Принципы профессиональной этики
ЭТИЧЕСКИЙ КОДЕКС СПЕЦИАЛИСТА ПО СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ
Общие положения
Профессиональная этика – одна из функциональных основ профессиональной деятельности. Профессиональная этика социального работника представляет собой науку о профессиональной морали, совокупность норм поведения, идеалов, ценностей, идей о должном, отражающих сущность профессии социального работника и обеспечивающих те взаимоотношения между ним и клиентом, которые вытекают из содержания его профессиональной деятельности.
Кодекс представляет собой документ, в котором излагаются основные, базовые принципы и ценности социальной работы, связанные с реализацией специалистами социальной сферы своих профессиональных обязанностей.
Главная цель "Этический кодекс социального работника" - определить и обозначить этические принципы и нравственные (моральные) позиции человека (клиента), специалиста (специалиста по социальной работе) и общества (различных институтов социума) в процессе их взаимодействия при удовлетворении социальных потребностей клиента.
"Социальный работник" в настоящем кодексе – это любой человек, занятый в сфере социального обслуживания, независимо от занимаемой должности.
Этический кодекс содержит директивы для работников социальной сферы. Кодекс может быть использован и другими людьми для определения стандартов профессионализма, ожидаемого от специалистов социальной сферы и студентов социальных вузов.
Положения Этического кодекса ориентирует социальных работников строить практическую деятельность вокруг интересов клиента, вовлекая его на равноправной основе на всех стадиях в процесс оказания ему социальных услуг.
Этический кодекс требует от социальных работников исполнять свои обязанности профессионально, руководствуясь этическими и моральными принципами.
Согласие с Этическим кодексом и его профессиональное и личностное принятие являются своеобразным допуском к профессии социального работника.
Определение социальной работы
Социальная работа – это совокупность видов деятельности (профессиональной и непрофессиональной, служебной и добровольной) по удовлетворению социальных потребностей человека. Тот, кто в любом случае обращается за помощью к социальному работнику, или кому такая помощь предлагается, определяется как клиент (посетитель, заказчик) социальной работы. Клиент может представлять собой индивидуума, семью, какую – либо группу или сообщество.
Принципы профессиональной этики
В своей деятельности социальные работники руководствуются следующими принципами профессиональной этики:
Соблюдение рациональных интересов клиента. Социальный работник помогает клиенту определить приоритеты решаемых проблем и вовлекать его в деятельность по самопомощи. Система социальной защиты гарантирует клиенту удовлетворение основных рациональных потребностей.
Личная ответственность социального работника за нежелательные для клиента и общества последствий его действий. Социальный работник несет ответственность за последствия принимаемого им решения. Клиент озабочен достижением своего блага, социальный работник – не только этим, но и возможными последствиями для общества.
Уважение права клиента на принятие самостоятельного решения на любом этапе совместных действий.Клиент социальной службы, как личность, обладает всеми правами человека, в том числе и правом самостоятельно определять свою судьбу, образ и стиль жизни, имеет собственные убеждения, суждения, взгляды, собственные понятия о добре и зле.
Принятие клиента таким, каков он есть. В социальной помощи нуждаются люди, попавшие в трудную жизненную ситуацию. Причины этих обстоятельств могут быть разными – как объективными, так и субъективными. Социальный работник дает рекомендации с учетом личного фактора клиента и обстоятельств.
Конфиденциальность. Все, что касается условий жизнедеятельности клиента, его личностных качеств, проблем, является конфиденциальной информацией. Клиент должен быть поставлен об этом в известность. Сведения о клиенте могут быть сообщены социальным работником только с разрешения клиента и только тем лицам, которые могут быть задействованы в решении его проблем.
Доброжелательность. Она присутствует на всех этапах взаимодействия специалиста с клиентом, помогает ему найти верный тон при первом разговоре с ним, помочь ему откровенно рассказать о своих проблемах и трудностях. Благодаря ей клиент чувствует в социальном работнике не равнодушного чиновника, а живого человека, готового понять и помочь ему.
Безопасность. Создание вокруг клиента безопасного окружения, предотвращение возможности травмы, использование своих знаний о потенциальных опасностях, является обязанностью социального работника. Руководствуясь здравым смыслом, он может предусмотреть нежелательный ход событий и принять меры, чтобы их предотвратить.
Общение. Правильное общение ведет к взаимопониманию социального работника и клиента. Оно требует внимательного отношения, взаимной готовности к общению. Общение является тем принципом, без которого невозможно применять все остальные принципы.
Бескорыстие. Оно проявляется в отношении социального работника к клиенту. Если клиенту необходимо оказать платные услуги, то делает это учреждение социальной защиты, а не отдельный социальный работник, хотя выполняет работу именно он.
Независимость. Социальный работник, как профессионал, содействует самореализации своего клиента, повышению его личностного потенциала.
Честность и открытость во взаимоотношениях социального работника и его клиента. Доверие со стороны клиента к социальному работнику – следствие его деятельности. Оно заслуживается. Не следует скрывать от клиента негативного результата совместных действий или приукрашивать его. В деликатной форме его знакомят с результатами, объясняются причины неудачи и планы исправления ошибок.
Отсутствие предрассудков в отношении клиента. Каждый человек имеет право на собственные убеждения, взгляды, мнения, которые не обязательно должны совпадать с воззрениями социального работника.
Инфекционный контроль. Социальный работник должен иметь представление о возбудителях инфекции и инфекционных заболеваниях и предпринимать меры по предупреждению распространения инфекции. Эти меры особенно важны при работе с пожилыми и ослабленными клиентами.