Национальной безопасности РФ
Действия государства по обеспечению национальной безопасности регламентируются специально создаваемой правовой нормативной базой. К середине 90-х годов ХХ столетия в российском законодательстве начинает формироваться правовая система обеспечения безопасности государства. Она представляла собой совокупность взаимосвязанных, внутренне согласованных основополагающих нормативных правовых актов, содержащих юридические принципы и нормы, направленные на правовое регулирование общественных отношений в сфере обеспечения национальной безопасности с целью их упорядочения, охраны и развития в соответствии с общественными потребностями [48].
Под понятием «правовая основа обеспечения национальной безопасности»в теоретическом смысле представляется совокупность различающихся по юридической силе и относящихся к различным отраслям права норм, отражающих существо процессов, происходящих в сфере обеспечения национальной безопасности, составляющих единую систему, способствующую совершенствованию механизма правового обеспечения конкретных видов национальной безопасности [49].
Разработка и реализация документов по обеспечению национальной безопасности любого государства связана со взвешенным подходом законодателя в оценке базовых интересов личности, общества и государства. По подсчетам исследователей в РФ принят целый ряд актов, являющихся исходной нормативно-правовой основой для обеспечения безопасности личности, государства и общества. В частности, в 2014 году в правовое регулирование вопросов, касающихся отдельных видов безопасности, осуществлялось на основании более чем 70 федеральных законов, 200 указов Президента РФ, около 500 постановлений Правительства РФ, а также других подзаконных актов [50].
Нормативно-правовую базу в нашей стране образуют Конституция РФ, федеральные конституционные законы, федеральные законы, нормативные правовые акты Президента РФ и Правительства, международные договоры и соглашения РФ в сфере обеспечения международной и национальной безопасности.
Так, в законе «О безопасности» 2010 года зафиксировано, что «правовую основу обеспечения безопасности составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, принятые в пределах их компетенции в области безопасности» (ст. 5) [51].
Рассмотрим данную проблему более подробно.
Несомненно, что основу системы правовой защиты безопасности государства составляет Конституция Российской Федерации.
В Конституции Российской Федерации 1993 года содержатся конкретные указания, как на различные аспекты безопасности, так и на ее виды. Например, конституционный институт прав и свобод человека и гражданина служит важнейшей характеристикой не только безопасности личности, но и не в меньшей степени – общества, государства. Как абсолютно справедливо указывал С.Ю. Чапчиков, права человека могут рассматриваться в качестве действенного институционно-правового средства достижения национальных интересов, способного обеспечивать гражданский мир и согласие общества на основе достижения справедливого баланса между государственными (публичными) и индивидуальными (частными) интересами [52].
В частности, наряду с провозглашением личных прав и свобод (гл. 2) указаны и ограничения содержания отношений в данной сфере: не допускается пропаганда или агитация, возбуждающая социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду (ст. 29, п. 2); свободное содержание информации ограничивается государственной тайной (ст. 29, п. 4). Помимо этого, ст. 55 констатирует, что права и свободы могут ограничиваться в интересах обороны страны и безопасности государства. Распространение сведений, которые могут причинить ущерб интересам обороны и безопасности государства, запрещено. Ст. 56 посвящена безопасности граждан, ст. 37 (ч. 3) – безопасности труда. Конкретных видов безопасности касаются: ст. 114 (ч. 1, п. «д») – государственная безопасность; ст. 71 (п. «м») – оборона и безопасность; ст. 72 (ч. 1, п. «б») – общественная безопасность; ст.72 (ч. 1, п. «д») – экологическая безопасность.
Ряд авторов (Ю.И. Мигачев, Н.А. Молчанов, М.Ф. Гацко)[53], подсчитав, сколько раз в Конституции РФ 1993 года употребляется сам термин «безопасность» сделали вывод, что в Конституции Российской Федерации понятие безопасность употребляется в различных значениях, как в узком, так и в широком понимании этого слова. В широком смысле речь идет о безопасности в целом. В узком смысле – относительно различных видов безопасности.
И мы на конституционном уровне убеждаемся, что Основной закон демонстрирует нам прямые указания на обеспечение безопасности уже известной триады: личность, государство, общество.
Таким образом, можно констатировать, что Конституция РФ 1993 года, в данном случае, оценивается нами как нормативно-правовая основа для разрешения социальных противоречий, средство достижения баланса интересов во взаимоотношениях личности, общества и государства. Другими словами, сущностная характеристика Конституции проявляется в том, что она является юридически узаконенным балансом интересов всех социальных групп общества, мерой достигнутого в обществе и государстве баланса между властью и свободой. Именно на этой основе возможно достижение реальной, конституционно гарантированной безопасности личности, общества и государства[54].