Ордынского Бурятского АО к Иркутской области. Предложение о присоединении одобрено подавляющим большинством голосов. Объединение вступило в силу 1 января 2008 года.
· 11 марта 2007 года был проведён референдум по объединению Читинской области и Агинского Бурятского АО в единый Забайкальский край. Предложение об объединении одобрено подавляющим большинством голосов. Объединение вступило в силу с 1 марта 2008 года.
ФЗ№131:
Принят 6 октября 2003 года, в полную силу вступил только в 2009г. Состоит из 12 частей. Этим законом завершился процесс реформирования МСУ. Итог реформ:
1) Унификация муницип.власти на всей территории РФ, прежде всего определена территориальная организация и в соотв. с этим типологизация МО.
2) Позволило упорядочить финансово-экономические отношения и прежде всего бюджетное взаимодействие, сферу компетенции.
3) Упорядочена структура мсу, определены полномочия представительного органа, главы МО и главы местной администрации.
4) Определено положение о контрольных органах; законодательно установлены место и сфера компетенции муниципальной избирательной комиссии.
Что является основой муниципальной службы?
- Реализуемая кадровая политика, которая должна включать целенаправленный отбор и подготовку кадров;
- подготовка кадрового резерва;
- аттестация;
- Правовое регулирование;
- прохождение муниципальной службы.
То есть то, от чего зависит качество и эффективность муниципального управления.
Формы собственности:
Согласно п. 2 ст. 8 Конституции РФ в России признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. В п. 1 ст. 212 ГК перечисляются основные формы собственности: «В Российской Федерации признаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности».
Частная: индивидуальная, общая (совместная и долевая).
Иные формы собственности: собственность общественных организаций, религиозных организаций.
Государственная (по ГК РФ):Государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).
Муниципальная собственность:Имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.
Организационно-правовые формы собственности: коммерческая и некоммерческая.
Гарантии прав МСУ:
Конституция и ФЗ№131 устанавливают гарантии прав:
1) Право на судебную защиту
2) Право на компенсацию доп.расходов, возникших в результате решений, принятых органами гос.власти.
3) Запрет на ограничение прав мсу.
"Европейская хартия местного самоуправления"
Принята в Страсбурге в 1985 году. Ратифицирована в 1998 году ФЗ№55 «О ратификации Европейской Хартии местного самоуправления» от 20 марта 1998г. Разработана и принята по инициативе Постоянной конференции местных и региональных органов власти в Европе.
Состоит из преамбулы и 3-х частей.
Цель Хартии – обеспечение и защита прав местных органов самоуправления как наиболее близких к гражданам и дающих им возможность участвовать в принятии решений, касающихся условий их повседневной жизни. По замыслу авторов этого документа Хартия призвана наполнить реальным содержанием основные принципы Совета Европы: поддержание демократического сознания в Европе и защита прав человека в самом широком смысле слова. Основная направленность Хартии – показать, что степень автономии местных органов самоуправления является основным критерием подлинной демократии.
В первой части изложены основные принципы местного самоуправления; здесь же определяется, что оно должно основываться на конституционной и юридической базе. В ряде статей предусмотрено право органов местного самоуправления на собственные территориальные границы и определение своих административных структур. В двух статьях ограничивается административный контроль над деятельностью органов местного самоуправления и обеспечивается выделение им достаточных финансовых средств.
Во второй части Хартии содержатся положения, касающиеся объема принятых на себя сторонами обязательств. Исходя из необходимости обеспечить равновесие между основными принципами и гибкостью в отношении юридических и организационных особенностей каждого государства-участника, в Хартии предусмотрена возможность для участников не считать себя связанными отдельными положениями Хартии.
В Хартии не предусмотрено системы контроля за ее выполнением за исключением обязательства сторон предоставлять любую информацию о законодательных актах или других мерах по применению положений Хартии.
В третьей части содержатся обычные для конвенций Совета Европы положения технического характера.
Что такое система ГМУ?
Условием образования и функционирования системы ГМУ является общественное производство, целью которого является максимально полное удовлетворение всех потребностей людей при эффективной организации общества с учетом сформированных в нем базовых ценностей.
Система ГМУ имеет как субъектную, так и объектную природу. Субъект определяет характер управленческого воздействия. Объект – в отношении чего это воздействие осуществляется.
Специфика Государственного управления?
Заключается в том, что субъектом этого управления выступает специально уполномоченный представительный аппарат, осуществляющий свои функции на профес.основе.
Управление соц.системами.
- означает способность субъекта сделать динамику системы прогнозируемой и управляемой, для этого необходимо прогнозировать объект и выявить факторы, определяющие режим его внутренней саморегуляции и устойчивости к внешним воздействиям.
Предмет системы государственного управления
- территориальное образование (государство, регион или любое другое территориальное поселение, которое имеет территориальные границы, входит в состав регионов и способно к самоуправлению).
Основа Системы управления террит.образованием:
Основу составляют вертикальные и горизонтальные связи. Вертикальные включают: разделение террит.образования на уровни власти. Горизонтальные: на ветви власти.
Уровни власти: вертикально – упорядоченные ранги исполнительской деятельности, разделенные в соответствии с режимом делегирования полномочий от высших управленческих звеньев низшим.
Количество уровней свидетельствует о степени субординации в принятии управленческих решений и в порядке передачи командной информации.
Уровни власти задают способ разделения административной ответственности м/у должностными функциями в организационной структуре.
Ветви власти (зоны управления) – горизонтально упорядоченные направления управленческой деятельности, которые определяются в соответствии с принципом разделения властей, кот. используется в условиях демократического политического режима.
Разделение СГМУ на вертикальные и горизонтальные составляющие призвано обеспечить функционирование управляемой системы на основе принципов пропорциональности и непрерывности согласовано работе всех подразделений.
СГМУ содержит 2 основных уровня управления:
- государственный
- муниципальный.
Вместе с тем они согласованы в направлении эффективного управления общетсвом.
ФЗ №79 «О государственной гражданской службе РФ»
Принят 7 июля 2004 г. Содержит 17 глав.
Этим законом устанавливаются правовые, организационные и финансово-экономические основы гос.гражданской службы РФ.
Принципы гос.гражд. службы:
1) приоритет прав и свобод человека и гражданина;
2) единство правовых и организационных основ федеральной гражданской службы и гражданской службы субъектов Российской Федерации;
3) равный доступ граждан, владеющих государственным языком Российской Федерации, к гражданской службе и равные условия ее прохождения независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с профессиональными и деловыми качествами гражданского служащего;
4) профессионализм и компетентность гражданских служащих;
5) стабильность гражданской службы;
6) доступность информации о гражданской службе;
7) взаимодействие с общественными объединениями и гражданами;
8) защищенность гражданских служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность.
Группы должностей:
1) высшие должности гражданской службы;
2) главные должности гражданской службы;
3) ведущие должности гражданской службы;
4) старшие должности гражданской службы;
5) младшие должности гражданской службы.
Права гражданского служащего:
1) обеспечение надлежащих организационно-технических условий, необходимых для исполнения должностных обязанностей;
2) ознакомление с должностным регламентом и иными документами, определяющими его права и обязанности по замещаемой должности гражданской службы, критериями оценки эффективности исполнения должностных обязанностей, показателями результативности профессиональной служебной деятельности и условиями должностного роста;
3) отдых, обеспечиваемый установлением нормальной продолжительности служебного времени, предоставлением выходных дней и нерабочих праздничных дней, а также ежегодных оплачиваемых основного и дополнительных отпусков;
4) оплату труда и другие выплаты в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом;
5) получение в установленном порядке информации и материалов, необходимых для исполнения должностных обязанностей, а также на внесение предложений о совершенствовании деятельности государственного органа и т.д.
Ограничения:
Гражданин не может быть принят на гражданскую службу, а гражданский служащий не может находиться на гражданской службе в случае:
1) признания его недееспособным или ограниченно дееспособным решением суда, вступившим в законную силу;
2) осуждения его к наказанию, исключающему возможность исполнения должностных обязанностей по должности государственной службы (гражданской службы), по приговору суда, вступившему в законную силу, а также в случае наличия не снятой или не погашенной в установленном федеральным законом порядке судимости;
3) отказа от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, если исполнение должностных обязанностей по должности гражданской службы, на замещение которой претендует гражданин, или по замещаемой гражданским служащим должности гражданской службы связано с использованием таких сведений;
4) наличия заболевания, препятствующего поступлению на гражданскую службу или ее прохождению и подтвержденного заключением медицинского учреждения. Порядок прохождения диспансеризации, перечень таких заболеваний и форма заключения медицинского учреждения устанавливаются Правительством Российской Федерации
5) близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители и дети супругов) с гражданским служащим, если замещение должности гражданской службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому и т.д.
Запреты:
Запрещается:
1) участвовать на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организацией, за исключением случаев, установленных федеральным законом;
2) замещать должность гражданской службы в случае:
а) избрания или назначения на государственную должность;
б) избрания на выборную должность в органе местного самоуправления;
в) избрания на оплачиваемую выборную должность в органе профессионального союза, в том числе в выборном органе первичной профсоюзной организации, созданной в государственном органе;
3) осуществлять предпринимательскую деятельность и т.д.
Требования к служебному поведению:
Гражданский служащий обязан:
1) исполнять должностные обязанности добросовестно, на высоком профессиональном уровне:
2) исходить из того, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина определяют смысл и содержание его профессиональной служебной деятельности;
3) осуществлять профессиональную служебную деятельность в рамках установленной законодательством Российской Федерации компетенции государственного органа;
4) не оказывать предпочтение каким-либо общественным или религиозным объединениям, профессиональным или социальным группам, организациям и гражданам и т.д.
Суверен– тот, кто полностью самостоятелен и ни от кого не зависит. Суверен власти в РФ – народ!