Факторы углубления проблем экономической безопасности
- глобализация экономических отношений в мире;
- террористическая деятельность;
- нарастание экологических проблем;
- дифференциация богатства и бедности граждан, народов и стран;
- опасности долговой кабалы государств;
- масштабы коррупции и казнокрадства;
- межгосударственные противоречия и конфликты;
- природно-климатические изменения в мире и др.
Понятие: государственная экономическая безопасность – состояние защищенности жизненно важных интересов народа и государства, что достигается через способность экономики сохранять устойчивость и противостоять воздействию различных угроз внутреннего и внешнего порядка.
Для этого научно и политически должны быть:
- разработаны и приняты критерии экономической безопасности
- проработаны сценарии возможных серьезных негативных событий и их последствий;
- разработаны программы: по недопущению опасных событий; по противодействию в случае их наступления; по созданию различных стабилизаторов, резервов, сил и средств борьбы с опасными для общества явлениями.
Состав и роль государственных резервов
Государственный материальный резерв – ведение ФА Росрезерва, его функции;
Государственные финансовые резервы: Золото-валютные (международные) резервы, Резервный фонд, Фонд национального благосостояния.
Критерии государственной экономической безопасности - пороговые значения экономических и социальных показателей, выход за пределы которых потенциально опасен.
Существуют международные (по линии ООН и др. организаций) и национальные критерии экономической безопасности.
Примеры критериев государственной экономической безопасности
Таблица(2008 год)
Показатели | Пороговое значение | Фактическое значение |
Внешний госдолг | Не более 50% ВВП | около 8% |
Внутренний госдолг | Не более 75% ВВП | |
Международные резервы-ЗВР | Не менее 10% ВВП | до100% |
Инфляция за год | Не более 50% | около 13% |
Обеспечение продовольствием | Не менее 85-90 % | 55-60% |
Доля новых видов продукции | Не менее 6% | 2,6% |
Объем инвестиций к ВВП | 22-25 % | 12-20% |
Дефицит платежного баланса | Не более 50% в год | профицит |
Совет безопасности РФ как рабочий орган при Президенте РФ (в составе администрации):
Назначение - подготовка решений по важнейшим вопросам государственного управления, обеспечения жизненно важных вопросов общества и личности; контроль исполнения ранее принятых решений Президентом РФ.
Структура: межведомственные комиссии по направлениям безопасности (рабочий орган, аппарат во главе с секретарем).
Члены Совета, назначаемые президентом РФ -16.
4.3. Порядок разработки, правового оформления и реализации Государственной социально-экономической политики
Главный документ: послание Президента РФ Федеральному собранию РФ (анализ: от 12 декабря 2012 года.);
Программные документы парламента и правительства РФ;
Утвержденные в установленном порядке долгосрочные, среднесрочные и текущие программы развития, включая ФЦП.
(дать анализ порядка их разработки утверждения и реализации)
Основные формы реализации экономической политики
Правовое регулирование; прогнозирование, стратегическое и иное программирование; государственное финансирование и инвестирование, создание организационно-хозяйственных и организационно-финансовых институтов, формирование государственных материальных и финансовых резервов, развитие форм государственно-частного партнерства, установление порядка взаимодействия всех уровней власти в целях эффективной реализации экономического курса, а также федеральных, отраслевых и региональных целевых программ.
Реализация решений возложена на органы исполнительной власти. Контроль и проверку исполнения органами власти РФ и субъектов РФ, их должностными лицами, а также организациями федеральных законов, указов и распоряжений Президента РФ осуществляет Главное контрольное управление Президента РФ. Руководители указанных органов обязаны заблаговременно представлять в ГКУ Президента РФ информацию о принятых мерах по исполнению поручений Президента РФ с последующим докладом в установленные сроки об итогах проведенной работы.
Примечание: 14 ноября 2007г. за №779 было принято постановление правительства РФ Об утверждении Положения о правительственной комиссии по оценке результатов деятельности федеральных и региональных органов исполнительной власти. На эту комиссию возложены задачи координации деятельности указанных органов власти по разработке и контролю реализации ФЦП, РЦП и других федеральных и региональных проектов.
Решения комиссии обязательны для федеральных органов, но рекомендательны для региональных органов исполнительной власти.
ЛЕКЦИЯ 5. Прогнозирование и планирование в системе государственного управления экономикой
Тезис: в экономическом развитии, как и в жизни, нельзя идти вслепую. Нужно четко знать – куда, зачем и как идти!
Существует ли альтернатива – «план» или «рынок»?
5.1. Государственное прогнозирование: необходимость содержание, виды
Понятие «прогнозирования» - это опирающееся на научные и эмпирические методы, информацию предвидение о будущем состоянии объектов и характере изменения экономических процессов.
Коротко: это гипотеза о будущем состоянии объекта, его модели.
Всегда носит вариативный характер.
Цели:
- сформировать гипотетический образ будущего (объекта)
- служить средством выявления последствий принимаемых решений;
- способ предварительного получения оценок (показателей)социально-экономического развития общества.
Методы прогнозирования:
- по факторный,
- аналитический,
- моделирование,
- на основе экспертных оценок.
Виды прогнозов:
- по времени: долгосрочные, среднесрочные, краткосрочные;
- по охвату: базовые (демографические, макроэкономические …);
- конкретно-прикладные (развитие отрасли, процесса..);
- по целям (роли): пассивные и активные; поисковые (о судьбе явления) и нормативные – о путях и средствах достижения целей).