Система обеспечения национальной безопасности России
Система обеспечения национальной безопасности представляет собой иерархически организованную, многоуровневую, институционально-функциональную, распределенную систему. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года закрепляет следующую официальную ее трактовку: «система обеспечения национальной безопасности - силы и средства обеспечения национальной безопасности».
«Силы обеспечения национальной безопасности» - Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы, в которых федеральным законодательством предусмотрена военная и (или) правоохранительная служба, а также федеральные органы государственной власти, принимающие участие в обеспечении национальной безопасности государства на основании законодательства Российской Федерации. Таким образом, в состав сил обеспечения национальной безопасности входят не только «силовые структуры», но и органы законодательной, исполнительной и судебной властей, государственные, общественные и иные организации и объединения, граждане, принимающие участие в обеспечении безопасности в соответствии с законом. Заметим, что создание органов обеспечения безопасности, не установленных законом в Российской Федерации, не допускается.
«Средства обеспечения национальной безопасности» - технологии, а также технические, программные, лингвистические, правовые, организационные средства, включая телекоммуникационные каналы, используемые в системе обеспечения национальной безопасности для сбора, формирования, обработки, передачи или приема информации о состоянии национальной безопасности и мерах по ее укреплению. При этом субъекты обеспечения национальной безопасности, использующие в своей деятельности специальные средства, действуют только в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством. Руководители органов обеспечения национальной безопасности в соответствии с законодательством несут ответственность за нарушение установленного порядка их применения.
К сожалению, представленная в Стратегии формулировка не раскрывает всей сущности системного подхода к обеспечению национальной безопасности. Связано это с тем, что любая система представляет собой совокупность взаимосвязанных для достижения определенной цели структурных и функциональных компонентов. Среди этих компонентов наиболее важную роль играют субъекты системы обеспечения национальной безопасности.
Основным субъектом обеспечения национальной безопасности является государство, осуществляющее функции в этой области через органы законодательной, исполнительной и судебной властей. Государство обеспечивает безопасность каждого гражданина на территории Российской Федерации. Гражданам Российской Федерации, находящимся за ее пределами, государством гарантируется защита и покровительство.
Полномочия органов власти по обеспечению национальной безопасности России определены в Федеральном законе «О безопасности» (2010).
Полномочия Президента Российской Федерации:
определяет основные направления государственной политики в области обеспечения безопасности;
утверждает стратегию национальной безопасности Российской Федерации, иные концептуальные и доктринальные документы в области обеспечения безопасности;
формирует и возглавляет Совет Безопасности;
устанавливает компетенцию федеральных органов исполнительной власти в области обеспечения безопасности, руководство деятельностью которых он осуществляет;
в порядке, установленном Федеральным конституционным законом от 30 мая 2001 г. № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении», вводит на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях чрезвычайное положение, осуществляет полномочия в области обеспечения режима чрезвычайного положения;
принимает в соответствии с законодательством Российской Федерации:
а) решение о применении специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности;
б) меры по защите граждан от преступных и иных противоправных действий, по противодействию терроризму и экстремизму;
решает в соответствии с законодательством Российской Федерации вопросы, связанные с обеспечением защиты:
а) информации и государственной тайны;
б) населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
осуществляет иные полномочия в области обеспечения безопасности, возложенные на него Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами.
Полномочия палат Федерального Собрания Российской Федерации:
1. Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации:
рассматривает принятые Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации федеральные законы в области обеспечения безопасности;
утверждает указ Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения.
2. Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации принимает федеральные законы в области обеспечения безопасности.
Полномочия Правительства Российской Федерации:
участвует в определении основных направлений государственной политики в области обеспечения безопасности;
формирует федеральные целевые программы в области обеспечения безопасности и обеспечивает их реализацию;
устанавливает компетенцию федеральных органов исполнительной власти в области обеспечения безопасности, руководство деятельностью которых оно осуществляет;
организует обеспечение федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления средствами и ресурсами, необходимыми для выполнения задач в области обеспечения безопасности;
осуществляет иные полномочия в области обеспечения безопасности, возложенные на него Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами и нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации.
Федеральные органы исполнительной власти: выполняют задачи в области обеспечения безопасности в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления: в пределах своей компетенции обеспечивают исполнение законодательства Российской Федерации в области обеспечения безопасности.
Одним из субъектов системы обеспечения национальной безопасности являются граждане. Граждане становятся субъектами, например, в случаях непосредственного противоправного посягательства на их жизнь, здоровье, имущество и т.п. или посягательства на жизнь, здоровье, имущество, социальное положение других лиц. Однако возможности граждан принимать конкретные меры, направленные на обеспечение национальной безопасности, ограничены действующим законодательством. Основными правовыми институтами, регламентирующими деятельность граждан по обеспечению национальной безопасности, являются необходимая оборона, крайняя необходимость, правомерность нанесения вреда при задержании преступника, оправданный риск.
Важной составляющей участия граждан, общественных организаций и общества в целом в обеспечении национальной безопасности является выработка морально-нравственных норм регулирования общественных отношений. Заметим, что эффективность деятельности органов государственной власти по обеспечению безопасности во многом зависит от инициативы граждан: граждане сами решают, обращаться им за помощью в правоохранительные органы или нет; проявляя свою активную гражданскую позицию, граждане сообщают правоохранительным органам о различного рода правонарушениях, свидетелями которых они стали. Это является еще одним видом участия граждан в процессе обеспечения национальной безопасности.
Субъектами системы обеспечения национальной безопасности также являются и общественные объединения граждан (гражданское общество). Однако их возможности в этой сфере ограничены законодательством. Так, правовую основу деятельности объединений граждан по обеспечению безопасности, помимо института крайней необходимости и необходимой обороны, составляют документы, в которых закреплены права и обязанности создаваемых общественных структур, а также различного рода нормативные правовые акты. Особое значение в деятельности по обеспечению национальной безопасности приобретает создание гражданами самодеятельных общественных структур для поддержания общественного правопорядка, защиты своих прав, свобод, интересов. Например, 2 июля 2014 г. вступил в силу Федеральный закон от 2 апреля 2014 г. № 44-ФЗ «Об участии граждан в охране общественного порядка», устанавливающий правовые основы для создания и работы добровольных народных дружин. В этой связи на государственную власть возлагается прямая обязанность по стимулированию и регулированию индивидуального и коллективного участия граждан государства в процессе обеспечения национальной безопасности.
Координирующую роль в функционировании системы обеспечения национальной безопасности играет Совет Безопасности РФ, который, как уже отмечалось нами ранее, является конституционным органом, осуществляющим подготовку решений Президента РФ по вопросам обеспечения безопасности и проведение единой государственной политики в данной сфере деятельности.
Функционирование системы обеспечения национальной безопасности России представляет собой целенаправленную, постоянно и непрерывно осуществляемую деятельность всех субъектов, сил и средств обеспечения национальной безопасности, направленную на надежную защиту национальных интересов России от внешних и внутренних, реальных и потенциальных угроз и эффективное противодействие им.
Федеральным законом «О безопасности» (2010) определено следующее содержание деятельности по обеспечению безопасности:
прогнозирование, выявление, анализ и оценка угроз безопасности;
определение основных направлений государственной политики и стратегическое планирование в области обеспечения безопасности;
правовое регулирование в области обеспечения безопасности;
разработка и применение комплекса оперативных и долговременных мер по выявлению, предупреждению и устранению угроз безопасности, локализации и нейтрализации последствий их проявления;
применение специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности;
разработка, производство и внедрение современных видов вооружения, военной и специальной техники, а также техники двойного и гражданского назначения в целях обеспечения безопасности;
организация научной деятельности в области обеспечения безопасности;
координация деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности;
финансирование расходов на обеспечение безопасности, контроль за целевым расходованием выделенных средств;
международное сотрудничество в целях обеспечения безопасности;
осуществление других мероприятий в области обеспечения безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Применительно к России, функционирование системы обеспечения национальной безопасности строится на основе официально принятой Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, которая включает научно обоснованную оценку процесса обеспечения безопасности личности, общества и государства и основные направления совершенствования этого процесса на ближайшую прогнозируемую историческую перспективу. Стратегия является основным руководящим документом для разработки программ и механизмов обеспечения национальной безопасности по основным направлениям.
С существенными изменениями в системе национальных интересов России, в их приоритетности, а также в характере и направленности угроз объектам национальной безопасности в процесс функционирования системы обеспечения безопасности вносятся необходимые коррективы. С этой целью Президент страны делает доклад о функционировании системы обеспечения национальной безопасности за истекший год и стратегических установках по основным направлениям обеспечения безопасности личности, общества и государства на очередной год.