Формирование и развитие конституционной доктрины
Конституционным Судом РФ.
Конституционный Суд России играет роль признанного центра, генерирующего основные положения конституционной доктрины, что отражает общую закономерность, характерную для всех государств, наделивших власть полномочиями судебного нормоконтроля.
Так, отмечается, что осуществляя конституционный контроль, суд изобретает и расширяет конституционную доктрину, некоторые положения которой связаны с основным текстом легкими паутинками, если вообще связаны. Само понятие «конституционная доктрина» зачастую отождествляют с теоретически обоснованным мнением судьи, которым он руководствовался, осуществляя конституционный контроль[24]. Органический закон Испании о Конституционном Суде ставит знак равенства между конституционной доктриной и решением Конституционного Суда: «Если палата считает необходимым отступить по какому-либо пункту от предшествующей конституционной доктрины, принятой Судом, вопрос об этом предается на решение Пленуму»[25] . Формирование конституционной доктрины — это особый аспект деятельности Конституционного Суда РФ, обусловленный целями конституционного правосудия: защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции РФ на всей территории Российской Федерации (ч.1 ст. 3 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации»).
Косвенным подтверждением допустимости участия органов конституционного контроля в формировании правовой идеологии является требование признанной высокой квалификации в области права, которой должны обладать кандидаты на должность судьи Конституционного Суда РФ. То обстоятельство, что принцип «несовместимости должностей» не распространяется на преподавательскую, научную и иную творческую деятельность судьи Конституционного Суда РФ, также презюмирует законное право судей участвовать в научном, образовательном процессе и в формировании правовой идеологии (ст. 8, ч. 1 ст. 11 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации»).
Конвергенция российского и международного права существенно усиливает позиции прецедента как допустимой формы источника права. При этом следует отметить, что двойственное отношение к прецеденту во многом характерно как для национальной, так и для международной правовых систем.
В целом международное право прецедентным не является, исходя из концепции суверенного равенства государств и доминирования принципа факультативной юрисдикции международной судебной процедуры. Тем не менее судебные решения, с оговоркой относительно обязательности решения суда лишь для участвующих в конкретном деле сторон и лишь по данному делу, названы в качестве вспомогательного средства для определения правовых норм, к которому вправе прибегать Международный Суд ООН (п. d. ч. 1 ст. 38, ст. 59 Статута Международного Суда ООН). Решения и постановления Европейского Суда обязательны лишь для государства - ответчика по делу, однако фактически они носят прецедентный характер, поскольку в соответствии с принципом stare decisis Европейский Суд при вынесении новых решений руководствуется оценками и подходами, которые он сформулировал ранее по другим аналогичным делам.[26] Решения Европейского Суда по всем вопросам рассматриваются национальными органами правосудия как имеющие прецедентное значение и подлежащие обязательному учету при вынесении судебного решения .
Так, например, Конституционный Суд РФ определяет понятие «имущество» в его конституционно-правовом смысле, корреспондируя собственную трактовку с толкованием этого понятия Европейским Судом по правам человека, которое лежит в основе применения им статьи 1 Протокола № 1 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод (правовой позиции, выраженной Европейским Судом в решениях от 23 сентября 1982 г. по делу Spor-rong and Lonnroth, Series A no.52, para. 69; решение от 21 февраля 1986 г. по делу James and Others, Series A no. 98, paras. 50, 54; решение от 8 июля 1986 г. по делу Lithgow and Others, Series A no. 102, paras. 109, 122)[27].
Верховный Суд РФ ссылается на толкование экономическим судом Содружества Независимых Государств Соглашения между государствами - участниками Содружества Независимых Государств о социальных и правовых гарантиях военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы и членов их семей[28]. При этом хотелось бы подчеркнуть, что Экономический суд СНГ рассматривает дела, руководствуясь принципом правосудия общего права, поскольку он не может отказаться от разрешения спора за отсутствием или неясностью подлежащей применению нормы права[29]. Отрицать, таким образом, значение прецедента как источника права в современных условиях - значит, не видеть реальных изменений, происходящих в сфере правосудия. Вместе с тем, нельзя и не видеть той трансформации, которую претерпевает сам прецедент, процесс его создания, правила применения.
Оценка судебной практики как источника права весьма перспективна[30], хотя нельзя не учитывать мнение значительной части научного сообщества, критически относящейся к подобному утверждению[31].
Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации», говоря о юридической силе решения Конституционного Суда России, перечисляет признаки, сближающие его по своим характеристикам и с правовыми актами, и с судебными прецедентами (ст. 79). Сам же Конституционный Суд неоднократно указывал, что он не может выступать участником законотворческого процесса, не вправе с помощью своих решений влиять на внутрипарламентскую дискуссию, не подменяет законодателя, определяя признаки того или иного деяния как противоправного, не восполняет пробелы в действующем законодательстве[32]. Одновременно, характеризуя решения Конституционного Суда Российской Федерации, в результате которых нормативные акты утрачивают юридическую силу, Суд подчеркнул, что они имеют такую же сферу действия во времени, пространстве и по кругу лиц, как решения нормотворческого органа, и следовательно, такое же, как нормативные акты, общее значение, не присущее правоприменительным по своей природе актам судов общей юрисдикции и арбитражных судов. Официальные решения Суда, имеющие общеобязательное значение, обязывают всех правоприменителей, включая другие суды, действовать в соответствии с правовыми позициями Конституционного Суда[33]. Таким образом, в вопросах о конституционности решение Конституционного Суда имеет большее значение, чем правоприменительный акт.