Национальной безопасности в РФ
С конца ХХ столетия широкое распространение в России получило понятие «безопасность» в самых разных определениях и интерпретациях: национальная, глобальная, общественная, экономическая, региональная и т.п. Это понятие вошло в научный оборот, употребляется в законодательных актах, разнообразных средствах массовой информации.
Прежде, чем перейти непосредственно к проблеме выяснения понятийного аппарата теории национальной безопасности РФ, вспомним несколько базовых моментов.
Во-первых , основные элементы национальной безопасности – это:
– безопасность личности, где основные объекты безопасности личности – ее права и свободы;
– безопасность общества, где ее объекты – материальные и духовные ценности общества;
– безопасность государства, где объекты безопасности – конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность.
Вопрос об объектах и субъектах национальной безопасности вообще не нашел единого толкования у российских исследователей. Сформировать представление о безопасности вряд ли возможно, если не определить понятия «объект» и «субъект» безопасности. Фактически, это все, кто создают безопасность, и все, кто пользуются ею.
Общепринято утверждение, что то, безопасность чего требуется обеспечить, – это объект безопасности, а тот, кто эту безопасность обеспечивать должен, – субъект безопасности.
Одной из традиций российской правовой школы в решении данной проблемы являлись основные положения Закона «О безопасности» от 5 марта 1992 года (ст.1,2), (далее – закон «О безопасности» 1992 года) где личность, общество и государство одновременно признавались и объектами, и субъектами безопасности и ее обеспечения[17]. Данные статьи Закона вообще не имели у исследователей однозначного толкования. Кто то, поэтому, относил к объектам безопасности интересы личности, общества, государства. Ряд авторов называл здесь личность, её права и свободы, общество, его материальные и духовные ценности, государство, его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность. Самое интересное, что ФЗ «О безопасности» от 28 декабря 2010 года[18] (далее – закон «О безопасности» 2010 года) вообще исключил данную проблему, и в нем нет четких отсылок ни к объектам, безопасность которых требуется обеспечить, ни к субъектам, которые должны это делать.
Мы разделяем позицию Г.А. Атаманова, что без указания объекта, безопасность которого требуется обеспечить, понятие «безопасность» является неопределенным, лишенным смысла. Выбор объекта безопасности не только делает само понятие определённым, но в известной степени и предопределяет содержание работ по её обеспечению. В свою очередь содержание работ указывает на того, кто их должен осуществлять, т.е. на субъекта безопасности[19].
Следует отметить, что Г.А. Атаманов вообще высказывает крайне интересный взгляд на понимание вопроса, но его подход, как нам кажется, более философский. Сам автор не может его четко формализовать в правовую норму.
Доктор юридических наук И.Б. Кардашова писала, что объектами национальной безопасности выступают конституционный строй, государственный суверенитет, права и свободы человека и гражданина; субъектами – органы государственной власти и местного самоуправления, общественные объединения и граждане[20].
Если исходить из логики Стратегии национальной безопасности РФ, подписанной Президентом 31 декабря 2015 года[21] (далее – Стратегия национальной безопасности 2015 года), то обеспечение национальной безопасности связано в ней с защитой определенных элементов. Это – оборона страны; государственная и общественная безопасность; качество жизни российских граждан; экономический рост; наука, технологии и образование; здравоохранение; культура; экология живых систем и рациональное природопользование; стратегическая стабильность и равноправное стратегическое партнерство (раздел IV«Обеспечение национальной безопасности»). Собственно, в данном случае, они могут рассматриваться как объекты национальной безопасности.
Во-вторых, в зависимости от характера угроз существует внешняя и внутренняя безопасность:
– внешняя понимается как защищенность жизненно важных интересов личности, общества и государства от угроз, исходящих из-за рубежа;
– внутренняя безопасность представляется как защищенность жизненно важных интересов указанной триады от внутренних угроз.
В-третьих, государственная политика России в вопросах обеспечения национальной безопасности разрабатывается и реализуется на двух уровнях: федеральном и региональном, где защита от внешних угроз – задача федерального уровня, а защита личности от внутренних угроз, как правило, задача регионального уровня[22].
Впервые на законодательном уровне термин «национальная безопасность» был использован в Федеральном законе от 20 февраля 1995 года № 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации» (утратил силу)[23].
Сегодня базовые положения теории национальной безопасности представлены в I главе Стратегии национальной безопасности 2015 года, пришедшей на смену Стратегии национальной безопасности РФ до 2020 года, принятой 12 мая 2009 году [24] (далее – Стратегия национальной безопасности 2009 года). Она, в свою очередь, стала заменой Концепции национальной безопасности РФ от 17 декабря 1997 года[25] (далее – Концепция национальной безопасности).
С правовой точки зрения очень важно, что в новой Стратегии национальной безопасности предпринята попытка четко определить основные понятия, которые ранее неоднозначно формулировались в разных правовых актах, и, в первую очередь, само понятие национальная безопасность (табл. 1).
Таблица 1
Понятие «национальная безопасность»
Концепция национальной безопасности | Стратегия национальной безопасности 2009 года | Стратегия национальной безопасности 2015 года |
национальная безопасность– это безопасность ее многонационального народа как носителя суверенитета и единственного источника власти в Российской Федерации (преамбула). | национальная безопасность – состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, которое позволяет обеспечить конституционные права, свободы, достойные качество и уровень жизни граждан, суверенитет, территориальную целостность и устойчивое развитие Российской Федерации, оборону и безопасность государства (п.6) | национальная безопасность – это состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, при котором обеспечиваются реализация конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации, достойные качество и уровень их жизни, суверенитет, независимость, государственная и территориальная целостность, устойчивое социально-экономическое развитие Российской Федерации (п.6) |
Более подробно рассмотрим данные термины.
Стратегия национальной безопасности 2009 года сохраняла определенную преемственность с Концепцией национальной безопасности, но делала акцент не просто на защиту жизненно важных интересов, а на безопасность через развитие. То есть, мы с вами впервые видим абсолютно новое фундаментальное положение о взаимосвязи и взаимозависимости устойчивого развития государства и общества и обеспечения национальной безопасности. Понятие устойчивого развития уже было известно в современной России, но, в основном, его связывали с экологической составляющей. Еще в 1996 году была принята так называемая Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию[26].Но в Стратегии национальной безопасности 2009 года просматривался новый подход к пониманию устойчивого развития через неразрывную связь с безопасностью, где подчеркивалось, что обеспечение безопасности возможно только через устойчивое развитие. Понятие «устойчивое» необходимо особо подчеркнуть! Об этом очень интересно писали С.Н. Бабурин, А.Д. Урсул. До рубежа второго и третьего тысячелетий проблемы развития и обеспечения безопасности, как правило, были разделены в их теоретическом осмыслении и практической реализации. Однако сейчас, в начале XXI века, формируется понимание их неразрывной взаимосвязи. Осознание неразрывной взаимосвязи развития и безопасности привело к формулировке положения о возможности обеспечения безопасности через развитие, а если говорить точнее – через устойчивое развитие. Данный тезис прозвучал в 2000 году в докладе бывшего Генерального секретаря ООН Кофи Аннана, отметившего, что «справедливое и устойчивое развитие является одним из необходимых условий обеспечения безопасности, однако обеспечение минимальных стандартов безопасности, в свою очередь, является одной из предпосылок развития. Стремление решать одну задачу в отрыве от другой не имеет большого смысла»
На заседаниях Совета Безопасности РФ неоднократно отмечалось, что основная концептуальная идея обсуждаемой и принимаемой Стратегии национальной безопасности РФ заключается в обеспечении безопасности через развитие. Принципиально важным является включение понятия устойчивого развития в саму «ткань» Стратегии национальной безопасности РФ.
Еще 13 июня 1996 года в Послании Президента РФ «О национальной безопасности» подчеркивалось, что «на данном историческом этапе развития, основной задачей уже сегодня (а тем более в XXI веке) становится не увеличение объема потребления ресурса, а обеспечение устойчивого развития. Безопасными сегодня можно считать те общества и государства, которые придерживаются ценностей и практики демократического развития как на национальном, так и на международном уровнях. Опасными – те общества и государства, которые ориентируются на узкопрагматичные цели, провоцирующие нарушение устойчивости существующих систем, что ведет человечество к глобальной катастрофе. Россия, несмотря на свои особенности, являясь органической частью общемировой цивилизации, будет накапливать позитивный опыт демократического развития. Российское государство будет не только нести за это ответственность, но и трансформироваться в соответствии с требованиями и принципами нового цивилизационного порядка, внося тем самым свой вклад в развитие мира в целом».
Возникает вопрос: можно ли говорить о том, что наша страна идет по пути устойчивого развития, если в стране и в мире в целом развертывается глобальный экономический кризис? И нужно ли в этих условиях стремиться к стратегическому планированию будущего?
За последнее десятилетие органами государственной власти решены масштабные задачи в области устойчивого развития России и обеспечения национальной безопасности. Это означает, что принятая в 1996 году Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию в какой-то мере уже реализуется нашей страной. Вряд ли можно считать, что Россия добилась существенных успехов в плане экологии и природопользования или сделала значительный шаг на пути преодоления сырьевой ориентации своей экономики. Именно с этой экологической точки зрения многие оценивают движение нашей страны к устойчивому развитию. Однако экологические проблемы, приоритетные для прогресса по пути устойчивого развития, не являются единственными для России. Нужно иметь в виду, что понятие устойчивого развития системно-комплексное, и незначительные результаты в экологической области вполне могут компенсироваться другими позитивными эффектами на пути к устойчивости. К достижениям в других областях относятся многие позитивные политические и социально-экономические преобразования и реформы: укрепление государственности, усиление институтов гражданского общества, переход национального законодательства на качественно новый уровень, особенно в сфере защиты конституционных прав человека, укрепление национальной обороны, а также общественной и государственной безопасности, устранение ряда угроз экологической и информационной безопасности, создание возможностей более быстрого развития высокотехнологичных отраслей экономики и появление реальных условий перехода на инновационные механизмы развития и другие результаты, отмеченные в Стратегии национальной безопасности 2009 года.
Вместе с тем, особенно в условиях современного мирового финансово-экономического кризиса, появились негативные тенденции, которые можно квалифицировать как опасности и угрозы на пути дальнейшего системного продвижения по пути устойчивого развития России. Эти негативные тенденции проявляются прежде всего в социально-экономический сфере: растет безработица, идет снижение темпов экономического развития, в сложных условиях функционирует банковская система, все больше появляется очагов социальной напряженности, усиливается инфляция, и впервые за многие годы принимается дефицитный бюджет страны. Появляются новые стратегические риски и негативные тенденции в условиях глобального экономического кризиса, нарушающего стабильное поступательное развитие страны.
Чтобы существенно уменьшить эти опасности и угрозы, в Стратегии национальной безопасности 2009 года было решено положить в ее основу фундаментальное методологическое положение о взаимосвязи и взаимозависимости устойчивого развития государства (и общества) и обеспечения национальной безопасности. Но если Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию имела в основном экологический «акцент», то в Стратегии национальной безопасности 2009 года можно уже констатировать новое видение проблем устойчивого развития сквозь «призму» национальной безопасности в более широком, чем экологическая, ее понимании.
Стратегия национальной безопасности 2009 года, по мнению С.Н. Бабурина, представляла собой не только Стратегию национальной безопасности нашей страны, но и новую версию российской концепции перехода к устойчивому развитию с позиции обеспечения безопасности нашей страны, так и всего мирового сообщества.
И кризис, охвативший весь мир, не может и не должен быть основанием для того, чтобы мы сузили горизонты нашего планирования на будущее. В XXI веке может и даже должен произойти крутой поворот в человеческой истории, который по своей значимости вряд ли сравнится со всеми предыдущими революционными изменениями прошлого. Имеется в виду переход к устойчивому развитию как инновационной форме и «спасительной» магистрали выживания цивилизации. Этот переход будет осуществляться, хотя и с огромными трудностями, но как вполне осознанный выбор всего человечества, во всяком случае, той части народов и государств, которая входит в ООН.
Смысл грядущего инновационно-стратегического поворота истории заключается в том, чтобы спасти человечество от предполагаемой гибели, от угрожающих в условиях глобализации разного рода кризисов и приближающихся планетарно–космических катастроф, вызванных не столько внешними причинами, сколько самим предыдущим и нынешним опасно-неустойчивым развитием цивилизации. Именно в самом этом все менее безопасном развитии скрывается «механизм», ведущий к быстрой деградации, а по сути, к скорому либо медленному самоуничтожению человечества. Обеспечить необходимую безопасность человечества на длительную стратегическую перспективу в условиях саморазрушающего развития в принципе невозможно, необходимо менять сам тип развития, в котором безопасность обеспечивалась бы через неразрушающее стабильно-сбалансированное развитие.
Вполне понятно, что, исследуя проблему взаимосвязи устойчивого развития и безопасности, следующую из осознания необходимости перехода к новой цивилизационной парадигме, прежде всего необходимо исходить из того, какое место будет занимать в ней Россия. И в этой связи, конечно, речь идет об обеспечении национальной безопасности, само определение которой в Стратегии национальной безопасности 2009 года неразрывно связано с понятием устойчивого развития.
Следует подчеркнуть, что, несмотря на всю специфику «собственного пути» дальнейшего развития каждой страны, на магистраль устойчивого развития можно вступить лишь всем мировым сообществом. Например, и это отмечается в Стратегии национальной безопасности 2009 года, формирование благоприятных условий для устойчивого развития России на долгосрочную перспективу достигается за счет обеспечения стратегической стабильности, в том числе путем последовательного продвижения к миру, свободному от ядерного оружия, и создания условий равной безопасности для всех. Такой подход может показаться преждевременным и утопичным. Ведь многие страны, признавая на словах приоритеты устойчивого развития, на деле пекутся о своих собственных интересах в рамках старой, т.е. неустойчивой модели развития. Однако ни для России, ни для США, ни для иной страны такая «двойная бухгалтерия» не пройдет. Конец ей может положить глобальная экологическая или иная мировая катастрофа. А в ней погибнут и те страны, которые временно стали богаче за счет других стран, и за счет бездумного разрушения природы. Попытки той или иной страны или их группы обеспечить себе особые условия за счет остальных стран и будущих поколений, за счет природы не улучшают глобальной социоприродной ситуации. Для мирового сообщества в целом, а тем более для биосферы, совершенно безразлично, какая страна в чем-то обгоняет других. Общая планетарная ситуация от идеологии силового соперничества и конфронтации в духе холодной войны только ухудшится.
Особенность современного этапа перехода от неустойчивого развития к новой безопасной стратегии поступательного движения заключается в преодолении противоречия между этими типами развития на национально–государственном и глобально–международном уровнях. Ведь Россия, двигаясь к устойчивому развитию, должна отстаивать свои национальные интересы и обеспечивать национальную безопасность. Однако национальные интересы и национальная безопасность должны оцениваться не только в рамках старой «системы координат» и ценностей модели неустойчивого развития. Для того чтобы приступить к реализации новой модели в национальных масштабах и следовать ей в грядущих преобразованиях, необходимо, чтобы эту модель приняли и другие страны, которые также не предпринимали бы действий в духе модели неустойчивого существования.
Вот почему оказывается, что продвижение нашей страны к устойчивому развитию в определенной степени лимитируется внешними, а лучше сказать, международными факторами и обстоятельствами. Каждая страна, начиная движение по пути «национальной устойчивости», хотела бы видеть такого же рода шаги и других стран. И если мы чем-то жертвуем (или какая-то другая страна), то это должно идти на пользу всему человечеству, а не только группе избранных стран. Национальное и глобальное движение по пути устойчивого развития должно и будет представлять собой путь международного консенсуса, партнерства и взаимовыгодных договоренностей, а не силового навязывания своих корпоративно-групповых интересов и доминирования одной коалиции стран над другими.
Новая цивилизационная модель потребует нового ранжирования стратегических приоритетов, ценностей, интересов, по сути дела, иного их понимания в условиях глобального перехода к устойчивому развитию[27].
Мы вынуждены были прибегнуть к столь значительной цитате, но сделано это лишь потому, что С.Н. Бабурин и А.Д. Урсул крайне понятно объяснили принципиально новое методологическое положение теории национальной безопасности РФ о связи безопасности и устойчивого развития.
Соответственно, в Стратегиях национальной безопасности РФ речь идет именно об устойчивом развитии, так как это тот реальный и возможный тип развития, который ведет к прогрессивному развитию общества (деградационные и разрушительные процессы укладываются в философское понятие «развитие», отражая его регрессивную ветвь).
Обратите внимание, что в таблице 1, где представлены понятия «национальная безопасность», жирным шрифтом выделены несколько положений. В данном случае определены изменения в рассматриваемом термине, по сравнению с аналогичным термином Стратегии национальной безопасности 2009 года. Соответственно, акцент смещен с «обеспечения» конституционных прав и свобод…на их реализацию, а представленный в предыдущей Стратегии новый подход «безопасность через развитие» выделяет именно социально–экономическое развитие, так как и обороноспособность государства, и политическая стабильность, и социальная стабильность общества определяется уровнем экономического развития страны и качеством жизни ее граждан.
Необходимо привести мнение и других авторов, в частности, Д.В. Ирошникова и С.Л. Гайдук. Они, сравнивая понятия, отмечали: во-первых , словосочетание «территориальная целостность» как объект национальной безопасности было заменено (как в понятии национальной безопасности, так и по всему тексту документа) на словосочетание «государственная и территориальная целостность». Это изменение представляется им необходимым, поскольку нарушение государственной целостности не всегда может повлечь нарушение целостности территории. Более того, Конституция РФ содержит понятия «государственная целостность», «территориальная целостность», «целостность Российской Федерации» (данную категорию уместно рассматривать и как территориальную, и как государственную целостность).
Во-вторых, разработчики Стратегии национальной безопасности 2015года после категории «суверенитет» добавили в понятие национальной безопасности категорию «независимость». Несмотря на то, что суверенитет означает полную независимость государства от других государств в его внутренних делах и внешних отношениях, это изменение можно объяснить следующим. Суверенитет – политическое понятие, означающее прежде всего независимость государственной власти, в то время как новая категория «независимость» рассматривается в более широком смысле (например, продовольственная независимость, энергетическая независимость и т. п.).
В-третьих, словосочетание «устойчивое развитие Российской Федерации» было заменено на «устойчивое социально-экономическое развитие Российской Федерации». Данное изменение явилось отражением закрепленного в п. 5 Стратегии национальной безопасности 2015года положения о «неразрывной взаимосвязи и взаимозависимости национальной безопасности Российской Федерации и социально–экономического развития страны». Не умаляя важность социально–экономического развития страны, Д.В. Ирошникова и С.Л. Гайдук отмечали, что в данном случае это изменение существенно сужает смысл объекта защиты, поскольку государство должно обладать устойчивым развитием и в иных сферах помимо социально-экономический[28].
Понимание безопасности как состояния защищенности в настоящее время получило наибольшее распространение и принято многими отечественными исследователями в качестве концептуального основания проводимых теоретических изысканий.
Однако и в этом подходе, считают некоторые авторы, есть проблема. Трактовка понятия «безопасность» как состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, не в полной мере отражает ее сущность[29]. Исследователи указывают на то, что безопасность характеризуется не степенью защищенности от внешних и внутренних угроз, а уровнем условий для существования, функционирования и развития самой системы (общества, государства и проживающих в нем людей). Защитить значит сохранить, спасти от кого-либо, чего-либо неприятного, враждебного, опасного, т.е. безопасность как состояние защищенности предполагает в буквальном смысле наличие угроз и противодействие им; если таковых нет, то вроде бы проблема безопасности снимается.
Крайне своеобразный подход демонстрирует Г.А. Атаманов. Не имея возможности подробно останавливаться на его оригинальных идеях, сформулируем базовый для рассматриваемой проблемы момент. Безопасность – это не состояние защищённости, безопасность следует понимать как ситуацию, при которой объекту безопасности не может быть причинён вред в виде его деструкции, дисфункции, ухудшения условий существования[30].
И одним из последних важнейших новых моментов в формулировке понятия «национальная безопасность» в Стратегии национальной безопасности 2015 года является то, что были впервые четко сформулированы виды национальной безопасности.
Не существовало строгого законодательного оформления видов безопасности. Не решал, а, пожалуй, еще более запутывал ситуацию, и ФЗ «О безопасности» 2010 года.
В Стратегии национальной безопасности 2015 года четко показано, что национальная безопасность является комплексом составляющих ее видов безопасности и включает в себя оборону страны и все виды безопасности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и законодательством Российской Федерации, прежде всего государственную, общественную, информационную, экологическую, экономическую, транспортную, энергетическую безопасность, безопасность личности (п. 6).
Соответственно:
– внесена определенная ясность в спор о возможности взаимозамены терминов «государственная» и «национальная» безопасность, и показано, что отождествлять два этих понятия категорически недопустимо;
– обобщен перечень видов национальной безопасности РФ, что, таким образом, дает возможность разрабатывать соответствующую методику обнаружения и противоборства вызовам и угрозам нашей национальной безопасности;
– предоставлен еще один весомый довод участникам научной дискуссии по вопросу, является ли общественная безопасность видом безопасности национальной.
Но в вопросе соотношения государственной и общественной безопасности Стратегия национальной безопасности 2015 года повторила широко критикуемый подход своих предшественников. В разделе IV «Обеспечение национальной безопасности» сохраняется никак не объясненное объединение указанных видов безопасности союзом «и», то есть, по-прежнему, выделяются общие цели обеспечения государственной и общественной безопасности.
В Стратегии национальной безопасности 2015 года подчеркивается, что состояние национальной безопасности напрямую зависит от степени реализации стратегических национальных приоритетов. Таким образом, мы с вами видим, что в действие включается принцип «безопасность – через стратегические национальные приоритеты.
Стратегические национальные приоритеты.Обратимся к пониманию данного термина, сравнив его изложение в Стратегиях национальной безопасности РФ (табл. 2).
Таблица 2
Развитие понятие «национальный приоритет»
Стратегия национальной безопасности 2009 года | Стратегия национальной безопасности РФ года |
стратегические национальные приоритеты – важнейшие направления обеспечения национальной безопасности, по которым реализуются конституционные права и свободы граждан Российской Федерации, осуществляются устойчивое социально-экономическое развитие и охрана суверенитета страны, ее независимости и территориальной целостности (п.6). | стратегические национальные приоритеты– это важнейшие направления обеспечения национальной безопасности (п.6). |
Соответственно, в новом определении отказались от перечисления конкретных направлений обеспечения национальной безопасности, заменив их синонимом – «важнейшие».
Обеспечение национальной безопасности будет только тогда действенным, реальным процессом, если будет привязано к конкретным стратегическим национальным приоритетам, которые есть в нашей стране.
Стратегические приоритеты Российской Федерации – это система крупномасштабных принципиально важных долговременных решений по первоочередным целям, задачам и мерам, направленным на всестороннее развитие государства, обеспечение национальной безопасности, конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации, отстаивания и сохранения суверенитета страны, ее независимости и государственной целостности, обеспечение стратегической стабильности, глобальной и региональной безопасности Российской Федерации и ее союзников, опираясь на располагаемые ресурсы и учитывая оценки существующих и прогнозируемых рисков.
Стратегические приоритеты Российской Федерации определяются политическими решениями Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации на основе которых разрабатываются стратегические программы и национальные приоритетные проекты по развитию государства, сохранению стабильности и защите национальных интересов, обеспеченные ресурсами государства для их практической реализации.
На формирование стратегических приоритетов оказывают влияние ряд факторов, среди которых можно выделить несколько следующих:
– стратегическое видение экономического, политического и социального развития государства;
– экономические, политико-дипломатические, социальные и военные стратегические программы и национальные проекты по обеспечению реализации жизненно важных национальных интересов государства;
– располагаемые ресурсы по реализации стратегических программ и проектов;
– политические решения по стратегическим вопросам развития, сохранения стабильности и защищенности государства.
С учетом степени влияния этих факторов Президент Российской Федерации ежегодно в своих посланиях Федеральному Собранию Российской Федерации определяет стратегические цели и стратегические приоритеты Российской Федерации в экономике, внешней и внутренней политике, научно–технической политике и обеспечении национальной безопасности[31].
Соответственно, стратегический национальный приоритет должен иметь конкретное оформление в виде четко сформулированной цели.
Следует подчеркнуть, что определенный стратегический национальный приоритет к какому-то моменту может быть выполнен, но это не означает, что в дальнейшем он не сохранит свою актуальность. Его реализация просто будет регулироваться, исходя из перемен внутреннего и внешнего характера. Данный тезис прекрасно иллюстрируется материалами Стратегий национальной безопасности РФ 2009 и 2015 годов.
В Стратегии национальной безопасности 2009 года было представлено два взаимосвязанных комплекса приоритетов: приоритеты национальной безопасности, они сформулированы в п. 23 как основные приоритеты национальной безопасности Российской Федерации. Это:
– национальная оборона;
–государственная безопасность;
– общественная безопасность.
Помимо этого, п. 24, выделяются и приоритеты устойчивого развития страны:
– повышение качества жизни российских граждан путем гарантирования личной безопасности, а также высоких стандартов жизнеобеспечения;
– экономический рост, который достигается прежде всего путем развития национальной инновационной системы и инвестиций в человеческий капитал;
– наука, технологии, образование, здравоохранение и культура, которые развиваются путем укрепления роли государства и совершенствования государственно-частного партнерства;
– экология живых систем и рациональное природопользование, поддержание которых достигается за счет сбалансированного потребления, развития прогрессивных технологий и целесообразного воспроизводства природно-ресурсного потенциала страны;
– стратегическая стабильность и равноправное стратегическое партнерство, которые укрепляются на основе активного участия России в развитии многополярной модели мироустройства.