Выборы главы исполнительной власти

В Кемеровской области

В 90-е годы прошлого столетия в России шел процесс формирования как законодательных, так и исполнительных органов власти. Кузбасс оказался в числе регионов, в которых выборы главы исполнительной власти прошли только во второй половине 90-х годов.

После известных событий, в августе 1991 г., в соответствии с Указом Президента Российской Федерации Б.Н.Ельцина от 22.08.1991 «О некоторых вопросах деятельности органов исполнительной власти в РСФСР» главой администрации Кемеровской области назначен М.Кислюк, постоянным представителем Президента Российской Федерации А.Малыхин.

С момента назначения главой исполнительной власти в Кузбассе М.Б. Кислюка началось длительное противостояние между законодательной и исполнительной властью. Придерживаясь принципа объективности, мы должны констатировать, что 19 апреля 1994 г. А.Тулеев и М.Кислюк подписали договор «Согласие к действию». К сожалению это была первая и последняя попытка найти общий язык между двумя непримиримыми политическими противниками. Противостояние продолжалось до 1 июля 1997 г., т.е. момента освобождения от должности главы исполнительной власти Кемеровской области М.Кислюка и назначении исполняющим обязанности главы исполнительной власти в Кузбассе А.Г.Тулеева.

Законодательным собранием Кемеровской области еще в июне 1997 г. было принято решение о проведении выборов губернатора Кемеровской области. Выборы губернатора состоялись 19 октября 1997 г. Эта дата вошла в историю не только Кузбасса, но всей России. В Кемеровской области состоялись первые выборы, первого губернатора. Кузбасс на тот период оставался одним из последних регионов, где еще ни разу не проходили подобные выборы.

В качестве претендентов на пост губернатора Кемеровской области оказались те, кто был определенное время в числе сторонников А.Г.Тулеева. В качестве претендентов на пост губернатора были Т.Г. Авалиани, В.В. Кудешкин, Л.П.Сергачев.

15 августа 1997 г. в газете «Кузбасс» было опубликовано решение №138 избирательной комиссии Кемеровской области «О регистрации инициативных групп избирателей, выдвинувших Т.Г.Авалиани, Л.П.Сергачева, В.В.Кудешкина, С.В. Просекова, А.Г.Тулеева, Н.А. Останину, В.Я.Медикова, В.И.Бочарова, М.В.Безуглова кандидатами на должность губернатора Кемеровской области, и уполномоченных представителей инициативных групп».

16 сентября 1997 г. избирательная комиссия Кемеровской области зарегистрировала лишь троих кандидатов на пост губернатора Кузбасса: исполняющего обязанности главы администрации Кемеровской области А.Г.Тулеева, депутата Государственной Думы Российской Федерации Н.А.Останину и профессора Сибирской металлургической академии В.Я.Медикова.

На тот момент уже было очевидно, что Н.А.Останина будет участвовать в выборах, в качестве «дублера» А.Г.Тулеева. Остальные же претенденты сняли свои кандидатуры.

В ходе предвыборной гонки Н.А.Останина и В.Я.Медиков не проявили особой активности и не стремились донести свои предвыборные программы до избирателей Кузбасса.

Более удачно построил свою избирательную кампанию А.Г.Тулеев.

Команда А.Г.Тулеева совершенно верно с точки зрения избирательных технологий выбрала тон проведения кампании- нейтральный. А.Г.Тулеев проводил свою избирательную кампанию на игнорировании того факта, что у него есть соперники. Но при этом, в течение июля-сентября 1997 года, не высказал не одного грубого слова в адрес своих оппонентов.

В ходе проведения своей кампании А.Г.Тулеев смог провести встречи с представителями старшего поколения, работниками бюджетной сферы, студенческой молодежью, посетил различные предприятия, взаимодействовал с органами власти и элитными группами, провел работу со всеми социально-демографическими группами населения, грамотно использовал СМИ. Кроме того, А.Г.Тулеевым была подготовлена и распространена большим тиражом (100 тыс. экземпляров) предвыборная программа.

А.Г.Тулеев отказался использовать агитплакаты и листовки, а предпочел напрямую общаться с избирателями.

В своей предвыборной борьбе А.Г.Тулеев пошел на то, чтобы не использовать бюджетные средства на свою избирательную кампанию. Это было также положительным моментом в избирательной кампании А.Г.Тулеева.

В течение сентября 1997 г. А.Г.Тулеевым было проведено ряд акций в поддержку беспризорных детей. При содействии А.Г.Тулеева был проведен благотворительный марафон «Не оставим в беде!». Это была масштабная акция помощи беспризорным детям.

По инициативе А.Г.Тулеева избиратели имели возможность сформировать «общественный наказ» будущему губернатору области.

27 сентября 1997 г. в газете «Кузбасс» была опубликована социально-экономическая программа А.Г.Тулеева, в которой была отражена текущая оценка социально-экономической обстановка в регионе и предложены пути по дальнейшему развитию области на 1997-2001 годы.

Предвыборная борьба завершилась 17 октября 1997 г. и корреспондентом ИТАР-ТАСС, было объявлено, что Кузбасс полностью готов к предстоящим выборам.

Для проведения первых выборов первого губернатора было оборудовано и открыто 1658 избирательных участка.

Накануне дня проведения выборов в региональных СМИ была проведена работа по привлечению избирателей на избирательные участки. На телевидении шли телесюжеты, в которых показывалось, как люди старшего поколения отказывались голосовать на дому и шли на выборы. Такие факты действительно имели место на выборах 19 октября 1997 г.

В результате проделанной подготовительной работы, большинство избирателей Кузбасса пришли на выборы. Явка избирателей на выборы губернатора области 19 октября 1997 г. составила 54,25 % . По итогам выборов А.Г.Тулеев набрал 94,54% голосов избирателей, значительно опередив своих оппонентов, профессора Сибирской металлургической академии В.Я. Медикова, который набрал 2,03% и депутата Государственной Думы Российской Федерации Н.А.Останину, которая набрала только 1% голосов избирателей)39.

Выборы главы исполнительной власти - student2.ru

На выборах 19 октября 1997 г. А.Г.Тулееву удалось получить поддержку абсолютного большинства избирателей Кузбасса. Это был один из самых высоких результатов, полученных на выборах глав исполнительной власти в России.

Состоявшиеся 22 апреля 2001 г. вторые выборы губернатора Кемеровской области вновь подтвердили большой авторитет личности А.Г. Тулеева. На выборах губернатора 22 апреля 2001 г. он получил поддержку 93,54% голосов избирателей. Это было несколько меньше, чем в 1997 г., но по сравнению с выборами губернаторов в других регионах страны, это был один из самых высоких показателей)40.

Вторые выборы губернатора Кемеровской области проходили в сложной обстановке. Это было связано с тем, что А.Г. Тулеев досрочно сложил полномочия губернатора. Разного рода общественные деятели пытались обвинить А.Г. Тулеева в нарушении норм областного избирательного законодательства. Однако избирательная комиссия Кемеровской области рассмотрев все аспекты досрочного добровольного сложения полномочий А.Г. Тулеева, не нашла в его действиях нарушений закона «О выборах губернатора Кемеровской области».

Выборы главы исполнительной власти - student2.ru

Своим решением от 17.02.2001 - №21/130-II избирательная комиссии зарегистрировала в качестве кандидата на должность губернатора Кемеровской области А.Г. Тулеева 41.

В предвыборной гонке на должность губернатора Кемеровской области в 2001 г. кроме А.Г. Тулеева участвовало еще три претендента: Н.А Власов, С.И. Неверов и П.В.Сафонов. На выборах они получили поддержу незначительного числа избирателей. Так, за С.И. Неверова было подано всего 7886 голосов избирателей, за Н.А. Власова 7326 голосов избирателей, за П.В. Сафонова 3849 голосов избирателей42. Как показывают данные статистики, А.Г. Тулеев значительно опередил своих соперников на выборах 22 апреля 2001 г.

По мнению наблюдателей это явилось результатом возросшего авторитета А.Г. Тулеева и проводимой им политики по стабилизации экономической, социальной и политической жизни в регионе. Оппоненты А.Г. Тулеева не смоли оказать ему достойную конкуренцию в силу то, что они были мало известны широкому кругу избирателей, а входе предвыборной борьбы не смогли предложить избирателям конкретные программы по социально-экономическому развитию Кемеровской области.

Вторые выборы Губернатора Кемеровской области прошли на основе обновленных областных законов «О выборах Губернатора Кемеровской области», «О выборах в органы местного самоуправления Кемеровской области», в которых были устранены многие пробелы в сфере правового регулирования отдельных избирательных процедур.

Так в них была определена необходимость представления кандидатом сведений о судимости, двойном гражданстве, о доходах, имуществе, установлен порядок проверки этих сведений, исключен ценз оседлости наряду со сбором подписей, установлен институт залога, более четко определены правила ведения предвыборной агитации.

В помощь организаторам выборов, всем участникам избирательного процесса в освоении сложных избирательных процедур был выпущен «Сборник документов по выборам Губернатора и органов местного самоуправления в Кемеровской области», который был подготовлен членами Избирательной комиссии Кемеровской области.

После событий, в сентябре 2004 г., в городе Беслане, Президентом Российской Федерации В.В. Путиным была предложена новая процедура назначения – избрания глав исполнительной власти субъектов Российской Федерации. С 2005 г. губернаторы в нашей стране избираются региональными законодательными органами по представлению кандидатуры Президентом нашей страны. По предложению Президента Российской Федерации В.В.Путина, в соответствии с решением внеочередной сессии Совета народных депутатов Кемеровской области от 20 апреля 2005 г., полномочиями губернатора Кемеровской области был наделен А.Г. Тулеев.

В современной научной литературе обсуждается вопрос о том, в чем плюсы и минусы новой процедуры назначения-избрания глав исполнительной власти в регионах России. Одни авторы поддерживают новую процедуру, другие категорически против. На наш взгляд только практика должна показать насколько эффективна новая процедура назначения-избрания губернаторов в нашей стране.

Общие итоги выборов в Кемеровской области за период с 1989 г. по 2008 г. и динамика политического участия избирателей в выборах приведены в приложениях II и III.

6.3 Выборы депутатов и глав муниципальных образований

Особенности выборов проявляются наиболее отчетливо на выборах депутатов и глав муниципальных образований.

В отличие от федеральных и региональных выборов, выборы депутатов и глав муниципальных образований проходят на иных принципах, имеют свои особенности и специфику. Это проявляется при подготовке и проведении выборов в муниципальные образования. Наглядно это можно проследить на примере организации и проведения выборов в Кемеровский городской Совет народных депутатов и выборов главы города Кемерова, в период с1994 г. по 2011 г.

После того как были распущены Советы всех уровней в октябре 1993 г., в современной России начался процесс формирования новых органов власти на местном уровне. Это коснулось и законодательных и исполнительных органов власти.

Одно из обязательных условий всякого демократического общества – развитие местного самоуправления. Основой демократического правового государства, безусловно, являются выборные органы власти, которые представляют интересы населения. Эти положения в полной мере были реализованы с принятием в 1993 году новой Конституции Российской Федерации. В 1995 году вступил в силу закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Именно в это время начался процесс преобразования местного самоуправления и формирования органов законодательной власти.

В феврале 1996 года Кемеровский городской Совет народных депутатов возобновил свою деятельность, но уже в новых законодательных условиях, имея новую организационную структуру, поставив перед собой качественно новые задачи. Однако, несмотря на то, что многое изменилось, цель осталась прежней – улучшение качества жизни кемеровчан.

Это был первый Городской Совет народных депутатов в Кузбассе и в течение почти двух лет оставался единственным в Кемеровской области.

Выборы депутатов Кемеровского городского Совета народных депутатов второго созыва состоялись в 1998 году. Председателем Советов первого и второго созывов являлся Виталий Иннокентьевич Налетов.

В 1997 году по его инициативе и при поддержке депутатов Кемеровского городского совета сначала первого, а затем и второго созывов была создана Ассоциация представительных органов местного самоуправления городов и районов Кемеровской области. Сегодня членами ассоциации являются советы народных депутатов всех городов Кузбасса и сельских районов области.

В 2000 году в нашем городе при самом активном участии Кемеровского Горсовета состоялось межрегиональное совещание по вопросу «Организация работы представительных органов местного самоуправления, их взаимодействие с органами исполнительной власти и населения». На совещание съехались представители более 40 (сорока) городов Сибири и Дальнего Востока.

Кемеровский городской Совет народных депутатов принимал участие в работе межрегиональных и федеральных ассоциаций местного самоуправления, таких как Ассоциация Сибирских и Дальневосточных городов, Конгресс муниципальных образований Российской Федерации, Муниципальная академия Российской Федерации, Союз российских городов.

В 2002 году состоялись выборы депутатов в Кемеровский городской Совет третьего созыва. Председателем был избран Александр Георгиевич Любимов.

Депутатами третьего созыва большое внимание уделялось работе с горожанами, решению их проблем. Были возрождены общественные приемные депутатов, поощрялись активисты территориального общественного самоуправления. За время работы Горсовета была приведена в соответствие с законодательством о местном самоуправлении вся нормативная база, разработан и утвержден новый Устав города.

Показателем плодотворной работы депутатов третьего созыва стало то, что 70% из них были вновь избраны жителями города Кемерова в состав Кемеровского горсовета четвертого созыва в марте 2006 г.

В соответствии с новым законодательством Кемеровский городской Совет народных депутатов четвертого созыва представлен 35 депутатами. Председателем Кемеровского городского Совета четвертого созыва был избран Александр Георгиевич Любимов.

В составе Кемеровского горсовета четвертого созыва было 32 депутата от партии «Единая Россия», 2 депутата от партии КПРФ, 1 депутат был беспартийный.

На выборах депутатов Кемеровского городского Совета пятого созыва 11 марта 2011 г. было избрано 35 депутатов. Из них 31 мандат у партии «Единая Россия», 2 мандата у представителей партии «Справедливая Россия» и 2 мандата досталось представителям партии «Патриоты России». Во вновь избранном составе горсовета не оказалось ни одного представителя от партии КПРФ43.

Как мы видим в составе Кемеровского городского Совета представители трех партий, что свидетельствует о том, что расширяется представительство политических партий в городском законодательном органе.

Особенностью выборов депутатов в Кемеровский городской Совет является повышение политической активности горожан. Так, если на выборах депутатов в Кемеровский городской Совет в марте 2006 г. явка избирателей на избирательные участки составила 34,2 %, то на выборах в марте 2011 г. , она составила 38,4 %, т.е. рост более 4 %44.

Наряду с выборами депутатов Кемеровского городского Совета были проводились выборы главы города.

25 февраля 1996 г. состоялись выборы главы города Кемерова в новых условиях. На пост главы города претендовало три кандидата: Владимир Михайлов, бывший на этом посту до выборов, депутат Законодательного собрания Кемеровской области Василий Кудешкин и генеральный директор холдинговой компании Владимир Полищук.

Кандидатуру В.Михайлова поддержал председатель Законодательного собрания Кемеровской области А.Тулеев. Это повлияло на выбор жителей города Кемерова. По итогам выборов главой города Кемерова стал В.Михайлов.

На выборах главы города Кемерова, которые состоялись 19 декабря 1999 г. вновь победа досталась В.Михайлову.

На состоявшихся выборах главы города Кемерова, 7 декабря 2003г., победителем вновь становится Владимир Михайлов. Это говорит о том, что жители областного центра на протяжении длительного времени оказывали доверие именно этому политику.

2 марта 2008 года кемеровчане в четвертый раз доверили руководство городом опытному хозяйственнику и профессиональному строителю, В.Михайлову. За него проголосовало более 85 % избирателей. Второй претендент В.Полищук получил поддержку только 13% избирателей45.

У Главы города Кемерово удивительная работоспособность, четкий и насыщенный график работы с 7.30 до 20.30 часов, строгий, порой жесткий спрос с подчиненных, убедительная аргументация.

С горожанами Глава города предельно честен, поэтому говорит не столько о достижениях, сколько о проблемах и трудностях. Сложные непопулярные меры разъясняет сам. Мечтает о том, чтобы девиз «С любовью к городу» стал нормой жизни каждой семьи, каждого жителя областного центра. Считает главным в работе администрации создание удобной, благополучной городской среды, сохранение и развитие учреждений образования, здравоохранения, социальной защиты населения, культуры и спорта, торговли, обеспечение стабильной работы общественного пассажирского транспорта, создание новых рабочих мест, поддержку малого и среднего бизнеса.

Таким образом, можно констатировать. Избиратели Кемеровской области принимали участие в выборах как федерального, так и регионального и местного уровня. При этом более повышенный интерес избиратели проявляли к выборам федерального уровня и гораздо меньший интерес к выборам на региональном и местном уровне. Это обстоятельство можно объяснить традициями политической и электоральной культуры граждан региона.

Общее представление об участии граждан региона в выборах на разных уровнях дает ниже приводимая схема.

Выборы главы исполнительной власти - student2.ru Контрольные вопросы

1. Почему администрация региона пыталась осложнить выборы в региональный законодательный орган?

2. Какие изменения произошли в деятельности регионального законодательного органа в период c 1993 г. по 2008 гг.?

3. Чем можно объяснить то обстоятельство, что в нашем регионе выборы главы исполнительной власти прошли только в 1997 г?

4. Каковы были новые условия проведения выборов в органы местного самоуправления?

Тесты

1. Региональный законодательный орган это:

а) орган призванный принимать законы;

б) орган, призванный представлять интересы всех социальных групп и слоев общества и принимать законы?

в) орган, контролирующий деятельность администрации

2. Каковы основные функции региональной администрации?

а) исполнять законы;

б) организация процесса управления во всех сферах жизни региона;

в) повышение конкурентоспособности региона

3. Каковы основные функции муниципальных органов власти?

а) участие в разработке федеральных законов;

б) участие в решении проблем конкретной территории;

в) организация и управление всеми процессами общественной жизни на конкретной территории.

Глава VII

Наши рекомендации