Социально-антропологическое истолкование юридической деятельности 4 страница
Насилие и лишения в сфере отношений между людьми, которые ассоциируются с противоправностью и преступлением, можно назвать радикальной болезнью социального контекста. Эти аномалии на первоначальных ступенях развития общества не могли не вызвать
'Беккариа Ч. Указ. соч. С. 164.
Философская антропология юридической нормы__________________ 271
такую же радикальную и максимальную по своей силе негативную реакцию на публичном его уровне. При такой установке и целепола-гании со стороны древнего законодателя наказание выступает как максимум негативной реакции по отношению к преступному деянию. Этот максимум реакции вызван естественной потребностью архаического общества обеспечить максимальное преимущество и создать соответствующий запас прочности приемлемого, совместимого, взимотерпимого в отношениях между людьми сравнительно с враждебной и разрушительной типологией поведения. В этом смысле классификация и сериация преступлений в уголовных кодексах с указанием санкций, т. е. четко установленных мер наказания, представляет собой одновременно установление границ в дозволенном и правомерном, это своеобразный нормологический способ воссоздания правового качества отношений между людьми путем отграничения этой сферы позитивного состояния общественных отношений от социальной аномалии. Именно со сферой позитивного и утвердительного, основой существования которого является сохранение права на жизнь, следует связывать начало и историю общественной свободы.
Уголовно-правовая политика Законодателя одновременно есть не что иное, как определение параметров легитимного насилия государственной власти. Как ни странно, но противоправность открывает доступ к всевластию в сфере негативного воздействия на общественные отношения, что дает возможность проявиться произволу государственной власти. Формальным, а через действующее законодательство, и реальным препятствием для проявления такой возможности становится публично-правовой концепт правового государства, при котором закон связывает через нормологическую функции прав и свобод человека и гражданина законодателя, правителя и судью.
Общество осуществляет дифференцированный подход к установлению тех или иных видов ответственности за правонарушения, выделяя из состава неприемлемого для совместного существования людей друг с другом те деяния, которые несут разрушительные последствия для всего общества в целом (преступления), и те, которые имеют локальное разрушительное воздействие на публично-правовую или частно-правовую сферы жизни (правонарушения, не подпадающие под признаки преступления). Широкое применение
J72____________________________________________________ Глава 2
смертной казни и различных телесных наказаний как видов наказания за преступления в качестве длительного и устойчивого направления в уголовной политике государственной власти в историческом прошлом постепенно сменилось тем, что основным видом ответственности за совершенные преступления стало лишение свободы.
Прежде предметом лишающего воздействия при применении уголовного наказания служило тело осужденного. Намерение государства с точки зрения рецептивного воздействия наказания на индивида состояло в достижении эффекта устрашения. Наказание было призвано вселить ужас по отношению к перспективе совершения преступления вообще и создать в сфере индивидуального восприятия такой перспективы некий род ценностного отвращения. Со временем, в так называемых цивилизованных обществах объектом наказующего воздействия становится душа человека, сфера вменения. Работа рецептивности (публичной восприимчивости) наказания обрела свою опору уже не в физическом насилии по отношению к телу индивида, а по отношению к индивидуальному жизненному пространству, адекватным способом измерения которого стало время. Приоритет в эффективности наказующего воздействия был отдан душевному страданию перед телесным, что по мысли Законодателя и общества в целом должно привести к исправлению и перевоспитанию преступника. Если сначала речь шла об отношению к индивиду как к животному типа Homo sapiens, то в дальнейшем объектом воздействия стала личность преступника. Необходимо было преобразовать во вполне приемлемое социально неприемлемое преступное вменение, понимая его сущность с точки зрения рациональной аксиологии как непригодность в модусах ущербности, дефектности как неготовности и деформации.
Иными словами, тюрьма как место лишения свободы начинает постепенно использоваться в целях социальной переработки преступного контингента и последующего его возврата в нормальный социальный контекст. В этой связи реакция государства на преступное действие трансформируется и уже выражается не в отрицающем исключении преступного элемента из человеческого сообщества как единственно верном принципе отношения к проблеме преступления и наказания. Наказующая функция государства в отношении лица, совершившего преступление, находит свое основное выражение во временном исключения его из нормального общества с тем. чтобы в
философская антропология юридической нормы 273
последующем он снова в преобразованном виде включился в социальный контекст, будучи перевоспитанным и исправленным. В связи с этим места лишения свободы и преступность как таковая становятся сферой приложения экономического расчета, а принудительный труд в колониях — средством выполнения соответствующих задач государства, общества и частного бизнеса.
Известный современный криминолог Н. Кристи таким образом характеризует современное положение дел с реализацией государственной властью идеи уголовного наказания: «Правовая система тоже перестраивается, приноравливается к современному индустриальному обществу, основные ценности которого — прояснение целей, контроль над производством, снижение стоимости товара, рациональное распределение труда при координации всех действий на высшем руководящем уровне. Мы возвращаемся к идеям М. Вебера и к системе максимальной продуктивности при решении четко поставленных задач.
В современном мире все изменилось. Право хотят загнать... к институтам производства. Право становится инструментом утилитарным, его отдаляют от культурных институтов. Вследствие этого право теряет наиболее важные качества, прежде всего —- глубинную связь с сущностными областями человеческого опыта».
Эта констатация является обобщением опыта применения уголовной ответственности в виде лишения свободы в условиях индустриальных обществ и свидетельствует о том, что так называемое охранительное право, т. е. право как система норм, призванных обеспечить реализацию свободы личности посредством исключения и вытеснения из социального контекста преступного поведения, подпадает под политический и экономический расчет и контроль. Традиционный смысл и назначение наказания искажаются, поскольку из него выхолащиваются социально-антропологические основания и оно становится технико-экономической, прагматической идеей. Сама преступность начинает выступать в качестве социальной данности, которая может быть использована для достижения политических и экономических целей. Иными словами, преступность становится «полезной» с точки зрения использования ее для извлечения прибыли. Она становится неким видом «природного ресурса»,
30 Кристи Н. Борьба с преступностью как индустрия. М., 2001. С. 167,191.
274____________________________________________________ Глава 2
который может послужить основой для организации любого экономического процесса, а тюрьмы могут стать доходной статьей бизнеса, переходя в руки частного капитала В связи с этим преступность как явление в обществе может возрастать, уменьшаться в объеме и распространенности при умелом проведении политики государства в области уголовного права, в основе чего могут лежать экономические интересы
Учитывая это обстоятельство, Н. Кристи указывает, что «изменения социальной системы привели к снижению порога восприятия. И теперь даже незначительные проступки рассматриваются как преступления, а совершившие их люди как преступники В то же самое время мы находимся в ситуации, когда прежние барьеры, предупреждавшие нежелательные поступки, не действуют, но вместе с этим созданы новые технические средства контроля. Господь Бог и соседи заменены эффективными средствами наблюдения Гнев и страх, вызванные действиями, которые современное общество склонно воспринимать как злодеяния, становятся движущей силой в борьбе со всеми видами преступлений. Это новая ситуация, характеризуемая неиссякаемостью источника поступков, которые можно определить как преступления. И такая ситуация создает неограниченные возможности для борьбы со всеми видами нежелательных действий. Живая традиция тех времен, когда все преступления можно было квалифицировать как злодеяния, в сочетании с неиссякаемым источником поступков, которые ныне могут рассматриваться как преступления, подготовили почву: рынок борьбы с преступностью ждет своих предпринимателей»
Таким образом, общество создает специфический закрытый резервуар для асоциального и преступного, исключая его из сферы правомерного поведения Поводом для такого вытеснения и исключения является совершение преступления или нарушение уголовно-правового запрета Преступление представляет собой акт нарушения права со стороны виновного лица— прест\пника, совершенный по отношению к другому лицу, государству, обществу В итоге причинение лишения, ущерба, страдания следует возместить, восстановить нарушенное право, загладить тот вред, который возник в результате преступного деяния Однако такой способ перечеркивания
31 Там же С 22
-
философская антропология юридической нормы 275
свершившегося и аннулирования разрушительной для блага гражданина, общества и государства причинной связи не является достаточным для установления правопорядка, поскольку он не создает потребности соблюдать закон и не несет в себе предупредительного потенциала для исключения из поведения человека повторения подобного разрушительного действия в будущем.
Применение >головного наказания по самой идее его воздействия на сознание человека призвано сформировать отрицательное отношение к совершению преступления виновным лицом вновь В связи с этим исполнение наказания представляет собой создание запаса прочности в \ становлении дистанции по отношению к возможности совершения преступления Этот запас прочности создается за счет временной меры как отрезка жизненного пути, посвященного не осуществлению стремления к счастью и процессу индивидуального благосозидания, а претерпеванию лишений, тягот, контроля и ограничений Это не жизнь в поисках блага и пользы, а жизнь в условиях ограничения и прин\ дительных обязанностей в ответ на преступление как злонамеренный индивидуальный жест эгоистического устремления к обладанию благом, пользой и властью безотносительно к другим людям, обществу и государств.
По определению, которое дает Ю А. Денисов и которое можно считать относящимся в значительной степени к преступному поведению как вид}' правонарушений, «правонарушение — это индивидуалистский, анархистский произвол отдельных индивидов, ответственных за свои действия, выражающийся в форме виновного деяния, опасного (вредного) для устоев данного общества, нарушающего правопорядок, являющийся вместе с тем элементарной формой массовидного социального явления -деликтности, обусловленного общественными причинами».
В такой постановке вопроса об юридической ответственности в области уголовного права может возникнуть впечатление, что преступление логически и исторически предшествует правовому состоянию и нравственности. Однако это не так. Манифестация негативного происходит в сфере позитивного и не может быть определена иначе, т. е. в другом их расположении относительно друг друга.
32 Денисов Ю А Общая теория правонарушения ответственность Л, 1983. С 128
Глава 2
Позитивное должно уже быть готово к восприятию преступного как неприемлемого, исключительного, вредоносного, негодного, как стихийно хаотического в условиях текущей повседневности, которая в противоположность этому представляет собой устоявшийся обычный способ поведения. Тем самым в позитивном, как следствии совместимости индивидуального поведения, его согласованной взаимности, создается ф>цдамент устойчивости, позволяющий производить операционально исключение из своей сферы негативное и отрицательное В итоге устанавливается система запретов и санкций в отношении преступного поведения как радикально отклоняющегося от обычного поведения.
В связи с этим как норма предшествует аномалии, так и закон как установление и запрет предшествует преступлению, но это не значит, что не-право или отрицание права предшествует самой системе утвердительного как процессу правовой жизни.
Тем самым опровергается концептуальная схема генезиса юридической нормы, которая в свое время была предложена А. Шопенгауэром: «Государственное право, или законодательство, заимствует у морали главу, которая представляет собой учение о праве и определяет, наряду с внутренним значением права и неправа, точную границу между ними, но заимствует только для того, чтобы использовать ее оборотную сторону, и все те границы, которые мораль запрещает преступать, если не желать совершать неправа, рассматривает с другой стороны, как границы, пресечение которых другими не следует дозволять, если не желать страдать от не-права, от которых, следовательно, каждый имеет право отстранять других, — вследствие чего эти границы в таком предполагаемом пассивном отношении и укрепляются законами. Оказывается, что подобно тому, как историка очень остроумно назвали повернутым назад пророком, правоведа можно считать перевернутым моралистом, а поэтому и учение о праве в собственном смысле слова, т. е. учение о правах, которые можно требовать, есть перевернутая мораль — в той главе, где речь идет о нерушимых правах Понятие не-права и его отрицание право, которое было сначала моральным, становится юридическим посредством перемещения отправной точки с активной стороны на пассивную, следовательно, посредством переворачивания. . Чистое учение о праве, или естественное право, — лучше было бы назвать его моральным правом, — также ле-
философская антропология юридической нормы 277
жит, хотя и перевернутое, в основе каждого правового позитивного законодательства, подобно тому, как чистая математика — в основе каждого раздела прикладной математики».33
А. Шопенгауэр не видит градации между антропологическим, этическим и юридическим ингредиентами социального и допускает нормологическу ю ошибк\, полагая, что право в его юридическом оформлении и оптическом публичном облике может считаться моральным правом в его чистом виде как уместность человека в его притязаниях на создание жизненных условий, подобающих его положению в мироздании и обществе. В этом отношении не-право начинает выступать в качестве отрицательной активности, которая провоцирует и создает само право как бы изнутри. На самом деле и мораль и право возникают из единого источника приемлемости совместного коллективного бытия людей в рамках сообщества и имеют общий антропологический фундамент. He-право возникает как процесс разрушения этого фундамента внутри сложившегося бытования и традиции, т е оно возникает в присутствии определенного нормативного массива в существующих отношениях между людьми. Само по себе оно лишено конструктивных усилий, поскольку есть чистый произвол и проявление силы, подобной природной стихии. Используя такой подход право, вернее всего можно было бы причислить к оконечности морали, которая приобрела исторически институциональную форму и тбличное всеобщее выражение.
В этой связи нужно отметить, что не-право создает кратологи-ческий эффект внутри совместимого и приемлемого существования людей друг с другом, поскольку нерасчлененность нравов не позволяет сохранить их устойчивость и нерушимость В строгом же юридическом смысле, поскольку на начальном этапе формирования правовой реальности противопоставление права и не-права не имело догматического характера и право находилось в зачаточном виде, не-право может считаться таковым после его закрепления в виде отрицательной рецептивности и установления ответственности за его конкретное разрушительное воплощение в индивидуальном акте как правонарушение Поэтому право не есть исходное учредительное действие по отрицанию не-права, в котором могло пребывать сообщество, как пытался охарактеризовать их онтологическое соотно-
33 Шопенгауэр А- Мир как вопя и представление. М., 1994 Т 1 С 442, 443, 445
278____________________________________________________ Г.чава_2
шение А. Шопенгауэр. Наоборот, право есть утвердительное действие, которое при своем утверждении отрицает то. что ему противоречит. Эта утвердительность организует публичный институциональный механизм для устранения не-права, к чему неспособна мораль в силу ограниченности ее нормативного воздействия на общество.
Кроме того. А. Шопенгауэр, несмотря на то, что ему известно понятие прав и свобод как учение о правах, которые можно требовать, связывает не-право с нарушением морального запрета и сознанием недопустимости того или иного поступка в терминах морального, а не юридического законодательства. Сравнение правоведа с моралистом здесь может иметь ограниченный смысл, который отнюдь не связан с операцией переворачивания, как это пытается, проявляя свое остроумие, доказать А. Шопенгауэр. Правоведа можно считать геометром в сфере нравов, причем границы между этикой и юриспруденцией проведены именно последней. Для моралиста эти границы всегда были и будут достаточно прозрачными.
Раздел территории нормативности между этикой и юриспруденцией, если он и имел место в истории и действительности, произошел вполне мирно, поскольку это было внутреннее расслоение единого нормативного массива на публичное и частное пространство общественной жизни. Именно публичныйхарактер права, позволил четко выделить из социального контекста разрушительные сериации не-права и установить границы между допустимым и недопустимым и тем самым определить начертание в дозволенном как мере воплощения прав, предоставления которых, как указывает А. Шопенгауэр, можно требовать. Иными словами, в догматическом смысле публичное выявление модификаций не-права означает одновременно установление за эти виды правонарушений соответствующих санкций в юридическом законе. Это лишний раз подтверждает правильность правовой аксиомы, касающейся оснований юридической ответственности: нет преступления без закона, или нет закона — нет ответственности (Nullum crimen sine lege).
В ходе социальной эволюции право определять направление уголовно-правовой политики стало относиться в своей исходной уч-редительной нормативной ситуации, к области принятия политических, а не этических, либо юридических, решений и составило прерогативу государственной законодательной власти. Вопрос о том-
философская антропология юридической нормы 279
что следует считать актом, который имеет признаки преступления как общественно опасного действия, отрицающего право как таковое, разрешается через представительство общей воли народа законодателем и не входит в содержание какого-либо вида общественных дискуссий, эмпирического аксиологического анализа и диагностики на уровне обычной повседневной жизни.
Таким образом, наблюдается отчуждение между гражданским обществом и государством в лице законодателя в том, что следует считать общественно опасным действием в области посягательств на деятельность тех или иных социальных институтов и те или иные социальные ценности. В этом отношении демократическое общество рассчитывает на социальную диагностику, которая предоставляется средствами массовой информации, полагая, что они могут служить источником объективного подхода в оценке так называемых «негативных» процессов в обществе.
Ясно одно, попытки придать характер проблемы соотношению между преступлением и наказанием, а именно, что является первичным, а что вторичным, следует признать несостоятельными. Со времени утверждения письменной формы процесса правообразования через законодательную власть, которая может иметь в этом отношении различный статус (теологический, богоданный, реализующий представительство Бога на земле, либо полностью рациональный, исходящий из идеи представительства народа, его воли, интереса, правды), вопросы о том, что следует считать преступлением и какое наказание наступает за его совершение, находятся в неразрывном единстве. Эта неразрывность обеспечивается присутствием в законе, определяющем юридическую ответственность за правонарушения, такого нормативного компонента как санкция.
Санкция выступает в данном случае в двух аспектах:
1) представляет собой негативный публично-правовой жест
принуждения со стороны государства:
2) является мерой наказания как степени отрицательного и ли
шающего воздействия со стороны государства по отношению к ви
новному лицу, содержащей в себе в скрытом виде совокупность
техник и методик индивидуализации наказания в каждом конкрет
ном случае.
Именно понятие санкции как относительно фиксированного по объему и качеству выражения негативного, лишающего и ограничи-
280____________________________________________________ Глава 2
тельного воздействия, касающегося свободы, имущественных прав и, в исключительных случаях, жизни гражданина, характеризует такой способ отрицательного отношения государства к правонарушениям, как реакция.
Реакцию в социально-аксиологическом смысле можно оценивать как ответное импульсивное защитное воздействие по отношению к правонарушению, при этом государство четко определяет количественный и качественный параметры этого отрицающего воздействия и не предусматривает каких-либо дискуссий по поводу размера ответственности и выбора способа нарушенного права, как это имеет место при установлении гражданско-правовой ответственности
В связи с этим понятие санкции следует отнести к регулированию отношений в публично-правовой сфере общественной жизни, где объем ответственности за совершенное правонарушение определен законодателем в самой юридической норме подобно жесткой утилитарной схеме «таксы» или «прейскуранта». Такой публично-визуальный способ установления юридической ответственности, характерный, например, для уголовного и административного права, рассчитан на эффект отрицательной рецептивности, и обнародование такого законодательства означает доведение до сведения населения отрицательных последствий, связанных с совершением тех или иных преступлений или административных проступков.
При анализе сущности санкции в праве возникает представление о вменении субъекта действия и о результатах его социальной активности, поскольку именно во вменении лежит исток причинной цепи деяний, которые привели к правонарушению. В связи с этим санкцию с точки зрения безусловности ее применения к правонарушителю можно сравнить с действием природных сил, неизбежно вступающих во взаимодействие между собой при наличии определенных условий: с соударением физических тел в соответствии с законами механики или с возникновением химической реакции при контакте двух веществ. Прямую аналогию санкции в праве можно усмотреть в способе ответной реакции на какой-либо раздажитель со стороны организма в живой природе.
В идее юридической санкции лежит телесно-топологический принцип отрицательной реакции на боль, страдание, дискомфорт и неудобство. Такая телесная топология одновременно представляет
философская антропологияюридической нормы281
собой и внутреннее диагностическое достояние субъекта восприятия, смысл которого уже заключается не в пространственном, а в отрицательном ценностном измерении качества совмещения тела с внешней средой на уровне чувств приятного и неприятного, полезного и вредного. Вместе с тем, понятие санкции имеет и позитивный смысл, который заключается в эмгшрико-аксиологическом жесте одобрения и допустимости того или иного действия. Санкция обладает признаком согласия, разрешения и предоставления возможности совершить то или иное действие при осуществлении каких-либо публично-правовых акций и властных полномочий. Дача санкции означает получение официального разрешения на совершение какого-либо принуждения и ограничения в отношении прав, принадлежащих гражданам, и придания этим действиям легитимного характера (санкция на обыск, арест, проел ушивание телефонных переговоров и т. д.).
Санкция в уголовном законе — это установленная мера наказания за совершенное преступление.
Санкция, согласно феноменологическому и эмпирико-аксиологическому подходам, осуществленным Ф. Брентано в исследовании нравственного познания, связана с феноменами приятия и неприятия, любви и ненависти. В понятии санкции сосредоточены эмоциональная и реактивная стороны аксиологического восприятия социальной реальности, имеющего нормологические последствия. Это восприятие реализуется в трех классах эмпирически-аксиологической интенции: представлении, признании и эмоции. «В самом широком смысле слова класс эмоций (простирается) — от элементарной приязни и отвращения при одной мысли о чем-то до основанных на убеждениях радости и скорби и сложнейших феноменов выбора цели и средств. Интенциональным отношением в классе эмоций являются... любовь или ненависть, или же (что будет не менее правильным выражением) — симпатия и антипатия.
С любовью, симпатией, ненавистью, антипатией мы имеем дело в элементарнейшей приязни и отвращении, в радостном торжестве и отчаянной скорби, в надежде и страхе, а также во всяком акте воли. •-- Подобно тому, как естественное познание требует и санкциониру-ст устойчивость положительного права в общем, и в частности, оно может предъявлять требования, от исполнения которых существенно зависит размер благополучия, приносимого правовым порядком.
282 Глава 2
Теперь мы, наконец, действительно обрели искомую естественную
санкцию законного и нравственного».
Итак, мы видим один и тот же вид нормативного «воображения», которое имеет место на публичном и частном уровнях общественной жизни, когда говорится о сохранении приемлемых и приносящих благо и пользу отношений между людьми и неприемлемости такого разрушительного деяния, как преступление. Преступлению придается негативная социальная значимость и за его совершение устанавливается наказание как публичная юридическая санкция, направленная на то, чтобы исключить подобного рода деяния из социального контекста.
В подобного рода абстакции перцептивного воображения вполне случайным образом реализуется эмпирический выбор способа действия в конкретной жизненной ситуации, имеющей «социально-эстетический» в обозначенном ранее содержании смысл. Этот выбор связан с приятием или неприятием того или иного поведения партикулярное™, которая мнит себя квазиабсолютным образом. Он заключен в частной локализации, при этом не учитывается регулятивный захват, присущий соответствующему публичному установлению, и требование какой-либо юридической нормы. Выбор в пользу совершения преступления осуществляется не на уровне самоуглубления человека в свою собственную сущность, его реализация не связывается с бытием целого. Субъективность противопоставляет свою единичность этому целому, не соглашаясь с его публичными установлениями. Такую ситуацию нельзя представлять как ситуацию выбора между приемлемым и неприемлемым поведением, селективным выбором между нормой и аномалией. Индивид в ситуации совершения преступления перемещается в асоциальное пространство и полагает, что именно оно составляет основу его существования. Нормативность не является принадлежностью эстетического воображения, ее истоком является не привлекательность блага как таковая, а именно ситуация выбора, где происходит процесс определения направленности действия, исходя из возможных последствий и ответной реакции со стороны окружающих обстоятельств.
34 Брентано Ф. О происхождении нравственного познания. СПб., 2000. С. 50, 51, 67, 68.
философская антропологияюридической нормы 283
Приемлемость как естественная норма существования людей друг с другом создается в сфере взаимосогласованного благосозида-ния, складываясь из воспитания, традиции и обычая. Преступная воля действует в той же сфере естественной аксиологической установки, что и воля, которая следует традиции, обычаю и нравам в целом. Но ее отличие от естественной социальной установки заключается в том, что преступное деяние как выбор и принцип действия отвергается содержанием телесно-диалогического социального контекста.
Преступление может быть исключено из частной сферы жизни в формальном акте его непризнания и неприятия, установления по отношению к нему дистанции, устраняющей в отношении него какие-либо контактные социально-топологические пропозиции, обладающие признаками общности и взаимности. Однако эта сфера жизни, как уже указывалось, не может обеспечить нормативного способа вытеснения и исключения преступления из социального контекста, не обладая законоподобными и мерными ресурсами уч-редительности принуждения по отношению к такому массовидному проявлению индивидуального поведения, как преступление. Частная сфера жизни в силу своей точечной индивидуации и «вязкого» взаимопереплетения партикулярных связей, наоборот, может служить условием сокрытия преступной акции. Эта активность направлена в своем разрушительном воздействии не на политическую власть непосредственно, а на право, свободу и собственность, которые принадлежат индивиду.