Государственно-административные подходы к общественному и частному призрению

По мнению Фирсова В период правления Петра I государственное управление формами помощи проходит три главных этапа: приказную систему — 1682-1709 гг., губернскую — 1710-1718 гг., коллежскую — 1719-1725 гг.

На первом этапе (приказная система) проблемы призрения тесно связаны с секуляризацией монастырских земель и рефор­мированием деятельности Монастырского приказа.

Забота об солдатах и офицерах - Святейшему Синоду предписывалось содержать в монастырях направленных Военной Коллегией обер-офицеров, унтер-офицеров, рядовых драгун, солдат (Указы 1720, 1721, 1722 гг.). решение использовать монастыри для при­зрения офицеров и рядовых, не имеющих своего дома, где бы от­ставные военные призревались, приняв постриг. С этой целью принимаются Указы от 15 марта 1722 г. Для того чтобы закре­пить вакансии монахов за отставными и увечными военными. Екатерина стала облагать монастыри спец. пошлинами.

18 августа 1814 г. были созданы Патриотическое общество, в задачи которого входило попечение о больных и раненых защитниках отечества, и специальный Комитет, который зани­мался попечением о раненых генералах, офицерах (и их се­мейств). Если они были в состоянии нести гражданскую служ­бу, то им предоставлялись места полицмейстеров, городничих, смотрителей богоугодных заведений, комиссаров при погранич­ных карантинах, земских исправников. При определении к должности офицеры не лишались пенсии. Увечным штаб-офи­церам и обер-офицерам разрешалось бесплатно из аптек отпус­кать лекарство.

Роль духовенства в деле призрения становится все более подотчетной и регламентируемой, теряется значимость - значение губерний возрастает. Появляются первые указы о деятельности губерний в деле призрения, где им велено устраивать «гошпитали» для увечных, престарелых, «зазорных младенцев» (внебрачных детей).

Среди указов, направленных против профессионального нищенства, являются указы 1712, 1718 гг. Указами конца XVII в. запрещали побирать в «нищенском образе и притворном лукавстве», за что, в случае поимки, таких людей «били кнутом» батожьем и ссылали в Сибирь. Еще в правление Петра Великого организуются дома для душевнобольных, входя­щие в период правления Екатерины II в качестве обязатель­ных в институт призрения в губерниях (тем самым происхо­дит разрушение древнейшего православного института юро­дивых). В начале XIX в. положено начало призрению слепых и глухонемых.

Против инфатицида. В российс­ком законодательстве вновь обращаются к нему и в XIX в. (в уложениях от 1813 г., 1845 г.) Теперь виновники в содеянном уже не подлежат смертной казни, но приговариваются к различ­ным срокам каторжных работ.

Опреде­лялись санкции к нищенствующим: пойманных впервые бить батогами, во второй или третий раз — отсылать мужчин на ка­торжные работы, женщин — в прядильные дома, детей — на су­конный двор и мануфактуры.

В «Духовном регламенте» от 25 января 1725 г. впервые перед духовными лицами ставится вопрос о милосты­ни как общественном зле, предписывается искоренять этот обы­чай

Определены новые направления церкви в деле обще­ственного призрения, строительство при церквах странноприимниц и лазаретов, где предписано было собирать «престарелых и здравия весьма лишенных, кормиться собою немогущих...».

Устав Глав­ного магистрата 1721 г. определена роль полиции в деле общественного призрения В Регламенте укзаны основные институты призрения:

Работные или «смирительные дома», предназначенные для лю­дей «непотребного жития»; - особенно развитие при Екатерине II – туда стали направлять не только нищих но и хулиганов, алкоголиков и проституток – там они находились или временно или постоянно

«прядильные дома» —для женщин «непотребного женского бытия»;

«гошпитали» для призрения сирых, больных, увечных, убогих, «престарелых людей обоего пола»;

· «сиротские дома» — для убогих и оставшихся без роди­телей детей, где бы их воспитывали и содержали; «воспитательные дома» - был открыт в Москве в 1762 г.

1775 г. – создание приказов общественного призрения. Они заведовали народными школами, аптеками, богадельнями, лечебницами для неизлечимых больных, домов для умалишенных, работными и смирительными домами, сиротскими домами, детскими приютами и др.

В начале XIX в – дома трудолюбия - в основном женские. с более мягким режимом.

  1. Основные направления развития общественного призрения и частной благотворительности.


Общественное призрение – развитие в XIX в. Совет Императорского Человеколюбивого Общества (1816) можно найти в деятельности «Благодетельного общества», ос­нованного в 1802 г. императором Александром I. Программа общества, утвержденная в 1804 г., определяла следующие на­правления деятельности:

1) домовое призрение бедных боль­ных;

2) диспенсарии в разных частях города;

3) вспоможение подвергнувшимся нечаянно какому-либо несчастному случаю на улицах;

4) особенные больницы для страждущих прилипчи­выми болезнями;

5) призрение искаженных природою или слу­чаем, воспитание глухонемых и т. п.»

Образуются социальные учреждения -

- Оказывающие постоянное призрение: учебно-воспитательные, богадельни, заведения бесплат­ных и дешевых квартир,

- Учреждения временной помощи — медицинские, благотворительные общества, ночлежные приюты, столовые.

Одно из первых — «Воспитательное общество благород­ных девиц» учреждено в 1764 г. В 1796 г. императрица Мария Федоровна берет на себя непосредственное руководство его от­делениями, что стало новым этапом в его развитии. За время ее правления Общество разрасталось, у него появляются филиа­лы, целая сеть институтов воспитания. В качестве полноправ­ных членов в него входили различные попечительства и более мелкие благотворительные общества. Среди них: Императорс­кое женское патриотическое общество, Московское благотвори­тельное общество (1837 г.), Московское дамское попечительство о бедных и др. В 1854 г. различные учреждения объединились в Ведомство учреждений Императрицы Марии Александровны.

Императорское Человеколюбивое Общество, Ведомство учреждений Императ­рицы Марии (связанные с членами императорской семьи) вхо­дили в разряд заведений «на особом положении». Их специфи­ка в том, что они имели особые привилегии со стороны государ­ства, от частного финансирования до предоставления различ­ных льгот и индивидуальных поощрений.

1847 г. «Обще­ство посещения бедных» основатель - В. Ф. Одоевский. Основу дея­тельности Общества составляли следующие направления помо­щи:

  • поддержка престарелых увечных и больных, не могущих содержать себя собственными трудами,
  • сирот и детей бедных родителей;
  • вспоможение деньгами, одеждою, дровами и т. п.;
  • помощь больным, лечение, отпуск лекарств.

Было закрыто, т.к. среди учредителей было много военных

ВОПРОСЫ:

1. Факторы развития форм помощи

2. Государственно-административные подходы к общественному и частному призрению

3. Основные направления развития общественного призрения и частной благотворительности

4. Социально-философское осмысление проблем общественной помощи

Наши рекомендации