Развитие социальной политики в странах СНГ и Балтии
Распад Советского Союза в начале 90-х годов привел к образованию пятнадцати самостоятельных государств, перед которыми встали беспрецедентные проблемы в социальной сфере, требующие коренных перемен в формировании и реализации социальной политики. Социальная политика осуществляется в государствах СНГ и Балтии по-разному. Если бывшие прибалтийские республики точно применяют западные модели социальной политики в своих странах, то Казахстан и Кыргызстан находятся в поиске собственных стратегий социальных реформ и способов реализации социальной политики. [3]
Примером реализации социальных реформ по западному образцу может служить введение медицинского страхования в Эстонии, где менее, чем за полгода реализована классическая модель медицинского страхования. Сейчас минимальная зарплата в Эстонии составляет примерно треть от средней зарплаты по стране. В настоящее время в Эстонии размер пенсий, пособий по безработице, несчастным случаям на производстве, инвалидности и потере кормильца также не соответствуют требованиям хартии Европейского Союза, согласно которой пособия должны составлять как минимум 40% от типичной зарплаты работника-мужчины.
Что касается социальной политики в Казахстане, главной ее целью является стабилизация уровня жизни населения и обеспечение его роста при уменьшении влияния кризисных явлений на наименее защищенные слои населения.
В этой связи разработан и поэтапно осуществляется комплекс мероприятий, предусматривающий совершенствование системы защиты малоимущих слоев населения, усиление адресности соответствующих действий, рост реальной заработной платы, реформу системы пенсионного обеспечения, социального и медицинского страхования. В Казахстане создается система поддержки доходов путем реформирования оплаты труда, разрабатываются меры и создаются механизмы для получения более высоких заработков за счет личного трудового вклада, экономической предприимчивости и инициативы вне зависимости от форм собственности, обеспечения минимальной занятости населения за счет использования общественных работ в регионах с высоким уровнем безработицы.
Приоритетом социальной политики другой страны – Беларуси – является защита интересов простых граждан и поддержка людей, находящихся в сложной жизненной ситуации.
Несмотря на общемировые тенденции, суверенной Беларуси удалось сохранить бесплатное образование и бесплатное медицинское обслуживание. Каждый гражданин может рассчитывать на пенсию, каждая мать – на финансовую поддержку при рождении детей, каждый ребенок – на бесплатное образование.
В Беларуси существует равенство прав мужчин и женщин во всех сферах деятельности, в том числе в образовании и труде, воспитании детей, получении льгот и социальных гарантий. При этом гарантируется справедливая доля вознаграждения в зависимости от экономических результатов труда, но не ниже уровня, необходимого для нормальной жизни.[2]
В стране функционирует эффективная система правовых гарантий и льгот семьям с детьми. Она включает выплату пособий в связи с рождением и воспитанием детей, обеспечение бесплатным питанием детей первых двух лет жизни, предоставление единовременных выплат при рождении двоих и более детей, гарантий в сфере пенсионного, трудового, налогового и жилищного законодательства. В республике назначаются и выплачиваются трудовые пенсии по возрасту, по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет и за особые заслуги перед республикой.
Исходя из общих направлений социальной политики, в рамках специальных государственных программ проводится работа по оказанию поддержки нуждающихся в ней различных категорий граждан. Оказывается содействие в поддержании их жизненного уровня, решении социально-бытовых проблем, социально-психологической и медицинской реабилитации.
Социальная политика государств СНГ должна представлять собой целостную систему мер экономического, правового, социального и организационного характера. Для трудоспособного населения приоритетное значение приобретают содействие со стороны государства занятости, получению дохода, обеспечивающего достойную жизнь и соответствующего трудовому вкладу, установление социально-трудовых гарантий [8].
Для нетрудоспособных и трудоспособных граждан, не имеющих возможности осуществлять трудовую деятельность в силу объективных причин или имеющих низкие доходы, должна действовать комплексная система социального обеспечения, включающая социальное страхование, социальное обслуживание, специальные пособия и компенсации и вспомоществование.
Основу обеспечения социальной защиты основной массы населения должно составлять социальное страхование.
В целях совершенствования системы социального страхования в условиях рыночных отношений необходимо решение следующих задач:
- создание механизма организации управления системой социального страхования, которые включают в себя автономность внебюджетных социальных фондов и паритетное участие социальных партнеров в управлении страховыми средствами;
- обеспечение на этой основе максимальной прозрачности и целевого использования финансовых ресурсов, гармонизации интересов застрахованных, страхователей и страховщиков;
- формирование систем обязательного социального страхования, учитывающих особенности трудовой деятельности отдельных групп населения, в частности работников малых и средних предприятий, а также само занятых работников;
- наделение всех видов социальных рисков статусом социального страхования;
- четкое определение целей социального страхования, ориентация его на обеспечение восстановления индивида при наступлении страхового случая на социально воспроизводственном уровне;
- совершенствование системы страховых взносов;
- осуществление страхования специфических рисков через негосударственные организации по обязательному социальному страхованию.
Важное место в решении проблем социума занимает социальная адаптация детей, которая позволяет обеспечить наиболее полное их развитие и воспитание в интересах их самих и государства. Социальное обеспечение детства может стать одним из центральных направлений политики государств СНГ [1].
В ряде стран Содружества на фоне постоянного снижения рождаемости наблюдается тенденция роста количества детей-инвалидов. Адаптационный потенциал таких детей исчерпывается мерой их способности к адекватному пониманию и оценке окружающей действительности, самостоятельной деятельности в социальной среде и самоконтролю.
Воспитание и образование детей-инвалидов нужно рассматривать как составную часть их социальной адаптации. Необходимо обеспечить им равные возможности доступа к образовательной системе, сделать более открытыми и цивилизованными нормы взаимодействия детей-инвалидов со здоровыми людьми; способствовать социальной адаптации и интеграции детей-инвалидов в социально-культурную среду через оказание ранней социально-педагогической помощи.
Еще одна проблема в странах Содружества является старение населения, которая происходит на фоне высокой общей смертности, сопровождается ростом зависимости пожилых людей от экономически и социально активного населения. Проблемы пожилых людей решаются не всегда последовательно, многим из них не созданы условия для достойной жизни.
В странах СНГ государственная социальная политика в отношении граждан старшего поколения должна базироваться на следующих принципах:
- стабилизация материального и социального положения граждан старшего поколения путем совершенствования механизмов нормативного регулирования в сферах защиты их прав и интересов, пенсионного обеспечения, охраны здоровья и обеспечения посильной занятости;
- предоставление адресной помощи и широкого спектра социальных услуг, способствующих достойному образу жизни в пожилом возрасте;
- организация эффективного социального обслуживания одиноких пожилых людей;
- обеспечение достойного уровня жизни пожилых людей посредством поддержания гарантированного прожиточного минимума и дохода, который позволил бы удовлетворять жизненные потребности, повышать качество жизни вне зависимости от принадлежности к какой-либо социальной категории, региона проживания и других условий;
- содействие повышению роли семьи в уходе за пожилыми людьми; экономическая, социальная и психологическая поддержка семей, осуществляющих уход за престарелыми родственниками,;
- обеспечение пожилых людей достойным жильем в соответствии с минимальными государственными стандартами, отвечающим физическим возможностям и специфике образа жизни лиц пожилого возраста.
Несмотря на имеющийся прогресс в экономическом развитии нельзя отрицать тот факт, что бедность стала серьезной социальной проблемой практически во всех странах Содружества. Для всех стран характерно также сильное неравенство распределения доходов[27].
Низкие доходы и высокая безработица являлась основным фактором развития и распространения бедности. Бедность ставит людей в неравные условия, заставляет терпеть материальные стеснения, лишает моральных сил. Группы населения подверженные бедности исключены из экономической и гражданской жизни государства, что, безусловно, значительно затрудняет экономическое развитие и достойную жизнь граждан.