Анализ текста начинаем с выявления темы (о чем текст).
Алгоритм написания сочинения-рассуждения (Задание 25)
При подготовке к ЕГЭ
Анализ текста начинаем с выявления темы (о чем текст).
Для этого выделяем ключевые слова (слова, относящиеся к одной теме, синонимичные слова и выражения).
Тему можно использовать для написания вступления:
Шаблоны
… – вот тема, к которой обращается автор текста.
Этот текст (статья) о …
Автор обращается к актуальной теме – теме…
Этот текст о …
Автор посвящает статью…
Как начать сочинение?
Если знаете что-либо об авторе, можно написать 2-3 предложения.
Можно написать о позитивном впечатлении, которое произвел на вас текст.
Можно обрисовать типичную картину (Часто бывает так, что…)
На вечные темы можно начать так: Любовь… Сколько о ней сказано!
2. Определив тему, можно попытаться сформулировать проблему.
Проблема – (от греч.) – задача – вопрос, требующий изучения, разрешения.
Шаблоны:
Проблема (чего?)…
точка зрения на какую-либо проблему,
поставить, выдвинуть, рассмотреть, обсудить, изложить, разрешить какую-либо проблему,
коснуться какой-либо проблемы,
уделить внимание какой-либо проблеме,
какая-либо проблема возникает, встает, представляет интерес, заслуживает внимания.
Проблема формулируется как вопрос, либо сочетанием слова «проблема» с существительным в родительном падеже.
Проблем может быть несколько. Важнокомментировать не весь текст, а ту проблему, которую вы заявили вначале.
Какой вопрос выбрать? Важно выбрать тот вопрос, над которым автор размышляет больше всего и по поводу которого отчетливо заявлена авторская позиция.
Перечитайте, как вы обозначили проблему. Если в форме вопроса, то позиция должна звучать как ответ на вопрос. Если по формуле «проблема + существительное в родительном падеже», то это существительное должно прозвучать в обозначении авторской позиции.
Шаблоны:
автором проблема может быть: поставлена/изложена/рассмотрена/выдвинута/затронута/поднята/сформулирована/исследована/проанализирована.
Возможные проблемы:
-Проблема памяти о своих истоках, о своём детстве (почему, повзрослев, человек ощущает связь с домом своего детства, с миром своего детства?);
-Проблеме роли детства в жизни человека (почему детство – важнейший этап жизни человека?);
-Проблема исторической памяти (зачем человеку хранить память о прошлом? что значит любить свою семью и свою Родину?);
-Проблема памяти об отчем доме (почему нельзя забывать отчий дом?);
-Проблема оценки такого периода жизни человека, как детство (действительно ли детство – «золотой» период жизни человека? какова роль детства в становлении личности?);
-Проблема нравственной прочности человека (почему именно в обыденных житейских ситуациях зачастую проявляется нравственная сущность человека?);
-Проблема развития и сохранения русского языка (обогащается или портится русский язык благодаря заимствованиям?);
-Проблема влияния человека на природу (какова степень влияния человека на природу и в чём заключаются возможные последствия этого влияния);
Проблема восприятия человеком природы как живой материи (должен ли человек воспринимать природу как нечто живое, заботиться о ней?);
-Проблема несправедливости социального устройства общества (естественно ли деление людей на богатых и нищих, правильно ли устроено общество?);
-Проблема отчуждённости мира богатых и сытых от мира бедных и голодных (думают ли сытые и богатые о тех, кто не может позволить себе есть досыта?);
-Проблема внутреннего противостояния искушению изобилием (могут ли дети из бедной семьи противостоять искушению изобилию и не озлобиться?);
-Проблема выбора профессии с учётом личных и общественных интересов (могут ли при выборе профессии совпадать личные и общественные интересы?)
-Проблема ответственности человека перед самим собой и обществом (может ли человек быть свободным от общества, от других людей?);
-Проблема коммерциализации культуры.
Комментируем проблему.
Комментарий отличается от простого пересказа: в пересказе вы говорите, что делают герои, а в комментарии, что делает автор. Это – самое важное и сложное!
Важно поразмышлять над некоторыми вопросами, связанными с прочитанным текстом:
Кому адресован текст?
Какова степень актуальности текста?
Как автор подходит к решению этой проблемы?
К какой категории относится проблема? Нравственная, этическая, социальная, экологическая, общественно-политическая, философская, психологическая?
Насколько освещена эта проблема в литературе?
Кто из авторов касался ее?
Как автор подошел к своей задаче?
Как автор рассказывает о ситуации, на чем заостряет внимание?
Здесь возможно обратиться к средствам выразительности, если они помогают определить авторскую позицию.
Какова точка видения писателя? Может автор показывает это глазами рассказчика, говорит от имени героя?
С каким настроением пишет автор? Что подчеркивает?
Что из этого следует? К каким выводам подводит нас?
Шаблоны:
Проблема может быть:
социальная; общественно-политическая;идеологическая; морально-этическая; философская; психологическая; нравственная; эстетическая.
Значимость проблемы можно подчеркнуть с помощью слов:
общественно-значимая
животрепещущая
жизненная
насущная
первоочередная
острая
важная
серьёзная
спорная
глубокая злободневная
актуальная
главная
сложная
принципиальная
жгучая
наболевшая
основная
неразрешимая
назревшая
Проблема может заставить читателя:
глубоко задуматься
рассуждать вместе с автором
лучше понять себя и окружающих
лучше понять трагизм происходящего
серьёзно размышлять
критичнее относиться к…
по-иному посмотреть на…
поделиться мыслями о…
Почему важно уметь комментировать основную проблему текста?
Это позволяет увидеть, что интересует автора. Комментируя проблему, вы показываете и своё восприятие того, что волнует автора. Комментарий позволит вам глубже посмотреть на поставленную проблему.
В комментарии не должно быть:
Пересказа исходного текста или его части.
Рассуждений по поводу всех проблем текста.
Грубых комментариев о действиях героев текста и о самом авторе.
Избегать повторов слова «проблема».
Не допускать выражений «проблема о том, что…», «проблема того, что..», «проблема о мужестве и стойкости..».