Лекция № 7. Социально-экономический и духовный «застой». Экологические проблемы в Казахстане. Попытки «перестройки» советского Казахстана
1. Казахстан в период «застоя»
2. Общественно-политическая ситуация в Казахстане в 80 – начало 90-х гг. ХХ века. Формирование многопартийной системы.
3. Противоречивость хода перестройки. Декабрьские события 1986 года. Забастовка шахтеров Караганды, события в Новом Узене.
1. Казахстан в период «застоя»
К середине 60-х годов не смотря на проводимые реформы и изменения, появилось большое количество проблем, которые необходимо было решать. Но проводимые мероприятия не предусматривали крупных радикальных преобразований, затрагивающих экономические связи и отношения. Скоро стало подавляться и политическое инакомыслие. Людей открыто указывавших на пороки общества, преследовали. Но преследовать инакомыслие прежними методами было невозможно, поэтому политические обвинения стали более скрытыми.
Ключевым вопросом стало развитие и укрепление Советского государства, прежде всего Советов. Возрастание роли Советов особо отмечалось в третьей Программе КПСС, принятой ХХII съездом партии (1961). Утверждалось, что первое в мире социалистическое государство, развиваясь в полном соответствии с учением марксизма-ленинизма, как государство диктатуры пролетариата выполнило свою историческую миссию: с точки зрения внутреннего развития, в связи с ликвидацией антагонистических классов, полной и окончательной победы социализма, перехода всех слоев населения на идейно-политические позиции рабочего класса. Эти объективные процессы свидетельствовали о том, что Советское государство вступило в новую фазу своего развития. Состав депутатов Верховного Совета СССР, где были представлены чабаны, колхозники, рабочие промышленных предприятий, техническая интеллигенция, люди науки и искусства, партийные и хозяйственные руководители, и служил якобы подтверждением этой новой общественно-политической ситуации в обществе.
На октябрьском 1964 г. Пленуме ЦК КПСС произошла смена руководства партии и страны. Группа деятелей высшего политического руководства СССР, в глубокой тайне подготовила смещение Н.С. Хрущева. Наибольшую активность в организации переворота сыграли Л.И. Брежнев, П.Н. Игнатов, А.Н. Шелепин, М.А. Суслов и председатель КГБ СССР В.Е. Семичастный. Первым секретарем ЦК КПСС был избран Л.И. Брежнев, а несколько позже главой советского правительства Верховный Совет назначил А.И. Косыгина.
Сменилось руководство и в Казахстане. 19 января 1960 года вместо Н.И. Беляева Первым секретарем Центрального Комитета компартии Казахстана был избран Динмухамед Ахмедович Кунаев (1912-1993), работавший до этого председателем Совета Министров республики. Были изменен и состав правительства республики, многие областные руководители.
Смена политического руководства СССР в октябре 1964 года вскоре стала сказываться и на состоянии культуры. Постепенно стал наблюдаться отход от политической «оттепели», которой был характерен период развенчивания культа личности Сталина. Со страниц газет и партийных пленумов стали подвергаться критике те произведения, в которых речь шла о трагических страницах прошлого, об острых проблемах настоящего. С конца 60-х годов начинается мощная официальная поддержка тех произведений, где не подвергались пересмотру сталинские методы управления обществом.
Период с середины 1960-х гг. до середины 80-х гг. получил в истории название период «застоя». После неудавшихся экономических реформ середины 60-х годов развитие общества начало замедляться. Компартия придерживалась испытанных форм руководства. В 1977 году была принята последняя Конституция СССР, в которую была включена триединая задача построения коммунизма. В документ была включена статья, в которой говорилось о руководящей и направляющей силе КПСС.
Как и во всем СССР в Казахстане компартия была единственным обладателем политической власти. По-прежнему трудящиеся избирали в местные, областные, Верховные Советы КазССР и СССР своих представителей. Депутаты, члены постоянных комиссий Верховного Совета республики обсуждали и принимали законы. Постоянные комиссии Верховного Совета республики, кроме того, проводили на местах свои выездные заседания, осуществляли контроль над исполнением законов и постановлений Верховного Совета республики. Однако работа Советов оставалась заформализованной, на их обсуждение выносились второстепенные или заранее предрешенные вопросы. Смешение функций, подмена советских органов партийными были очевидными. Не Советы и депутаты контролировали государственные органы, а наоборот, работники аппарата командовали депутатами Советов.
Миллионы людей в своих рядах объединили профсоюзные комитеты. Профсоюзы участвовали в решении вопросов народного хозяйства. Начиная с 1960 года, им было передано управление всеми санаториями и домами отдыха, они ведали многими вопросами охраны труда, социального страхования. Другой массовой организацией в 60-е гг. был комсомол. К концу 1965 года комсомол республики объединял в своих рядах почти 1 млн. юношей и девушек.
В марте 1978 года Президиум Верховного Совета Каз ССР представил на всенародное обсуждение проект новой Конституции республики, которая была принята 20 апреля 1978 года.
Таким образом, к середины 80-х гг. ХХ века СССР превратился в гигантскую империю с огромной военной мощью, но с замедляющимися темпами экономического развития и невысокой социальной обеспеченностью населения.