Особенности социального обеспечения в СССР

В 1949 г. вместо НКСО образовывается Ми­нистерство социального обеспечения, деятельность которого разворачивается в последующие десятилетия.

Новым этапом в становлении социального обеспечения мож­но считать конец 50-х гг. Верховный Совет СССР 14 июля 1956 г. принимает Закон о государственных пенсиях, по кото­рому не только расширяется круг лиц, которым предоставля­ются пенсии, но и в самостоятельную отрасль выделяется законодательство о социальном обеспечении. Практически поло­жено начало всеобщему государственному пенсионному обеспе­чению трудящихся.

В январе 1961 г. изменяется положение о Министерстве со­циального обеспечения РСФСР, где его функции по сравнению с 1937 г. значительно расширяются.

Согласно постановлению Совмина РСФСР, на Министерство возлагались следующие функции:

- выплата пенсий;

- организация врачебно-трудовой эк­спертизы;

- трудовое устройство и профессиональное обучение инвалидов;

- материально-бытовое обслуживание пенсионеров,

- многодетных и одиноких матерей;

- предоставление протезно-ор­топедической помощи.

В 1964 г. принимается Закон о пенсиях и пособиях членам колхозов. Тем самым в стране осуществля­ется всеобщее государственное пенсионное обеспечение.

Важнейшим направлением деятельности социального обслу­живания населения являлось материальное обеспечение, кото­рое шло по трем основным направлениям; государственное соци­альное обеспечение, государственное социальное страхование, социальное обеспечение колхозников. Финансирование государ­ственного социального обеспечения осуществлялось за счет госу­дарственных, республиканских и местных бюджетов (оно рас­пространялось на военнослужащих, учащихся и другие катего­рии граждан). Финансирование государственного социального страхования обеспечивалось за счет страховых взносов предпри­ятий, организаций и дотаций государства (оно распространилось на рабочих и служащих). Социальное обеспечение колхозного крестьянства осуществлялось за счет средств колхозов и дота­ций государственного бюджета. На всех граждан СССР распрос­транялось бесплатное медицинское обслуживание.

ВОПРОСЫ:

1.Социальное обеспечение государства в период ВОВ

2. Особенности социального обеспечения в СССР

СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Основные понятия

СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА— стратегия государственной по­литики по поддержке и защите наиболее незащищенных групп населения: детей, инва­лидов, пенсионеров, женщин, малоимущих и др.; система га­рантированных государством экономических, организацион­ных и правовых мер, обеспечивающих гражданам условия для преодоления трудной жизненной ситуации.

СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА— предоставление денежных пособий, кредитов, информации, возможности обучения (пере­обучения) и иных льгот отдельным группам трудоспособного населения, временно оказавшимся в трудной жизненной ситу­ации.

СОЦИАЛЬНАЯ ПОМОЩЬ— система государственного попе­чения для наименее защищенных групп населения. Основные виды С.п.: материальная, финансовая, пенсионная, протезно-ортопедическая, кредитная.

СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ— система государственных и общественных мероприятий в СССР по материальному обес­печению граждан в старости, при инвалидности, болезни, поте­ри кормильца и других случаях; историческая парадигма помо­щи и поддержки нуждающихся, пришедшая на смену «обще­ственному призрению».

УЧРЕЖДЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ— государственные институты помощи и поддержки различным категориям населения РФ в 90-е годы. центры социального обслуживания, центры социальной помощи семье и детям, дома для ветеранов войны и труда, социально-реаби­литационные центры для несовершеннолетних, социальные гостиницы, социальные приюты для детей и подростков, социальные столовые, кри­зисные центры для женщин, геронтологические центры, цент­ры экстренной психологической помощи по телефону.

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ НИЩИЕ— профессиональный нищий есть субъект, по своему состояния здоровья способный трудиться, но в виде промысла занимается прошением подая­ния в той или иной форме. Новый виток П.н. наблюдается в России в начале 90-х годов, чему во многом способствовало решение Верховного Со­вета РФ (ноябрь 1991 г.) об отмене уголовной ответственности за бродяжничество. Основные типы П.н. в 90-е гг.: нищие-дети; нищие-инвалиды; жертвы: репрессий, администрации, психи­атрических больниц, вымогательств; семейные пары: имеющие ребенка-инвалида, собирающие средства на дорогую операцию

для ребенка, беженцы, просящие деньги на билет до дома, на обустройство на новом месте; женщины: «матери-одиночки», не имеющие работы, просящие на что-либо.

ДОМА РЕБЕНКА— учреждения в РФ для воспитания и ока­зания помощи детям раннего возраста, оставшихся без попече­ния родителей, а также детей с дефектами психического и фи­зического развития.

Социальная работа ‑ деятельность, осуществляемая профессионально подготовленными специалистами и их добровольными помощниками, направленная на оказание индивидуальной помощи человеку, семье или группе лиц, попавших в трудную для них жизненную ситуацию, через

- информирование, диагностику, консультирование, прямую натуральную и финансовую помощь, уход и обслуживание больных и одиноких, педагогическую и психологическую поддержку, ориентирующую нуждающихся в помощи на собственную активность по преодолению сложных ситуаций и способствующих им в этом.

Социальная работа ‑ профессиональная деятельность, направленная на активизацию потенциала собственных возможностей личности при решении сложных жизненных проблем, носящая по преимуществу превентивный характер, направленная в итоге на гармонизацию социальных отношений в обществе.

Социальная работа – это профессиональная деятельность, направленная на регулирование и развитие системы социальных отношений и общения людей, управление государственными и общественными институтами, содействующими всестороннему жизнеобеспечению и развитию всех членов общества. Социальная работа ‑ практикоориентированный, нацеленный на конкретную социальную ситуацию институт, вид деятельности и отрасль конкретного научного знания.

Социальная работа ‑ это научная, учебная и практическая деятельность, направленная на выработку и теоретическую систематизацию знаний и умений, их передачу и усвоение с целью решения проблем удовлетворения социально-гарантированных и личностных потребностей и интересов различных, прежде всего социально уязвимых, групп населения, создания условий, благоприятствующих восстановлению или улучшению способностей групп (и слоев) или отдельных личностей к социальному функционированию. (Е.И. Холостова)

Наши рекомендации