Военные действия в нидерландах, бельгии и франции.10 мвя-24 июня 1940 г. 7 страница
S*8ä
j*> **'
ЩР Г
: ^ Г ^
Морис Торез
Временный режим
29S
реакции. Левые радикалы, к ото р sic признавали необходимость существенных социалыю-экопомичгс.<их реформ и принятия новой конституции, выступили на муниципальных выборах 29 апреля — 6 мая 1945 г. плечом к плечу с коммунистами. Однако в высших звеньях партийного руководства преобладали представители консервативной крупной буржуазии (Леон Мартино-Депла, Бернар Лафэ, Жан Поль Давид). Эти «неорадикалы» стремились перебросить мост вправо, к открыто реакционным элементам, объединиться с ними на общей платформе яростного антикомму-
низма .
Правые партии, большинство лидеров которых олицетворяло ненавистный массам режим Виши, были скомпрометированы еще основательнее, чем радикалы, и переживали еще более острые внутренние раздоры. Жалкие остатки довоенных консервативных партий — «Демократического альянса», «Республиканской федерации» и «Французской социальной партии» (ПСФ) создали в 1945 г. два непрочных предвыборных блока под широковещательными вывесками «Республиканского объединения» и «Республиканского согласия в защиту свободы и социального прогресса». Между ними и внутри каждого из них шла глухая грызня. «Классические правые на некоторое время исчезают с политической арены. Они расплачиваются за Виши, точно так же как радикализм расплачивается за Мюнхен»,— отмечал в своей работе об истории Четвертой республики видный журналист Жак Фовэ21.
Наибольшей опасностью в глазах представителей финансового капитала Франции являлась вполне реальная в тот момент перспектива преодоления раскола рабочего класса путем создания единого фронта ФКП — СФИО, а в дальнейшем — органического слияния их в единую марксистскую рабочую партию.
В ноябре 1944 г. в Париже состоялся чрезвычайный съезд СФИО, на котором из партии были исключены наиболее скомпрометированные коллаборационисты (Поль Фор, Спинасс и др.) и значительно обновлены руководящие партийные органы. Съезд показал, что внутри СФИО имелось сильное течение в пользу союза с коммунистами. В декабре, после совещания делегаций двух рабочих партий, был создан согласительный комитет ФКП — СФИО, который достиг договоренности по вопросам о наказании изменников, совместном праздновании годовщины февральских событий 1934 г. и т. д., а также одобрил общую программу национализации крупных банков, основных сырьевых и энергетических ресурсов, ведущих отраслей промышленности, транспортных и
20 С. Nicolet. Le Radicalisme. Paris. 1957, p. 105—110. *' /. Fauvet. Le IVe République. Paris, 1959, p. 53.
299
Временный режим
страховых компаний22. Стремясь расширить это сотрудничество, X съезд ФКП выдвинул на рассмотрение Руководящего комитета и очередного съезда СФИО проект Хартии единства как основу для дискуссии об органическом слиянии обеих партий, а также программу мероприятий по укреплению единства действий.
Пытаясь вбить клин между рабочими партиями, реакция направила свои усилия на создание блока СФИО с католической МРП, располагавшей определенным числом приверженцев из рабочей среды, сосредоточенной во Французской конфедерации христианских профсоюзов (ФКХТ). Такой блок мыслился некоторыми деятелями обеих партий (Андре Филип, Франсуа де Мантон) как первый шаг на пути к созданию «травайистской» («трудовой») партии — союза реформистов социал-демократического и социал-христианского оттенков, имелось в виду, что руководство СФИО окончательно откажется от учения Маркса и от традиционного для французских левых партий антиклерикализма. Подобная организация должна была в конечном счете превратиться в нечто среднее между лейбористской партией Англии и демохристиан-ской партией Италии 23.
Роль буфера, «моста» между СФИО и МРП готовилась сыграть небольшая партия ЮДСР (Демократический и социалистический союз Сопротивления), созданная в середине 1945 г. в результате раскола антикоммунистическими элементами некоторых организаций движения Сопротивления. Вдохновители планов создания широкой коалиции СФИО -ЮДСР—МРП надеялись сколотить надежный противовес коммунистической партии. Они рассчитывали при этом на активную поддержку со стороны части правых социалистов во главе с Л. Блюмом, враждебных сотрудничеству с ФКП. В серии статей, появившихся на страницах газеты «Попюлер», а также в своей книге «В масштабе человечества», опубликованной в 1945 г., Блюм сформулировал основную тему пропаганды буржуазного лагеря — обвинения ФКП в «недостаточной демократичности» и «безоговорочном подчинении
СССР» 24,
22 Эта программа предусматривала регулярные совместные заседания PK СФИО и ЦК ФКП, а также бюро исполнительных комиссий н федеральных комитетов обеих партий в департаментах для выработки общей политической линии; занятие идентичной позиции коммунистами и социалистами в правительстве и различных массовых организациях; выставление единых списков на выборах; совместную организацию печати и пропаганды в масштабе всей страны (см. «Parti Socialiste (SFIO). 37° Congrès National. Rapports». Paris, 1945, p. 60—72).
23 R. Matthews. The Death of the Fourth Republic London, 1954, p. 173.
24 «Le Populaire de Paris», 5.V1I; 7.V1II 1945.
Временный режим
300
ВЫРАБОТКА НОВОЙ КОНСТИТУЦИИ
Основная борьба между партиями развернулась по вопросу о будущей конституции. Первая решительная проба сил произошла 21 октября 1945 г. во время референдума и выборов. Целью референдума было определение статуса и полномочий будущего представительного органа. Избиратели должны были ответить на два вопроса: 1) желают ли они, чтобы Собрание было учредительным; 2) если да, то согласны ли они с законопроектом о временной организации гражданских властей, отпечатанным на обороте каждого бюллетеня25. Отрицательный ответ большинства избирателей на первый вопрос означал бы восстановление в силе конституции 1875 г. и превращение Собрания в довоенную палату депутатов с последующими выборами в сенат; положительный — решение о выработке новой конституции.
Консультативная ассамблея высказалась за то, чтобы будущее Собрание было учредительным и полновластным, облеченным правом контроля над Временным правительством и всей его политикой. Со своей стороны де Голль добился постановки на референдум второго вопроса — об отношении к законопроекту о временной организации гражданских властей, резко сужавшему права Учредительного собрания; срок полномочий последнего ограничивался семью месяцами, а задача — почти исключительно составлением проекта новой конституции, тогда как реальная власть оставалась в руках главы Временного правительства 26.
ФКП, выступая с позиций последовательной защитницы суверенитета народа, отстаивала положительный ответ на первый вопрос и отрицательный — на второй. Аналогичную позицию заняла и Всеобщая конфедерация труда, порвавшая с анархо-синдикалист-скими традициями «аполитизма». Генерал де Голль, а вслед за ним ЮДСР, СФИО и МРП выступили с призывом ответить на оба вопроса положительно. Правые, открыто реакционные группировки добивались отрицательного ответа на первый вопрос и положительного — на второй. Наконец, радикалы высказались за отрицательный ответ на оба вопроса, стремясь вместе с правыми сохранить в силе конституцию 1875 г., но не решаясь порвать со старой демократической традицией контроля над исполнительной властью во избежание угрозы диктатуры.
Таким образом, лидеры СФИО в союзе с ЮДСР и МРП впервые после окончания войны раскололи фронт Сопротивления и нарушили единство рядов рабочего класса. Незадолго до референдума, на съезде СФИО в августе 1945 г., фракции Блюма удалось
" «L'Année politique 1944—1945», p. 305, ?R Ibid.. p. 254—255.
301
В ременный режим
похоронить идею органического единства с коммунистами, отвергнуть предложение ФКП о выступлении с общими списками на выборах и добиться решения о предвыборном блоке с ЮДСР (хотя Согласительный комитет ФКП—СФИО еще продолжал свою работу) 27.
96,4% участников референдума (18,6 млн. человек) ответили положительно на первый вопрос, гем самым бесповоротно закрыв путь к возрождению прогнившего режима Третьей республики. Отрицательный ответ дали всего 700 тыс. Однако активная пропагандистская кампания СФИО и МРП вкупе с правыми партиями привела к тому, что второй вопрос также был решен положительно, хотя и гораздо менее значительным большинством — 66,3% голосовавших и 53% зарегистрированных избирателей (12,8 млн. голосов против 6,5 млн.)28. На проводившихся одновременно выборах ФКП получила 5 млн. голосов (25,4%), СФИО и ЮДСР —4,6 млн. (23,3%), МРП —4,5 млн. (23%). Таким образом, партии, выступавшие от имени Сопротивления,— ФКП, СФИО, МРП — собрали свыше трех четвертей всех голосов. Радикалы и правые потерпели беспрецедентный разгром —• за первых голосовало 2,1 млн. человек (10,8%), за вторых — 2,9 млн. (15%).
Позиции ФКП значительно укрепились прежде всего в старых зонах ее влияния — промышленных районах Парижа, департаментах Нор, Па-де-Кале, а также расширились на юг и юго-запад, в сельскохозяйственные департаменты Средиземноморского побережья, долину Роны, юго-западный склон Центрального массива. Здесь за коммунистов начало голосовать левое, патриотически настроенное крестьянство. Важным фактором, способствовавшим росту влияния ФКП в деревне, была самоотверженная борьба партизанских отрядов «маки», руководимых коммунистами.
Социалисты потеряли (в пользу коммунистов) немало голосов в пролетарских индустриальных департаментах северо-востока, но зато добились определенных успехов в сельскохозяйственных департаментах юга, юго-запада, отчасти центра. Увеличение удельного веса служащих и мелкобуржуазных элементов среди членов и избирателей СФИО превращало ее в главную наследницу ослабевшей и сдвинувшейся вправо партии радикалов. Это вполне соответствовало тенденции, наметившейся еще до второй мировой войны. «В разных концах Франции и даже в пределах одного и того же департамента она заключает самые различные, если не противоположные, союзы,— писал о СФИО Ж. Фовэ— Она забо*
27 /. Colton. Lron Blum. Park 1966, p. 462-461. "» «L'Année politique 19<И--194ъ. p. 49^.
Временный режим
302
тится не столько о том, чтобы быть самой собой, сколько о том, чтобы иметь теплые местечки. Выборные должности — от самых скромных до самых благородных — для нее важнее всего. Она дей-ствительно стала радикальной партией» .
Наконец, избирательная география Народно-республиканского движения убедительно свидетельствовала о том, что оно получило голоса в основном за счет довоенных правых партий в районах, подверженных сильному влиянию католической церкви (Запад, Восток, юго-восточный склон Центрального массива) и лишь частично — за счет левых (долина Роны, Пиренеи) 30. Важным козырем МРП была открытая поддержка духовенства, которая принесла партии значительное число голосов верующих (особенно женщин).
Выборы проводились на базе нового избирательного закона по принципу пропорционального представительства. Несмотря на то что реакционная администрация прибегла к несправедливому разграничению округов (лишь частично исправленному под нажимом общественности), новая система была значительно демократичнее довоенной и давала близкое к действительности представление о влиянии отдельных партий. Впервые в истории Франции женщины пользовались избирательными правами наравне с мужчинами.
ФКП и близкие к ней прогрессивные группировки, выступавшие под знаменем ЮПРА (Патриотического антифашистского союза Сопротивления), получили в Учредительном собрании 160 мест, СФИО и блокировавшиеся с ней мусульманские депутаты от Алжира—146, МРП— 152, ЮДСР —30, радикалы—29, правые— 66. Впервые в истории Франции партии рабочего класса располагали совместно абсолютным большинством мест в парламенте (302 из 586).
Французская коммунистическая партия обратилась к руководству СФИО с предложением сформировать двухпартийный левый кабинет, но лидеры социалистов ответили отказом, настаивая на создании трехпартийной коалиции с участием МРП. 13 ноября 1945 г. Учредительное собрание вновь избрало генерала де Голля главой Временного правительства. Проголосовав за эту кандидатуру, депутаты-коммунисты указали на необходимость предоставить ФКП в будущем правительстве место, соответствующее ее удельному весу в парламенте и в стране, включая один из трех главных портфелей — министерство внутренних дел, иностранных дел или национальной обороны.
У- Faucet. Les partis politiques dans la France actuelle. Paris, 1947, p. 27. F- Goguel. Géographie des élections françaises de 1870 à 1951. Paris, 1951, p. 96—97.
303
Временный режим
Генерал де Голль отпет ил откаюм, пригрозив отставкой. В речи по радио 17 ноября 1945 г., обращенной к стране, он ссылался на то, что предоставление коммунистам одного из постов, имеющих отношение к внешней политике, способно якобы подорвать «равновесие» Франции на международной арене между СССР и США31. В ответ М. Торез опубликовал в печати открытое письмо с решительным протестом против попыток поставить под сомнение национальный характер коммунистической партии.
В итоге был достигнут компромисс: в правительство вошли пять коммунистов, пять социалистов, пять католиков — членов МРП и шесть «беспартийных» голлистов. Представители ФКП Шарль Тийон, Франсуа Бийу, Марсель Поль, Амбруаз Круаза возглавили министерства вооружения, экономики, промышленного производства и труда, Морис Торез стал заместителем председателя совета министров (государственным министром).
Этот компромисс оказался крайне неустойчивым. Результаты октябрьских выборов убедительно показали, что Французская коммунистическая партия, которая вышла на первое место по числу собранных голосов, превратилась в важнейший фактор политической жизни. Существенные сдвиги в классовой структуре и географическом распределении голосов, поданных за социалистов, были серьезным предупреждением лидерам СФИО. При сложившейся расстановке сил разрыв социалистической партии с коммунистами во имя создания блока с МРП должен был толкнуть влево и без того сузившуюся пролетарскую базу социалистов, а также массы демократически настроенной, антиклерикальной мелкой буржуазии, служащих (особенно учителей), перешедших к социалистам от радикалов 32.
Чтобы удержать влияние над ними, лидеры СФИО вынуждены были доказывать свою «левизну» демонстративной оппозицией авторитарным поползновениям правых сил и борьбой против восстановления государственных субсидий церковным школам. Все это неизбежно затрудняло сотрудничество СФИО с клерикальной МРП. Проекты «трудовой» партии оказались в таких условиях явно неосуществимыми 33.
Недовольство в стране, вызванное серьезными продовольственными затруднениями зимой 1945—1946 гг. и разгулом спекуляции, решительное разоблачение коммунистами главных виновников за-
31 Ch. de Gaulle. Mémoires He guerre, t. Ill,p. 627—628.
32 По второму вопросу референдума ответили «нет» не только 5 млн. избирав телей ФКП, но и 1.3 млн. избирателей СФИО и радикалов (см. David Scho-enbrun. Ainsi va la France. Paris, 1957, p. 72).
33 D. Pickles. French Politics. The First Years of the Fourth Republic. London.1953, p. 26—27.
ВрС иСННЫй f/C.V( UM
304
тянувшейся р.ізрухи — монополий — привели к усилению левого крыла внуїри социалистической партии. Руководство СФИО было вынуждено совершить поворот к более тесному сотрудничеству с ФКП в политических и конституционных вопросах. Этот поворот ускорил давно назревавший конфликт между Учредительным собранием и главой Временного правительства.
Накануне нового, 1946 г. один из депутатов-социалистов внес предложение сократить на 20% военный бюджет. Генерал де Голль решительно отказался идти на какие-либо уступки. В ходе последовавших острых дебатов он дал понять, что речь идет не только о данном конкретном вопросе, но и о самом принципе взаимоотношений между парламентом и правительством: «Нас разделяет общая концепция правительства и его отношений с национальным представительством... Чего вы хотите — правительство, которое правит, или всесильн>ю Ассамблею, облекающую полномочиями правительство для исполнения ее воли? Лично я убежден, что второе решение ни в коек мере не отвечает потребностям страны, где мы живем, и времени, которое мы переживаем»,— заявил
Г 34
олль .
Хотя конфликт по бюджетным вопросам был кое-как улажен, стало ясно, что решающее столкновение не за горами. 20 января 1946 г. генерал де Голль собрал членов Временного правительства и сообщил им о своем бесповоротном решении уйти в отставку, ссылаясь на завершение своей миссии — освобождение территории Франции, обеспечение внутреннего мира, укрепление международных позиций страны и т. д. Действительные причины отставки генерала были, разумеется, иными Буржуазный историк Четвертой республики Жо ржетта Эльжей /называет, что генерал де Голль был твердо убежден в неспособности политических партий Учредительного собрания сформировать сколько-нибудь эффективное, устойчивое правительство и справиться с огромными трудностями экономического и международного порядка, ожидавшими страну. Дискредитация и банкротство многопартнйного режима должны были, по мнению главы Временного правительства, в самом ближайшем времени позволить ему продиктовать ультимативные условия своего возврата к власти 35.
В третьем томе своих «Военных мемуаров» сам де Голль достаточно откровенно объясняет причины, побудившие его к отставке: в условиях постепенного возрождения многопартийного парламентского режима проекты «сильного» государства прези-
34 С/ь Je Gaulle. Mémoires de guerre, t. III, p. 643, 644.
35 C. Elgey. La Republique des illusions 1945—1951 ou la vie secrète de la IV"' Réoublique. Paris, 1965, p. 94.
305
Временный режим
деитского типа явно теряли всякие шансы на проведение в жизнь. Неудача первоначального плана широкой коалиции партий во главе с МРП лишила главу Временного правительства самостояте\ь-ной организационно-политической базы. Попытка же прибегнуть к военной силе могла иметь самые пагубные последствия: «Это постепенно восстановило бы против меня страну, которая не поняла бы причин такого произвола; коммунисты, находившиеся тогда на вершине своего влияния и наступательной силы, возглавили бы оппозицию, оказавшись тем самым моими неизбежными наследниками» 36.
ФКП вторично предложила социалистам сформировать двухпартийный кабинет, но лидеры СФИО снова отказались и еще раз настояли на привлечении МРП. Руководство Народно-республиканского движения очутилось перед выбором: либо в соответствии со своим титулом «партии верности» последовать за генералом де Голлем в оппозицию, либо остаться у власти, чтобы не потерять контакта с социалистами и воспрепятствовать «свиданию с глазу на глаз» СФИО и ФКП, которые располагали абсолютным большинством мест в Учредительном собрании.
Руководство МРП предпочло второй вариант: основной смысл существования партии состоял не только в том, чтобы создать удобную «патриотическую» ширму для перегруппировки опозоренных поддержкой Виши клерикально-консервативных элементов, но и в том, чтобы предотвратить восстановление единства рабочего класса.
В моменты подъема демократических сил поиски союза с СФИО постоянно были тактическим приемом МРП, имевшим целью, при активном содействии правого крыла СФИО, преградить путь новому Народному фронту 37.
На заключительном этапе существования Временного режима (1946 г.) политическая обстановка в стране определялась наличием коалиции трех главных партий, участников Сопротивления (ФКП, СФИО, МРП). Коалиция достигла договоренности о совместной защите уже осуществленных мероприятий по национализации некоторых отраслей промышленности, расширению социального законодательства, прав профсоюзов, а также о продолжении
Ch- de Gaulle Mémoires de guerre, t. III, p. 238.
Ж. Эльжей приводит в своей работе чрезвычайно показательный документ— письмо генерала Бийотта. в то время исполнявшего обязанности начальника генштаба, на имя одного из лидеров МРП. Генерал категорически настаивал на предотвращении формирования правительства из представителей двух рабочих партий, намекая, что в таком случае возможны меры экономического и даже поенного давления на Францию со стороны англо-амернкаяпеп (С. £/jjey. La République des illusions..., p. 103).
Временный режим
306
чистки от предателей и об отказе от каких-либо соглашений с франкистской Испанией. В итоге январского кризиса 1946 г. было сформировано правительство социалиста Ф. Гуэна, насчиты-вавшее семь социалистов, шесть коммунистов и шесть католиков ' .
Создание грехпартийного кабинета повлекло за собой известную перегруппировку оппозиционных групп. В декабре 1945 г. лидеры довоенных крайне правых партий — «Республиканской федерации» и «Французской социальной партии», выросшей из фашистского союза «Боевых крестов», объявили о создании «Республиканской партии свободы» (ПРЛ). Хотя в ее руководящие органы в целях маскировки были избраны некоторые члены Национального совета Сопротивления из числа правых националистов (Андре Мюттер, Жозеф Ланьель), ПРЛ представляла главным образом те круги французской буржуазии, которые ориентировались в годы войны на Германию и активно поддерживали режим Виши.
Сокрушительный разгром, понесенный на выборах 21 октября 1945 г. радикальной партией, резко обострил внутрипартийную борьбу, победителями из которой вышли правые «неорадикалы». Успех консервативных элементов был предопределен существенной трансформацией социальной базы партии; после отхода значительной части демократической мелкой буржуазии и крестьянства влево — к коммунистам и социалистам — среди ее избирателей заметно повысился удельный вес средней и крупной городской буржуазии, кулачества, лиц свободных профессий, напуганных мощным подъемом влияния левых сил после освобождения страны и уси-ленно искавших опоры против «марксистской угрозы» .
На чрезвычайном съезде в Лионе (апрель 1946 г.) «неорадикалы» добились исключения из партии лидеров левого крыла во главе с Пьером Котом и принятия резолюции, одобрявшей создание предвыборного и парламентского блока с ЮДСР. Помимо ЮДСР, в блок с радикалами влились также осколки правых группировок, не решившиеся открыто примкнуть в ПРЛ ввиду ее крайней реакционности. Этот своеобразный синдикат политических банкротов принял громкий титул «Объединения левых республи-
М. Торез и лидер МРП Ф. Гэ стали заместителями председателя совета министров. Компартия получила портфели министров промышленного производства, вооружений, труда и социального страхования, реконструкции и градостроительства, бывших фронтовиков и жертв войны; МРП — юстиции, иностранных дел, обороны, связи, здравоохранения; социалисты— внутренних дел, финансов и экономики, заморских территорий, сельского хозяйства, общественных работ, народного образования.
F. de Tarr. The French Radical Party from Herriot to Mendes-France. London, 1961.
307
Временный режим
канцев» (РЖР) 40. Возникновение РЖР, в составе которого было немало католиков, наглядно показало готовность правых радикалов во имя сговора с реакцией принести в жертву последний прогрессивный пункт партийной программы — антиклерикализм.
Созданием РЖР и особенно ПРЛ — «четвертой большой партии» — реакция преследовала далеко идущие цели. «Республиканская партия свободы» опиралась исключительно на традиционные зоны влияния церкви и правых группировок: запад, восток, юго-восточный склон Центрального массива, некоторые горные департаменты в Альпах и Пиренеях, буржуазные кварталы больших городов. Повсюду она выступала перед избирателями в качестве главного конкурента МРП справа. В результате лидеры Народно-республиканского движения стали активнее отстаивать клерикальные лозунги и периодически отказывались от союза с социалистами, когда такой союз представлялся господствующему классу излишним.
Как и во времена Народного фронта, излюбленным оружием реакции стал экономический саботаж. Используя тот факт, что лидеры МРП и СФИО добились предоставления коммунистам в правительстве в основном хозяйственных постов, тресты рассчитывали оружием голода и разрухи продемонстрировать «неспособность» революционной марксистской партии к конструктивной работе. Их целью было дискредитировать в глазах широких масс национализацию и прогрессивные социальные мероприятия, принятые на основе программы нес, «доказать» необходимость прибегнутьк помощи частного капитала — как внутри страны, так и за рубежом, в первую очередь в США, заслужив предварительно его политическое доверие.
В надежде подорвать влияние коммунистов на профсоюзы, расколоть рабочий класс монополии систематически взвинчивали цены, развертывали спекуляцию на черном рынке, не останавливаясь даже перед негласным поощрением анархо-синдикалистских элементов, провокационно призывавших к расширению массовой забастовочной борьбы. «Коллаборационисты и предатели упорно пытаются раздуть всевозможные трудности, испытываемые населением. Они хотят усилить недовольство и отчаяние. Если снабжение хромает, они радуются. Если останавливаются заводы, они потирают руки. Естественно, что они используют при этом рычаги управления, преступно и умышленно оставленные в их руках. Затем, нагромоздив трудности, они возбуждают недовольство, стре-
40 Название «левые республиканцы» было не более чем маскировкой: один из публицистов удачно определил их как «группу правых депутатов, заседающих в центре».
Временный режим
308
мясь направить его против демократического режима»,— говорил в январе 1946 г. секретарь ВКТ Бенуа Фрашон 41.
Коммунисты, сыгравшие самую активную роль в жестоких боях против гитлеровских оккупантов, после освобождения страны выступили в авангарде патриотов — борцов против антинациональных происков монополий на хозяйственном фронте. X съезд ФКП провозгласил подъем разрушенной экономики одной из центральных задач партии, выдвинув лозунг «Объединиться, бороться, трудиться!» В результате героической «битвы за производство» уже в марте 1946 г. добыча угля превысила довоенный уровень, а к концу того же года уровень промышленного производства составил 90% от уровня довоенного 1938 г.42
Однако эти выдающиеся достижения не могли полностью ликвидировать тяжелые последствия войны и вредительских махинаций финансовой олигархии, пользовавиїеися попустительством или прямым сочувствием министров — социалистов и католиков. Уже в 1945 г. министр финансов Плевен прибег к выпуску «займа освобождения», который позволил трестам и спекулянтам, нажившимся на сотрудничестве с гитлеровцами, спасти свои прибыли, и к увеличению косвенных налогов, всей тяжестью падавших на плечи народных масс. Результатом оказалась бурная, «скачущая» инфляция: только в течение 1946 г. цены выросли на 50%, а реальная заработная плата упала наполовину по сравнению с довоенным уровнем.
Другим важнейшим вопросом, вызывавшим разногласия внутри правительственной коалиции, была внешняя поли гика. Франция присоединилась к Потсдамским соглашениям и являлась одной из оккупирующих Германию держав. Ее представители входили в Контрольный Совет в Германии, а также в четырехсторонний совет министров иностранных дел, созданный для выработки мирных договоров со странами фашистского блока. Однако лидеры МРП, контролировавшие французское министерство иностранных дел, выдвинули в качестве центрального пункта своей внешнеполитической программы ряд требований по германскому вопросу, в значительной мере позаимствованных из арсенала французской дипломатии времен Версальского договора (расчленение Германии, отторжение от нее Рура и левого берега Рейна, экономическое присоединение Саарской области к Франции и т. д.). Такого рода требования могли в конечном счете лишь поощрить возрож-
41 В. Frachon. La Bataille de la production, nouvelle étape du combat contre les trusts. Rapports, articles et discours. Paris, 1946, p. 214—215.
*2 См. В. В. Любимова. Экономика Франции и положение трудящихся масс после второй миророй нойнм. Мм 1952, стр. 131—145;
309
Временный режим
дение в Германии националистических настроений и не только не способствовали обеспечению безопасности Франции, но, напротив, грозили поставить ее под угрозу.
Стремясь добиться принятия своей программы, представители Франции в четырехстороннем Контрольном Совете выступили против создания предусмотренных Потсдамскими соглашениями центральных экономических департаментов для всех оккупационных зон. США и Англии такая позиция Франции была весьма на руку; она помогала им саботировать работу Совета, срывать принятие согласованных решений, подтачивать франко-советское сотрудничество. Их целью являлась изоляция Франции, что позволило бы ускорить раскол антигитлеровской коалиции, поставить Париж в зависимость от Вашингтона и Лондона, втянуть его в антисоветский фронт 43.