Политическая культура и ее типы.
Часть АВ.
1. Верны ли следующие суждения об участии граждан в политической жизни в демократическом обществе?
А. Формой непосредственного участия граждан в политической жизни является общественное обсуждение законопроекта.
Б. Граждане могут участвовать в политической жизни, обращаясь в государственные органы.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
2. Верны ли следующие суждения об участии граждан в политике?
А. Граждане современных демократических государств могут участвовать в политике через избранных представителей.
Б. Для участия в политической жизни гражданам необходимо иметь специальное образование.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
3. Верны ли следующие суждения об участии граждан в политической жизни?
А. Граждане участвуют в политической жизни посредством выборов и референдумов.
Б. Граждане участвуют в политической жизни, направляя свои обращения в органы государственной власти.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
4. Прочитайте приведённый текст, каждое положение которого отмечено буквой.
(А)В государстве Z периодически проводятся парламентские выборы, однако на них представлены только кандидаты от правящей партии. (Б)Вызывает опасение то, что в средствах массовой информации представлена только позиция правительства. (В)Вероятно, в стране Z установлен антидемократический режим.
Определите, какие положения текста
1) отражают факты
2) выражают мнения
5. Прочитайте приведённый текст, каждое положение которого отмечено буквой.
(А) С начала XXI века в стране Z проводится реформа государственной власти. (Б) По данным статистических исследований, доля граждан, в полной мере реализующих свои политические права и свободы, увеличилась вдвое. (В) Результаты преобразований, скорее всего, совпали с надеждами реформаторов.
Определите, какие положения текста
1) отражают факты
2) выражают мнения
6. Прочитайте приведенный текст, каждое положение которого отмечено буквой.
(А)Философы утверждают, что понятие свобода имеет много значений. (Б)Думается, что ценность свободы для личности и общества несколько преувеличивается некоторыми либералами. (В)Поступки, продиктованные стремлением к свободе, часто не приносят людям ничего хорошего.
Определите, какие положения текста
1) отражают факты
2) выражают мнение
Текст 1.
Средства массовой информации (СМИ) выполняют многообразные функции: информирование населения о событиях, происходящих в стране и мире; образование и социализация; реклама. СМИ оказывают влияние почти на все стороны жизни общества, включая политику, здравоохранение, образование, религию. Один из зарубежных политологов, говоря о функциях СМИ, называл: наблюдение за миром (сбор и распространение информации); «редактирование» (отбор и комментирование информации); формирование общественного мнения; распространение культуры.
Очень важно, что СМИ занимаются политическим просвещением населения. Кроме того, они выполняют роль «сторожевой собаки общественных интересов». Средства массовой информации — важнейшие инструменты реализации политического процесса.
Знаменательно, что в современной политологии СМИ характеризуют такими пышными титулами, как «великий арбитр», «четвёртая ветвь власти», наряду с другими ветвями власти и т.д. Вера во всемогущество телевидения настолько велика, что иные политические деятели считают: тот, кто контролирует телевидение, контролирует всю страну. Политику невозможно представить себе без прессы, радио и телевидения. Можно уверенно утверждать, что в тех грандиозных переменах, которые в настоящее время переживает наша страна, не последнюю роль играют СМИ. Более того, можно даже утверждать, что в советские годы в условиях отсутствия оппозиционных партий, сколько-нибудь значимых организаций и союзов, способных бросить реальный вызов тоталитарной системе, СМИ сыграли роль своего рода организатора и мощного стимулятора тех сил, которые, в конечном счёте, способствовали политическому поражению этой системы.
(Текст дан на основе отрывка из кн.: Гаджиев К. С. «Политическая наука»)
1. Выделите основные смысловые части текста. Озаглавьте каждую из них (составьте план текста).
2. В тексте рассмотрены функции СМИ в современном обществе. Назовите любые четыре из них.
3. Найдите в тексте и выпишите два объяснения того, почему СМИ называют «четвёртой властью».
4. В тексте говорится, что СМИ выполняют роль «сторожевой собаки общественных интересов». Приведите три примера выполнения СМИ этой роли.
5. Между учащимися возник спор об определении СМИ как четвёртой власти. Один убеждал всех, что СМИ являются реальной властью, другой настаивал на том, что это лишь образное выражение, придуманное самими журналистами. Используя содержание текста и обществоведческие знания, личный социальный опыт, приведите по одному аргументу (доводу) в защиту каждой из позиций.
6. Согласны ли Вы с содержащимся в тексте положением о том, что «тот, кто контролирует телевидение, контролирует всю страну»? С опорой на текст и знания обществоведческого курса приведите два аргумента (объяснения) своего мнения.
Текст 2.
Одной из опасностей для развития общества является рост бюрократического аппарата, чиновничества. Чем больше разрастается бюрократия и чем сильнее становится её власть, тем скорее она из слуги общества делается его господином; тем скорее начинает свои собственные профессиональные интересы ставить выше интересов общества; тем больше в ней увеличивается коррупция, волокита, узость интересов.
Как может общество противостоять подобной опасности обюрокрачивания? За века истории удалось выработать механизмы общественного контроля за властью. Подчинение бюрократии обществу; критика должностных тайн свободной печатью; противопоставление бюрократическим органам свободно образуемых партийно-политических организаций, представляющих гражданское общество; существование рядом с централизованной верхушкой государственной бюрократии — правительством — централизованного организма, существующего милостью народа и действующего силой народа, то есть парламента, — всё это становится потребностью не только для народных масс, но и для самого государства, все силы которого начинают вырождаться, если народу не удаётся добиться введения этих политических установлений.
Так возникает современная демократия, которая является уже не первобытной демократией рода, общины, но демократией государства, которое лишь благодаря ей превращается в современное государство.
(Адаптировано по ст. «От демократии к государственному рабству» К. Каутского)
1. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
2. Назовите три признака бюрократизации общества, приведённые в тексте.
3. Какие механизмы контроля за властью необходимы, по мнению автора текста, для преодоления бюрократизации государства? (Назовите три механизма (способа)).
4. В тексте упоминаются организации гражданского общества. Используя содержание текста и обществоведческие знания, приведите два любых признака и два примера таких организаций.
5. Автор пишет о том, что благодаря демократии государство становится современным. Согласны ли Вы тем, что современное государство основано на демократии? С опорой на текст, обществоведческие знания и факты общественной жизни приведите два аргумента (объяснения) в защиту своей позиции.