Лекция 7. Местное самоуправление и его роль в государственном управлении экономике
План лекции: (4 часа)
1. Система местного самоуправления в Украине.
2. Всемирная декларация местного самоуправления.
1. Существуют определенные факторы, которые характеризуют местное самоуправление как специфическую форму реализации публичной власти. Во-первых, местное самоуправление отличается от государственной власти тем, что деятельность местного самоуправления направлена на обеспечение нужд и интересов местных территориальных общин, в отличие от сущности государства, которая представляет общегосударственные интересы. Во-вторых, местное самоуправление отличается от власти объединений граждан, которые реализуют политические, социальные, культурные и другие интересы своих членов, а также от других форм осуществления публичной власти своими институтами, формами деятельности, полномочиями, правовой защитой и ответственностью. Его характерными особенностями есть демократизм, который отображается в выборности органов местного самоуправления, и децентрализация системы.
Тенденция к демократизации органов местного самоуправления, которая частично обусловленная ростам моральных и политических принципов и является объективным ответом на процессы урбанизации и глобализации, наблюдается почти во всем мире.
Составляющими системы местного самоуправления в Украине есть:
— территориальная община;
— сельский, поселковый, городской совет;
— сельский, поселковый, городской глава;
— исполнительные органы сельского, поселкового, городского совета;
— районные и областные совета, которые представляют общие интересы территориальных общин сел, поселков, мост;
— органы самоорганизации населения.
В Законе (о местном самоуправлении) установлено, что в городах с районным делением, по решению территориальной общины города или городского совета, могут образовываться районные в городе совета. Районные в городах совета образовывают свои исполнительные органы и избирают главу совета, который одновременно выполняет функции главы ее исполнительного комитета.
Итак, согласно ст. 6 Закона, территориальная община села, поселка, города являются первичным субъектом местного самоуправления, основным носителем его функций и полномочий. В законодательстве устанавливается запрет любых ограничений права граждан Украины на участие в местном самоуправлении в зависимости от них расы, цвета кожи, политических, религиозных и других убеждений, пола, этнического и социального происхождения, имущественного состояния, а также термина обитания на соответствующей территории, за языковыми или другими признаками ( ст. 3 Закона). Таким образом, граждане Украины реализуют свое право на участие в местном самоуправлении именно на основании принадлежностей к соответствующим территориальным общинам.
Также в Законе определенные механизмы реализации конституционных положений относительно организации и функционирования местного самоуправления, взаимоотношений его органов и должностных лиц всех уровней с местными органами государственной исполнительной власти; выписано формы его реализации населением, систему органов и должностных лиц местного самоуправления, порядок их избрание и организации деятельности, полномочие, гарантии и ответственность.
Но относительно практического внедрения этих прописанных норм, то можно утверждать, что существует ряд проблем, которые сдерживают развитие местного самоуправления и препятствуют его адаптации к международно-правовым стандартам.
Выделим несколько из них. Во-первых, развитие местного самоуправления сдерживается отсутствием реального субъекта местного самоуправления — самодовлеющей территориальной общины, которая бы владела достаточными материальными и финансовыми ресурсами, имела бы надлежащие внутренние источники формирования доходной части местного бюджета. Ведь именно мощные и самодовлеющие территориальные общины являются основными звеньями системы местного самоуправления и способны обеспечивать реализацию интересов членов общины во всех сферах местного жизни, а именно: экономика, образование, культура, общественный порядок и т.п.
Во-вторых, еще одной проблемой есть взаимоотношения органов исполнительной власти и органов местного самоуправления. Прежде всего это проблема размежевания полномочий между этими органами
Дальнейшее размежевание государственно-управленческих функций должны учитывать их общественную значимость. Органам местного самоуправления должны быть переданные те функции публичного управления, которые не связаны с обеспечением государственного суверенитета и территориальной целостности Украины, не являются жизненно важными для государства в общем, а направленные исключительно на удовлетворение нужд и интересов местных сообществ. Прежде всего речь идет об управленческих функциях, направленных на упорядочение жизнедеятельности местных сообществ и социального обустройства местного населения. Эти функции состоят в следующем:
- обеспечение инфраструктуры, необходимой для эффективной деятельности отдельной юрисдикции;
- обеспечение услуг, необходимых для развития человеческих ресурсов, увеличение производительности и повышение уровня жизни местного населения;
регулирование деятельности частного сектора, который влияет на благосостояние общины, состояние здоровья и безопасность граждан, предоставление услуг и возможностей в поддержку производственной деятельности и обеспечения условий для эффективной деятельности частных предприятий.
4.
Сегодня процесс развития учреждений местного самоуправления и политической мысли о его роль в современном государстве не стоит на месте. Местное самоуправление, как форма децентрализации, служит механизмом широкого привлечения граждан к участию в управлении, решении публичных проблем, то есть, собственно, к осуществлению демократии как власти народа и к формированию гражданского общества. Некоторые идеи этих теорий нашли свое воплощение в международных документах. Такими правовыми актами есть, прежде всего, Всемирная декларация местного самоуправления( далее - Декларация) и Европейская хартия местного самоуправления( далее - Хартия).
Декларацию было принято на XXVII конгрессе Международного союза местных влад в Рио-де-Жанейро 26 сентября 1985 г. В преамбуле Декларацию было провозглашено общим для всех наций “стандартом, к которому нужно стремиться, стараясь достичь более эффективного демократического процесса, улучшая таким способом благосостояние своего населения”. Это позволяет считать определение местного самоуправления, которое содержится в Декларации, обобщением тогдашней мировой научной мысли относительно этого явления, согласованным с представлениями практических деятелей. Ст. 2 Декларации определяет местное самоуправление как “право и обязанность местных органов власти регулировать и вести государственные дела под свою личную ответственность и в интересах местного населения” . Итак, практические деятели местного самоуправления определяют последнее исключительно как определенный вид отношений с ярко выраженным правовым характером.
Хартию было принято менее чем через месяц после Декларации - на заседании Совета Европы 15 октября 1985 г. Это позволяет считать Хартию логическим продолжением Декларации, которое отражает основные концептуальные моменты восприятия феномена местного самоуправления практическими деятелями этой сферы деятельности. В ст. 3 Хартии, посвященной изложению концепции местного самоуправления, представлено такое определение этого явища: “... право и способность органов местного самоуправления в пределах закона осуществлять регулирование существенной доли общественных дел и управления этими делами, надлежащими к их компетенции, в интересах местного населения” . Однако такое трактование не является однозначным, поскольку при подписании и ратификации имели место определенные осложнения в связи со сложностями перевода. Уже стал легендарным факт, который в русскоязычном варианте Хартии речь идет о существенной доле государственных дел (так было переведено на русском языке словосочетания “риьііс айаіг”). Это разногласие остается и на сегодняшний день .
Кроме Декларации и Хартии, существует еще ряд документов, которые составляют основу современной европейской децентрализации и формулируют принципы будущего развития учреждений местного самоуправления. Приведем отдельные из этих документов:
- Европейская декларация прав городов, принятая Постоянной конференцией местных и региональных органов власти Европы Совета Европы 18 марта 1992 г.;
- Хартия Конгресса местных и региональных влад Европы, принятая Комитетом Министров стран-членов 14 января 1994 г.;
-Стамбульская декларация из проблем поселений от 14 июня 1996 г.