Тыл в период Великой Отечественной войны
Чрезвычайные меры | Трудовой героизм народа |
Трудовая мобилизация приравнена к военной | «Все для фронта, Все для победы!» |
Прикрепление работников к предприятиям | Соревнование за выполнение 2-3 норм выработки и за овладение смежными профессиями |
Ужесточение санкций за нарушение трудовой дисциплины | |
Эвакуация на восток промышленности | |
Введение обязательных сверхурочных работ, 11-часового рабочего дня, отмена отпусков |
В связи с массовой мобилизацией в действующую армию и перестройкой народного хозяйства чрезвычайно остро встала задача подготовки кадров массовых рабочих профессий, особенно квалифицированных. Основным наркоматам, работавшим исключительно на нужды военного производства, в начале 1942 года не хватало более 441 тысячи рабочих. Необходимы были экстренные меры со стороны руководства СССР для решения этой проблемы. В этой связи уже в конце июня 1941 года при Совнаркоме СССР был образован Комитет по распределению рабочей силы. В июле принимается постановление, предоставившее местным органам власти право перевода в военную промышленность рабочих других отраслей хозяйства. Все мужчины и женщины, занятые в военной промышленности, на железнодорожном, морском и речном транспорте, были объявлены мобилизованными на весь период войны. В соответствии с указом Президиума Верховного Совета "О мобилизации на период военного времени трудоспособного городского населения для работы на производстве и в строительстве" от 13 февраля 1942 года за 10 месяцев было мобилизовано на постоянные работы для нужд фронта почти 740 тысяч человек и на временные и сезонные работы – около 1 млн. 400 тысяч человек.
Приход на предприятия новых кадров остро поставил вопрос о приобретении ими необходимой квалификации. Для этого была организована широкая сеть различных краткосрочных курсов, школ, где велась массовая подготовка и переподготовка квалифицированных кадров для нужд военного производства. Только в 1942 году рабочие специальности получили почти 1,3 млн. человек. Однако, несмотря на все предпринимаемые меры, рабочий класс страны все же резко уменьшился. Если в начале 1941 года в стране насчитывалось 31,5 млн. рабочих и служащих, то в конце года их численность сократилась до 18,5 млн. Основная тяжесть работы на производстве и в сельском хозяйстве легла на плечи женщин, подростков и стариков, заменивших ушедших на фронт мужчин.
В связи с быстрым продвижением германских войск на восток появилась острая необходимость в эвакуации населения, фабрик и заводов, ценностей с территорий, которые подвергались опасности и могли перейти в руки к врагу. Эвакуация осуществлялась в два этапа: лето-осень 1941 и лето-осень 1942 г. Особенно тяжелым был первый этап, т. к. у руководства не было опыта в подобных делах. Далеко не все проходило гладко и успешно. Из-за полной оккупации Белоруссии эвакуация потенциала этой республики была остановлена уже в августе 1941 г. В Ленинградской области эвакуация была начата в июле, а из-за блокады Ленинграда прервалась в сентябре того же года. За вторую половину 1941 г. было эвакуировано 7 млн. человек и в 1942 г. - 4 млн. человек. Были перевезены такие заводы, как: "Запорожсталь" из Днепропетровска в Магнитогорск (потребовалось 8 тыс. вагонов); Ленинградский завод им. Кирова и Челябинский тракторный завод были слиты в единый для выпуска танков. Перебазирование производительных сил на восток - одна из ярчайших страниц истории Великой Отечественной войны. Героическими усилиями советских рабочих, инженеров, командиров производства, железнодорожников была обеспечена эвакуация на восток многих сотен крупных предприятий и более чем 11 млн. человек. По сути дела целая индустриальная страна была перемещена на тысячи километров. Там, на необжитых местах, часто под открытым небом машины и станки буквально с железнодорожной платформы начинали производить продукцию.
В результате колоссальных усилий народа Советский Союз в кратчайшие сроки сумел осуществить коренную перестройку экономики на военный лад, в исключительно сложных условиях эвакуировать и пустить в ход огромные производственные мощности. Уже к середине 1942 года СССР располагал быстро растущей военной экономикой, способной обеспечить основные нужды фронта.
К концу декабря 1941 г. удалось остановить падение промышленного производства, вызванное потерями от оккупации и переналадкой предприятий гражданского сектора. Что касается оборонной продукции, то уже во втором полугодии 1941 г., по сравнению с первым, мирным, танков произвели больше в 2,8 раза, самолетов - в 1,6 раза, минометов - в 4 раза, пистолетов-пулеметов - в 8 раз. С середины 1942 г., когда удалось полностью запустить эвакуированное оборудование, рост производства начался и в базовых отраслях промышленности (металлургии, топливно-энергетическом комплексе и др.).
Колхозно-совхозная система, несмотря на катастрофическое сокращение пахотного клина, лишь отчасти восполненного подъемом 5 млн. га залежной земли в восточных районах, надежно обеспечивала сырьем промышленность, продовольствием - армию и население (последнее - по строго нормированному, карточному распределению из расчета 400-500 г хлеба в день на рабочего и служащего и 300-400г на иждивенца; личное потребление населения - за исключением номенклатурных работников, сохранивших специальные распределители и высококалорийные пайки, снизилось почти на половину).
Таким образом, в СССР в рекордно короткий срок завершился перевод экономики на эффективную работу в чрезвычайных военных условиях. Удельный вес продукции оборонных наркоматов к июлю 1942 г. равнялся уже половине валовой продукции всей промышленности, а с учетом выполнения военных заказов предприятиями других наркоматов достигал 70%.
Таблица 54