Гістарычныя умовы развіцця культуры беларускага народа 17-18 ст. Стан школьнай асветы і выхавання. Адукацыйная каміссія. Развіцце навукі: Нарбут, Карповіч....
В результате Люблинской унии 1569 г. с конца XVI в. происходило усиление воздействия польской культуры, началась полонизация белорусского дворянства, городских верхов, школы, печати. До конца XVII в. официальным языком государственного делопроизводства ещё оставался белорусский. Однако во второй половине XVII - XVIII в. он постепенно стал вытесняться польским и частично латинским.
Во второй половине XVIII в. на территорию Беларуси из Европы начинают проникать идеи Просвещения, связанные с приоритетом образования, науки, разума в жизни личности, общества, государства. Общественным идеалом становится образованный человек. Во время распространения идей Просвещения особое значение получило развитие образования и науки.
Школьное дело на рубеже XVII – XVIII вв. находилось в руках церкви. Школьное образование было доступно преимущественно шляхетским детям. Преподавание велось на латинском и польском языках. Центром образования и науки по-прежнему оставалась Виленская иезуитская академия, которая начала действовать в 1579г.
С середины XVIII в. Начались изменения в школьном образовании. В 1773г. была создана Образовательная комиссия (учреждение типа Министерства образования), которая за 20 лет своей деятельности открыла 20 школ средней ступени. Благодаря ее усилиям на территории Беларуси в конце XVIII в. действовало 200 начальных школ. Среди учащихся 30% составляли крестьянские дети. Система образования стала более доступной и получила светский характер. Руководство делом образования перешло из рук церковных учреждений к государственным органам.
Во второй половине XVIII в. происходит процесс постепенного освобождения философии и естествознания.Об этом свидетельствует творчество известных мыслителей Казимира Нарбута (1738 - 1807), Бенедикта Дабшэвича (1722 -?), Ангела Довгирда (1776 - 1835). Истоки экспериментального естествознания в Беларуси связан с деятельностью выдающихся ученых Ж.Жилибера и Г.Форстэра. Одним из организаторов и директором Виленской обсерватории стал Мартин Почобут-Одляницкий (1728-1810). Долгое время он работал ректором реорганизованного в Главную школу Великого княжества Литовского Виленской иезуитской академии. Ряд трактатов на белорусском, польском и латинском языках по философии, экономике, эстетике принадлежит известному просветителю и меценату, последнему канцлеру Великого княжества Литовского Иоахима Хрептовича (1728 - 1812). Широкую известность имела его библиотека в Щорсах. Имени белорусского просветителя хорошо знали в европейских странах.
Літаратура,мастацтва і архітэктура у другой палове 16-18 ст. Літратура. Усталяванне польскай пісьмовай традыцыі у літаратуры. Друк “Газета Гродзенска”. Палацава-замкавае будауніцтва. Прыгонны тэатр. Выяуленчае мастацтва.
В изобр. иск-ве Беларуси расширяются иконопись, фрески, декоративная скульптура дворцов и культовых сооружений. Среди произведений живописи наибольший интерес вызывают иконы -Адигитрыи Иерусалимскай‖ с Варваринской церкви в Пинске, -Замилаванне‖ из Малориты. Единственной иконой XVIII в., автор которой известен, является икона -Наражэнне Мать Боскай‖, созданная в 1649 г. Петром Евсеевич с Голынца. Фоны икон часто украшались резным золоченом орнаментом.
С конца XVI в. в живописи, кроме портретного, возникают исторический, батальная и натюрморт. Все более важное место начинали занимать книжная миниатюра и гравюра.
Увлечение шляхцицким сословием своими генеалогическими корнями привела к распространению -сармацкага партрэта‖. В зодчестве в конце XVI-XVIII вв. царит европейское барокко, основоположником его в Беларуси стал итальянский архитектор Джованни Бернардини, который в конце XVI в. построил в Несвиже иезуитского костелов. Барочной архитектуры свойственно пространств, ансамблевасць, динамичность композиции. В XVII - первой половине XVIII в. сложился архитектурный стиль - виленского барокко, который нашел воплощение среди униатских храмов. В стиле виленского барокко перестроен Полоцкий Софийский собор, возведена церковь в Жировичах, Андреевский костелов в Слониме.
В XVII-XVIIIстст. быстро развивалась театральное и музыкальное искусство. Значительной популярностью пользовались небольшие драматические произведения - интермедии, которые ставили учащиеся средних школ и коллегиумов. Популярными в народе были скоморохи, которые выступали с драматич-ми и комическими интермедиями, бродячие актеры, которые пользовались различными струнными и ударными инструментами (гудками, свистульки, барабанами, скрипками). В XVII в. в Сморгони была создана специальная академия по подготовке актеров и дрессировке медведей, так называемая медвежьего академия. В XVI в. возник народный кукольный театр - вертеп, который включал песни, танцы, монологи, диалоги. В частных поместьях в Несвиже, Слониме, Ружанах возникают сначала любительские труппы с участием крепостных актеров 48 членов семьи хозяина. Чуть позже на их основе возникли фактически профессион-е крепостные театры. Наука развивалась усилиями гениальных ученых-одиночек. Среди них Казимир Семенович (1600-1651 гг.). Он в 1650 г. в Амстердаме издал книгу -Большая искусства артилеррии. Казимир Лыщинский (1634-1689 гг.) Написал трактат -О несуществовании Бога, в котором утверждал, что Бог является фантазией людей. Католич-е духовенство вынесло ученому смертный приговор. 30 марта 1689 г. в Варшаве К. Лыщинский был обезглавлен и сожжен на костре. Симеон Полоцкий (1629-1680 гг.) Написал сборники -Вертаград мнагацветны, писал на белор., латинск., польском и старослав-м языках. С. Полоцкий занимался педагогической деятельностью, был воспитателем царских детей, в 1679 г. напечатал для восьмилетнего Петра -Буквар языка славенска,стал основателем Славяно-греко-латинской академии.
В 1778г. вышла в свет первая газета на террит. современной Бел. – «Газета Гродненская» (на польском языке).