Обновленная Стратегия национальной безопасности РФ состоит из шести разделов, включающих 116 пунктов.

Фактически, структурно документ не изменился, но поменялись заголовки ряда разделов и подразделов (табл. 8).

Таблица 8

Сравнительный анализ структуры Стратегий национальной безопасности РФ

Стратегия национальной безопасности 2009 года Стратегия национальной безопасности 2015 года
I. Общие положения I. Общие положения
II. Современный мир и Россия: состояние и тенденции развития II. Россия в современном мире  
III. Национальные интересы Российской Федерации и стратегические национальные приоритеты III. Национальные интересы и стратегические национальные приоритеты
IV. Обеспечение национальной безопасности 1. Национальная оборона 2. Государственная и общественная безопасность 3. Повышение качества жизни российских граждан 4. Экономический рост 5. Наука, технологии и образование 6. Здравоохранение 7. Культура 8. Экология живых систем и рациональное природопользование 9. Стратегическая стабильность и равноправное стратегическое партнерство IV. Обеспечение национальной безопасности Оборона страны Государственная и общественная безопасность Повышение качества жизни российских граждан Экономический рост Наука, технологии и образование Здравоохранение Культура Экология живых систем и рациональное природопользование Стратегическая стабильность и равноправное стратегическое партнерство
V. Организационные, нормативные правовые и информационные основы реализации настоящей Стратегии V. Организационные, нормативно-правовые и информационные основы реализации настоящей Стратегии
VI. Основные характеристики состояния национальной безопасности VI. Основные показатели состояния национальной безопасности[88]

Соответственно, продолжая развивать положения авторов, занимающихся анализом Стратегии национальной безопасности 2015 года[89], констатируем:

– изменилось название раздела II. Его смысл ни в коей мере не связан с противопоставлением нашей страны современному миру, наоборот, коррективы заголовка связаны с интегративным подходом, демонстрирующим, что Россия находится и занимает свое место в международном сообществе;

– подраздел 1 раздела IV Стратегии национальной безопасности 2009 года назывался «национальная оборона». В современном акте он обозначен, как «оборона», что свидетельствует о привидении терминологии в соответствие с Конституцией РФ;

– в разделе VI понятие «основные характеристики состояния национальной безопасности» сменили на «основные показатели состояния национальной безопасности». Соответственно, удалено противоречие понятий, так как в ФЗ «О безопасности» 2010 года и «О стратегическом планировании в Российской Федерации» употребляется категория «показатели»[90].

Второе.

Понятийный аппарат. В разделе I мы подробно рассмотрели сущностную характеристику основных понятий. Остановимся, поэтому, лишь на нескольких моментах.

Обе Стратегии национальной безопасности РФ представляли (даже пункт одинаков – п. 6) тот понятийный аппарат, которым оперирует теория национальной безопасности. Различия заключаются в количестве терминов (табл. 9).

Таблица 9

Основные понятия, представленные в Стратегиях национальной безопасности РФ

Стратегия национальной безопасности 2009 года Стратегия национальной безопасности 2015 года
– Стратегия национальной безопасности РФ (п.3); – национальная безопасность; – национальные интересы Российской Федерации; – угроза национальной безопасности; – стратегические национальные приоритеты; – система обеспечения национальной безопасности; – силы обеспечения национальной безопасности ; –средства обеспечения национальной безопасности – Стратегия национальной безопасности РФ (п. 1); – национальная безопасность Российской Федерации; – национальные интересы Российской Федерации; – угроза национальной безопасности; – обеспечение национальной безопасности; – стратегические национальные приоритеты Российской Федерации; – система обеспечения национальной безопасности  

Сравнить следует сам термин «стратегия национальной безопасности (табл.10).

Таблица 10

Понятие «стратегия национальной безопасности РФ»

Стратегия национальной безопасности 2009 года Стратегия национальной безопасности 2015 года
Стратегия национальной безопасности Российской Федерации – официально признанная система стратегических приоритетов, целей и мер в области внутренней и внешней политики, определяющих состояние национальной безопасности и уровень устойчивого развития государства на долгосрочную перспективу (п.3)   Стратегия национальной безопасности РФ– базовый документ стратегического планирования, определяющий национальные интересы и стратегические национальные приоритеты Российской Федерации, цели, задачи и меры в области внутренней и внешней политики, направленные на укрепление национальной безопасности Российской Федерации и обеспечение устойчивого развития страны на долгосрочную перспективу (п.1)

Соответственно, мы видим, что в новом документе внимание обращено на то, что Стратегия – это не просто один из документов стратегического планирования в нашей стране, а именно базовый документ. Таким образом определяется особая значимость и статус данной Стратегии. В ней, как отмечал Секретарь Совета Безопасности РФ Н.П. Патрушев, сформулированы задачи, которые будут актуальны на длительную перспективу, а также выработаны меры, направленные на консолидацию усилий органов государственной власти, местного самоуправления и гражданского общества для достижения стратегических целей развития страны и обеспечения ее национальной безопасности[91].

Как уже упоминалось, при оформлении категории «национальная безопасность» наконец-то четко были систематизированы ее виды. Но Д.В. Ирошников и С.Л. Гайдук обратили внимание на еще одно важное теоретико-методологическое новшество. В документе, отмечали они, лаконично и в то же время предельно ясно описана система национальной безопасности России. В Стратегии установлено, что «национальная безопасность включает в себя оборону страны и все виды безопасности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и законодательством Российской Федерации». В этой фразе наконец-то определено, что национальная безопасность включает в себя оборону страны. Данный вопрос имел важное теоретическое значение, поскольку Конституция РФ включает в себя словосочетание «оборона страны и безопасность государства» (через союз «и», соединяющий однородные члены предложения). Существующие федеральные законы ФЗ «Об обороне» и ФЗ «О безопасности» 2010 года иерархически не связаны, так как не имеют соответствующих упоминаний и отсылок друг к другу. Несмотря на то, что национальная безопасность включает все возможные виды безопасности, разработчики документа определили, что это прежде всего государственная, общественная, информационная, экологическая, экономическая, транспортная, энергетическая безопасность и безопасность личности[92].

Третье.

3.1. Место России в современном мире.Его оценка в Стратегии национальной безопасности 2015 года представлена через выявление характерных черт в развитии международных отношений:

– формирование новой полицентричной модели мироустройства, что сопровождается ростом глобальной и региональной нестабильности. Обостряются противоречия, связанные с неравномерностью мирового развития, углублением разрыва между уровнями благосостояния стран, борьбой за ресурсы, доступом к рынкам сбыта, контролем над транспортными артериями (п. 13);

– конкуренция между государствами, которая все в большей степени охватывает ценности и модели общественного развития, человеческий, научный и технологический потенциалы. Особое значение в этом процессе приобретает лидерство в освоении ресурсов Мирового океана и Арктики. В борьбе за влияние на международной арене задействован весь спектр политических, финансово-экономических и информационных инструментов. Все активнее используется потенциал специальных служб (п. 13);

– сохранение роли фактора силы, что проявляется в стремлении к наращиванию и модернизации наступательного вооружения, созданию и развертыванию его новых видов. Это ослабляет систему глобальной безопасности, а также систему договоров и соглашений в области контроля над вооружением (п. 14);

– не соблюдение принципов равной и неделимой безопасности в Евро–Атлантическом, Евразийском и Азиатско-Тихоокеанском регионах. В соседних с Россией регионах развиваются процессы милитаризации и гонки вооружений (п. 14);

– увеличение силового потенциала Организации Североатлантического договора. «Наращивание силового потенциала организации Североатлантического договора (НАТО) и наделение ее глобальными функциями, реализуемыми в нарушение норм международного права, активизация военной деятельности стран блока, дальнейшее расширение альянса, приближение его военной инфраструктуры к российским границам создают угрозу национальной безопасности» (п. 15);

– размещение в Европе, Азиатско-Тихоокеанском регионе и на Ближнем Востоке компонентов системы противоракетной обороны США, что существенно снижает возможности поддержания глобальной и региональной стабильности в условиях практической реализации концепции «глобального удара», развертывания стратегических неядерных систем высокоточного оружия, а также в случае размещения оружия в космосе (п. 15);

– сохранение блокового подхода к решению международных проблем, что не способствует противодействию всему спектру современных вызовов и угроз (п. 16);

– активизация миграционных потоков из стран Африки и Ближнего Востока в Европу, что показывает несостоятельность региональной системы безопасности в Евро-Атлантическом регионе, построенной на основе НАТО и Европейского союза (п. 16);

– поддержка США и Европейским союзом антиконституционного государственного переворота на Украине. Как результат – глубокий раскол в украинском обществе, возникновение вооруженного конфликта, укрепление крайне правой националистической идеологии, целенаправленное формирование у украинского населения образа врага в лице России, неприкрытая ставка на силовое решение внутригосударственных противоречий, глубокий социально-экономический кризис. Все это превращает Украину в долгосрочный очаг нестабильности как в Европе, так и непосредственно у границ России (п. 17);

– противодействие со стороны США и их союзников проведению Российской Федерацией самостоятельной внешней и внутренней политики, так как они стремятся сохранить свое доминирование в мировых делах. Реализуемая ими политика сдерживания России предусматривает оказание на нее политического, экономического, военного и информационного давления (п. 12);

– широкое распространение практики свержения легитимных политических режимов, провоцирование внутригосударственных нестабильности и конфликтов. Наряду с сохраняющимися очагами напряженности на Ближнем и Среднем Востоке, в Африке, Южной Азии, на Корейском полуострове появляются новые «горячие точки», расширяются зоны, не контролируемые властями каких–либо государств (п. 18);

– сохранение риска увеличения числа стран – обладателей ядерного оружия, распространения и использования химического оружия, а также неопределенность относительно фактов обладания иностранными государствами биологического оружия, наличия у них потенциала для его разработки и производства (п. 19);

В таких сложных условиях Россия продемонстрировала способность к обеспечению суверенитета, независимости, государственной и территориальной целостности, защиты прав соотечественников за рубежом. Возросла роль Российской Федерации в решении важнейших международных проблем, урегулировании военных конфликтов, обеспечении верховенства международного права в межгосударственных отношениях (п. 8).

Российская Федерация выстраивает международные отношения на принципах международного права, обеспечения надежной и равной безопасности государств, взаимного уважения народов, сохранения многообразия их культур, традиций и интересов. Россия заинтересована в развитии взаимовыгодного и равноправного торгово-экономического сотрудничества с иностранными государствами, является ответственным участником многосторонней торговой системы. Цель Российской Федерации заключается в приобретении как можно большего числа равноправных партнеров в различных частях мира (п. 28).

В области международной безопасности Россия сохраняет приверженность использованию прежде всего политических и правовых инструментов, механизмов дипломатии и миротворчества. Применение военной силы для защиты национальных интересов возможно только в том случае, если все принятые меры ненасильственного характера оказались неэффективными (п. 29). И в целях защиты национальных интересов Россия проводит открытую, рациональную и прагматичную внешнюю политику, исключающую затратную конфронтацию (в том числе новую гонку вооружений) (п. 27).

Несмотря на сложности в отношениях с Европейским союзом, США, НАТО, РФ выступает за укрепление сотрудничества с ЕС и полноценное партнерство с США. Российская Федерация выступает за укрепление взаимовыгодного сотрудничества с европейскими государствами, Европейским союзом, за гармонизацию интеграционных процессов в Европе и на постсоветском пространстве, формирование в Евро-Атлантическом регионе открытой системы коллективной безопасности на четкой договорно-правовой основе (п. 97). Российская Федерация заинтересована и в выстраивании полноценного партнерства с Соединенными Штатами Америки на основе совпадающих интересов, в том числе в экономической сфере, и с учетом ключевого влияния российско–американских отношений на состояние международной обстановки в целом. Важнейшими направлениями такого партнерства остаются совершенствование предусмотренных международными договорами механизмов контроля над вооружениями, укрепление мер доверия, решение вопросов, связанных с нераспространением оружия массового уничтожения, расширением сотрудничества в сфере борьбы с терроризмом, урегулированием региональных конфликтов (п. 98).

РФ готова и к развитию отношений с НАТО при согласии альянса учитывать интересы России. Российская Федерация готова к развитию отношения с НАТО на основе равноправия в целях укрепления всеобщей безопасности в Евро-Атлантическом регионе. Как отмечено в Стратегии, определяющим фактором в отношениях с НАТО остается неприемлемость для РФ наращивания военной активности альянса и приближение его военной инфраструктуры к российским границам (п. 107).

В конечном итоге, внешняя политика России будет, как и прежде, основана на принципах равноправия, взаимного уважения, невмешательства во внутренние дела государств, взаимовыгодного сотрудничества, политического разрешения глобальных и региональных кризисных ситуаций. Наша цель – приобрести как можно больше равноправных партнеров во всех частях мира. И в тексте Стратегии определены задачи в области сотрудничества Российской Федерации с партнерами по ОДКБ, Евразийскому экономическому союзу, ШОС, в Азиатско-Тихоокеанском регионе, Латинской Америке, Африке и Арктике, с США, европейскими государствами, но только на равноправной основе.

Все эти факторы позволяют четко сформулировать один из национальных интересов России на долгосрочную перспективу, где за РФ должно закрепиться место одной из лидирующих мировых держав, деятельность которой направлена на поддержание стратегической стабильности и взаимовыгодных партнерских отношений в условиях полицентричного мира (п. 30).

3.2. Радикализм и терроризм как опасность для личности, общества и государства.В Стратегии национальной безопасности 2015 года четко определены причины распространения терроризма, экстремизма, межрелигиозной и межэтнической вражды. Во-первых, практика смены легитимных режимов с использованием методов «цветных революций»[93].

Во-вторых, политика двойных стандартов, которой некоторые государства придерживаются в области борьбы с терроризмом (п. 18). В частности, появление террористической организации, объявившей себя «Исламским государством», и укрепление ее влияния стали результатом именно таких действий ряда государств.

В-третьих, распространение и пропаганда идеологии фашизма, экстремизма, терроризма и сепаратизма, что наносит ущерб гражданскому миру, политической и социальной стабильности в обществе (п. 43).

В-четвертых, деятельность радикальных общественных объединений и группировок, использующих националистическую и религиозно–экстремистскую идеологию, иностранных и международных неправительственных организаций, финансовых и экономических структур, а также частных лиц (п. 43).

В Стратегии национальной безопасности 2015 года прописаны пути противодействия расширению влияния радикальной идеологии и террористической угрозы, в том числе:

– усиление роли государства в качестве гаранта безопасности личности и прав собственности, совершенствование правового регулирования предупреждения преступности (в том числе в информационной сфере), коррупции, терроризма и экстремизма, распространения наркотиков и борьбы с такими явлениями (п. 44);

– совершенствование структуры и деятельности федеральных органов исполнительной власти, развитие системы выявления, предупреждения и пресечения актов терроризма, проявлений религиозного радикализма, национализма, сепаратизма, иных форм экстремизма (п. 47);

– создание механизмов предупреждения и нейтрализации социальных и межнациональных конфликтов, а также противодействия участию российских граждан в деятельности преступных и террористических группировок за рубежом (п. 47);

– принятие мер для повышения защищенности граждан и общества от деструктивного информационного воздействия со стороны экстремистских и террористических организаций, иностранных специальных служб и пропагандистских структур (п. 47);

– развитие Организации Договора о коллективной безопасности, превращение ее в универсальную международную организацию, способную противостоять региональным вызовам и угрозам военно-политического и военно-стратегического характера, включая международный терроризм и экстремизм (п. 90);

– выстраивание полноценного партнерства с Соединенными Штатами Америки на основе совпадающих интересов, в том числе в сфере борьбы с терроризмом (п. 98).

Наши рекомендации