Бундестаг. Смешанная система выборов бундестага. Заградительный барьер
По форме правления ФРГ является парламентарной республикой. К высшим федеральным органам относятся бундестаг и бундесрат (законодательная власть), правительство во главе с федеральным канцлером (исполнительная власть), федеральный президент (глава государства), федеральный конституционный суд. Составители конституции учитывали при этом негативный опыт Веймарской республики.
Главным законодательным органом федерации является бундестаг, представляющий немецкий народ. Он избирается на четыре года путём всеобщих, прямых, равных и тайных выборов. Избирательным правом обладают все граждане, достигшие 18 лет. Бундестаг избирается по смешанной системе. Половина депутатов бундестага избирается по мажоритарной системе в избирательных округах, по одному депутату от каждого округа. Другая половина избирается по пропорциональной системе по земельным спискам политических партий. Избиратель голосует за список той или иной партии.
Если партия получит менее 5 % голосов избирателей в целом по стране, то она депутатских мандатов не получает, не проходит в бундестаг. Этот «пятипроцентный минимум» - заградительный барьер позволял отсеять маловлиятельные партии, партии крайнего толка. Это важно для формирования устойчивого правительства, которое могло бы опираться на устойчивое большинство в парламенте. Именно неустойчивость правительств, не имеющих поддержки парламентского большинства, являлась слабостью Веймарской республики, в которой рейхстаг формировался исключительно по пропорциональной системе.
Бундестаг принимал законы, утверждал федеральный бюджет, решал вопрос о главе правительства, осуществлял контроль за деятельностью правительства. Депутаты имеют право запроса к министрам. Они могут образовывать комиссии для проверки информации о деятельности правительства.
Федеральный президент
Главой государства является федеральный президент. Он избирается на пять лет с правом повторного переизбрания, то есть максимум два срока, особым федеральным собранием - из депутатов бундестага и особых представителей земель, избираемых ландтагами. Исходя из опыта Веймарской республики, президент не избирается непосредственно избирателями, чтобы он не мог противопоставить себя парламенту. Германские правоведы отмечают, что президент играет роль монарха, лишённого власти. Он представляет государство в международных отношениях, заключает от имени ФРГ договоры с иностранными государствами, назначает федеральных чиновников, судей, офицеров, подписывает и опубликовывает законы, но не имеет право вето. Для вступления в действие актов президента необходима их контрассигнатýра - подпись федеральным канцлером или компетентным министром.
Вместе с тем у президента есть «резервные» полномочия, которые могут при определённых обстоятельствах оказаться очень важными. Если правительство функционировать не может, а в бундестаге нет большинства, способного образовать правительство, президент получает право принимать важнейшие политические решения. Если бундестаг не может избрать канцлера, то президент может досрочно распустить бундестаг, назначив новые выборы, или предложить кандидатуру канцлера и тем самым выбрать направление политического развития страны на несколько лет вперед. Он может распустить бундестаг, если канцлер при постановке вопроса о доверии не получил поддержки большинства ленов бундесрата.
Федеральное правительство. Федеральный канцлер. Конструктивный вотум недоверия
Исполнительная власть принадлежит правительству во главе с федеральным канцлером. Чтобы избежать практики Веймарской республики, отличавшейся частой сменой правительств, конституция с целью создания стабильной исполнительной власти ввела элементы «рационализированного парламентаризма». Средством стабильности исполнительной власти является особый статус главы правительства - канцлера, который определяет основные направления федеральной политики. Он избирается бундестагом без прений. Министры назначаются и увольняются канцлером (формально президентом) без участия бундестага. Вотум недоверия бундестага отдельным министрам не предусматривается.
Для обеспечения стабильности правительства предусматривается конструктивный вотум недоверия. Это означает, что канцлер может быть отрешён от должности на основании вотума недоверия бундестага одновременно с выборами нового канцлера. Канцлер может быть смещён со своего поста только при условии избрания бундестагом большинством голосов его преемника. Поскольку предложить нового канцлера может лишь партия большинства в бундестаге или коалиция партий, то вотум недоверия применяется крайне редко.
Партийная система. Ведущие политические партии ФРГ
Стабильность исполнительной власти определяется в основном существующей партийной системой. Ведь решающую роль в формировании правительства играют политические партии. В ФРГ главным образом в результате введения пятипроцентного заградительного барьера для получения мест в бундестаге реальное участие в формировании правительства принимают только три партии, представленные в бундестаге: две крупные ведущие партии - правоконсервативный блок Христианско-демократического союза - Христианско-социального союза (ХДС/ХСС) и левоцентристская Социал - демократическая партия Германии (СДПГ) и одна либеральная партия среднего масштаба - Свободная демократическая партия (СвДП), которая имела в бундестаге от 7 до 12% мест). В 1998 г в состав правительства вошла новая третья партия - экологическая партия «зеленых». Партийную систему ФРГ называют системой двух с половиной партий.
Обычно правительство в ФРГ является коалиционным. Две главные соперничающие партии - ХДС/ХСС и СДПГ не могут обеспечить абсолютного большинства мест для избрания канцлера в бундестаге от своей партии. В этой ситуации всё зависело от позиции добавочной партии - СвДП. Она примыкала то к ХДС/ХСС с 1949 по 1968 г., то к СДПГ с 1969 по 1982 г. В 1982 г. коалиция СДПГ и СвДП распалась. СвДП из-за разногласий по социальным вопросам перешла на сторону ХДС/ХСС. В результате бундестаг принял резолюцию о конструктивном вотуме недоверия канцлеру Гельмуту Шмидту и новым канцлером был избран лидер ХДС/ХСС Гельмут Коль, а СвДП вошла в новое коалиционное правительство. Коалиция ХДС/ХСС и СвДП правила до выборов 1998 г. После парламентских выборов 1998 г. к власти пришла коалиция СДПГ и экологической партии «зелёных», которая сохранила власть и после выборов 2002 г.
В результате система двух с половиной партий трансформируется в двух с двумя половинами партийную систему, то есть две ведущие партии и две партии - союзника - СвДП и партия зелёных, а не одна, как раньше - СвДП. ХДС/ХСС и СДПГ ведут основную борьбу за власть, но исход борьбы могут решить две средние партии - СвДП и новая партия зелёных.