Русские земли в XIII – XV вв. Возвышение Москвы.
1.Русские земли и монгольская держава.
2. Русские земли и Литва: проблемы взаимовлияния.
3.Объединение русских земель вокруг Москвы. Складывание Московского государства.
Понятия и термины:
Баскак — представитель татаро-монгольского хана, ведавший сбором дани и учетом населения на завоеванных землях.
Золотая Орда — феодальное государство монголов, основанное в начале 40-х гг. XIII в. ханом Батыем. В состав Золотой Орды входили Западная Сибирь, Северный Хорезм, Волжская Болгария, Северный Кавказ, Крым, Кипчакское ханство. Русские княжества находились в вассальной зависимости от Золотой Орды. В XV в. в результате междоусобной борьбы Золотая Орда распалась на Сибирское, Казанское, Крымское, Астраханское и другие ханства.
Кормление— способ содержания должностных лиц за счет местного населения на Руси до середины XVI в. Великий или удельный князь посылал в города или волости бояр в качестве наместников и волостелей, которых население было обязано содержать в течение всего срока службы. В результате земской реформы 1555—1556 гг. система кормления была ликвидирована.
Местничество — 1. Система распределения служебных мест среди феодалов в Русском государстве XIV—XVI вв. при назначении на военную, административную, придворную службу по знатности рода, положению предков, приближенности к властям, часто без учета способностей, личных заслуг. Отменено в 1682г. 2. Деятельность, направленная на решение местных интересов в ущерб общему делу.
Москва — третий Рим — политическая теория XV—XVI вв., обосновавшая всемирно-историческое значение столицы Русского государства Москвы как политического и церковного центра.
Орда — у тюркских и монгольских народов военно-административная организация, позже — становище кочевников, в Средние века — ставка правителя государства.
Ордынский выход — дань с русских земель Золотой Орде (XIII— XV вв.). Размер непостоянен. Данью облагалось все население, кроме духовенства.
Пожилое — пошлина, которую выплачивал крестьянин при уходе от своего владельца за неделю до и неделю после Юрьева дня осеннего. Пожилое впервые упоминается в Судебнике 1497 г. В конце XVI—XVII вв. в связи с отменой права ухода крестьян от своих владельцев пожилое исчезает.
Русское централизованное государство — образовалось вокруг Москвы, которая со временем стала столицей великой державы. Основа могущества Москвы была заложена при князе Иване Калите (1325—1340). При Иване III (1462—1505) объединение русских земель вступило в завершающую стадию. К Московскому княжеству были присоединены Новгород Великий (1478), Тверь (1485), чернигово-северские русские земли (начало XVI в.). В 1480 г., после известного "стояния на Угре", Русь окончательно освободилась от татарского ига. Процесс объединения земель был закончен в начале XVI в. Князь Василий III присоединил к Москве Рязанское княжество (1521), Псков (1510), Смоленск (1514). Окончательно сложилось при первых Романовых и завершилось формированием абсолютизма при Петре I в начале XVIII в.
Судебник Ивана III 1497 г. — сборник законов, сыгравших большую роль в ликвидации феодальной раздробленности, в централизации Русского государства и создании общерусского права. Источниками Судебника были Русская Правда, Псковская судебная грамота, уставные грамоты, великокняжеские уставы и др. Он установил единую систему государственных органов, определил их компетенцию, регламентировал судебные пошлины. Это был первый кодекс законов единой России. Он закрепил единое устройство и управление в государстве. Впервые в общегосударственном масштабе Судебник ввел правило, ограничивающее выход крестьян (Юрьев день), ввел уплату пожилого.
Тягло — в России XV начала XVIII в. денежные и натуральные государственные повинности посадских людей и крестьян; в XVIII—XIX вв. повинности крестьян в пользу помещиков.
Юрьев день (26 ноября) — дата, с которой в России связывалось осуществление права перехода крестьян от феодала к феодалу, так как к этому времени завершался годовой цикл сельскохозяйственных работ и происходил расчет по денежным и натуральным обязанностям крестьян в пользу их владельцев и по государственным налогам. В общегосударственном масштабе крестьянский выход был ограничен в Судебнике 1497 г. двухнедельным периодом — по неделе до и после Юрьева дня. Судебник 1550 г. подтвердил это положение. Право перехода крестьян было временно отменено с введением "заповедных лет", а затем запрещено законодательством 90-х гг. XVI в. Соборное уложение 1649 г. подтвердило этот запрет.
События и даты
1223 – битва на р. Калке
1237-1241 – завоевание Руси Монгольской империей
1240, 15 июля – Невская битва
1242, 5 апреля – Ледовое побоище
1242-1243 – образование Золотой Орды
1325-1340 – княжение Ивана Калиты.
1327 – антиордынское восстание в Твери
1359-1389 – княжение Дмитрия Донского
1378, 11 августа – битва на р. Воже
1380, 8 сентября – Куликовская битва
1382 – разорение Москвы Тохтамышем
1389 – 1425 – княжение Василия I
1395 – разгром Золотой Орды Тимуром
1410, 15 июля – Грюнвальдская битва
1425-1453 – междоусобная война в Московском княжестве
1425-1462 – княжение Василия II
1448 – установление автокефалии Русской церкви
1462-1505 – княжение Ивана III
1478 – присоединение Новгородской земли к Москве
1480 – «стояние» на р. Угре
1485 – присоединение Тверского великого княжества к Москве
1497 – принятие общерусского Судебника
Проблемные вопросы для самоподготовки:
1.Какое влияние оказало ордынское иго на социально-экономическое, политическое и культурное развитие средневековой Руси?
2.Чем было обусловлено превращение Москвы в центр политического объединения Северо-Восточной Руси?
3.Назовите два пути централизации и образования единых национальных государств. По какому пути шло образование русского централизованного государства?
4.Каковы причины и особенности образования Московского государства?
5.Когда Русь окончательно освободилась от монголо-татарской зависимости?
Творческие задания.
1.Какие события легли в основу литературных произведений XIV-XV в.в.? Прочитайте и расскажите.
2.Идеологическая концепция «Москва – Третий Рим». Автор ее – псковский монах Филофей – в послании Василию III доказывал, что первый Рим пал из-за ересей, второй (Византия, Константинополь) – из-за отступления от православной веры (унии с католичеством), Третий Рим – истинно христианский, Москва стоит, а четвертому не быть. Порассуждайте на данную тему.
3.Эссе на тему: «По Москве исторической…Столица XV-началаXVI в.в.», «Роль христианства в объединительном процессе».