Категорий «государственная безопасность» и
«национальная безопасность»
В XIX в. в русской научной литературе появился термин «государственная безопасность», который употреблялся как синоним категории «безопасность». Связано это с тем, в отечественной практике сфера безопасности всегда была монополией государства. И это правильно, еще Т. Гоббс писал, что «Безопасность народа - занятие государства». Притом не только в политическом и практическом плане, но и в теоретическом отношении. Считается, что в Россию понятие «государственная безопасность» пришло из наполеоновской Франции и встречается уже в записках М.М. Сперанского, который, как известно, по своим государственно-правовым взглядам был галломаном. Это понятие эволюционно развивалось в течение всего XIX в. Юридически оформленным термин «государственная безопасность» стал в «Положении о мерах к охранению государственного порядка и общественного спокойствия» от 14 августа 1881 г., где он был употреблен как однопорядковый с термином «общественная безопасность».
Во времена СССР термин «государственная безопасность» был введен в оборот в 1934 г. при образовании в составе НКВД Главного управления государственной безопасности, которому были переданы функции ОГПУ при ликвидации последнего. При этом следует отметить, что термин «государственная безопасность» в известной мере отражал официальную точку зрения военно-политического руководства страны о приоритете интересов государства диктатуры пролетариата перед интересами общества в целом и интересами личности («общество для государства»). В 1936 г. термин «государственная безопасность» уже был официально включен в текст Конституции СССР (пункт «и» статьи 14 главы 2) и начал употребляться в документах и актах органов советского государства, в советской правовой литературе. Главным объектом политики государственной безопасности выступала безопасность государства, под которой на практике, в конечном счете, подразумевалась безопасность политического режима и господствующего положения высшей партгосноменклатуры.
Если проследить генезис методологических подходов к сущности и содержанию понятия «государственная безопасность» в научных и государственных документах за период с начала 50-х до конца 80-х гг. ХХ века, то можно сделать вывод о существовании в СССР нескольких подходов к определению этого понятия.
Во-первых, государственная безопасность - состояние прочности и незыблемости государственного и общественного строя государства, нерушимости его территориальной целостности и независимости в определении внешней и внутренней политики.
Во-вторых, государственная безопасность - состояние защищенности от подрывной деятельности противника. При этом государственная безопасность СССР есть защищенность основ общественного и государственного строя советского государства от посягательств со стороны враждебных социалистическому строю сил, осуществляющих подрывную деятельность.
В-третьих, государственная безопасность - система общественных отношений, обеспечивающих независимость государственного и общественного строя.
В-четвертых, государственная безопасность – способность советского государства противостоять враждебным силам и защищать интересы народа.
В-пятых, государственная безопасность - совокупность мер по защите существующего государственного и общественного строя, территориальной неприкосновенности и независимости государства от подрывной деятельности разведывательных и иных специальных служб враждебных государств, а также от противников существующего строя внутри страны. Государственная безопасность – система мероприятий, направленных на охрану политической и экономической основ Советского социалистического государства и его государственных границ.
Анализ вышеприведенных определений позволяет сделать вывод о том, что не случайно в общественном сознании России в период зарождения демократизации (1989-1993 гг.) сложилось отношение к государственной безопасности как к чему-то такому, что противостоит обществу, человеку, личности и от чего необходимо отказаться, если стремиться к демократическому развитию страны. Как результат в 90-х годах ХХ века в отечественных исследованиях по проблемам безопасности, так же как и на Западе, наметилась тенденция отхода от категории «государственная безопасность». С начала 80-х годов ХХ века из юридических словарей и энциклопедий понятие государственная безопасность исчезает. В то же время не ставилось цели полного отказа от этой правовой категории, несомненно, важной для жизнеобеспечения личности, общества и государства.
В современной России термин «государственная безопасность» впервые появился в Конституции Российской Федерации, принятой в 1993 г. В разделе функций Правительства Российской Федерации ст. 114 п. «д» записано: «осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики Российской Федерации». Однако учеными он замечен не был и широкой полемики не получилось. Связано это с тем, что еще широко не вошел в оборот термин «национальная безопасность». В 2009 г. в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года эта категория появилась вновь и сразу вызвала массу дискуссий в научном мире. Причиной этому стало включение государственной безопасности как направления национальной безопасности.
В научной и общественно-публицистической литературе сегодня имеются три характерные трактовки понятия «государственная безопасность».
Во-первых, под государственной безопасностью понимается система объектов, подлежащих особой защите. Сюда относятся такие объекты, как: территориальная неприкосновенность государства, государственная граница, важные промышленные объекты, правительственные здания и т.д.
Во-вторых, под государственной безопасностью понимается система государственных учреждений и органов, осуществляющих защиту названных объектов от враждебной деятельности разведывательных и иных специальных служб иностранных государств, а также от противников существующего строя внутри страны. К этой системе относятся ФСБ, ФСО и другие специальные службы.
В-третьих, под государственной безопасностью понимают защиту соответствующих объектов, т.е. совокупность определенных мер и методов по выявлению, предупреждению разведывательной и иной враждебной деятельности специальных служб иностранных государств, а также организаций и отдельных лиц внутри страны, направленной на нанесение ущерба государственной безопасности Российской Федерации.
Стоит отметить, что в Стратегии отсутствует определение государственной безопасности, но широко представлены ее цели и направления в совокупности с целями и направлениями общественной безопасности: «Стратегическими целями обеспечения национальной безопасности в сфере государственной и общественной безопасности являются защита основ конституционного строя Российской Федерации, основных прав и свобод человека и гражданина, охрана суверенитета Российской Федерации, ее независимости и территориальной целостности, а также сохранение гражданского мира, политической и социальной стабильности в обществе». «Главными направлениями государственной политики в сфере обеспечения государственной и общественной безопасности на долгосрочную перспективу должны стать усиление роли государства в качестве гаранта безопасности личности, прежде всего детей и подростков, совершенствование нормативного правового регулирования предупреждения и борьбы с преступностью, коррупцией, терроризмом и экстремизмом, повышение эффективности защиты прав и законных интересов российских граждан за рубежом, расширение международного сотрудничества в правоохранительной сфере».
Таким образом, с содержательной стороны категория «государственная безопасность» включает в себя: субъекты, объекты, угрозы государственной безопасности, а также совокупность сил и средств, предназначенных для обеспечения государственной безопасности Российской Федерации.
Выход в свет в 2013 г. Концепции обеспечения общественной безопасности Российской Федерации, в которой раскрыты сущность и содержание категории «общественная безопасность» позволили синтезировать вышеназванные цели и направления и сформулировать определение категории «государственная безопасность». Государственная безопасность есть состояние защищенности основ конституционного строя, политического, экономического, оборонного, научно-технического и информационного потенциала страны от внешних и внутренних угроз, исходящих от иностранных спецслужб и организаций, а также преступных сообществ и отдельных лиц. Государственная безопасность может быть также определена как функция государства по выявлению и разрешению опасностей и угроз с целью предотвращения их негативного воздействия на охраняемые государством национальные интересы и ценности.
Категория «национальная безопасность» была изобретена в США, и американцы впервые наполнили ее каким-то осмысленным содержанием. Впервые этот термин употребил в 1904 г. в своем послании конгрессу США президент США Т. Рузвельт. В 1947 г. в США был принят закон «О национальной безопасности». Это действие привело к появлению в науке новой категории «национальная безопасность». Американская модель национальной безопасности базировалась на методологических разработках середины ХХ века американского политолога Г. Моргентау, в которой национальная безопасность понимается как безопасность граждан, общества и государства.
Следует отметить, что до появления категории «национальная безопасность» в науке и законодательстве для обозначения социального явления защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от опасностей и угроз, применяли разные понятия: безопасность внутренняя и внешняя, безопасность государственная, материальное и духовное благосостояние и др. Все эти понятия, с различных сторон, прямо или косвенно, характеризуют явление национальной безопасности.
В 1993 г. термин «национальная безопасность» появился и в отечественных теоретических источниках, а примерно с 1994 г. в Администрации Президента Российской Федерации началась разработка теории и методологии национальной безопасности на основе междисциплинарного подхода. При этом в некоторых публикациях правомерность использования термина «национальная безопасность» применительно к российским условиям подвергалась сомнению. Особо подчеркивалось, что содержание понятия «национальный» содержит признаки, имеющие этнический характер. Поскольку Россия является многонациональным государством, то нет смысла говорить о ее национальной безопасности. В связи с этим предлагалось использовать термин «национально-государственная безопасность». Однако такой подход, в свою очередь, также вызвал возражения и не получил дальнейшего развития.
Юридическое использование этой категории впервые произошло в статье 3 Федерального закона от 20 февраля 1995 г. № 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации» (утратил силу): «… обеспечение национальной безопасности в сфере информатизации, а также обеспечение реализации прав граждан, организаций в условиях информатизации …». Однако его расшифровки не было сделано. Более обширное толкование категория «национальная безопасность» получила в Послании по национальной безопасности Президента РФ от 13 июня 1996 г. В нем, в частности, отмечалось: «...Безопасность личности, безопасность семьи, национальная безопасность, состыкованные с региональной и всеобщей коллективной безопасностью, - вот путь развития России в XXI веке. При этом национальная безопасность понимается как состояние защищенности национальных интересов от внутренних и внешних угроз, обеспечивающее прогрессивное развитие личности, общества и государства».
Ключевыми в данном определении являются понятия нации, личности, семьи, как ячейки общества, государства в лице его национальных интересов и угроз, являющихся важнейшими элементами системы национальной безопасности. Данное определение, по мнению профессора А. Прохожева, фактически идентично определению категории «безопасность» в Законе РФ «О безопасности» (1992), поскольку совокупность жизненно важных интересов личности, общества, государства и составляет национальные интересы.
В политическом лексиконе России, термин «национальная безопасность» стал использоваться с 90-х годов ХХ века. Однако в научной среде сразу появилась попытка отождествления его с понятием «государственная безопасность». Связано это с тем, что фактически он является «калькой» с английского термина «national security», который в принципе может переводиться и как национальная, и как государственная безопасность, что нередко и делается рядом авторов.
Доктор юридических наук Р.А. Александров выделяет ряд особенностей, характеризующих категорию «национальная безопасность».
1. Прежде всего, национальная безопасность - это специфическое состояние которое при определенных условиях может рассматриваться как целевая установка.
2. Национальная безопасность - состояние нормального функционирования и развития национальной политико-правовой системы определяемое объективными и субъективными факторами. Исходя из этимологии слова «безопасность», состояние национальной безопасности определяется а) объективным, не зависящим от человеческого волеизъявления отсутствием угроз национальным интересам (объективный фактор) б) целенаправленной защищенностью национальных интересов от угроз (субъективный фактор).
3. Общим объектом национальной безопасности выступают национальные интересы, как совокупность гармонично сочетаемых интересов личности, общества и государства.
4. Характеристика национальной безопасности предполагает дифференциацию качественного и количественного аспектов.
Качественный аспект - представляет состояние «среды жизнедеятельности» системы, в которой отсутствуют (либо минимизируются) внутренние и внешние угрозы способные оказывать негативное воздействие на функционирование как системы в целом, так и ее отдельных структурных элементов.
Количественный аспект - складывается из двух составляющих: перечня потенциальных и реальных угроз, представляющих для системы реальную либо перспективную опасность, а также совокупности средств и методов противодействия этим угрозам.
В современной науке, считает П. Гречко, утвердились два подхода к национальной безопасности, исходя из ее объектов и оценки эффективности.
Первый подход заключается в том, что национальная безопасность обеспечена в том случае, когда обеспечена безопасность личности. Это подход западного толка, еще он называется либеральным (причем отметим, что именно личность, а не человек).
Второй подход выдвигает на первый план в национальной безопасности - безопасность государства и общества. Этот подход ближе отечественному национальному характеру, чем первый, но стоит отметить, что отдельные ученые и политики категорически с этим не согласны.
В научном мире сущность понятия «национальная безопасность также имеет многовекторность.
1. Рассмотрение данной категории через защищенность национальных (жизненно важных) интересов и обеспечение устойчивого развития объектов безопасности. Этот подход нами уже рассматривался при рассмотрении категории «безопасность».
2. Определение данной категории через функциональную деятельность, обеспечивающую не только жизнедеятельность общества и государства, но и их дальнейшее развитие. Данный подход также нами уже встречался при рассмотрении категории «безопасность».
3. Раскрытие сущности категории через аксиологический (ценностный) подход.
3а. Рассмотрение национальной безопасности через защищенность, ценности и уровень ущерба. Профессор А.И. Поздняков под национальной безопасностью понимает защищенность национального достояния (национальных ценностей, ресурсов) от любых видов значимого для страны и ее народа ущерба.
4. Понимание под национальной безопасностью совокупности факторов, обеспечивающих жизнедеятельность государства в системе международных отношений, его способность отражать возникающие внешние угрозы и действовать в соответствии со своими национальными интересами.
5. Обоснование национальной безопасности как сложной социальной системы, которая сохраняет свою целостность, устойчивость и способность к эффективному функционированию и развитию, а на их основе – возможность надежной защиты всех реальных и потенциальных объектов безопасности страны от любых деструктивных внутренних и внешних воздействий-угроз.
Можно встретить и другие подходы. Вывод из их анализа однозначный в современном научном мире пока не сложился единый подход к сущности категории «национальная безопасность». На практике это приводит к неадекватности понимания содержания тех или иных положений, выводов и рекомендаций, касающихся сферы национальной безопасности и имеющих прикладное значение. В зависимости от того, какое содержание вкладывается в понятие «национальная безопасность» могут по-разному решаться многие вопросы практического содержания в сферах ее обеспечения.
Рассмотрим официальный подход властей к сущности и содержанию национальной безопасности, который представлен в нормативных правовых документах Российской Федерации:
В Послании по национальной безопасности Президента России Федеральному Собранию национальная безопасность понимается как состояние защищенности национальных интересов от внутренних и внешних угроз, обеспечивающих прогрессивное развитие личности, общества и государства. При этом национальные интересы являются интегрированным выражением жизненно важных интересов личности, общества и государства.
Политика национальной безопасности, как отмечает С.Ю. Чапчиков, трактуется как активный и конструктивный процесс, который не ограничивается и не сводится к защите. Безопасность связывается с устойчивым демократическим развитием государства и рассматривается как его условие и неотъемлемая часть. В этой связи особо подчеркивается, что «обеспечение безопасности должно быть направлено не только на предотвращение угроз, но и на осуществление комплекса мер по развитию и укреплению прав и свобод личности, материальных и духовных ценностей общества...».
В Приложении к проекту президентского послания о национальной безопасности, поясняющему основные положения этого документа, указывалось, что «необходимым условием развития является формирование в России «Открытого общества», которое предполагает сочетание гражданского общества, правового государства и рыночной экономики». Главной целью обеспечения национальной безопасности Российской Федерации является создание и поддержание такого экономического, политического и военно-стратегического положения страны, которое бы создавало благоприятные условия для развития личности, общества и государства.
В Концепции национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента РФ от 17.12.1997г. № 1300 (в редакции Указа Президента РФ от 10.01.2000г. № 24), дается следующее определение национальной безопасности: под национальной безопасностью Российской Федерации понимается безопасность ее многонационального народа как носителя суверенитета и единственного источника власти в Российской Федерации.
В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года категория «национальная безопасность» трактуется как - состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, которое позволяет обеспечить конституционные права, свободы, достойные качество и уровень жизни граждан, суверенитет, территориальную целостность и устойчивое развитие Российской Федерации, оборону и безопасность государства. Основными приоритетами национальной безопасности Российской Федерации являются национальная оборона, государственная и общественная безопасность.
Применив к приведенным дефинициям системный подход, сформулируем сущность и содержание категории «национальная безопасность» через следующие постулаты:
Во-первых, национальная безопасность - это состояние потенциальной жертвы, объекта опасности или угрозы и его способность сохранить свою сущность и основную характеристику в условиях целенаправленного, разрушающего воздействия извне или в самом объекте.
Во-вторых, национальная безопасность – это системная категория, свойство системы, построенной на принципах устойчивости, целенаправленности, саморегуляции, целостности. Она призвана защитить каждое из этих свойств системы, так как разрушительное воздействие на любое из них приведет к гибели системы в целом.
В-третьих, национальная безопасность – это решающее условие жизнедеятельности человека, общества, государства, что позволяет им сохранять и умножать их материальные и духовные ценности.
В-четвертых, национальная безопасность в абсолютном своем выражении – это отсутствие опасностей и угроз материальной и духовной сферам жизнедеятельности общества.
В-пятых, несущим элементом всех понятий выступает угроза как реальный персонифицированный признак опасности. Из анализа всех подходов и раскрытия содержания категории «национальная безопасность» явствует, что угроза и борьба с ней является сущностью национальной безопасности.
В-шестых, содержательная сторона национальной безопасности включает следующие основные термины: «нация», «национальный интерес», который выражается через жизненно важные интересы, «безопасность личности (человека)», «безопасность общества», «безопасность государства», виды безопасности в различных сферах: «экономическая безопасность», «информационная безопасность», «военная безопасность» и др.
В-седьмых, национальная безопасность - трансформирующее сложное, полиаспектное, многоуровневое явление. Она может рассматриваться как общественное явление, как теория и процесс, как показатель состояния России в мировом сообществе и др.
2.3. Сущность, содержание и классификация