Таким образом, республика Беларусь определяется как демократическое, унитарное, правовое, социальное, светское государство.
УЭ-4. СОЦИАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ РЫНОЧНАЯ
ЭКОНОМИКА КАК СТРАТЕГИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО
РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
ПОРЯДОК ИЗУЧЕНИЯ ВОПРОСА
4.1. Прежде всего, следует выяснить, чем была обусловлена необходимость экономических реформ в Республике Беларусь, которые начались в начале 90-х годов ХХ века и продолжаются до настоящего времени.
При этом важно помнить, что сущность данных реформ состоит в переходе от административно-командной экономики к рыночной, преимущества которой заключаются в стимулирующей функции конкуренции, которая поощряет внедрение достижений научно-технического прогресса и позволяет:
– снижать затраты на производство единицы продукции;
– повышать качество выпускаемых товаров;
– расширять ассортимент производимой продукции;
– освобождаться от экономически слабых предприятий.
Административно-командная экономика, в отличие от рыночной, лишена этих стимулов и ведет к незаинтересованности производителей в повышении качества товаров, экономии сырья, энергии, времени при производстве продукции, что, в конечном счете, ведет к дефициту товаров и невозможности удовлетворить даже насущные потребности населения.
Необходимость перехода к рыночной экономике была обусловлена не только внутренними причинами, связанными с созданием эффективного производства в стране, но и внешними,предполагающими включение экономики Республики Беларусь в мировую, которая функционировала на основе рынка.
При этом следует иметь в виду, что условия этого перехода были двоякие – с одной стороны, благоприятные:
– высокий интеллектуальный и профессиональный потенциал населения Республики Беларусь;
– развитая наука;
– достаточно высокий уровень развития системы общего и профессионального образования;
– выгодное геополитическое положение страны, обусловленное прохождением через Беларусь важных транспортных линий, связывающих Западную и Восточную Европу, Европу и Азию;
– оптимальный размер страны, который создавал возможность более эффективного управления;
– бесконфликтные отношения между основными социальными группами в стране (отсутствие национальных и религиозных конфликтов);
– природный фактор в стране – скорее способствующий развитию экономики, чем препятствующий этому: хотя в республике отсутствовали энергоносители (нефть, газ), но имелся достаточно богатый запас иных ресурсов (лесные, водные); к тому же территория нашей страны не подвержена воздействию разрушительных природных катаклизмов (землетрясений, тайфунов, извержений вулканов и т.д.).
Но, с другой стороны, имели место и неблагоприятные условия, осложняющие проведение экономических реформ:
– распад Советского Союза и разрушение сложившихся экономических связей между производителями и поставщиками продукции, обострение в этой связи проблемы сбыта продукции и закупки сырья;
– экономический кризис 1992 – 1994 годов, связанный с либерализацией цен, который привел к резкому снижению валового национального продукта, обесцениванию сбережений населения в результате гиперинфляции (почти 40 % в месяц). В результате произошло значительное падение уровня жизни населения.
4.2. Обратите внимание на то, что экономическая платформа государственной идеологии Республики Беларусь формировалась под влиянием передовых мировых идеологий (либерализма, консерватизма, социал-демократизма) а также международного опыта функционирования рыночной экономики, который к этому времени обнаружил как позитивный, так и негативный ее потенциал.
Главные вопросы, которые необходимо было решить сначала на теоретическом уровне, а затем на практике, были следующие:
§ На какой форме собственности будет создаваться новая экономика?
§ Какова должна быть степень присутствия государства в экономической жизни общества?
При поиске ответов на эти вопросы следующим образом были обозначены характерные черты белорусской модели экономики:
1. Плюрализм форм собственности, определяющий смешанный характер экономики. В ст. 13 Конституции Республики Беларусь зафиксирована возможность существования собственности в виде государственной и частной, им гарантируются равная защита и равные условия деятельности. Государство оставляет за собой право на недра, воды, леса и земли сельскохозяйственного назначения. Количество и стоимость имущества, находящегося в собственности отдельных граждан, не ограничивается, если оно приобретено законным путем (ст. 44). Государственная собственность существует в виде республиканской и коммунальной (собственности административно-территориальных единиц).
2. Постепенные и умеренные темпы приватизации.Приватизация рассматривается не как самоцель, а как средство найти заинтересованного инвестора, создать эффективного собственника, который сможет обеспечить, во-первых, долгосрочное развитие предприятия и, во-вторых, будет решать социальные проблемы работников этих предприятий. В выступлениях Президента Республики Беларусь постоянно подчеркивается, что приватизация должна осуществляться только через аукционы и конкурировать должны не фамилии крупных собственников, олигархов, а бизнес-планы и программы по поддержке трудового коллектива. Причем, стабильно и прибыльно работающие государственные предприятия не будут переходить в частную собственность.
Рыночные условия потребуют в будущем разгосударствления основных сфер производства и услуг. Однако этот процесс должен идти постепенно по мере созревания и развития в обществе необходимых механизмов, финансовой сферы, инфраструктуры, законодательной базы, менталитета народа [13], [3].
3. Значительная степень участия государства в обеспечении эффективного функционирования экономики(ст. 13).
Выясните, почему экономика не может обойтись без государственного регулирования, ограничившись лишь ролью рынка?
Дело в том, что рыночное регулирование имеет как положительные стороны, заключающиеся в создании постоянно действующих стимулов для повышения эффективности производства, так и отрицательные, проявляющиеся в том, что рынок как единственный регулятор экономики:
– не в состоянии обеспечить решение стратегических задач развития экономики;
– порождает тенденцию экономики к анархии, стихийности и создает кризисы, связанные с перепроизводством товаров;
– создает значительную дифференциацию доходов, имущественное расслоение общества;
– делает экономику не восприимчивой к долгосрочным общегосударственным программам, связанным с ликвидацией социального неравенства, экологических проблем, развитием образования, медицины, созданием эффективной системы защиты безработных и т.д.
Поэтому государство посредством как административно-распорядительных, так и экономических методов призвано устранить или ослабить негативные последствия рынка. Примерами конкретных способов воздействия на рыночную экономики являются регулирование масштабов инвестиций, изменение условий государственных заказов, пересмотр налоговых и процентных ставок, регулирование величины денежных сбережений населения и др.
Белорусская модель экономики в настоящее время определяется в программных государственных документах как социально ориентированная рыночная экономика.В чем суть такой экономики?
Социально ориентированная экономика – это экономика, которая производит достаточное количество товаров по ценам, доступнымшироким слоям населения, в том числе и малоимущим, удовлетворяя их потребности на современном уровне.
Создание такой экономики становится возможным:
– при развитом секторе экономики, производящем предметы потребления (сектор В);
– развитии в экономике цивилизованной конкуренции, которая заставляет производителей снижать издержки производства и создавать предпосылки для низких цен, делая товары доступными для широких слоев населения, в том числе и с низкими доходами. Поэтому государство стремится защитить рыночную экономику, основанную на чистой, совершенной конкуренции. Для этого оно принимает антимонопольное законодательство, препятствуя появлению монополий, которые получают возможность устанавливать высокие цены и фактически ведут к устранению рынка;
– социальной защите нуждающихся слоев общества для обеспечения необходимого уровня их покупательной способности. Программы помощи социальным группам с низкими доходами разделяются на две категории: программы, повышающие доход данных групп населения (государственные пособия, льготы); программы, ликвидирующие причину их низких доходов (повышение их уровня образования, квалификации, переобучение, содействие в организации собственного бизнеса);
– организации помощи безработным;
– поддержке отечественных предпринимателей (введение таможенных квот и пошлин, ограничивающих импорт определенных товаров, государственные субсидии и займы слабым предприятиям).
Таким образом, одна из главных задач белорусского государства – формирование экономической системы с эффективными рыночными механизмами с целью удовлетворения разнообразных потребностей населения и достойного вхождения в мировое хозяйство на конкурентных началах.
УЭ-5. СОЦИОГУМАНИТАРНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ
ИДЕОЛОГИИ БЕЛОРУССКОГО ГОСУДАРСТВА
ПОРЯДОК ИЗУЧЕНИЯ ВОПРОСА
Необходимо иметь в виду, что социогуманитарная часть государственной идеологии Республики Беларусь представляет собой комплекс идей и принципов, лежащих в основе политики, направленной на развитие социальной(социальная политика) и духовной сфер общества, где создаются условия для развития человека.
5.1. Белорусское государство как социальное государство реализует программы по развитию здравоохранения, образования, организации трудовой занятости, социальной защите нетрудоспособных и нуждающихся граждан. Какие принципы и идеи лежат в основе данных программ, которые в совокупности представляют социальную политику?
Важнейшая составная часть социальной политики – деятельность государства по развитию системы образования,которая строится на следующих принципах:
Принципе равенства,согласно которому граждане Республики Беларусь вне зависимости от социального положения и места жительства имеют равные возможности его получения. Это обеспечивается развитием дошкольного, школьного, профессионально-технического и высшего образования. В рамках специального профессионального образования постоянно появляются новые специальности, отвечающие требованиям современной социально-экономической ситуации.
Принципе справедливости,в соответствии с которым государство стремится оказывать помощь в получении образования тем социальным группам, которые по ряду причин оказываются в неравных условиях с другими слоями общества: выпускникам сельских школ, инвалидам, сиротам, населению территорий, пострадавших от аварии на ЧАЭС.
При этом образование рассматривается не только как фактор развития экономики, но и как фактор совершенствования социальной структуры общества, формирования творческих способностей личности.
Государство стремится развивать специальное профессиональное образования в тесной увязке с потребностями рынка труда.В Послании Президента белорусскому народу и Национальному собранию 29 апреля 2008 года было подчеркнуто, чтоучебные заведения должны постоянно взаимодействовать с основным заказчиком на подготовку кадров – экономикой. Данное требование предполагает включение системы образования в рынок труда в республике, где оно должно предоставлять качественные образовательные услуги, выпуская нужных специалистов соответствующего профиля для различных сфер общества.
В основе развития здравоохранения в республике лежат следующие принципы и ориентации, реализация которых преследует главную цель – сохранение и укрепление здоровья нации, повышение продолжительности жизни населения:
1. Сохранение приоритетности государственной системы здравоохранения, так называемой, бесплатной медицины. В Послании Президента Национальному собранию в апреле 2008 года была подчеркнута необходимость доступности медицинской помощи, ее максимального приближения к населению.
2. Одновременно стоит задача формирования рынка медицинских услуг, постепенного расширения системы платной медицины, создания предпосылок для постепенного перехода к медицинскому страхованию.
3. Укрепление материально-технической базы медицины. В настоящее время в республике происходит оснащение медицинских учреждений самым современным оборудованием, внедрение прогрессивных методик и технологий лечения. Новейшие медицинские технологии применяются не только в Минске, но и в областных центрах, районных поликлиниках и больницах.
4. Усиление профилактической направленности учреждений здравоохранения. С 2008 года в республике проводится всеобщая диспансеризация населения.
5. Формирование у граждан высокой культуры охраны здоровья. Государство исходит из того, что различные проблемы здоровья лишь отчасти связаны с состоянием медицины в стране. В значительной степени они являются результатом недостатков образа жизни конкретных людей, связанных с несовершенством условий труда, быта, характером проведения свободного времени, неблагоприятной природной средой, нежеланием и неумением определенных слоев общества заботиться о своем здоровье и беречь его.
Обратите внимание на приоритеты государственной политики в сфере социальной защиты населения:
Деятельность государства в области социальной защиты населения имеет прямое отношение к распределительным отношениям между различными социальными слоями общества по поводу получения ими необходимых жизненных благ. При этом государство, регулируя распределительные отношения, стремится обеспечить реализацию ими следующих функций:
1. Стимулирующей функции, согласно которой распределение жизненных благ осуществляется пропорционально трудовому вкладу каждого работника. Поэтому распределение по труду остается одним из главных источников доходов в Республике Беларусь для основной массы населения.
В стране реализуется установка на неуклонный рост заработной платы. За 2007 год она увеличилась на 9,5 %, а по сравнению с 2000 годом – почти в три раза. При этом необходимо, чтобы заработная плата также эффективно выполняла стимулирующую функцию. Поэтому, как было заявлено в Послании Президента белорусскому народу и Национальному собранию 29 апреля 2008 года, нужно переходить к финансированию результатов работы, а не штатной численности работающих и материальных затрат при производстве той или иной продукции.
2. Гарантирующей функции, в соответствии с которой большое значение приобретает деятельность государства по перераспределению национального дохода, направленного на потребление, через систему социального обеспечения, а также путем расширения объема жизненных благ, предоставляемых членам общества бесплатно или на льготных условиях. В этом случае государство стремится обеспечить определенный уровень социальных гарантий каждому члену общества.
Значительная доля государственного бюджета выделяется на выплату пенсий, стипендий, пособий. При этом в современных условиях государство стремится изменить деятельность в сфере социальной защиты: во-первых, дать возможность человеку своими руками обеспечить желаемый уровень жизни, помочь ему ликвидировать причину низких доходов, а во-вторых, социальная защита (выплата пособий, выделение дотаций) должна носить адресный характер. Отменяя те или иные льготы для определенных категорий населения, государство не стремится экономить бюджетные средства. Главная цель заключается в справедливом получении ими той или иной поддержки от государства.
Государство, регулируя распределительные отношения в республике, постоянно сталкивается с проблемой оптимального соотношения вышеназванных функций. Нарушение баланса между ними может, с одной стороны, порождать в обществе сильную имущественную дифференциацию, а с другой, – социальную и трудовую пассивность, тунеядство, иждивенчество.
Важное значение имеет политика государства в сфере трудовойзанятости, поскольку все трудоспособное население страны распадается на две группы: занятых в общественном производстве и не занятых в нем из-за отсутствия вакантных мест, загруженности домашним хозяйством, увольнения с предыдущего места работы в связи с его модернизацией и по другим причинам.
Государство стремится в максимальной степени обеспечить занятость населения и реализует в этой связи определенную систему мер, в частности, проводит политику по созданию новых рабочих мест, организации на различных уровнях центров занятости, которые регистрируют безработных, оказывают им помощь в поиске вакансий, повышении квалификации, приобретении новых профессий. И, хотя уровень зарегистрированной безработицы в стране невысок (менее 2 %), по структуре она неодинакова. В небольших населенных пунктах и в сельской местности существуют более серьезные проблемы с трудоустройством населения, чем в крупных городах. К тому же довольно низкая безработица, как правило, скрывает излишнюю численность работающих на предприятиях, сказываясь отрицательно на размере заработной платы. Поэтому и в области организации трудовой занятости государство должно таким образом регулировать этот процесс, чтобы не ликвидировать определенные стимулы экономического роста.
5.2. Выясните, каковы идеологические основы политики белорусского государства в области духовной культуры.
Духовная сфера общества (духовная культура) – это сфера, где осуществляется производство, распределение и потребление духовных ценностей. Каждое из названных звеньев духовного производства для полноценного функционирования должно быть представлено в обществе необходимыми субъектами, организациями, материальными и финансовыми ресурсами. Поэтому государство выполняет не только координирующую роль, обеспечивая гармоничное развитие духовной культуры, но и выделяет для развития различных отраслей культуры значительные бюджетные средства.
Политика белорусского государства, прежде всего, строится на общечеловеческих ценностях: справедливости, гуманности, равенстве, свободе научного и художественного творчества, уважении к другим культурам. При этом оно следует истине, согласно которой культура – это сфера, которая не может развиваться под воздействием волевых решений сверху. Поэтому задача государства – формировать среду, благоприятную для творчества.Культурная политика строится на основепринципа мировоззренческого плюрализма.
Одна из проблем, которую необходимо было решить молодому белорусскому государству в самом начале своего существования, это проблема возможного включения духовной культуры в рыночные отношения. Возник вопрос: все ли ее части могут функционировать на основе самоокупаемости, занимаясь продажей результатов своего труда?
В этой связи был найден ответ, в соответствии с которым, стало понятно, что такие элементы культуры, как классическое музыкальное искусство, театр, музейное и библиотечное дело, фундаментальные исследования в науке должны получать финансовую поддержку государства и не могут существовать только за счет рынка. Об этом свидетельствует и опыт цивилизованных стран мира.
Важная задача в сфере культуры – это обеспечение доступности духовных ценностей всем слоям общества, в том числе жителям сел и малых городов.
В области искусства актуальной является задача – противостоять тенденции жестокости, насилия, которая оказывает деморализующее воздействие на население, особенно на подрастающее поколение.
Актуальным для национальной культуры является также процесс поиска и возвращения на Родину исторических и культурных ценностей Беларуси, оказавшихся за пределами страны.
УЭ-6. МЕХАНИЗМ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ
ИДЕОЛОГИИ БЕЛОРУССКОГО ГОСУДАРСТВА
ПОРЯДОК ИЗУЧЕНИЯ ВОПРОСА
6.1. Раскрытие данного вопроса предполагает выяснение того, каковы конкретно материальные репрезентанты идеологии как духовного феномена с момента ее появления в обществе до тех ситуаций, когда она реализует свои функции, достигая сознания тех членов общества, которых она побуждает к определенным действиям.
Важно помнить, что идеология – это, в конечном счете, инструмент, посредством которого субъекты, создавшие и распространяющие ее, привлекают на свою сторону определенных членов общества. При этом необходимо выявить основные элементы динамичной системы функционирования государственной идеологии в Республике Беларусь.
Если рассматривать временные параметры механизма функционирования государственной идеологии в республике, то можно представить его в виде следующих основных этапов:
I этап – теоретико-концептуальное обоснование и оформление идеологии государства в виде теорий, концепций. Субъектами этого этапа выступают специализированные научно-исследовательские центры (научно-исследовательские институты гуманитарного профиля в Национальной академии наук Беларуси, кафедры гуманитарных дисциплин в вузах, идеологический центр при Президенте Республики Беларусь и др.).
II этап – доведение до сознания различных категорий населения страны содержания вышеназванных теорий и концепций с целью вовлечения их в процесс реализации программ, выработанных на основе идей и принципов соответствующей идеологии. Субъектами этого этапа выступают различные учреждения образования, СМИ, отделы идеологической работы на предприятиях и организациях республики.
Распространение государственной идеологии в обществе достигает эффекта в том случае, если реализуется ее мобилизационная функция, когда члены общества, проникнувшись пониманием основных ее идей, осознают необходимость их осуществления, объединяют свои усилия и вовлекаются в действия, направленные на достижение соответствующих идеалов. Поэтому процесс стихийного распространения идеологии в обществе через искусство, средства массовой информации должен приобрести организованный характер, поскольку результативность в этом случае будет выше. Именно на придание этому процессу организованного характера и направлена идеологическая работа – особая деятельность, которая имеет своих субъектов, объектов, цели, средства, формы, методы. Она выступает составной частью процесса политической социализации личности.
6.2. Сейчас, когда в республике признается необходимость идеологической работы, возникает вопрос о том, какова должна быть ее структура, через какие виды деятельности она должна реализовываться?
Рассматривая идеологическую работу как одно из направлений воспитания, необходимо обратиться к характеристике возможных способов воспитательного воздействия, применяемых для формирования любых качеств человека.
Во-первых, это информационно-просветительное (вербальное) воздействие на воспитуемого, предполагающее разъяснение норм, правил, стандартов поведения, приемлемых с точки зрения воспитателя.
Во-вторых, это формирование у воспитуемого качеств через видоизменение, организацию определенным образом его микросреды – личностной, предметной.
И, наконец, в-третьих, воспитание может осуществляться посредством вовлечения воспитуемого в такой вид деятельности, который и будет формировать нужные качества.
Направление идеологической работы, которое предполагает информационно-просветительное воздействие, включает, во-первых, преподавание специального курса "Основы идеологии белорусского государства", введенного в качестве обязательного предмета в учебные заведения различного уровня. Кроме этого в учебных заведениях республики преподается ряд социально-гуманитарных дисциплин, имеющих достаточно сильный идеологический аспект: история, социология, политология, экономическая теория. В республике стало традицией проведение единых дней информирования по актуальным проблемам социально-экономического и политического развития страны. Как осуществлять данную работу, чтобы не нарушать право личности на свободу мнений и убеждений? В этом случае необходимо придерживаться ряда известных принципов.
Прежде всего, это принцип научности, который требует соблюдения объективности при освещении конкретных исторических событий, социальных процессов. Во-вторых, это принцип конкретно-исторического подхода, который предполагает давать оценку процессам, событиям с точки зрения условий той эпохи, элементом которой являются данные события. В-третьих, это принцип идеологического плюрализма, который находит свое выражение в ст. 33 Конституции Республики Беларусь, указывающий на то, что каждому гарантируется свобода мнений, убеждений и их свободное выражение. Поэтому необходимо избегать принудительности в идеологической работе и стремиться создавать условия для осознанного выбора той или иной мировоззренческой позиции. На семинаре руководящих работников по идеологической работе в марте 2003 года Президентом Республики Беларусь А. Г. Лукашенко было подчеркнуто, что идеология – это та сфера, где надо не приказывать, а разъяснять, понимать и верить. Там же было отмечено, что информирование населения – важная, но только часть идеологической работы.
Большое значение в формировании определенных ценностей, идеалов имеет конкретным образом организованная среда, в рамках которой люди работают, отдыхают, деятельность административных служб различного уровня, которые проявляют к ним максимальное внимание. В результате возникает ощущение благодарности за заботу, на основе которой легко формировать убежденность в правильности политики администрации, государства, а, значит, и в правильности той идеологии, которая лежит в основе этой политики.
Главное направление идеологической работы – патриотическое воспитание, которое немыслимо без формирования чувства гордости за страну, город, предприятие, учебное заведение. Сформировать это чувство невозможно без реальных достижений, сдвигов в лучшую сторону как в рамках страны в целом, так и на микроуровне, в условиях конкретного трудового или учебного коллектива. События последних лет в истории нашей республики свидетельствуют о том, что такие успехи имеются. Но они не всегда видны и понятны молодому поколению, поскольку оно сформировалось полностью в постсоветский период и не может сравнивать эти достижения с тем уровнем развития, от которого мы двинулись вперед, развиваясь как самостоятельное государство: им неизвестен тотальный дефицит товаров, неизвестен период, когда многие предприятия в республике были на грани банкротства. Довольно часто молодежь сравнивает нынешний уровень развития республики с уровнем развития западных стран, которые пришли к данному состоянию за гораздо более длительный период времени (несколько столетий). Наша республика движется по пути самостоятельного развития немногим более десяти лет и достигла, тем не менее, значительных успехов. Поэтому одна из задач идеологической работы – формирование у молодежи адекватной оценки нашим достижениям.
МЕХАНИЗМ ИДЕОЛОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В ОБЩЕСТВЕ
Идеологическая работа – деятельность по распространению в обществе идей, ценностей, идеалов конкретной идеологии |
Информационно-просветительное направление (деятельность СМИ, лекции, беседы) | Организация среды, элементы которой формируют определенные идеологические ориентации | Вовлечение воспитуемых в определенные виды деятельности, которые формируют у них необходимые обществу идеологические ориентации |
Воспитание словом | Воспитание средой | Воспитание делом |
6.3. Проанализируйте роль государства как аппарата управления обществом в реализации вышеназванных этапов механизма идеологической работы, имея в виду его основные элементы:
1. Роль Президента Республики Беларусь в формулировке идей и положений государственной идеологии, их правовое закрепление (издание декретов, указов, директив). Важно также проанализировать в этой связи правовые, административные, моральные формы и методы деятельности Президента Республики Беларусь по реализации положений национально-государственной идеологии.
2. Роль Парламента – Национального собрания Республики Беларусь, который выступает важнейшим звеном как формирования, так и реализации государственной идеологии. Важнейшая функция Парламента – выявление в обществе интересов социальных групп, обеспечение приемлемого для него баланса интересов различных категорий населения и закрепление его в принимаемых законах. Основная форма деятельности Парламента по формулированию и реализации положений государственной идеологии – законотворчество.
3. Роль Правительства – Совета Министров Республики Беларусь, институтов судебной власти, органов местного управления как инструментов практической реализации положений государственной идеологии.
СЛОВАРЬ ПОНЯТИЙ
Автоматизация –применение саморегулирующихся технических средств, освобождающих человека от участия в процессах получения, преобразования, передачи и использования энергии, материалов и информации. Автоматизации могут подлежать процессы производства, проектирования, управления, научные исследования.
Адресная социальная помощь –предоставление государственной помощи (выплата пособий, льготы при оплате каких-либо услуг) самым нуждающимся группам населения. Степень нуждаемости определяется четко выраженным уровнем доходов представителей данной группы.
Активное избирательное право –право гражданина избирать представителей в конкретный орган государственной власти.
Альтернатива –необходимость выбора одной из нескольких исключающих друг друга возможностей.
Безработица –незанятость экономически активного населения в хозяйственной деятельности. Виды безработицы: вынужденная и добровольная, зарегистрированная и незарегистрированная, сезонная, технологическая и др.
Валовой внутренний продукт (ВВП) –общая стоимость всех готовых товаров и услуг, произведенных в стране в течение года. Различают: номинальный ВВП – выражен в текущих ценах года его расчета; 2) реальный – выражен в ценах предыдущего года. В данном случае учитывается, в какой степени рост ВВП определяется реальным ростом производства, а не ростом цен.
Гражданское общество –сфера частных интересов граждан, реализуемых независимо или с минимальным участием государства.
Гражданство –правовая принадлежность индивида к конкретному государству, в силу чего на него распространяются законы этого государства, устанавливаются его права и обязанности.
Дефицит государственного бюджета –бюджет, в котором расходы государства за определенный период времени превышают его доходы.
Диспансеризация населения –систематическое врачебное наблюдение за состоянием здоровья всех групп населения с целью предупреждения и раннего выявления заболеваний.
Заработная плата –совокупность вознаграждений в денежной или (и) натуральной форме, получаемых работником за фактически выполненную работу.
Инвестиции –долгосрочные вложения капитала в конкретные проекты внутри страны и за границей.
Инфляция –процесс обесценивания денег в стране в результате превышения объема денежной массы над объемом товаров.
Импичмент –лишение полномочий высших должностных лиц в связи с допущением ими грубых нарушений закона.
Импортозамещение –уменьшение или прекращение импорта определенного товара посредством производства, выпуска в стране тех или иных аналогичных товаров.
Конкурентоспособность – совокупность характеристик товара, позволяющих обеспечить на него высокий спрос на рынке, способность товара или услуги быть более привлекательным для потребителя по сравнению с другими товарами аналогичного вида.
Конкуренция –борьба, соперничество между обособленными производителями за наиболее выгодные условия приложения капитала.
Конфедерация –временный союз самостоятельных государств.
Механизация –процесс замены ручного труда машинами, в результате которого за работником остается функция управления производственным процессом.
Монархия –форма государственного правления, при которой верховная власть принадлежит единоличному наследственному правителю (монарху).
Мотивация труда –совокупность причин, факторов, побуждающих человека к трудовой деятельности.
Натуральное производство –производство продукта для внутрихозяйственного употребления. В данном виде производства преобладает ручной труд, слабо проявляется специализация труда, производятся одни и те же объемы продукции.
Национализация –процесс перехода частной собственности в собственность государства.
Национальная идея– 1) краткая формула (суждение), отражающая основные чаяния народа в определенный период времени и объединяющая значительную часть населения страны. Национальная идея – конструктивное выражение мечты народа о будущем; 2) осознание народом себя как отдельной нацией, синоним национальной гордости.
Номинальная заработная плата – сумма денежных средств, получаемых работниками за свой труд в соответствии с ее количеством и качеством.
Общественно–экономическая формация –понятие диалектико-материалистической концепции истории, отражающее ступень развития общества, сущность которой составляют совокупность исторически определенных производственных отношений.
Отлагательное вето –решение, предусматривающее временное ограничение или запрещение каких-либо действий. Обычно это понятие употребляется по отношению к праву президента в отказе подписи законопроекта, принятого парламентом.
Отрицательное сальдо внешнеторгового оборота –превышение импорта товаров в конкретную страну над экспортом товаров из этой страны.
Парламентская республика –форма правления, в которой правительство формируется законодательным органом и ответственно перед ним. Руководитель правительства реально является главой государства.
Пассивное избирательное право –право гражданина быть избранным в конкретный орган государственной власти
Положительное сальдо внешнеторгового оборота –превышение экспорта товаров в конкретную страну над импортом товаров из этой страны.
Президентская республика –форма правления, в которой президент одновременно является главой государства и правительства. Он назначает правительство и руководит его деятельностью.
Право –1) объективное право – совокупность общеобязательных норм, установленных государством; 2) субъективное право – законная возможность члена общества совершать какие-либо действия и иметь определенные блага.
Правовое государство –тип государства, которое реализует идею верховенства закона.
Право законодательной инициативы –право субъекта (индивида, организации, социальной группы) вносить в законодательный орган (парламент) проект какого-либо закона для рассмотрения и принятия им.
Приватизация –<