Безопасности в Российской Федерации

Документы в сфере обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, требования к их содержанию, порядок их разработки, экспертизы и корректировки, критерии и показатели состояния национальной безопасности Российской Федерации, порядок мониторинга и контроля реализации указанных документов и оценки состояния национальной безопасности Российской Федерации определяются Президентом Российской Федерации. Независимая экспертиза документов в сфере обеспечения национальной безопасности Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном Президентом Российской Федерации, с учетом ограничений, предусмотренных законодательством Российской Федерации о государственной, коммерческой, служебной и иной охраняемой законом тайне.

Процесс зарождения и становления правового обеспечения национальной безопасности Российской Федерации можно условно разделить на четыре этапа: первый – с 1990 г. по 1993 г.; второй - с 1994 г. по 2000 г.; третий - с 2001 г. по 2008 г.; четвертый – с 2009 г. по настоящее время. Рассмотрим указанные этапы подробнее.

Первый этап. Этот этап можно назвать этапом рождения отечественного законодательства в сфере обеспечения национальной безопасности. В декабре 1990 г. в интересах совершенствования системы государственного управления в сфере обеспечения безопасности государства были внесены изменения в Конституцию СССР, предусматривавшие создание Совета Безопасности СССР. Его функции были сосредоточены на решении вопросов в сфере государственной, экономической, экологической безопасности, преодоления последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций, обеспечения стабильности и правового порядка в обществе.

5 марта 1992 г. был подписан и вступил в действие Закон Российской Федерации № 2446-1 «О безопасности», который ввел в научный и политический оборот основные дефиниции теории безопасности (термин «национальная безопасность» еще не употреблялся), определил объекты и субъекты безопасности, закрепил понятие системы безопасности Российской Федерации, ее функции и структуру, разграничил полномочия и руководство органов власти в системе безопасности, уточнил функции Совета Безопасности. Нашли правовой статус в законе и другие вопросы по обеспечению безопасности Российской Федерации.

12 декабря 1993 г. была принята Конституция Российской Федерации. В тексте Конституции получили свое отражение многие вопросы безопасности государства. Однако следует признать, что термин «национальная безопасность» в Конституции РФ не употреблялся. Кроме того, принятие Конституции РФ внесло определенный дисбаланс в теорию безопасности, так как по отдельным ее вопросам трактовка понятий и их содержание не коррелировались с Законом о безопасности (1992).

В числе первых нормативных правовых документов, регулирующих отношения в сфере обеспечения безопасности России можно назвать: Закон Российской Федерации от 18 апреля 1991 г. № 1026-I «О милиции»; Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 1992 г. № 466 «О создании Вооруженных Сил Российской Федерации»; Указ Президента Российской Федерации от 2 ноября 1993 г. № 1833 «Об основных положениях военной доктрины Российской Федерации» и др.

Второй этап. Этот этап можно назвать этапом проб и ошибок, формирования замысла системы правового обеспечения безопасности России. Многие академические и политические круги в ходе этого этапа пытались сформировать определенное концептуальное понимание теории национальной безопасности и закрепить его в том или ином нормативном правовом акте. Одним из таких первенцев стал Федеральный закон от 20 февраля 1995 г. № 24-ФЗ «Об информации, информатизации и за­щите информации» (утратил силу). Основное его назначение было регулирование отношений, возникающих при формировании и использовании информационных ресурсов и информационных технологий, защите информации, прав субъектов, участвующих в информационных процессах и информатизации.

Следует отметить, что кроме вопросов информационной безопасности получили правовой статус и вопросы, регламентирующие отношения в других сферах безопасности России. Среди большого массива принятых нормативных правовых актов следует отметить следующие: Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»; Федеральный закон от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»; Концепция коллективной безопасности государств–участников договора о коллективной безопасности от 10 февраля 1995 г.; Постановление Правительства РФ от 7 августа 1995 г. № 798 «О мероприятиях по реализации документов Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе»; Государственная стратегия экономической безопасности Российской Федерации, утвержденная Указом Президента РФ от 29 апреля 1996 г. № 608; Указ Президента РФ от 30 ноября 1995 № 1203 «Об утверждении перечня сведений, отнесенных к государственной тайне; Федеральный закон от 3 апреля 1995 г. № 40–ФЗ «О Федеральной службе безопасности»; Федеральный закон от 17 июня 1996 г. № 74–ФЗ «О национально-культурной автономии»; Указ Президента РФ от 15 июня 1996 г. № 909 «Об утверждении концепции государственной национальной политики Российской Федерации»; Федеральный закон от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ «Об обороне»; Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-Ф3; Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации»; Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации»; Федеральный закон от 26 февраля 1997 г. № 31–ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации»; Федеральный закон от 6 февраля 1997 г. № 26–ФЗ «О внутренних войсках Министерства внутренних дел» и др.

В ходе многолетней работы в конце 1997 г. на свет появился документ, который получил название «Концепция национальной безопасности Российской Федерации» и был введен в действие Указом Президента Российской Федерации № 1300 от 17 декабря 1997 г. Концепция национальной безопасности - официальная система взглядов на обеспечение в Российской Федерации безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз во всех сферах жизнедеятельности. Концепция ввела в оборот такие социально - правовые категории, как «национальная безопасность Российской Федерации» и «национальные интересы». Открытый перечень сфер национальной безопасности, установленный Концепцией, создал правовые предпосылки для формирования самостоятельных, специализированных административно - правовых институтов национальной безопасности России. Действующие федеральные законы и ведомственные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, принятые в соответствии с Конституцией и Концепцией национальной безопасности Российской Федерации, создали к этому времени также ряд административно - правовых институтов национальной безопасности (экономическая, военная, политическая и другие сферы жизнедеятельности общества).

Однако в ходе дискуссий в научном и политическом мире было отмечено множество непроработанных положений, играющих роль негативных факторов в практической реализации Концепции. Обобщенно они выглядят так:

Во-первых, разделяя национальные интересы личности, общества и государства, Концепция формально не разграничила понятия личной, общественной и государственной безопасности. Конституция РФ однозначно относит общественную безопасность к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов, а безопасность граждан и государства рассматривает в качестве критериев ограничения для основных прав и свобод.

Во-вторых, устанавливая сферы национальной безопасности, Концепция не распределила данные сферы между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Федерации, органами местного самоуправления применительно к разделению предметов ведения Российской Федерации, ее субъектов и органов местного самоуправления, проведенного Конституцией РФ, Федеральным законом от 28 августа 1995 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления».

В-третьих, несмотря на то, что действующее законодательство предусматривало применение административно - правовых и уголовно - правовых средств для обеспечения национальной безопасности России, Концепция не проводила разграничения между административно - правовым и уголовно - правовым обеспечением национальной безопасности.

В-четвертых, Концепция устанавливала взаимную связь органов государственной власти в ходе обеспечения национальной безопасности, закрепляла статус Президента РФ, Правительства РФ, Совета Безопасности РФ, других государственных органов, но не давала трактовки определения системы обеспечения национальной безопасности, призванной поддерживать необходимый уровень защищенности национальных интересов России.

В-пятых, в ряде случаев Концепция закрепляла нормы, реализация которых была весьма затруднена в силу их декларативного характера. Так, из анализа нормы, уполномочивающей федеральные органы исполнительной власти разрабатывать в пределах своей компетенции нормативные правовые акты и представлять такие акты Президенту РФ и Правительству РФ, было не ясно, в каких сферах национальной безопасности те или иные федеральные министерства и ведомства уполномочены разрабатывать нормативные правовые акты по вопросам обеспечения того или иного вида безопасности и какова процедура представления указанных документов Президенту и Правительству РФ.

В-шестых, в Концепции были не обозначены функции судов и органов прокуратуры по обеспечению национальной безопасности и др.

Результаты дискуссий привели к тому, что Указом Президента РФ № 24 от 10 января 2000 г. в Концепцию национальной безопасности Российской Федерации, утвержденную Указом Президента РФ № 1300 от 17 декабря 1997 г. были внесены серьезные изменения и дополнения. С выходом Концепции (2000) правовая система обеспечения национальной безопасности стала наполняться определенным содержанием. Законодательными и исполнительными органами страны активно разрабатывались и принимались нормативные правовые акты в сферах национальной безопасности. Уточненная Концепция положила начало в разработку видовых концепций, доктрин и стратегий безопасности. В течение 2000 г. были приняты Концепция внешней политики Российской Федерации, утвержденная Президентом России 28 июня 2000 г.; Доктрина информационной безопасности Российской Федерации от 9 сентября 2000 № Пр–1895; Военная доктрина (Указ Президента РФ от 21 апреля 2000 г. № 706) и др.

Третий этап. Этот этап можно назвать этапом апробирования и уточнения системы правового обеспечения национальной безопасности России. В этот период продолжались разрабатываться новые нормативные правовые документы, регулирующие отношения в различных сферах безопасности, а также совершенствовались уже принятые ранее документы. Как отмечает О.А. Кимлацкий, только в 2003 г. были внесены поправки и изменения в более чем 60 федеральных конституционных и федеральных законов, регулирующих правоотношения, связанные с вопросами национальной безопасности. Наиболее значительным изменениям подверглись Уголовный кодекс РФ, Кодекс РФ об административных правонарушениях, федеральные законы «О гражданстве Российской Федерации», «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», «О Государственной границе Российской Федерации», «О воинской обязанности и военной службе», «О федеральной службе безопасности» и «Об органах федеральной службы безопасности в Российской Федерации», «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», «О государственной тайне», «Об оружии» и др. Систематизация содержания этих и других документов показывает, что в них раскрывались: наиболее уязвимые объекты безопасности; особенности реальных и потенциальных опасностей и угроз в различных сферах жизнедеятельности личности, общества и государства, а также в условиях чрезвычайной обстановки; должностной функционал специалистов при работе с документами, обеспечивающими безопасность государства; содержание технико-экономических аспектов при работе с закрытой информацией и др.

Среди новых документов, принятых в этот период можно отметить: Федеральный закон от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации»; Указ Президента РФ от 15 февраля 2006 г. № 116 «О мерах по противодействию терроризму»; Федеральный закон от 09 февраля 2007 г. № 16-ФЗ «О транспортной безопасности»; Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и др.

Четвертый этап. Этот этап начался в 2009 г. с выходом в свет Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года и его можно назвать этапом модернизации законодательства в сфере национальной безопасности России. Следующим наиболее актуальным документов этого этапа стал Федеральный закон от 15 декабря 2010 г. № 390-ФЗ «О безопасности», который пришел на смену одноименному Закону 1992 г. В этот период также подверглись существенной корректировке различные концепции, доктрины и стратегии по видам национальной безопасности.

Обращение к информационно-правовому порталу «Гарант» показывает, что сегодня в Российской Федерации по вопросам обеспечения национальной безопасности принято и работает более 2276 международных, 8167 федеральных и 59666 региональных нормативных правовых актов. Наиболее важные нормативные правовые документы, которыми руководствуются органы управления процессом обеспечения национальной безопасности России можно разделить по иерархии на четыре блока.

I. Блок международно-правовых актов в сфере обеспечения международной безопасности – включает в себя международные договоры универсального и регионального характера, ратифицированные Российской Федерацией, а также декларации, протоколы, соглашения и конвенции, к которым присоединилась Россия как субъект международного права:

1. Устав Организации Объединенных Наций (Сан-Франциско, 26 июня 1945 г.) – базовый международно-правовой акт, закладывающий основы существующего международного правопорядка.

2. Основополагающие международно-правовые акты, закрепляющие принципы международного права: Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 24 октября 1970 г., Декларация принципов, которыми государства-участники будут руководствоваться во взаимных отношениях, содержащаяся в Заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе от 1 августа 1975 г. и др.

3. Международные договоры в сфере нераспространения оружия массового уничтожения, сокращения стратегических и обычных вооружений: Договор о нераспространении ядерного оружия (Подписан в г. Москве, Вашингтоне, Лондоне 01.07.1968), Конвенция о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия и об их уничтожении (Москва – Лондон – Вашингтон, 10 апреля 1972 г.), Конвенция о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении (Париж, 13 января 1993 г.), Договор о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений между США и Россией СНВ-3 от 8 апреля 2010 г. и др.

4. Международные договоры в сфере регулирования средств и методов ведения вооруженных конфликтов и защиты жертв войны (акты международного гуманитарного права): Конвенция о законах и обычаях сухопутной войны (Гаага, 18 октября 1907 г.), Протокол о запрещении применения на войне удушливых, ядовитых или других подобных газов и бактериологических средств (Женева, 17 июня 1925 г.), Женевские конвенции от 12 августа 1949 г. (об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях; об улучшении участи раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава вооруженных сил на море; об обращении с военнопленными; о защите гражданского населения во время войны) и дополнительные протоколы к ним, Конвенция о запрещении или ограничении применения конкретных видов обычного оружия, которые могут считаться наносящими чрезмерные повреждения или имеющими неизбирательное действие (Женева, 10 октября 1980 г.), Конвенция о запрещении применения, накопления запасов, производства и передачи противопехотных мин и об их уничтожении (Отава, 3 декабря 1997 г.) и др.

5. Международные договоры в сфере международного сотрудничества в борьбе с преступностью: Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него (9 декабря 1948 г.), Конвенция о борьбе с торговлей людьми и с эксплуатацией проституции третьими лицами (одобрена резолюцией 317 (IV) Генеральной Ассамблеи ООН от 2 декабря 1949 г.), Устав Международной Организации Уголовной Полиции от 13 июня 1956 г., Единая конвенция о наркотических средствах (Нью-Йорк, 30 марта 1961 г.), Международная конвенция о борьбе с захватом заложников (Нью-Йорк, 17 декабря 1979 г.), Конвенция о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ (Вена, 20 декабря 1988 г.), Международная конвенция о борьбе с вербовкой, использованием, финансированием и обучением наемников (4 декабря 1989 г.), Международная конвенция о борьбе с бомбовым терроризмом (Нью-Йорк, 15 декабря 1997 г.), Международная конвенция о борьбе с финансированием терроризма (принята резолюцией 54/109 Генеральной Ассамблеи ООН от 9 декабря 1999 г.), Конвенция против транснациональной организованной преступности (Палермо, 12 декабря 2000 г.), Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции (принята Генеральной Ассамблеей ООН 31 октября 2003 г.) и др.

6. Международные договоры в сфере обеспечения региональной безопасности и борьбе с преступностью регионального характера: Договор об обычных вооруженных силах в Европе (Париж, 19 декабря 1990 г. Устав Совета Европы (ETS N 1) (Лондон, 5 мая 1949 г.), Европейская конвенция о пресечении терроризма (ETS N 90) (Страсбург, 27 января 1977 г.), Конвенция об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности (ETS N 141) (Страсбург, 8 ноября 1990 г.), Конвенция об уголовной ответственности за коррупцию (ETS N 173) (Страсбург, 27 января 1999 г.), Конвенция Совета Европы о предупреждении терроризма (CETS N 196) (Варшава, 16 мая 2005 г.) и др.

7. Соглашения в рамках Содружества Независимых Государств (СНГ): Устав СНГ (Минск, 22 января 1993 г.), Соглашение о создании объединенной системы противовоздушной обороны государств-участников СНГ (Алматы, 10 февраля 1995 г.), Соглашение об обмене информацией по вопросам охраны внешних границ государств - участников СНГ (Москва, 12 апреля 1996 г.), Соглашение о сотрудничестве государств - участников СНГ в борьбе с преступностью (Москва, 25 ноября 1998 г.), Соглашение о сотрудничестве государств - участников СНГ в борьбе с незаконной миграцией (Москва, 6 марта 1998 г.), Соглашение о сотрудничестве государств-участников СНГ в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров (Минск, 30 ноября 2000 г.), Соглашение о сотрудничестве государств-участников СНГ в борьбе с торговлей людьми, органами и тканями человека (Москва, 25 ноября 2005 г.), Соглашение о сотрудничестве государств-участников СНГ в борьбе с незаконным изготовлением и оборотом огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств (Кишинев, 14 ноября 2008 г.), Соглашение о взаимодействии министерств обороны государств-участников СНГ в области контроля радиационной, химической и биологической обстановки (Кишинев, 14 ноября 2008 г.), Договор о коллективной безопасности (Ташкент, 15 мая 1992 г.), Соглашение об основных принципах военно-технического сотрудничества между государствами-участниками договора о коллективной безопасности от 15 мая 1992 г. (Москва, 20 июня 2000 г.), Протокол о порядке формирования и функционирования сил и средств системы коллективной безопасности государств-участников договора о коллективной безопасности от 15 мая 1992 г. (Ереван, 25 мая 2001 г.), Соглашение о миротворческой деятельности ОДКБ (Душанбе, 6 октября 2007 г.), Соглашение о создании системы управления силами и средствами системы коллективной безопасности ОДКБ (Душанбе, 6 октября 2007 г.) и др.

II. Блок стратегических федеральных нормативных правовых актов – включает в себя комплекс нормативных правовых актов, регулирующих обеспечение национальной безопасности Российской Федерации и содержащих юридически обязательные предписания:

Конституция Российской Федерации (1993 г.), Федеральный конституционный закон от 30 мая 2001 г. № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении», Федеральный конституционный закон от 30 января 2002 г. № 1-ФКЗ «О военном положении», Федеральный закон от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации»; Федеральный конституционный закон Российской Федерации от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», Федеральный конституционный закон от 12 июля 1994 г. № 2-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации», Федеральный закон от 15 декабря 2010 г. № 390-ФЗ «О безопасности», Федеральный закон от 10 января 1996 № 5-ФЗ «О внешней разведке», Федеральный закон от 3 апреля 1995 г. № 40-ФЗ «О федеральной службе безопасности» и др.

III. Блок федеральных нормативных правовых актов, закрепляющих концептуальные, доктринальные и стратегические основы обеспечения национальной безопасности Российской Федерации по ее составляющим (видам).

1. Федеральный закон от 9 февраля 2007 г. № 16-ФЗ «О транспортной безопасности», Федеральный закон от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства», Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности», Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Федеральный закон от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», Федеральный закон от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Федеральный закон от 26 февраля 1997 г. № 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации», Федеральный закон от 9 января 1996 г. № 3-ФЗ «О радиационной безопасности населения», Федеральный закон от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ «Об обороне», Федеральный закон от 7 мая 1996 г. № 57-ФЗ «О государственной охране», Федеральный закон от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно- розыскной деятельности», Федеральный закон от 20 апреля 1995 г. № 45-ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов», Закон РФ от 20 августа 1993 г. № 5663-I «О космической деятельности», Закон РФ от 1 апреля 1993 г. № 4730-I «О Государственной границе Российской Федерации» и др.

2. Военная доктрина Российской Федерации (утв. указом Президента РФ от 25 декабря 2014 г., № Пр-2976), Доктрина информационной безопасности Российской Федерации от 9 сентября 2000 г. № ПР-1895, Концепция внешней политики от 12 февраля 2013 г., Морская доктрина Российской Федерации на период до 2020 года (утв. Президентом РФ 27 июля 2001 г.), Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации (утв. указом Президента РФ от 30 января 2010 г. № 120), Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации (утв. Президентом РФ 5 октября 2009 г.), Национальная стратегия противодействия коррупции (утв. указом Президента РФ от 13 апреля 2010 г. № 460) , Водная стратегия Российской Федерации на период до 2020 года (утв. распоряжением Правительства РФ от 27 августа 2009 г. № 1235-р), Климатическая доктрина Российской Федерации (утв. распоряжением Президента РФ от 17 декабря 2009 г. № 861-рп), Энергетическая стратегия России на период до 2030 года (утв. распоряжением Правительства РФ от 13 ноября 2009 г. № 1715-р), Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 года (утв. распоряжением Правительства РФ от 22 ноября 2008 г. № 1734-р) и др.

3. Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ; Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ; Таможенный кодекс Российской Федерации от 28 мая 2003 г. № 61-ФЗ; Гражданский кодекс Российской Федерации (состоит из четырёх частей): часть I № 51-ФЗ от 30 ноября 1994 г., часть II № 14-ФЗ от 26 января 1996 г., часть III № 146-ФЗ от 26 ноября 2001 г. и часть IV № 230-ФЗ от 18 декабря 2006 г.; Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации № 174-ФЗ от 18 декабря 2001 г. и др.

4. Подзаконные нормативные правовые акты федерального уровня, разработанные на основе и в развитие положений Конституции Российской Федерации и федеральных законов, которые регулируют отдельные аспекты обеспечения национальной безопасности Российской Федерации и правовой статус субъектов ее обеспечения.

5. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, включая межведомственные акты, регулирующие отдельные вопросы по сферам национальной безопасности.

IV. Блок региональных и локальных нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере обеспечения национальной безопасности на уровне субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления:

1. Федеральный закон от 6 октября 2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и др.

2. Конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации – на основе предписаний Конституции Российской Федерации и федеральных законов по предметам ведения субъектов Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в пределах полномочий субъектов Российской Федерации, которые осуществляют правовое регулирование общественных отношений в сфере обеспечения национальной безопасности Российской Федерации в пределах территории конкретного субъекта Российской Федерации.

3. Муниципальные правовые акты – на основе предписаний Конституции Российской Федерации, федеральных законов, конституций (уставов) и законов субъектов Российской Федерации, которые регламентируют решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения в сфере обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.

Наши рекомендации