СССР в 1985-1991 г.г. Перестройка. Распад СССР. Внутренняя политика и внешняя политика современной России.
Первое послесталинское десятилетие. Борьба в советском политическом руководстве после смерти И.В.Сталина. Реформаторские поиски в советском руководстве. Н.С.Хрущев. «Оттепель» в духовной сфере. Причины неудач реформаторов. Наступление «атомной эры» и развитие конфронтации социалистических и капиталистических государств. Ускоренное развитие отраслей ВПК. Корейская война 1950-1953 гг и Советский Союз. Карибский кризис (1962 г.).
Смена власти и политического курса в 1964 г. «Мягкая модель» сталинизма. Предпосылки и пределы экономических реформ 1965 г. Власть и общество в 1964 – 1984 гг. Л.И.Брежнев. Кризис господствующей идеологии. Причины политики ограничений и запретов в культурной жизни СССР. Диссидентское движение: предпосылки, сущность. Негативные тенденции в экономике СССР. Сельское хозяйство СССР 1965 – 1985 гг. – основные тенденции развития, нарастание кризисных явлений. СССР в системе международных отношений 1965 – 1985 гг. Советско-афганская война 1979 – 1988 гг. Причины и первые попытки реформирования системы в 1985 г. Перестройка в СССР 1985 – 1991 гг.: цели, основные этапы. М.С.Горбачев. Возрождение многопартийности в СССР. Изменение геополитического положения СССР. Распад мировой системы социализма в 1989 г. Попытка государственного переворота в 1991 г. и ее провал. Распад СССР: Беловежское соглашение.
Россия в 90-е гг. Изменения экономического и политического строя в России. Либеральная концепция российских реформ: переход к рынку, формирование гражданского общества и правового государства. Конституционный кризис в России 1993 г. и демонтаж системы власти Советов. Октябрьские события 1993 г. Конституция РФ 1993 г. Становление новой российской государственности (1993 – 2000 гг.). Россия на пути радикальной социально-экономической модернизации. Россия в мировом сообществе 1991 – 2000 гг: внешнеполитическая деятельность в условиях новой геополитической ситуации. Культура в современной России. Первое и второе президентства В.В. Путина. Президентство Д.А. Медведева. Избрание В.В. Путина президентом на третий срок. Государственная Дума. Многопартийность. Политические партии и электорат. Федерализм и сепаратизм. Разграничение властных полномочий центра и регионов. Террористическая угроза. Построение вертикали власти. Стратегия развития страны. Совершенствование строительства гражданского общества. Экономическое развитие в 2000-е годы. Финансовое положение. Рыночная экономика и монополии. Экономический подъем 1999-2008 гг. и кризис 2008 г. Структура экономики и задачи инновационного развития. Сельское хозяйство. Россия в системе мировой рыночной экономики
2. Методические рекомендации для подготовки к семинарским занятиям.
Семинар (от лат. «seminarium» - рассадник) – практическое учебное занятие, предполагающее коллективное обсуждение сообщений, докладов, рефератов, выполненных обучающимися самостоятельно. Он является средством развития у студентов культуры научного мышления и предназначен для углубленного изучения дисциплины, овладения методологией научного познания.
Главная цель семинарских занятий – овладение студентами навыками и умениями использования теоретического знания применительно к особенностям изучаемой отрасли.
Задачи:
- развитие творческого профессионального мышления;
- познавательная мотивация;
- профессиональное использование знаний в учебных условиях (навыки оперирования формулировками, понятиями, определениями; овладение умениями и навыками постановки и решения интеллектуальных проблем и задач, опровержения, отстаивания своей точки зрения);
- решение частных задач (повторение и закрепление знаний, контроль, общение);
В организации семинарских занятий реализуется принцип совместной деятельности, сотворчества. Реализуется поиск ответов учебной группой, возможность раскрытия и обоснования различных точек зрения у студентов. Такое проведение семинаров обеспечивает контроль за усвоением знаний и развитие научного мышления студентов.
Планы семинарских занятий.
История как наука.
1.Сущность, формы и функции исторического знания. Подходы к истории: формационный, цивилизационный.
2.Методы и источники исторической науки.
3.Отечественная историография в прошлом и настоящем.
Цели: охарактеризовать формы исторического знания, методы и источники изучения истории, раскрыть предмет, объект исторической науки; познакомить с развитием исторического знания на Руси и в России
Понятия и термины
Историография – 1) история исторической науки, а также совокупность исследований, посвященных определенной эпохе, теме, или совокупности исторических работ, обладающих единством содержания (например, российская, французская); 2) отрасль исторической науки, специальная историческая дисциплина, изучающая накопление исторических знаний, смену методологических направлений, истолкование исторических явлений и др.; 3) (устаревшее) само описание истории, исторического процесса (отсюда историограф - то же, что историк).
Историческое знание – это совокупность представлений человеческого общества в целом и отдельных социальных групп о своем прошлом, о прошлом человечества.
История -это наука, изучающая прошлую жизнедеятельность человечества во всей совокупности конкретных фактов, стремясь выявить причины и следствия происходивших событий, понять и оценить ход исторического процесса. Объект - человеческое общество; предмет – исторические факты (события, явления, процессы из прошлой жизни человечества). Предмет истории подразделяется по времени (древняя история, средневековая, Нового, Новейшего времени); тематике (история международных отношений, культуры и т.д.); региону (история Европы и т.д.). Исторические факты, в зависимости от подлинности, делятся на 3 основные группы: общепризнанные (абсолютные); 2) предполагаемые (гипотетические); 3) ложные. Основные принципыисторической науки: историзм; объективность; научность; целостность.
Вспомогательные, специальные исторические дисциплины:
хронология изучает системы летоисчисления и календари; археология - вещественные памятники древности; этнография – реликтовые общества; источниковедение - общие приемы и методы работы с историческими источниками; палеография - древнее письмо; топонимика - географические названия; геральдика – гербы; сфрагистика – печати; нумизматика – монеты; фалеристика- ордена, медали, знаки отличия; историческая география - расселение людей в прошлом; метрология -системы мер и весов;дипломатика– международные документы прошлого и др.
Исторические источники- это все созданное человеком, результаты его взаимодействия с окружающей средой; предметы материальной и духовной культуры, дающие возможность изучать прошлое человеческого общества. Группы: 1. вещественные (предметы материальной культуры и биологические останки); 2. письменные (указы, договоры, и т.д.); 3. фонические (звукозапись, устное народное творчество); 4. художественные (произведения художественной культуры); 5. кино- и фотоматериалы; 6. этнографические (материалы, относящиеся к жизнедеятельности племен и народов).
Методы – совокупность приемов и операций, с помощью которых наука изучает свой предмет. Существуют эмпирические и научные методы исследований, методы внешнего и внутреннего изучения, общелогические, социологические и т.д. Историческая наука пользуется большим спектром методов. Наблюдение, описание (идеографический метод) – рассказ об историческом факте в устной или письменной форме. Хронологический метод предполагает изложение материала во временной последовательности. Синхронный метод - изучение одновременно происходивших событий (напр., в разных странах). При дихронном методе исторический процесс подразделяется на периоды согласно выбранному критерию. Классификация - распределение исторических фактов по группам в соответствии с какими-либо признаками. Систематизация - приведение фактов в систему, упорядочение (напр., отнесение исторических фактов к различным сферам деятельности общества). Обобщение - переход на ступень абстракции путем выявления общих признаков (свойств, отношений, тенденций развития и т.д.) исторических фактов. Экспликация – раскрытие понятий. Сравнение, сопоставление - выявление общих и особенных характеристик Анализ – разделение изучаемого объекта на составляющие его части и изучение их со всех (или с интересующих исследователя) сторон. Исторический анализ включает исследование условий зарождения явлений, тенденций их последующего развития, современного состояния и ожидаемых в будущем последствий их воздействия. При этом фиксируется не любое изменение в реальности, а лишь сущностное, ответственное за специфические связи и свойства. Терминологический анализ предполагает исследование значения терминов в различные эпохи и в рамках регионов. Сравнительный анализ - сравнение каких-либо фактов, составляющих частей фактов. Сравнительно-исторический - выявление общего и особенного в эпохах, в цивилизациях, культурах, формациях, государствах. Измерение предусматривает в качестве конечного результата выражение в численных показателях свойств и признаков исторических явлений, которые представлены в содержании исторических источников в качественной, описательной форме (часто применяется при изучении массовых явлений). Ретромоделирование (реконструкция) - воспроизведение свойств исторических объектов на искусственных образцах со сходными структурно-функциональными параметрами. Актуализация – анализ перехода реальности из состояния возможного в действительное.Биографический - изучение жизнеописаний исторических лиц, причин действий, роли личности в истории. Др. методы, в том числе методы др. наук.
Общественно-экономическая формация – исторически определенный тип общества, ступень в его развитии. Типологизация основана на определяющем значении способа производства в формировании политических и социальных отношений, культуры. Формации проходят стадии появления, развития и угасания, сменяя одна другую. Существует пять основных общественно-экономических формаций: первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, коммунистическая.
Повесть временных лет — общерусский летописный свод, составлен в Киеве во втором десятилетии XII в. Нестором, монахом Киево-Печерского монастыря. Затем редактировалась Сильвестром и др. Содержит летописные своды XI в. и другие источники, где русская история увязывается со всемирной и славянской историей. Положена в основу большинства сохранившихся летописных сводов.
Цивилизация – 1) типологическая единица человеческой истории. Основа цивилизации – своеобразие материальной и духовной культуры, развившейся на определенной территории в определенное время. Цивилизация – это единый организм. Она существует, решая проблемы, которые ставятся перед обществом природной средой и человеческим окружением. Цивилизация возникает, развивается и угасает, не повторяясь во времени и пространстве. Ее развитие может остановиться на начальной или промежуточной стадии, она может существовать изолировано или в связи с другими цивилизациями.
2) противоположность варварству, синоним культуры.
Проблемные вопросы для самоподготовки:
1.В чем сущность основных подходов к изучению истории?
2.Какие существуют основные источники исторической науки?
3.Назовите основные этапы отечественной историографии.
4.Помогает ли история в современной жизни, в самореализации? Как?
5.Место истории в системе с/х (инженерного, экономического и др.) образования.
7.Объективность и субъективность в истории.
8.Тенденция «переписывания» истории. Видите ли Вы в этом опасность?
Творческие задания.
1.Составьте свою родословную.
2.Составьте кроссворд, тест на тему: «Исторические источники», «Вспомогательные исторические дисциплины», «Российские историки».
3.Государственный исторический музей. Презентация.
4.Эссе на тему: «История- это…»
5.Составьте календарь основных дат истории России с их характеристикой.
6.Подготовьте викторину на тему: « Историческая география».
Древняя Русь.
1.Проблема этногенеза восточных славян. Образование древнерусского государства. Норманская и антинорманская теория.
2.Основные этапы развития древнерусского государства.
3.Принятие христианства на Руси.
4.Дипломатия Киевской Руси.
Цель: выяснить предпосылки и охарактеризовать этапы формирования государственности на Руси, раскрыть раннефеодальный характер древнерусского государства, особенности политического и социально-экономического строя.
Понятия и термины:
Аграрное общество – тип общества, в котором основную роль играет сельское хозяйств натурального типа, слабы отношения обмена, отсутствует единая система взаимосвязанного хозяйства. Для аграрного общества свойственны традиционные социальные и экономические структуры, оно противодействует любым изменениям, что придает ему консервативный характер.
Барщина— форма феодальной земельной ренты за предоставляемую в аренду землю, даровой принудительный труд зависимого крестьянина, работающего собственным инвентарем в хозяйстве землевладельца.
Бояре — высшее сословие феодалов в Русском государстве в IX—XVII вв. Произошли от родоплеменной знати, старших дружинников, крупных землевладельцев Киевской Руси. Бояре участвовали в управлении государством, занимали высшие чины, входили в состав аристократии. Боярская дума — в Киевском государстве — совет при князе в составе старшей дружины и приближенных лиц. В период раздробленности — совет знатных феодалов при князе. В конце XV— начале XVIII вв. — постоянный сословно-представительный орган аристократии при князе (царе), осуществлявший законодательные, судебные и военно-административные функции. Она была упразднена при Петре I в 1711 г. с образованием Сената.
Варяги— воины-дружинники из скандинавских народов, которых нередко именовали норманнами. Термин "варяги" возник, видимо, в конце IX — начале X в., когда увеличилось число военных отрядов скандинавов, служивших у русских князей в качестве наемников. Они участвовали как в междоусобных войнах, так и в войнах с соседними странами и народами, причем составляли отборную часть войска русских князей. Варягами на Руси называли и скандинавских купцов, занимавшихся торговлей на пути "из варяг в греки", т. е. между Скандинавией и Византией. На протяжении X — начала XI в. некоторая часть варягов оседала на Руси, вливаясь в слой военной знати. Варяжские воины и купцы в русском обществе, не сыграв в нем сколько-нибудь значительной роли, быстро "ославянились".
Варяжский путь (из "варяг в греки") — одно из названий важного водного пути, связавшего Северную Русь с югом. Путь возник в конце IX в., наиболее важное значение имел в X—XI вв. Путь шел из Варяжского (Балтийского) моря по реке Неве, Ладожскому озеру, реке Волхов по Ильменскому озеру, по реке Ловать, далее волоком к реке Днепр, по ней до Черного моря и затем вдоль морского берега до Византии.
Вече— народное собрание в древней и средневековой Руси X—XIV вв. Решало вопросы войны и мира, призывало и изгоняло князей, принимало законы, заключало договоры с другими землями. В Новгороде, Пскове и Вятской земле сохранялось до конца XV—начала XVI в.
Византия— государство, возникшее в IV в. в восточной части Римской империи при ее распаде и существовавшее до середины XV в. Столица Византии — Константинополь, который на Руси именовался Царьградом. Ведущую роль в жизни Византии играло греческое население. Она являлась феодальным государством (при сохранении до VII в. рабовладения) с развитыми городами, ремеслами, торговлей. Наибольшего могущества Византия достигла в VI в. при императоре Юстиниане. В 1453 г. со взятием Константинополя войсками Османской империи Византия прекратила существование, а ее столица была переименовала в Стамбул.
Военная демократия — форма государственности на этапе разложения первобытнообщинного строя, когда возникает власть наследственного князя, опирающегося на военную силу своей дружины. Но эта власть ограничивалась остатками родовых отношений — вече.
Вотчина — древнейший вид феодальной земельной собственности, родовое наследственное имение. Возникла в X—XI вв. (княжеская, боярская, монастырская), в XIII - XV вв. — господствовавшая форма землевладения. С конца XV и противостояла поместью, с которым сблизилась в XVI—XVII вв. В начале XVIII в. слилась в один вид — имение — земельный участок с усадьбой, которым владели в основном дворяне (государственные, удельные, войсковые (казачьи) имения).
Государство — основное орудие политической власти. Возникло в результате общественного разделения труда, появления частной собственности и образования классов. Основная политическая система общества, устанавливающая власть, порядок, контроль, систему взаимоотношений граждан, социальных групп и слоев на определенной территории, осуществляющая внутреннюю и внешнюю политику. Имеет аппарат управения, органы защиты и правопорядка, разработанные юридические и моральные нормы, регулирующие жизнь общества.
Дружина — 1. Отряд воинов, объединявшихся вокруг племенного вождя в период разложения родового строя, а затем князя и составлявший привилегированный слой общества. 2. Вооруженные отряды при князе в Киевской Руси, участвовавшие в войнах, управлении княжеством и личным хозяйством князя.
Духовенство— особое сословие в России с конца X в., занимавшееся отправлением религиозных обрядов. Подразделялось на так называемое черное (монашество, принимавшее на себя особые обязательства, проживавшее в монастырях) и белое, живущее "в миру" (священники, дьяконы).
Закупы— крестьяне, взявшие у другого землевладельца ссуду ("купу") скотом, зерном, орудиями труда и т. п. и должные отрабатывать на заимодавца до тех пор, пока не отдадут долг. Уйти до этого от хозяина они не имели права. Хозяин нес за закупа ответственность в случае совершения им кражи и т. п.
Князь — 1. Вождь племени, глава дружины. 2. С развитием феодального общества — правитель, глава княжества. На Руси старший из князей назывался великим, остальные — удельными. Если сначала князь избирался племенем, то с развитием государства титул князя становится наследственным. До 1547 г. титул великого князя носили русские цари. 3. Почетный наследственный дворянский титул, который с XVIII в. жаловался царем за особые заслуги (А.Д.Меньшиков, Г.А.Потемкин, А.В.Суворов и др.).
Натуральное хозяйство – тип хозяйства, ориентированного на производство продукции для внутреннего использования.
Норманнская теория — направление в историографии, сторонники которого считают норманнов (варягов) основателями восточнославянского государства. Вытекает из "Повести временных лет", где сообщалось, что в 862г. для прекращения усобиц славяне обратились к варягам с предложением занять княжеский престол. В результате три брата: Рюрик, севший в Новгороде, Синеус — в Белоозере и Трувор - в Изборске, положили начало варяжской династии. Большинство историков считает, что Синеуса и Трувора на самом деле не существовало. Другие, в том числе и антинорманнисты, признают, что в основе легенды лежит исторический факт вокняжения в Новгороде скандинава, положившего начало династии Рюриковичей, которая вскоре ассимилировалась с местным населением (уже внук Рюрика Святослав носил славянское имя). Возможен был и насильственный захват власти варягами с последующим оформлением акта "добровольного" их призвания. Сегодня значительная часть исследователей склонна соединять доводы норманнистов и антинорманнистов, отмечая, что возникшие предпосылки образования государства были реализованы с участием норманнского князя Рюрика и его дружины.
Оброк— ежегодный сбор денег или продуктов с феодально-зависимых крестьян помещикам. Мог включать и ремесленные изделия. На Руси продуктовый оброк появился в IX в. в виде дани, в XVI в. к натуральному налогу прибавилась и барщина, т.е. работа непосредственно на барской земле. Отменен продуктовый оброк в 1861г., денежный сохранился до 1883г. для временнообязанных крестьян.
Племя — этническая и социальная общность людей, находящихся на первобытном уровне развития. Обычно состоит из нескольких родов, объединенных единой территорией, языком, обычаями, культом. Во главе его выборный племенной совет, военные и гражданские вожди. Позже образуются союзы племен, которые в период завоеваний и перемещений ведут к их смешению и возникновению более крупных общностей — народностей.
Погост — центр сельской общины, платившей дань — урок, установленный князем. Позже центр административно-податного округа, крупное селение с церковью и кладбищем. С XVIII в. название отдельно стоящей церкви с кладбищем; сельское кладбище.
Полюдье — в Киевской Руси объезд князем с дружиной своих земель для сбора дани. Ольга в X в. установила фиксированную дань — "уроки" с определенного района — "погоста".
Посад— 1. В русских княжествах Х-XVI вв. поселение торговцев и ремесленников за городской стеной. В крупных городах посады делились на слободы и сотни (поселения военных, ремесленников по специальностям и пр.). 2. В Российской империи небольшие поселки городского типа.
Раннефеодальная монархия — государство переходного периода от первобытнообщинного строя к феодальному у восточных славян, миновавших в своем развитии эпоху рабовладельческого общества. В сложившихся княжествах VIII—XI вв. происходил процесс формирования феодальных отношений при больших остатках первобытнообщинного строя (вече, кровная месть, язычество, родовые обычаи и т. д.) Таким государством была Киевская Русь.
Ремесло— мелкое ручное производство промышленных изделий кустарным способом, простыми орудиями труда и мастерством производителя. Основано на индивидуальном труде с ограниченным числом помощников.
Род — коллектив кровных родственников, имеющих общего предка, общее родовое имя. Родство определялось по материнской (материнский род) или отцовской (отцовский род) линии. Объединялись в племена которые распадались при образовании государства. Пережитки родоплеменного периода сохраняются у многих народов.
Русская Правда — первый свод древнерусских законов, куда вошли нормы «Закона Русского», Правда Ярослава Мудрого, Правда Ярославичей, Устав Владимира Мономаха и др
Рядовичи — смерды (крестьяне), заключившие с землевладельцами договор ("ряд") об условиях своей работы на него или пользования его землей и орудиями труда.
Славяне – группа народов в Европе. 3 ветви: 1) восточные славяне: русские, украинцы, белорусы. 2) западные: поляки, чехи, словаки, лужичане, кашубы. 3) южные: болгары, сербы, хорваты, словенцы, македонцы, боснийцы, черногорцы, герцеговинцы.
Смерды – крестьяне-общинники (9-14 вв.), изначально свободные, постепенно попадавшие в зависимость.
Феодализм— ступень развития человечества, сменившая рабовладельческий строй. Некоторые народы (славяне, германцы и др.) миновали рабство и от первобытнообщинного строя перешли к феодализму, при котором земля и власть принадлежат феодалам — крупным земельным собственникам, передававшим права по наследству. Крестьяне имели свое хозяйство, семью, сами себя кормили, несли повинности. Феодал присваивал труд крестьян в виде феодальной ренты.
Холопы— категория феодально-зависимого населения, по правовому положению близкая к рабам. Изначально не имели собственного хозяйства и исполняли различные работы в хозяйстве феодалов. Источниками формирования этого сословия были: пленение, продажа за долги, брак с холопом или холопкой.
Христианство – мировая религия. Возникло в 1в. н.э. в Палестине.
Челядь — 1. В древней Руси IX— XII вв. — рабы, позже — широкий круг феодально-зависимых людей. 2. В XVIII—XIX вв. — дворовые люди помещиков. 3. Презрительное название прислужников из окружения начальства.
Язычество — религия, возникшая на стадии родовых отношений, основанная на многобожии, поклонении силам природы и духам предков, идолопоклонство. Политеизм — многобожие.
События и даты
IX-XI (9-11) вв. – Древнерусское раннефеодальное государство.
862 – «призвание» Рюрика
882 – захват Олегом Киева
907 – поход Олега на Константинополь
911 – договор Руси с Византией
941, 944 – походы Игоря на Константинополь, договор Руси с Византией
964-972 – походы Святослава
978/980-1015 – княжение Владимира Святославича в Киеве
988 – крещение Руси
1016-1018 и 1019-1054 – княжение Ярослава Мудрого
XI в. – Правда Русская (Краткая редакция)
1097 – Любечский съезд
1113-1125 – княжение в Киеве Владимира Мономаха
1125-1132 – княжение в Киеве Мстислава Великого
Начало XII в. – «Повесть временных лет»
XII в. – Правда Русская (Пространная редакция)
Проблемные вопросы для самоподготовки:
1.Концепции происхождения и прародины славян.
2.Этимология слова «Русь».
3.Назовите восточнославянские племена и их места расселения.
4.В чем заключается суть научной дискуссии по так называемой норманской теории? Актуальна ли эта теория сегодня?
5.Происхождение государственности на Руси.
6.Роль Византии в отечественной истории.
7.Язычество и неоязычество.
8.Древнюю Русь X-начала XII в.в. можно назвать централизованным государством или нельзя?
9.Какую роль сыграло принятие христианства на Руси?
Творческие задания.
1.Составьте схему: «Первые князья. От Рюрика до Мстислава Великого».
2.Напишите исторический портрет киевских князей (на выбор): Олег, Игорь, Ольга, Святослав, Владимир Святой, Ярослав Мудрый, Владимир Мономах.
3.Языческие праздники сегодня.