Роль суда в обеспечении законности в государственном управлении.

Судебная деятельность в области обеспечения законности функционирования органов государственного управления осуществляется в нескольких формах:

ü рассмотрение жалоб физических и юридических лиц;

ü рассмотрение требований и протестов органов государственной власти о признании незаконными актов государственных органов;

ü проверка судами (судьями) при рассмотрении уголовных, гражданских, административных дел законности административных актов, имеющих значение для разрешения дел;

ü рассмотрение дел о преступлениях должностных лиц органов исполнительной власти;

ü санкционирование судьями недобровольного психиатрического лечения, ряда оперативно-розыскных мероприятий (нарушение тайны переписки, телефонных переговоров, неприкосновенности жилища) и процессуальных действий (обыск).

Осуществляют судебный надзор за законностью все суды судебной системы Российской Федерации. Одна из задач судов - контроль за соответствием закону всех НПА, в том числе и конституционный контроль. Выражается в том, что граждане и государственные органы могут оспорить в суде любые законы и НПА нарушающие их интересы. Это право является важнейшей гарантией прав граждан. Это закрепляется независимостью судебной властью от всех иных ветвей и поэтому он беспристрастен в рассмотрении дела.Законности способствует подробная процессуальная форма судебного процесса, а также то, что в суде гражданин и ОГВ имеют одинаковые процессуальные права и обязанности. Основная задача судебного контроля состоит в правовой оценке действий и решений государственных органов, должностных лиц, в выявлении нарушений законности.

Особую роль в надзорной деятельности судебной системы играет Конституционный Суд РФ, который наделен существенными полномочиями, в том числе:

· разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации:

а) федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации;

б) конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

в) договоров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, договоров между органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

г) не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации;

· разрешает споры о компетенции:

а) между федеральными органами государственной власти;

б) между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

в) между высшими государственными органами субъектов Российской Федерации;

· по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле;

· дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления и т.д.

Правом на обращение в КС РФс запросом о проверке конституционности нормативных актов органов государственной власти и договоров между ними обладают Президент РФ, СФ, ГД, одна пятая членов СФ или депутатов ГД, Правительство РФ, Верховный Суд РФ, органы законодательной и исполнительной власти субъектов РФ.

В случае, если решением КС РФ НПА признан не соответствующим Конституции РФ полностью или частично либо из решения КС РФ вытекает необходимость устранения пробела в правовом регулировании, государственный орган или должностное лицо, принявшие этот НПА, рассматривают вопрос о принятии нового НПА, который должен, в частности, содержать положения об отмене НПА, признанного не соответствующим Конституции РФ полностью, либо о внесении необходимых изменений или дополнений в НПА, признанный неконституционным в отдельной его части. До принятия нового нормативного акта непосредственно применяется Конституция РФ.

Суды общей юрисдикции рассматривают все дела об оспаривании НПА, если оно не отнесено к компетенции других судов. Все иные споры рассматривают КС и арбитражные суды. Суды общей юрисдикции осуществляют правосудие, разрешая споры и рассматривая дела, отнесенные к их компетенции, посредством "гражданского", "административного" и "уголовного" судопроизводства.

Арбитражные суды.В соответствии со ст.127 Конституции РФ, ФКЗ «Об арбитражных судах в РФ», арбитражные суды осуществляют судебную власть при разрешении дел по экономическим спорам, возникающим из гражданских, административных и иных правоотношений. Они рассматривают дела об: оспаривании НПА органов государственной власти, их действий и решений, затрагивающих интересы заявителя в области предпринимательской и экономической деятельности; дела о взыскании с организаций и индивидуальных предпринимателей обязательных платежей и санкций; иные дела.

Выделяют прямую и косвенную формы судебного надзора за законностью в государственном управлении. Прямой надзор предусматривает непосредственное выяснение соответствия закону действий (решений) или нормативно-правовых актов органов государственного управления или должностных лиц в качестве основного предмета разбирательства дел, возникающих из административных правоотношений.

Косвенный надзор осуществляется судами в процессе рассмотрения других категорий дел в качестве разрешения сопутствующего вопроса, имеющего отношение к обстоятельствам рассматриваемого дела. В этом случае возможно вынесение частного определения суда.

Наши рекомендации