ТЕМА 1. Теоретико-методологические подходы к историческому исследованию

КОНСПЕКТЫ ЛЕКЦИЙ

Темы лекций

1. Теоретико-методологические подходы к историческому исследованию

2. Древнейшие формы помощи и взаимопомощи у славянских племен

3. Особенности конфессиональной системы помощи в России

4. Государственные подходы к организации общественного призрения

5. Общественно-государственная система помощи в дореволюционной России

6. Становление социальной помощи на Востоке ив Античном мире

7. Система помощи в Европейском средневековье

8. Государственные подходы к организации социальной помощи в Европе XVII-XIX вв.

9. Новые подходы к организации социальной помощи в России в нач. XX в.

10. История становления системы социальной помощи в СССР

11. Становление социальной работы в России в конце XX - нач.XXI в.

12. Европейские модели социальной работы в XX в.

13. История и развитие социальной работы в США.

14. Социальная работа в мире в условиях глобализации XXI в.

ТЕМА 1. Теоретико-методологические подходы к историческому исследованию

Цель истории социальной работы как отрасли знания

Курс «Истории социальной работы» направлен на формирование профес­сиональной культуры будущего специалиста, обогащение его исторически­ми знаниями, гуманистическими ценностями, выработанными в процессе мировой исторической практики поддержки и защиты нуждающихся.

Целью курса является формирование системных представлений у студен­тов об эволюционном пути развития основных исторических форм, моделей, институтов помощи и поддержки в мировой цивилизации.

Зачем нужна социальная работа?

Социальный работник может выявить наличие трудной жизненной ситуации, помочь семье или индивиду обратиться к источникам социальных ресурсов, из которых к ним должна поступить поддержка, содейст­вовать в разработке и реализации плана разрешения затруднений.

Таким образом общественные цели СР – это:

  • влияние на формирование социальной политики и ее эффективность;
  • снижение социальной напряженности;
  • гармонизация социальных отношений;

Смысл социальной работы состоит в компенсации тех или иных социальных ущербов, выравнивании возможностей различных ин­дивидов, семей, групп в пользовании своими социальными правами.

Несмотря на давние традиции меценатства и благотворительности в России социальная работа как вид профессиональной деятельности только начинает формироваться. Тем не менее обращение к ранним страница развития форм социальной помощи в России и за рубежом дает научное обоснование для анализа социальной работы в современном обществе.

Периодизация развития социальной работы в России

I. Архаический период. Родоплеменные и общинные формы помощи и взаимопомощи у славян до X в (дохристианский период).

П. Период княжеской и церковно-монастырской поддержки с X по XIII вв.

III. Период церковно-государственной помощи с XIV в. по вторую поло­вину XVII в.

IV. Период государственного призрения со второй половины XVII в. по вторую половину XIX в.

V Период общественного и частного призрения с конца XIX в. до н. XX в.

VI Период государственного обеспечения с 1917 г. по 1991 г.

VII. Период социальной работы с начала 90-х гг. по настоящее время.

Основные формы социальной помощи в архаический

Период

Основные объекты оказания помощи –

- нищие, калеки, сумасшедшие (во времена христианства – блаженные богоугодные люди, дети-сироты, вдовы, пожилые, престарелые люди

Формы помощи -

1.жертвования, подаяния в день праздников и похорон в пользу неимущих

2.раздел имущества покойного в пользу вдовы

3.«приймачество» - вид усыновления в архаический период

4.Инфантицид: отправление на тот свет престарелых и детей

5.Общее ведение работ – посев уборка урожая, помощь в постройке дома – «помочи»,

6.«толоки» - совместные перевозки,

7.«наряды миром» - если взрослые болели – соседи помогали вести дом хозяйство

8.Выделение земельных участков вдовам и старикам

9.«Супряга» - совместное использование рабочего скота

Легенды и сказания славян о княжеских пирах свиде­тельствуют о том, что непременными участниками трапезы были калики и нищие странники, получавшие богатую мило­стыню.

Так, в этнографических материалах мы находим приме­ры поддержки стариков. Если семья не помогала пожилому человеку, то заботу о стариках брала на себя община. Для них отводился по специальному решению общества отрезок земли, где они работали. Если же пожилые люди оконча­тельно «впадали в дряхлость», они призревались общиной.

Старика определяли на постой (питание, проживание) на несколько дней, затем он «менял» своих кормильцев. Такой вид помощи стал своеобразной общественной повинностью.

Проводилось усыновление детей внутри родовой общины, так называемое «приймачество». «Приймать» в семью сироту, как правило, могли люди по­зднего возраста, когда им становилось трудно справляться с хозяйством или когда у них не было наследников. Принятый в семью должен был почитать своих новых родителей, вести хозяйство и т. д.

Другой формой поддержки сироты была общинная, мир­ская помощь. Она по своему характеру совпадала с помощью «немощным старикам», когда ребенок переходил из дома в дом на кормление.

Сироте могли назначать "общественных" родителей, которые брали их на свой прокорм. Но если сирота имел хозяйство, община противодействовала усыновлению. Такие сироты назывались «выхованцами», «годованцами».

Зарождаются и формы помощи вдовам. Нуждающимся вдовам оказывали помощь продуктами. Это происходило, как правило, после уборки урожая. Сельская община предоставляла им также землю, на них распространялись такие же нормы мирского призрения, как и на стариков.

В основе хозяйственной взаимопомощи и взаимоподдержки лежала всевозможная взаимовыручка.

Таблица. Формы помощи в архаический период..

ВОПРОСЫ:

  1. Виды помощи и взаимопомощи у древнеславянских племен
  2. Основные формы социальной помощи в архаический период
РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ НА РУСИ В ПЕРИОД СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
ЗАРОЖДЕНИЕ КНЯЖЕСКОЙ И ЦЕРКОВНО-МОНАСТЫРСКОЙ ПОМОЩИ НА РУСИ (X – XIII вв.)

ОФОРМЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ ОБЩЕСТВЕННОЙ ПОМОЩИ НА РУСИ

(XIV – первая половина XVII в.).

Основные понятия и факторы развития помощи

Геополитический фактор: княжескую власть во многом подорвало мон­голо-татарское нашествие, и поэтому она стремилась в лице цер­кви найти себе союзника, с падением молголо-татарского ига новый институт – царская власть.

Политический фактор – формирование централизованного гос-ва. Государство постепенно набирает организационную и законодательную силу, ограничивает власть церкви, берет под свой законодательный контроль нуждающихся.

Социальный фактор: тенденция к оформлению крепостного права, многие крестьяне искали в монастыре укрытия от социальных потрясений – постриг в монахи – распространенное явление.

Культурный – возрождение русской государственности и культуры после опустошения монголо-татар, после падения в 1454 г. Византии Москва становится правопре­емницей православия. Изменяется ее статус.

Теории милосердия

Социально-христианские подходы к «теории милосердия» Милосердие как процесс духовного спасения особо рассматривается в отечественной литературе данного периода. Милосердие как источник спасения рассмотрено М. Греком в канонах Иоанну Крестителю.

Происходит дальнейшее осмысление сущности милосердия, при этом оно принимает все более социальный характер, кон­кретизируется социальной проблематикой. Основополагающи­ми вопросами здесь являются соотношение богатства и власти и душевной чистоты, следование канонам христианского мило­сердия. Различное понимание данных вопросов, по сути дела, приводило к обоснованию двух типов религиозной мысли, по­лучивших название «стяжателей» и «нестяжателей».

Ермолай-Еразм обоснование милосердия начинает с позиции христианского детерминизма, противоестественности почита­ния «богатства», злата, серебра, поскольку это противоречит сущности человека, сотворенного по образу и подобию Божию. Критикуя бога­тых, социальное неравенство, он обращается к достаточно рас­пространенной идее возмездия или «праведного суда», в резуль­тате которого Бог «отымет власть его». В этом видятся «мило­сти» Бога.

Инок Фома в «Слове похвальном» воздает милосердию кня­зя Бориса хвалу, вкладывая ее в уста различных митрополитов. Радение о нищих становит­ся не обязательно христианским догматом, но и составной час­тью «социальной политики», направленной на стабильное су­ществование государства, находит отражение в «Большой чело­битной» Ивана Пересветова.

Максим Грек. В западном опыте он находит примеры, оп­равдывающие институт нищенства как институт социального воспитания, необходимый для гармонизации отношений всех слоев общества. Приводя примеры о добровольном нищенстве как монашеском подвиге, он раскрывает «технологию», «спо­соб подаяния». М. Грек мечтал о своеобразной культуре нищенства как куль­туре равенства и справедливости, воспитывающей у всех членов общества благородные чувства.

«Слово о милости» Епифания Славинецкого — одно из первых светс­ких представлений о сущности милосердия, хотя работа по­строена на основе христианских канонов. В основу милосердия им положен принцип богоуподобления и любви к ближнему. Автор широко понимает общественное призрение, выделяя в нем три уровня поддержки: помощь духовную, помощь инсти­туциональную, «нищепиталище долгое», и помощь традицион­ную, «нищепиталище общее».

Вопросы:

  1. Основные понятия и факторы развития помощи[1]
  2. Развитие монастырской системы помощи
  3. Оформление государственной помощи. Законодательное оформление помощи
  4. Теории милосердия

Античная цивилизация, которая существовала на протяжении тысячелетия и параллельно с соседними восточными обществами, отличалась от них своеобразием практически во всех сферах: политической, экономической, социальной.

Будучи классическим воплощением рабовладельческого способа производства, древнегреческое и древнеримское общества оставляли вне какой-либо сферы жизни сотни тысяч рабов. Этим людям отводилась роль не более, чем инструментов труда. В центре политических, экономических и социальных отношений находился свободный гражданин, собственник. Рыночные отношения и частная собственность неизбежно порождали среди свободных граждан имущественное неравенство, чреватое социальными противоречиями и конфликтами.

Государство в античной цивилизации в целях сохранения социальной стабильности предпринимало определенные шаги по поддержанию лишившихся собственности сограждан. Именно этим диктовали конкретные и очень умеренные шаги власти в социальнойсфере, преимущественно в устроении зрелищных мероприятий и угощений. Кроме этого, властьпыталась решить некоторые социальные проблемы правовым путем, преждевсего в сфере семейно-брачных отношений и в вопросах установления опекии попечительства.

Провести сравнительный анализ форм помощи, характерной для древних греков и древних римлян.

В 1918-1940 гг.

В 1940-1980-е гг.

Основные понятия

СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА— стратегия государственной по­литики по поддержке и защите наиболее незащищенных групп населения: детей, инва­лидов, пенсионеров, женщин, малоимущих и др.; система га­рантированных государством экономических, организацион­ных и правовых мер, обеспечивающих гражданам условия для преодоления трудной жизненной ситуации.

СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА— предоставление денежных пособий, кредитов, информации, возможности обучения (пере­обучения) и иных льгот отдельным группам трудоспособного населения, временно оказавшимся в трудной жизненной ситу­ации.

СОЦИАЛЬНАЯ ПОМОЩЬ— система государственного попе­чения для наименее защищенных групп населения. Основные виды С.п.: материальная, финансовая, пенсионная, протезно-ортопедическая, кредитная.

СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ— система государственных и общественных мероприятий в СССР по материальному обес­печению граждан в старости, при инвалидности, болезни, поте­ри кормильца и других случаях; историческая парадигма помо­щи и поддержки нуждающихся, пришедшая на смену «обще­ственному призрению».

УЧРЕЖДЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ— государственные институты помощи и поддержки различным категориям населения РФ в 90-е годы. центры социального обслуживания, центры социальной помощи семье и детям, дома для ветеранов войны и труда, социально-реаби­литационные центры для несовершеннолетних, социальные гостиницы, социальные приюты для детей и подростков, социальные столовые, кри­зисные центры для женщин, геронтологические центры, цент­ры экстренной психологической помощи по телефону.

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ НИЩИЕ— профессиональный нищий есть субъект, по своему состояния здоровья способный трудиться, но в виде промысла занимается прошением подая­ния в той или иной форме. Новый виток П.н. наблюдается в России в начале 90-х годов, чему во многом способствовало решение Верховного Со­вета РФ (ноябрь 1991 г.) об отмене уголовной ответственности за бродяжничество. Основные типы П.н. в 90-е гг.: нищие-дети; нищие-инвалиды; жертвы: репрессий, администрации, психи­атрических больниц, вымогательств; семейные пары: имеющие ребенка-инвалида, собирающие средства на дорогую операцию

для ребенка, беженцы, просящие деньги на билет до дома, на обустройство на новом месте; женщины: «матери-одиночки», не имеющие работы, просящие на что-либо.

ДОМА РЕБЕНКА— учреждения в РФ для воспитания и ока­зания помощи детям раннего возраста, оставшихся без попече­ния родителей, а также детей с дефектами психического и фи­зического развития.

Социальная работа ‑ деятельность, осуществляемая профессионально подготовленными специалистами и их добровольными помощниками, направленная на оказание индивидуальной помощи человеку, семье или группе лиц, попавших в трудную для них жизненную ситуацию, через

- информирование, диагностику, консультирование, прямую натуральную и финансовую помощь, уход и обслуживание больных и одиноких, педагогическую и психологическую поддержку, ориентирующую нуждающихся в помощи на собственную активность по преодолению сложных ситуаций и способствующих им в этом.

Социальная работа ‑ профессиональная деятельность, направленная на активизацию потенциала собственных возможностей личности при решении сложных жизненных проблем, носящая по преимуществу превентивный характер, направленная в итоге на гармонизацию социальных отношений в обществе.

Социальная работа – это профессиональная деятельность, направленная на регулирование и развитие системы социальных отношений и общения людей, управление государственными и общественными институтами, содействующими всестороннему жизнеобеспечению и развитию всех членов общества. Социальная работа ‑ практикоориентированный, нацеленный на конкретную социальную ситуацию институт, вид деятельности и отрасль конкретного научного знания.

Социальная работа ‑ это научная, учебная и практическая деятельность, направленная на выработку и теоретическую систематизацию знаний и умений, их передачу и усвоение с целью решения проблем удовлетворения социально-гарантированных и личностных потребностей и интересов различных, прежде всего социально уязвимых, групп населения, создания условий, благоприятствующих восстановлению или улучшению способностей групп (и слоев) или отдельных личностей к социальному функционированию. (Е.И. Холостова)

Понятие социальной защиты

Одни авторы рассматривают социальную защиту как дея­тельность государства по обеспечению развития личности, а также поддержку малообеспеченных групп населения. Другие — как систему гарантий, обеспечивающих соблюдение важнейших прав человека на достойный уровень жизни'. Некоторые иссле­дователи вообще игнорируют понятие социальной защиты, оста­ваясь в рамках традиционных категорий «социального обеспе­чения» и «социального страхования».

За рубежом понятие «социальная защитам впервые получило официальное закрепление сначала в законе о социальной защи­те, принятом в рамках политики нового курса Ф.Д. Рузвельта в 1935 г., а позднее, в 1940-х годах, в документах Международ­ной организации труда. По определению МОТ, социальная защита — это «защита, которую общество обеспечивает свои членам посредством набора общественных мер от экономических и социальных бедствий, которые обусловлены прекращением или существенным снижением заработков в результате болезни, родов, производственных несчастных случаев, безработицы, инвалидности, старости и смерти; обеспечение медицинской помощи; обеспечение субсидий семьям с детьми»1. Определение МОТ в дальнейшем нашло отражение в документах Европей­ского союза: в Европейском кодексе социального обеспечения 1968 г., Хартии основных социальных прав трудящихся, Зеле­ной (1992 г.) и Белой (1994 г.) книгах о европейской социаль­ной политике, а также в других документах. Часто используемое в отечественной литературе понятие «социальное обеспечением как эквивалент английского выражения «social security (до­словно — социальная безопасность).

Система социальной защиты –совокуп­ность институтов и мероприятий, направленных на защиту ин­дивидов и социальных групп от социальных рисков, которые могут привести к полной или частичной потере экономической самостоятельности и социального благополучия.

Социальные риски -риски, возникаю­щие но причинам общественного характера, которые предопре­делены объективными социально-экономическими условиями и мало зависят от воли отдельного человека.

Подготовка социальных работников за рубежом

В Стокгольме (Швеция) в 1921 г. создается социально-полити­ческий институт, в котором начинается подготовка по двум направ­лениям - финансовому и социальному, но число специалистов в об­ласти социальной работы, получивших образование в Швеции, оставалось в то время незначительным, многие желающие стать со­циальными работниками уезжали получать образование в США. В 1940-х гг. в Швеции создаются специальные социальные институ­ты в Гетеборге (1944) и Лунде (1947). Специалисты, получившие дипломы, направлялись в коммуны, где занимались административной деятельностью, а также в больницы и психиатрические кли­ники, школы, биржи Труда, тюрьмы. Социальная работа в Швеции проводилась в основном в рамках муниципальной социальной помощи, характер и объем которой определялся законодательством.

Позднее начинает развиваться направление в социальной работе, называемое психосоциальной работой. Мария Алмквист, получившая образование в США, стремилась ввести новый учебный курс по социальным методам, что встретило сопротивление в ву­зовских и административных кругах, так как у многих практиков существовал страх перед американизацией. Как видим, шла ре­конструкция учебного процесса, и в 1964 г., когда социальный ин­ститут в Гетеборге был переименован в Высшую социальную шко- лу, проблемы курса «Социальные методы» уже выносятся на экзамены. В 1977 г. Высшая социальная школа была включена в структуру Гетеборгского университета.

В настоящее время в Швеции обучение по программе подготов­ки социономов (или социальных работников, получивших универ­ситетское образование) включает в себя две ступени - бакалавриат и магистратуру. Структура и содержание этих уровней постоянно меняются.

В Дании к концу 1930-х гг. на государственном уровне возник­ло понимание важности и необходимости специальной подготовки социальных работников. В этот период врач запаса и руководитель службы «Пособия матерям» О. Якобин и социальный помощник М. Люттихау разрабатывают собственный план обучения социаль­ных помощников. Врач отделения одной из муниципальных боль­ниц К. Клеменсен организовывает первые в Дании курсы, которые стали называться «Социальная школа». Цель ее — дать учащимся общие основы социального обучения, а также специальную подго­товку для работы в данных службах.

В программах, действующих до 1952 г., выделялись два уров­ня: первый - научить понимать проблемы клиента, второй - дать знания для выбора методов решения проблем клиентов.

К 1973 г. в Дании существовало пять высших специальных учебных заведений. Программа обучения включала четыре блока:

1) медицина (анатомия, психиатрия и психическая гигиена,
генетика, гигиена здорового образа жизни и т.д.);

2) психология (детская психология, педагогическая психоло­гия и т.д.);

3) социальные науки (социология, право, экономика и т.д.);

4) факультативные курсы (религиозные и этнические аспек­ты социальной работы, бухгалтерия, деловое общение, практика
и т.д.).

ВОПРОСЫ:

1. Предпосылки формирования соц. защиты на Западе

2. Понятие социальной защиты

3. Общие принципы социальной защиты

4. Подготовка социальных работников за рубежом

КОНСПЕКТЫ ЛЕКЦИЙ

Темы лекций

1. Теоретико-методологические подходы к историческому исследованию

2. Древнейшие формы помощи и взаимопомощи у славянских племен

3. Особенности конфессиональной системы помощи в России

4. Государственные подходы к организации общественного призрения

5. Общественно-государственная система помощи в дореволюционной России

6. Становление социальной помощи на Востоке ив Античном мире

7. Система помощи в Европейском средневековье

8. Государственные подходы к организации социальной помощи в Европе XVII-XIX вв.

9. Новые подходы к организации социальной помощи в России в нач. XX в.

10. История становления системы социальной помощи в СССР

11. Становление социальной работы в России в конце XX - нач.XXI в.

12. Европейские модели социальной работы в XX в.

13. История и развитие социальной работы в США.

14. Социальная работа в мире в условиях глобализации XXI в.

ТЕМА 1. Теоретико-методологические подходы к историческому исследованию

Наши рекомендации