Уэ-1. идеология либерализма и неолиберализма
(Либерализм: от лат. liberalis – свободный)
ПОРЯДОК ИЗУЧЕНИЯ ВОПРОСА
1.1. Идеология либерализма формируется в XVII – XVIII веках в Западной Европе.
1.2. Основными представителями данной идеологии являются Джон Локк, Адам Смит, Томас Гоббс, Шарль Луи Монтескье.
1.3. Философия либерализма основывается на следующих главных идеях:
– свободы личности, которая сама определяет цели и характер своей деятельности и одновременно (!) несет полную ответственность за ее результаты;
– индивидуализма как основополагающего морального принципа;
– возможности познания сущности "естественного порядка" (гносеологический оптимизм) и создания разумного социального порядка путем сознательных усилий;
– возможности воздействия на человека не прямым способом, а через среду, условия, в рамках которых он свободен.
1.4. Основополагающие идеи классического либерализма относительно устройства основных сфер общества.
Экономические идеи:
– незыблемость частной собственности являются основой социального и духовного прогресса общества;
– свободный рынок и конкуренция представляют универсальный механизм развития общества, которые побуждают объективно-экономическим, а не административно-командным способом повышать эффективность производства;
– государство не должно вмешиваться в экономику, что выражается в лозунге: "не мешайте действовать", который призывает к ликвидации регламентации экономической жизни и осуществления протекционизма (идея саморегулируемой экономики).
Политические идеи:
– государство есть результат договора между народом и правительством, которые должны рассматриваться как партнеры, имеющие определенные обязательства по отношению друг к другу;
– народ – источник власти;
– основные институты власти должны формироваться посредством выборов;
– право народа на революцию;
– верховенство закона как принцип справедливого государственного устройства (идея правового государства);
– равенство всех членов общества перед законом;
– разделение государственной власти на законодательную, исполнительную, судебную и создание системы сдержек и противовесов между ними;
– приоритет гражданского общества над государством, защищенность частной жизни человека от произвола государства.
Социогуманитарные идеи:
§ неравенство между классами носит закономерный характер и поэтому неизбежна конкуренция между ними, которая естественным образом приводит к победе сильных и гибели слабых, от чего общество только выигрывает;
§ государство не должно вмешиваться в вопросы распределения общественного богатства и оказывать помощь слабым слоям общества ("государство – ночной сторож", его задача – лишь обеспечивать порядок и безопасность в обществе);
§ духовная жизнь общества должна быть построена на принципе идеологического плюрализма, который предполагает:
– свободу мнений и убеждений;
– терпимость к инакомыслию;
– свободу от духовного подчинения церкви (свободу совести);
– свободу от классовых, национальных предрассудков.
1.5. Идеология неолиберализма
В 30-е годы ХХ века сформировался неолиберализм, в рамках которого подверглась критике идея саморегулируемой экономики как самого эффективного варианта ее развития и были пересмотрены функции государства. Причины этого заключались в том, что стихийно развивающаяся экономика Запада на протяжении нескольких столетий периодически порождала экономические кризисы, результатом которых являлся спад производства, стремительный рост безработных. К тому же стало ясно, что стихийно происходящие процессы распределения доходов порождают огромное количество бедных, которые составляют основу нестабильности общества в целом, в том числе усиливают вероятность революционных потрясений.
1.5.1. Представители: Дж Кейнс, Дж. Роулз.
1.5.2. Основная идея неолиберализма, отличающая его от классического либерализма, заключается в признании позитивной роли государства в организации социально-экономической жизни и необходимости расширения его функций. Государство, по мнению теоретиков неолиберализма, кроме обеспечения внутренней и внешней безопасности общества, должно также осуществлять:
– защиту предприятий, рынка от возрастающей угрозы монополизма посредством антимонопольного или антитрестовского законодательства;
– разработку общей стратегии экономического развития;
– социальную защиту уязвимых, слабых слоев общества (идея социального государства).
– функцию субъекта определенной собственности в обществе (плюрализм форм собственности, возможности существования в обществе общественной собственности);
Классический либерализм | Неолиберализм |
Идея правового государства | Идея правового социального государства |
Государство – "ночной сторож" | Государство всеобщего благоденствия |
УЭ-2. ИДЕОЛОГИЯ КОНСЕРВАТИЗМА
И НЕОКОНСЕРВАТИЗМА
(Консерватизм – от лат. conservare – сохранять)
ПОРЯДОК ИЗУЧЕНИЯ ВОПРОСА
2.1. Консерватизм формируется в XVIII веке в Западной Европе.
2.2. Представители консерватизма: Жозеф де Мёстр, Эдмунд Бёрк, Луи де Бональд.
2.3. Философия консерватизма включает следующие основные идеи:
– человеческий разум ограничен в своих возможностях (гносеологический пессимизм);
– признание нерушимости существующего порядка вещей, установленного свыше божественной силой;
– отрицание неизбежности социального прогресса;
– общество – организм и его нельзя перестраивать как машину, оно имеет хрупкую структуру;
– свобода не имеет абсолютного характера, она относительна и допустима лишь в рамках необходимых ограничений;
– интересы государства, нации выше интересов индивида;
– прошлое, настоящее и будущее находятся в единстве, поэтому большое значение имеет сохранение наследия прошлого, религиозных традиций и ценностей. Отсюда главный принцип консерватизма – традиционализм: необходимость сохранения утвердившихся в обществе идеалов и ценностей.
2.4. Основополагающие идеи классического консерватизма относительно устройства основных сфер общества.
Экономические идеи:
– экономика должна строиться на основе частной собственности и свободного рынка;
– государство не должно вмешиваться в экономические процессы.
Политические идеи:
– понятие свободы чуждо человеку;
– революции в обществе не имеют позитивного значения, нет необходимости осуществлять радикальные изменения;
– демократия – наименее совершенная форма политической жизни;
– обществом должна управлять аристократическая элита – наиболее одаренная часть, имеющая соответствующее образование и призвание;
– государство должно иметь приоритет над обществом.
Социогуманитарные идеи:
– важнейший фактор общественного порядка – социальное неравенство. Общество невозможно без иерархии (антиэгалитаризм);
– социальная структура общества признается неизменной, социальные перемещения (особенно вертикальные) нежелательны;
– равенство может быть только в области морали и добродетелей;
– индивид должен рассчитывать исключительно на собственные силы, не ожидая помощи со стороны государства.
2.5. Идеология неоконсерватизма
1. Во второй половине ХХ века консерватизм трансформировался в неоконсерватизм и выступал в значительной степени как реакция на распространение кейнсианства (неолиберализма).
2. Представители данного периода: Збигнев Бжезинский, Дениэл Белл, Раймон Арон.
3. Неоконсерваторы, признавая в целом необходимость государственного вмешательства в рыночную экономику (этот процесс уже реализовывался на практике в западном мире), вместе с тем высказывались за ограничение этого вмешательства, так как оно сдерживает, по их мнению, процессы экономического роста.
Признавая также необходимость осуществления государством социальной политики, неоконсерваторы считали, что она должна строиться на таком оказании помощи слабым слоям общества, когда она повышает их экономическую активность. Если же индивиды не реагируют на эту помощь, не стремятся повысить свою квалификацию, получить новую профессию, найти работу, то эта помощь должна быть прекращена.
Сохранение политической и социальной стабильности общества имеет приоритет по отношению к свободе личности.
Демократия возможна в обществе, но она должна быть элитарной – доступной лишь тем, кто имеет соответствующие способности, специальное образование и призвание.
Научно-технический прогресс необходим, но должен осуществляться постепенно, носить организованный характер.
УЭ-3. СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ ИДЕОЛОГИЯ
(СОЦИАЛ-РЕФОРМИЗМ)
ПОРЯДОК ИЗУЧЕНИЯ ВОПРОСА
Прежде чем приступить к изучению идеологии социал-демократизма, необходимо обратиться к характеристике идеологии социализма (от лат. socialis – общественный), которая ей предшествовала и прошла следующие этапы развития:
Этапы развития социалистической идеологии | Идеал общественного устройства в данной идеологии |
1. Утопический социализм Период существования – XVI – XVII вв. Представители: Томас Мор, Томазо Кампанелла | – будущее (совершенное) общество должно быть основано на общественной собственности; – данное общество характеризуется всеобщей трудовой занятостью; – государство непосредственно управляет процессом материального производства (экономикой); – рынка в данном обществе нет, связь между производителем и потребителем обеспечивает государство, распределяя материальные блага между членами общества на основе абсолютного равенства (принцип уравнительности) |
2. Критически-утопический социализм Период существования – XVIII – первая половина XIX вв. Представители: Клод Анри де Сен-Симон, Шарль Фурье, Роберт Оуэн | – общество должно быть основано на общественной собственности на средства производства; – в таком обществе исчезнет эксплуатация; – государство должно обеспечивать плановое ведение хозяйства (экономики); – распределение материальных благ должно осуществляться по труду; – путь перехода к новому обществу – пропаганда преимуществ нового строя среди всех слоев общества |
3. Радикально-революционный социализм (коммунистическая идеология, марксизм) Возник в сер. XIX в. Представители: Карл Маркс, Фридрих Энгельс | – будущее общество – коммунизм – должно быть основано на общественной собственности на средства производства; – это приведет к исчезновению антагонистических классов, устранению эксплуатации; – государство должно планомерно управлять всеми сферами общества, в том числе и экономикой, в результате исчезнут экономические кризисы; – коммунизм – общество свободы и изобилия материальных благ; – путь перехода к новому обществу – социалистическая революция, главный ее исполнитель – пролетариат (рабочий класс) |