Парламента во второй половине XIII-XV веках

Парламент во второй половины XIII в. и до середины XV в. в упорной борьбе с королевской властью добился её ограничения. Для издания статýтов - законов требовалось его согласие. Он утверждал налоги и даже имел возможность вмешиваться в дела управления.

Главным из этих прав стало право утверждения - вотúрования налогов. Оно ведёт начало от 12 и 14 статей Великой хартии вольностей 1215 г., где король обязался перед своими баронами не взимать с них лежавших на них денежных феодальных повинностей иначе, как с их согласия. Ради этого он обещал созывать на советы всего королевства крупных баронов личными приглашениями, а мелких баронов и рыцарей - своими указами через шерифов отдельных графств. С образованием парламента право назначения налогов перешло к парламенту. Еще в 1297 г. король Эдуард I утвердил закон, по которому запрещалось собирать налоги без согласия парламента. Никакие субсидии и никакой поземельный налог не мог отныне собираться без общего согласия духовенства, графов, баронов, рыцарей, горожан и других свободных людей королевства.

Парламент этим своим финансовым правом широко пользовался. Король мог вести какие ему было угодно войны. Однако денежные субсидии он мог получить только с согласия парламента, что и заставляло королей созывать парламент очень часто. При этом субсидиями король распоряжался по собственному усмотрению, без контроля парламента за употреблением этих денежных средств. С другой стороны, парламент, давая деньги, выговаривал у короля те или другие уступки. В начале XV в. право устанавливать налоги сделалось привилегией палаты общин, так как плательщики налогов имели представительство главным образом в нижней палате.

Второе право, которого добился парламент, - это право участия в законодательстве. Сначала палаты ограничивались подачей королю прошений - петúций и жалоб. Нередко случалось, что король обещал исполнить желаемое. Однако когда издавался соответствующий закон, то оказывалось, что в закон вносились изменения, ограничения, дополнения, которые меняли его смысл. Парламентом против этого делались протесты. В них указывалось, что та или другая палата есть не только сторона просящая, но и дающая своё согласие на законы. Поэтому изменение просимого без её ведома и согласия недопустимо.

Чтобы избегать подобного рода случаев, парламент выработал форму бúллей (bill- сокращённое лат. libellus- книжка, тетрадка), как стали называть готовые законопроекты. Новые билли могли возникать в обеих палатах, принимались палатой общин и палатой лордов и шли на утверждение короля. Король мог согласиться или не согласится на новый закон. Королевское согласие звучало так: «да будет, как того желают». Королевский отказ звучал весьма деликатно: «король подумает». При этом король не мог вносить изменения в законопроект, принятый обеими палатами. Эта система биллей дала парламенту право законодательной инициативы и решающий голос в принятии законов - статутов. Статýты - это законы, принятые палатами английского парламента и утверждённые королем.

Третье право, которого добивался средневековый парламент, было непосредственное влияние на управление, на внутреннюю политику королевских советников. В самые острые моменты борьбы с королевской властью палаты требовали, чтобы советники короны - министры назначались и сменялись самим парламентом. На это короли ни в коем случае не соглашались. Парламент добился только права суда над советниками короля. При всей своей борьбе с отдельными королями, англичане с уважением относились к королевской власти, приписывая ей непогрешимость. «Король, - говорили они, - не может делать зла». Потому если король совершает что-либо несправедливое, это происходит от дурного совета, данного королю каким-либо из советников. На последнего, значит, и падает вина.

Парламент добился права судить дурных советников короля. Обвинительной инстанцией в таких случаях становилась палата общин. Приговор постановляли лорды на основании принципа, по которому каждый должен был судиться равными, своими пэрами. Королевские же советники по своему рангу являлись равными лордам и в большинстве своём были лордами. Судебный приговор парламента нуждался в королевском утверждении. Король мог и помиловать осуждённого парламентом советника.

Итак, к середине XV в. английский парламент обладал важными правами давать согласие на взимание налогов, предлагать издание новых законов и судить королевских советников. Английский парламент возник вопреки воле короля и ограничил его власть.

Золотая булла 1356 года

В Германии период политической, территориальной раздробленности наступил позже, в XIII веке. Раздробленная Германия представляла собой конгломерат княжеств и вольных городов. Управление Германией осуществляла коллегия курфю’рстов. В Германии в XIV - середине XVII веков существовала олигархия курфюрстов - власть князей - избирателей. Империя не имела ни столицы, ни постоянных общеимперских налогов, ни центральных органов управления, ни постоянного войска.

Право избрания императора с XII в. принадлежало особым семи князьям - избирателям, курфюрстам. Этот порядок получил легализацию, юридическое закрепление Золотой бýллой 1356 г. императора Карла IV. Золотая булла узаконила независимость курфюрстов и ослабление императорской власти. Содержание Золотой буллы сводилось к следующему:

1. Булла определяла порядок избрания императора. Император Германии избирался коллегией семи курфюрстов - князей-избирателей: три духовных: архиепúскопы майнцкий, кёльнский и трирский и четыре светских: король чешский, герцог саксонский, пфальцграф рейнский и маркграф бранденбýргский. Решение об избрании выносилось большинством голосов.

2. Решение всех важных дел империи передавалось коллегии курфюрстов, которую следовало созывать ежегодно. Коллегия имела право суда над императором и его смещения. Курфюрсты считались высшими придворными чиновниками и советниками императора.

3. Император признавал самостоятельность курфюрстов в их владениях и обязывался не вмешиваться во внутренние дела князей. Булла распространяла на курфюрстов многие императорские права - регáлии: исключительное право добычи драгоценных металлов и чеканки монеты, установление и взимание торговых и пограничных пошлин, приравнивала к оскорблению величества - тяжкому государственному преступлению преступления против особы курфюрста, изымала подчинённых им лиц от императорской подсудности. Частные войны не запрещались, но булла старалась их ограничить. Поэтому войны вассалов против сеньоров запрещались и узаконивалось право князей империи вести войны друг против друга.

Постепенно подобные права стали переходить и к другим князьям. Таким образом, «Золотая булла» законодательно закрепила политическую раздробленность Германии.

Наши рекомендации