Основные черты конституции ФРГ 1949 года

Конституция провозглашает ФРГ демократическим, правовым и социальным государством. Вся государственная власть исходит от народа, который осуществляет её путём выборов и голосований, то есть непосредственно, а также через выборные органы - законодательные, исполнительные и судебные. Референдум - решения народа по поставленным перед ним вопросам в основном допускается лишь в связи с изменением территориального устройства федерации. Такое резкое ограничение возможности проведения референдума стало реакцией, ответом на возможность злоупотребления народным голосованием, как это имело место в период нацистской диктатуры. К тому же считалось, что референдум не может охватить и реализовать сложные задачи государственного управления.

Выборы народом федерального президента конституция заменила в пользу избрания специальным федеральным собранием. Президент уже не является избранником всего народа и его полномочия существенно ограничивались. В конституции закрепляется специальное положение о том, что все немцы имеют право оказывать сопротивление всякому, кто пытается устранить демократический конституционный строй, если иные способы воспрепятствования этому не могут быть использованы.

Учитывая уроки второй мировой войны, конституция провозглашает, что действия, предпринятые с целью нарушения мирного сосуществования народов и подготовки агрессивной войны, являются антиконституционными и лица, их совершившие, подлежат наказанию. Норма о правовом государстве подкрепляется широкими конституционными правами граждан. Конституция уделяет особое внимание личным и политическим правам: неприкосновенность личности, свобода мнений, печати, союзов и т. д. Она закрепляет в духе социального государства социально-экономические и культурные права: свободу выбора профессии, свободу профсоюзных объединений и др. С учётом опыта нацизма конституция установила, что демократические права и свободы не могут использоваться для борьбы против свободного демократического порядка.

Положение о социальном государстве закрепляется в нормах о том, что собственность обязывает, что пользование ею должно служить общему благу, что земля, её недра, природные богатства, средства производства могут быть обобществлены, но только законом. Федеральный конституционный суд в одном из своих решений отметил: «Понятие социального государства мыслится как обязанность законодателя к социальной активности во имя сглаживания противоречивых интересов и обеспечения достойных условий жизни». Социальное государство помогает слабому, стремится повлиять на распределение материальных благ в духе принципов справедливости, чтобы обеспечить каждому достойное человека существование. Социальная справедливость представляет собой «принцип распределения, который должен обеспечить каждому слою населения хозяйственное и культурное существование на соразмерном уровне». Социальное государство должно гарантировать каждому гражданину прожиточный минимум. Это не исключает личную ответственность каждого за его собственное благополучие.

Впервые в конституционной истории Германии охрана конституции поручается Федеральному конституционному суду. Он осуществляет контроль за конституционностью, соответствием конституции нормативных актов, рассматривает споры между конституционными органами власти, а также споры между федерацией и землями, выносит решение о запрете политических партий в виду их неконституционности.

Конституция закрепляет основы правового положения политических партий, которые рассматриваются в качестве органов формирования политической воли народа. Этим подчёркивалась важная роль партий в конституционном государстве. С учётом деятельности нацистской партии в Веймарской республике конституция предусматривала возможность запрещать как антиконституционные те партии, которые по своим целям или поведению своих сторонников стремятся вредить свободному демократическому порядку или устранить его или угрожать существованию ФРГ. Федеральный конституционный суд дважды запрещал политические партии. В 1952 г. он запретил Социалистическую имперскую партию, признав её неонацистской, а в 1956 г., после четырехлетнего разбирательства, - коммунистическую партию Германии.

Германский федерализм

ФРГ является конституционной федерацией, то есть федерацией, основанной на конституции, а не на федеративном договоре между её субъектами. Германский федерализм сложился исторически и являлся традиционной для Германии формой государственного устройства. После объединения независимых государств в единое государство в 1871 г. они в качестве субъектов федерации - двадцати пяти членов империи сохранили некоторые элементы государственности. Веймарская конституция 1919 г. сохранила федеративное устройство государство в составе семнадцати земель. В период нацистской диктатуры Германия являлась централизованным унитарным государством. ГДР также перешла от федерации к унитарному государству. В Западной Германии немыслимым представлялось положение - земли в роли исполнителя приказов, поступающих от федерации. Создание современного германского федерализма являлось также в значительной мере результатом политики западных оккупационных держав. Они таким путём хотели ослабить Германию, ослабить возможность возрождения централизованного милитаристского германского государства.

ФРГ состояла из одиннадцати укрупнённых земель. Они являются государственными образованиями, самостоятельность которых ограничена федеральной конституцией. Это подтверждается тем, что конституционный строй земель должен соответствовать требованиям федеральной конституции. Федеральная конституция не предусматривает права сецессии - выхода. Она закрепляет возможность применения федерального принуждения в случае, если земля не выполняет возложенные на неё конституцией и другими федеральными законами обязанностей. Земли имеют свои конституции, местные парламенты - ландтаги, свои правительства, ответственные перед ландтагами. Они принимают законы в установленных конституциях пределах. Глава земельного правительства - «министр-президент» совмещает функции главы правительства и главы земли.

Конституция разграничивает компетенцию между федерацией и землями. Она различает четыре группы компетенции:

1. Исключительную компетенцию федерации, которая расширилась по сравнению с Веймарской конституцией, и включала в себя внешние связи, оборону и безопасность, денежное обращение, чеканку монеты, федеральный, железнодорожный и воздушный транспорт и др.

2. Конкурирующую компетенцию федерации и земель, как-то судоустройство, гражданское, уголовное, трудовое и процессуальное право и др. (всего 23 вопроса). В этой сфере земли могли издавать законы, если вопрос не был урегулирован федеральным законом.

3. Компетенцию по принятию основ федерального законодательства по вопросам: общие принципы высшего образования, прессы, кино, охраны природы, землеустройства и др. В этой сфере федерация издает общие предписания (законы-рамки, основы законодательства), а землям предоставляется право конкретизации основ законодательства применительно к местным условиям.

4. Исключительную компетенцию земель, перечня которых конституция не содержит. К ним относятся вопросы местного значения: местное самоуправление, местные финансы, школа, культура, строительство, транспорт в землях и т. д.

Бундесрат

Органом представительства земель, посредством которого они участвуют в осуществлении законодательной и исполнительной власти федерации является бундесрáт - союзный совет. Члены бундесрата назначаются и отзываются правительствами земель. Каждая земля имеет в бундесрате не менее трёх голосов. Земли с населением свыше двух миллионов жителей имеют четыре голоса, с населением свыше шести миллионов - пять голосов, с населением свыше семи миллионов - шесть голосов. Каждая земля имеет в бундесрате столько членов, сколько она имеет голосов. Всего в бундесрат входил сорок один представитель земель. Состав бундесрата меняется по частям в связи с результатами выборов в ландтаги земель и формированием новых правительств.

Голосованию в бундесрате по каждому вопросу предшествует обсуждение этого вопроса правительствами земель, которые принимают соответствующие решения. Представитель земли в бундесрате обязан следовать только указаниям своего правительства. Все представители одной земли должны голосовать согласованно в бундесрате. При голосовании каждая земля имеет число голосов, равное числу её представителей.

Согласие бундесрата необходимо для принятия наиболее важных законов, непосредственно затрагивающих интересы земель. Например, законов, изменяющих конституцию, границы и территории земель, структуру земельных органов и т. д. В отношении остальных законов он может лишь выдвинуть возражения, что влечёт повторное голосование в бундестаге. Правительство законопроекты, вносимые на рассмотрение бундестага, обязано предварительно направить в бундесрат, который может дать свои замечания. При несогласии бундесрата правительство может представить свой законопроект бундестагу, сообщив о замечаниях бундесрата. В согласии бундесрата нуждаются многие постановления федерального правительства, издаваемые на основе федеральных законов.

Наши рекомендации