Региональные и муниципальные выборы

В Кузбассе

На региональных выборах избирают депутатов регионального законодательного органа. Студенты должны знать что представляет собой региональный законодательный орган и какие изменения произошли в последние годы в процедуре избрания депутатов этого органа.

Выборы депутатов в региональный

Законодательный орган

Региональный законодательный орган призван выражать политические интересы всего регионального политического сообщества. В связи необходимо понять как проходили выборы депутатов в региональный законодательный орган.

Особенности первых избирательных кампаний по выборам депутатов в региональный законодательный орган состояли в том, что не были четко определены правовые основы их проведения, не определен количественный состав этих органов. Администрация региона пыталась осложнить процесс подготовки и проведения выборов в региональный законодательный орган и тем самым ограничить власть представительного законодательного органа.

В октябре 1993 г. как и по всей стране, в нашем регионе были распущены Советы всех уровней. После того как прошли выборы в федеральные законодательные органы, 12 декабря 1993 г., Президентом страны было принято решение о проведении выборов в региональные законодательные органы.

В начале 90-х годов формирование новых органов государственной власти проходило в регионах России не на основе законов, а на основе Указов Президента Российской Федерации и распоряжений местных администраций.

26 января 1994 года в соответствии с Указами Президента Российской Федерации Б.Н.Ельцина глава Администрации Кемеровской области М.Б.Кислюк подписал Постановление « О подготовке и проведении выборов в Законодательное собрание Кемеровской области», по которому выборы были назначены на 27 марта 1994 года30. Приложением к постановлению главы Администрации Кемеровской области стало «Положение о выборах в Законодательное собрание Кемеровской области». 28 февраля 1994 года вышло Распоряжение Администрации Кемеровской области, утвердившее «Положение об избирательной комиссии по выборам в Законодательное собрание Кемеровской области». На основании этих двух документов в Кузбассе началась предвыборная борьба основных политических сил за места в Законодательном собрании.

В предвыборной гонке приняли участие 47 партий, движений, общественных организаций, составляющих многообразие политических сил в регионе31.

На 35 мест в Законодательное собрание Кемеровской области было зарегистрировано 149 кандидатов. Для проведения выборов были выделены и оборудованы помещения для голосования, обеспечена работа транспорта и связи.

Прошедшие 27 марта 1994 года выборы в Законодательное собрание Кемеровской области были признаны состоявшимися, так как на избирательные участки пришло 34,05 % избирателей, а для признания выборов состоявшимися необходимо было участие 25 % избирателей области32.

В результате проведенных выборов из 35 депутатов избранными оказались 30. В пяти округах (в Кемерове - №8, в Киселевске - №12, в Новокузнецке - №18,19, 23) выборы не состоялись из-за низкой явки избирателей. Дополнительные выборы здесь прошли 5-го и 26 февраля 1995 года33.

Первое заседание Законодательного собрания Кемеровской области состоялось 5 апреля 1994 года. На нем председателем областного парламента единогласно был избран А.Г.Тулеев.

Законодательное собрание Кемеровской области первого созыва работало с марта 1994 года до декабря 1996 года.

В 1996 году началась новая избирательная кампания по формированию новых региональных законодательных органов. В Кузбассе выборы в областной парламент были назначены на 29 декабря 1996 года. Они должны были проводиться на основании Указа Президента Российской Федерации от 17 июля 1996 года «О мерах по обеспечению конституционных прав граждан на участие в выборах законодательного представительного органа государственной власти Кемеровской области» и Временного положения о выборах депутатов Законодательного собрания второго созыва, утвержденного главой Администрации области.

Согласно Указу Президента Российской Федерации от 17 июля 1996 года количественный состав Законодательного собрания определяла Администрация области. Этот состав был определен в количестве 21 человека. Срок полномочий депутатов – 2 года.

Выборы в Законодательное собрание Кемеровской области второго созыва проводились на основе мажоритарной пропорциональной системы. По области был образован 21 одномандатный избирательный округ.

Для организации и проведения выборов было образовано 17 окружных, 34 территориальные и 1637 участковых избирательных комиссий. Кроме того, полномочия четырех окружных избирательных комиссий были возложены на территориальные комиссии.

В день голосования, 29 декабря 1996 года, на избирательные участки пришло всего 28,45% избирателей. Такой низкий порог явки избирателей был обусловлен «новогодней» датой проведения выборов, хотя накануне проведения выборов Избирательная комиссия Кемеровской области предлагала перенести дату выборов, но это предложение было отклонено34.

В итоге на выборах 29 декабря 1996 года в Законодательное собрание Кемеровской области было избрано только 17 депутатов. Из-за низкой явки избирателей выборы не состоялись по четырем избирательным округам: №9, г.Киселевск, №13, 16, г.Новокузнецк, №18, г .Прокопьевск. В этих округах депутаты доизбирались на повторных (6 апреля 1997 года) и дополнительных выборах (19 октября 1997 года)35.

На выборах в Законодательное собрание Кемеровской области второго созыва участвовали представители различных политических сил: ЛДПР, «Яблоко», «Честь и Родина», а также избирательного блока «Народовластие» (блок Тулеева). В итоге победу одержали представители блока «Народовластие». Им принадлежало 9 депутатских мандатов, 6 мандатов получили представители от групп избирателей, и 2 мандата были выданы самовыдвиженцам.

Региональный законодательный орган – Законодательное собрание Кемеровской области двух созывов – проработал с марта 1994 года по апрель 1999 года.

На выборах в апреле 1999 года в Совет народных депутатов участвовало 180 кандидатов. Выборы в Совет народных депутатов Кемеровской области первого созыва состоялись как и было намечено 18 апреля 1999 года. Явка избирателей составила 44,6% (при нормативном минимальном пороге явки 25 %), что было значительно выше по сравнению с выборами 1996 года.

Итогом выборов явилось избрание 35 депутатов по всем избирательным округам: 34 депутатских мандата получили кандидаты от «Избирательного блока А.Г.Тулеева» и один мандат получил кандидат, выдвинутый непосредственно избирателями.

20 апреля 2003 года прошли выборы в Совет народных депутатов Кемеровской области второго созыва. При этом явка избирателей была ниже, чем на предыдущих выборах,- она составила 39,38 %. В состав законодательного органа области в основном были избраны представители блока «Служу Кузбассу». В новом составе регионального парламента представители блока «Служу Кузбассу» получили 34 места.

12 октября 2008 года прошли выборы в Совет народных депутатов Кемеровской области третьего созыва. Особенность этих выборов состояла в том, что они проходили на основе использования смешанной избирательной системы, то есть 18 депутатов избирались по мажоритарной системе в одномандатных округах, а 18 – по пропорциональной системе, то есть по партийным спискам.

Выборы в Совет народных депутатов третьего созыва начались 12 июля 2008 года с предвыборной борьбы. В сентябре 2008 года были зарегистрированы депутаты по одномандатным округам и определены политические партии, которые имели возможность представить свои списки кандидатов. В числе политических партий, которые могли участвовать в выборах 12 октября 2008 года, оказались представители партий: «Единая Россия», Коммунистическая партия Российской Федерации, Либерально-демократическая партия Российской Федерации, «Справедливая Россия».

В списки избирателей Кемеровской области было включено 2140280 избирателей. Приняли участие в голосовании 68,42% избирателей. Последние выборы в Совет народных депутатов Кемеровской области показали, что явка избирателей по сравнению с 1994 годом выросла более чем в два раза36.

В итоге в состав Совета народных депутатов Кемеровской области третьего созыва избрано 35 депутатов от партии «Единая Россия» и 1 депутат от партии «Справедливая Россия».

Подводя общие итоги выборов в региональный законодательный орган, мы можем констатировать, что за период с 1994 по 2008 годы возросла политическая активность избирателей, увеличилась численность депутатского корпуса. Кроме того, возросла эффективность работы законодательного органа. Так, если депутатами Законодательного собрания первого созыва было принято 46 законов, депутатами Законодательного собрания второго созыва – 82 закона, то депутатами Совета народных депутатов первого созыва – уже 453 закона, а депутатами Совета народных депутатов второго созыва – 849 законов37.

27 марта 2009 года исполнилось 15 лет деятельности законодательной ветви власти Кемеровской области. За это время региональный законодательный орган прошел сложный путь становления и развития. Можно согласиться с выводом, сделанным на седьмой сессии Совета народных депутатов Кемеровской области третьего созыва, состоявшейся 25 марта 2009 года: «От жесткой конфронтации с исполнительной властью в начале 90-х годов до объединения усилий администрации и депутатского корпуса, до конструктивного взаимодействия обеих ветвей власти, направленного на достижение единой цели – благополучие кузбассовцев.- таков путь, который прошли народные избранники двух созывов Законодательного собрания и двух созывов Совета народных депутатов Кемеровской области».

Путь преемственности, созидания и дальнейшего развития Кузбасса избрали и депутаты третьего созыва областного парламента. Под председательством Совета народных депутатов Кемеровской области Н.И. Шатилова депутаты областного парламента продолжают создавать правовую основу проведения реформ в нашем регионе38.

Наши рекомендации