Кемеровский институт (филиал)

Кемеровский институт (филиал)

Утверждено

на заседании Совета филиала

протокол № 6 от «18» января 2017 г.

Председатель совета__________________

Клещевский Ю.Н

Факультет Юридический

Кафедра Теории и истории государства и права

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Б1.В.О3 «История политических и правовых учений»

Направление подготовки 40.03.01

Юриспруденция

Направленность (профиль) программы

Уголовно-правовой

Уровень высшего образования Бакалавриат

Программа подготовки Академический бакалавриат

Год начала подготовки 2017

Кемерово – 2017 г.

Рецензенты:

1. Кузьмина И. Д. - д.ю.н., доцент, профессор кафедры гражданского права и процесса КемИ (филиала) РЭУ им. Г.В. Плеханова.

2. Ким Ю. В. - д.ю.н., начальник Управления Судебного департамента в Кемеровской области

_____________________________________________________________________________

Аннотация рабочей программы дисциплины.

Цель: формирование теоретических знаний закономерностей развития политических и правовых учений в их взаимовлиянии и взаимосвязи с особенностями социально-политического развития конкретных стран и народов, задающих освоению последующих дисциплин учебного плана общую основу, позволяющую их изучать на качественно более высоком уровне, ориентированных на повышение эффективности учебного процесса в целом.

Задачи: состоят в формировании у студентов следующих основных навыков, которыми должен владеть специалист-профессионал для успешной работы по юридической специальности:

- способствовать формированию у студентов научных представлений о государственно-правовых учениях, об основных закономерностях возникновения, функционирования и развития научного знания о государстве и праве.

- способствовать складыванию у студентов представлений о специфике становления и развития политико-правовой идеологии, оценки теорий и учений на различных этапах всемирной истории политической и правовой мысли.

- способствовать росту понимания студентами важности познания основных достижений мировой и отечественной политико-правовой мысли, идей, взглядов и теорий ее выдающихся представителей.

- способствовать формированию на материале по государственно-правовой и политической проблематике в мышлении студентов важнейших категориальных оппозиций, являющихся основой познавательно-аналитической деятельности вообще: «государство», «право», «учение», «политика».

_____________________________________________________________________________

Рабочая программа составлена на основании Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования. Уровень высшего образования БАКАЛАВРИАТ. Направление подготовки 40.03.01. Юриспруденция. Утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 01 декабря 2016 г. № 1511.

Составитель:

Мороз Е.В., д.и.н., профессор кафедры теории и истории государства и права КемИ(филиала) РЭУ им. Г.В. Плеханова.

Рабочая программа утверждена на заседании кафедры теории и истории государства и права, протокол № 5 от «10» января 2017 г.

Заведующий кафедрой: Даньшин А.В., к.ю.н., доцент

Согласовано _________________ Ким Ю.В., начальник Управления Судебного департамента в Кемеровской области, д.ю.н.

МП (подпись)

Содержание

I. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ.. 5

ЦЕЛЬ ДИСЦИПЛИНЫ 5

УЧЕБНЫЕ ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ 5

МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ……...................................5

ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ ПО ВИДАМ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ.………………………………………………...5

ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ) 7

ФОРМЫ КОНТРОЛЯ.. 8

II. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ... 9

III. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ.. 26

IV. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ, ИНФОРМАЦИОННОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ... 26

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА.. 26

Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины.. 27

Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем (при необходимости) 27

Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине 28

Материально-техническая база, необходимая для осуществления образовательного процесса по дисциплине 32

V. Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием часов и видов занятий (Тематический план) 36

VI. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ 38

6.1Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы . 38

6.2Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования, описание шкал оценивания 38

6.3. Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы.. 38

6.4 МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ПРОЦЕДУРЫ ОЦЕНИВАНИЯ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ, НАВЫКОВ И (ИЛИ) ОПЫТА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИХ ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ………………………46

VII. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ 48

Приложение 1. 50

Приложение 2. 51

Формы контроля

Текущий и рубежный контроль осуществляется лектором и преподавателем, ведущим практические занятия, в соответствии с тематическим планом.

Промежуточная аттестация: в 1 семестре – экзамен.

Результаты текущего контроля и промежуточной аттестации входят в многобалльную (100-балльную) шкалу оценок знаний. Распределение баллов осуществляется в соответствии с «Положением о многобалльной (100-балльной) шкале оценки знаний при промежуточной аттестации обучающихся по образовательным программам, реализуемым на основе ФГОС ВО» Кемеровского института (филиала) РЭУ им. Г.В. Плеханова.

II. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Содержание разделов дисциплины «История политических и правовых учений»

II. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

и описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования в процессе освоения образовательной программы

№ п/п Наименование раздела дисциплины (темы)   Содержание Формируемые компетенции Результаты освоения (знать, уметь, владеть) Образовательные технологии
Раздел 1. Предмет, методология исследования политических и правовых учений
1. Тема 1. Предмет и метод истории политических и правовых учений Понятие, предмет, объект истории политических и правовых учений как науки. Понятие политико-правового учения. Основные проблемы, категории, значение истории политических и правовых учений. Место истории политических и правовых учений в системе гуманитарных и юридических наук. Интегративный характер дисциплины. Соотношение истории политических и правовых учений с другими гуманитарными науками (философия, политология), а также с другими юридическими (теория государства и права, история государства и права, философия права). Методология истории политических и правовых учений. Применимость частнонаучных (специально-юридических) методов в истории политических и правовых учений. Использование приёмов и операций формальной логики в процессе познания истории политических и правовых учений. Исторический метод. Сравнительный метод. Социально-психологический метод. Источниковедческий метод. Хронологический и проблемно-категориальный принципы изложения истории политических и правовых учений. Комплексный характер исследования политических и правовых учений.     ОК-1,7   ОПК-6   Знать: правила и приемы логически верного, аргументированного и ясного построения устной и письменной речи; сущность и содержание основных правовых понятий, категорий, институтов, политико-правовых учений на разных исторических этапах развития Уметь: логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь; оперировать юридическими понятиями и категориями, всесторонне анализировать юридические факты и возникающие в связи с ними правовые отношения, самостоятельно анализировать многообразие политических и правовых научных школ; правильно находить, толковать и применять правовые нормы, обеспечивающие эффективное осуществление профессиональной деятельности на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры Владеть: правилами и приемами логически верного, аргументированного и ясного построения устной и письменной речи; навыками анализа различных правовых явлений и разрешения правовых проблем и коллизий, работы с нормативными правовыми актами, использования юридической терминологии в объеме достаточном для анализа и использования достижений политико-правовой мысли в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности   лекции; практические занятия; письменные домашние задания; консультации преподавателей; самостоятельная работа студентов; круглый стол; обсуждение подготовленных студентами эссе; групповая дискуссия; тесты.
Раздел 2. История зарубежных политических и правовых учений
2. Тема 2. Политическая и правовая мысль в странах Древнего Востока Общая характеристика политических и правовых учений Древнего Востока. Влияние религиозно-мифологического мировоззрения на развитие политических и правовых идей. Прикладной характер политико-правовых учений Древнего Востока. Взаимосвязь этических и политико-правовых идей на Древнем Востоке. Политико-правовая мысль Древнего Египта. Древнеегипетские мифологические представления о законе и справедливости. Политическая мысль Древнего Вавилона. «Законы Хаммурапи». Политико-правовая мысль Древней Индии. Брахманизм. Источники политико-правовой мысли брахманизма. Происхождение и оправдание сословно-кастового строя. Политико-правовая мысль Древнего Китая. Конфуцианство. Даосизм. Политико-правовые воззрения древнекитайских легистов.       ОК-1,7   ОПК-6     Знать: правила и приемы логически верного, аргументированного и ясного построения устной и письменной речи; сущность и содержание основных правовых понятий, категорий, институтов, политико-правовых учений на разных исторических этапах развития Уметь: логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь; оперировать юридическими понятиями и категориями, всесторонне анализировать юридические факты и возникающие в связи с ними правовые отношения, самостоятельно анализировать многообразие политических и правовых научных школ; правильно находить, толковать и применять правовые нормы, обеспечивающие эффективное осуществление профессиональной деятельности на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры Владеть: правилами и приемами логически верного, аргументированного и ясного построения устной и письменной речи; навыками анализа различных правовых явлений и разрешения правовых проблем и коллизий, работы с нормативными правовыми актами, использования юридической терминологии в объеме достаточном для анализа и использования достижений политико-правовой мысли в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности интерактивные лекции; практические занятия; письменные домашние задания; консультации преподавателей; самостоятельная работа студентов; деловые игры, обсуждение подготовленных студентами эссе; тесты.
3. Тема 3. Политические и правовые учения в Древней Греции и Риме Общая характеристика политических и правовых учений Древней Греции. Зарождение философии как особой формы теоретического мировоззрения. Влияние политической практики полисов на развитие политических и правовых учений. Проблема свободы в политических и правовых учениях Древней Греции. Периодизация истории политической и правовой мысли Древней Греции. Политико-правовая мысль Древней Греции раннего периода. Правовые идеи в поэмах Гомера и Гесиода. Политико-правовые воззрения семи мудрецов. Учение о равенстве и справедливости пифагорейцев. Политико-правовое учение Гераклита. Период расцвета древнегреческой политико-правовой мысли. Демокрит. Политические и правовые воззрения софистов. Протагор. Политико-правовое учение Сократа. Политико-правовое учение Платона. Философские основы понимания права и государства. «Государство». «Законы». «Политик». Политико-правовое учение Аристотеля. «Политика». Происхождение государства. Классификация форм правления, критерии классификации. Политико-правовая мысль Древней Греции периода эллинизма. Эпикур. Политико-правовые идеи греческих стоиков. Полибий. Общая характеристика политических и правовых учений Древнего Рима. Восприятие римскими мыслителями древнегреческих политико-правовых воззрений. Деятельность римских юристов. Появление юриспруденции как особой отрасли знаний. Политико-правовые установки официальной идеологии Римской империи. Политико-правовое учение Марка Туллия Цицерона. «О государстве», «О законах». Политические и правовые воззрения римских стоиков.   ОК-1,7   ОПК-6   Знать: правила и приемы логически верного, аргументированного и ясного построения устной и письменной речи; сущность и содержание основных правовых понятий, категорий, институтов, политико-правовых учений на разных исторических этапах развития Уметь: логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь; оперировать юридическими понятиями и категориями, всесторонне анализировать юридические факты и возникающие в связи с ними правовые отношения, самостоятельно анализировать многообразие политических и правовых научных школ; правильно находить, толковать и применять правовые нормы, обеспечивающие эффективное осуществление профессиональной деятельности на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры Владеть: правилами и приемами логически верного, аргументированного и ясного построения устной и письменной речи; навыками анализа различных правовых явлений и разрешения правовых проблем и коллизий, работы с нормативными правовыми актами, использования юридической терминологии в объеме достаточном для анализа и использования достижений политико-правовой мысли в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности   лекции; практические занятия; письменные домашние задания; консультации преподавателей; самостоятельная работа студентов; круглый стол; обсуждение подготовленных студентами эссе; групповая дискуссия; тесты.
4. Тема 4. Политические и правовые учения эпохи средневековья Общая характеристика политических и правовых учений в Западной Европе в Средние века. Теологический характер средневекового мировоззрения. Восприятие отдельных положений античной политической мысли. Место политико-правовых проблем в религиозной идеологии. Эволюция представлений о социальной структуре. Вопрос о соотношении духовной и светской властей. Монархическая идея. Особенности правосознания в эпоху Средневековья. Политико-правовое учение Августина Аврелия (Блаженного). «О граде Божьем». Политико-правовое учение Фомы Аквинского. «Сумма теологии». Политико-правовое учение Марсилия Падуанского. «Защитник мира».   ОК-1,7   ОПК-6     Знать: правила и приемы логически верного, аргументированного и ясного построения устной и письменной речи; сущность и содержание основных правовых понятий, категорий, институтов, политико-правовых учений на разных исторических этапах развития Уметь: логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь; оперировать юридическими понятиями и категориями, всесторонне анализировать юридические факты и возникающие в связи с ними правовые отношения, самостоятельно анализировать многообразие политических и правовых научных школ; правильно находить, толковать и применять правовые нормы, обеспечивающие эффективное осуществление профессиональной деятельности на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры Владеть: правилами и приемами логически верного, аргументированного и ясного построения устной и письменной речи; навыками анализа различных правовых явлений и разрешения правовых проблем и коллизий, работы с нормативными правовыми актами, использования юридической терминологии в объеме достаточном для анализа и использования достижений политико-правовой мысли в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности лекции; практические занятия; письменные домашние задания; консультации преподавателей; самостоятельная работа студентов; обсуждение подготовленных студентами эссе; групповая дискуссия; тесты.
5. Тема 5. Политические и правовые учения эпохи Возрождения и Нового времени Основные черты политических и правовых учений эпохи Возрождения и Нового времени. Влияние Возрождения на развитие политических и правовых учений. Восприятие политических и правовых идей античности. Проблема свободы индивида. Гуманизм. Формирование светской политической теории. Основные правовые принципы, появившиеся в эпоху Возрождения и Нового времени. Социальная основа утопических учений, их характерные черты. Политическое учение Никколо Макиавелли. «Государь». Учение о государстве Жана Бодена. «Шесть книг о государстве». Политико-правовое учение Гуго Гроция. «О праве войны и мира». Международно-правовые взгляды. Политическое учение Бенедикта Спинозы. «Богословско-политический трактат». Философские основы политического учения. Обоснование демократии. Политическое и правовое учение Томаса Гоббса. «Левиафан». Либеральные политико-правовые идеи Джона Локка. «Два трактата о правлении». Политические и правовые учения европейского Просвещения. Вольтер, Шарль Луи Монтескье. «О духе законов». Теория разделения властей. Жан Жак Руссо. «Об общественном договоре». Особенности понимания естественного состояния и договорной теории происхождения государства. Народный суверенитет. Возможность сопротивления подданных действиям властей. Общая характеристика политических и правовых учений в Соединённых Штатах Америки периода борьбы за независимость. Взаимное влияние политической практики и политико-правовых учений. Восприятие европейских политических и правовых идей. Политические и правовые воззрения Томаса Пейна, Томаса Джефферсона. «Декларация независимости». Теория общественного договора. Естественные неотчуждаемые права человека. Политические и правовые воззрения федералистов. Джеймс Мэдисон. Александр Гамильтон. Политико-правовое учение Иммануила Канта. Философские основы правового учения. «Метафизика нравов». Категорический императив, его формулировки. Влияние политико-правового учения Канта на дальнейшее развитие политической и правовой мысли.     ОК-1,7   ОПК-6   Знать: правила и приемы логически верного, аргументированного и ясного построения устной и письменной речи; сущность и содержание основных правовых понятий, категорий, институтов, политико-правовых учений на разных исторических этапах развития Уметь: логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь; оперировать юридическими понятиями и категориями, всесторонне анализировать юридические факты и возникающие в связи с ними правовые отношения, самостоятельно анализировать многообразие политических и правовых научных школ; правильно находить, толковать и применять правовые нормы, обеспечивающие эффективное осуществление профессиональной деятельности на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры Владеть: правилами и приемами логически верного, аргументированного и ясного построения устной и письменной речи; навыками анализа различных правовых явлений и разрешения правовых проблем и коллизий, работы с нормативными правовыми актами, использования юридической терминологии в объеме достаточном для анализа и использования достижений политико-правовой мысли в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности   интерактивные лекции; практические занятия; письменные домашние задания; консультации преподавателей; самостоятельная работа студентов; круглый стол; обсуждение подготовленных студентами эссе; групповая дискуссия; тесты.
6. Тема 6. Политические и правовые учения XIX века Общая характеристика политических и правовых учений в Западной Европе XIX в. Возникновение либерализма. Его основные идеи. Экономический и политический либерализм. Возникновение позитивизма. Социологический и юридический позитивизм. Возникновение социологии. Особенности развития социалистических идей. Историческая школа права. Густав Гуго. Критика теории естественного права. Карл Фридрих Савиньи. Понятие «народного духа». Стадии развития права. Георг Пухта. Исторический подход к праву. Политико-правовое учение Георга Вильгельма Фридриха Гегеля. Философские основы политико-правового учения. «Философия права». Место права в философской системе Гегеля. Объективный дух. Мораль. Нравственность. Семья. Гражданское общество. Государство. Идея права. Понятие свободы. Влияние политико-правового учения Гегеля на дальнейшее развитие политической и правовой мысли. Французский либерализм. Бенжамен Констан. Алексис де Токвиль. Сущность демократии. Виды равенства. Понятие свободы. Соотношение свободы и равенства. Критика недостатков демократии. Способы их устранения. Английский либерализм. Джереми Бентам. Джон Стюарт Милль. Теория утилитаризма. Особенности либерализма. Политико-правовые воззрения идеологов социализма. Клод Анри де Сен-Симон. Особенности социалистической теории Политические воззрения Огюста Конта. «Система позитивной политики». Социологический позитивизм. Политическое и правовое учение Герберта Спенсера. «Основания социологии». Органическая теория государства. Правовое учение Рудольфа Иеринга. «Цель в праве». Юриспруденция понятий и юриспруденция интересов. Правовое учение Рудольфа Штаммлера. «Хозяйство и право с точки зрения материалистического понимания истории». Философские основы правового учения. Естественное право с меняющимся содержанием. Юридический позитивизм. Его источники. Джон Остин. «Лекции о юриспруденции». Карл Бергбом. «Юриспруденция и философия права». Адемар Эсмен. «Общие основания конституционного права». Критика естественно-правовой теории. Политическое и правовое учение Георга Еллинека. «Право современного государства». Теория факторов. Политико-правое учение Фридриха Ницше. Роль борьбы и воли в социально-политической истории. Цели государства. Элитизм. Суть права. Несправедливость как принцип права. Политико-правовое учение марксизма. Социально-исторические корни и теоретические источники марксистского понимания государства и права. Этапы создания и развития Карлом Марксом и Фридрихом Энгельсом социально-политической концепции.     ОК-1,7   ОПК-6   Знать: правила и приемы логически верного, аргументированного и ясного построения устной и письменной речи; сущность и содержание основных правовых понятий, категорий, институтов, политико-правовых учений на разных исторических этапах развития Уметь: логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь; оперировать юридическими понятиями и категориями, всесторонне анализировать юридические факты и возникающие в связи с ними правовые отношения, самостоятельно анализировать многообразие политических и правовых научных школ; правильно находить, толковать и применять правовые нормы, обеспечивающие эффективное осуществление профессиональной деятельности на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры Владеть: правилами и приемами логически верного, аргументированного и ясного построения устной и письменной речи; навыками анализа различных правовых явлений и разрешения правовых проблем и коллизий, работы с нормативными правовыми актами, использования юридической терминологии в объеме достаточном для анализа и использования достижений политико-правовой мысли в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности интерактивные лекции; практические занятия; письменные домашние задания; консультации преподавателей; самостоятельная работа студентов; круглый стол; обсуждение подготовленных студентами эссе; групповая дискуссия; тесты
7. Тема 7. Политические и правовые учения ХХ века Общая характеристика политических и правовых учений ХХ в. Особенности буржуазной и социалистической политико-правовой идеологии. Критика юридического позитивизма. Возникновение политической науки. Переоценка целей государства. Критика демократии. Влияние возникновения тоталитарных политических режимов на развитие политической и правовой мысли. Марксистская политико-правовая идеология. Эдуард Бернштейн. «Предпосылки социализма и задачи социал-демократии». Революция и реформа. Ревизионизм. Отношение к диктатуре пролетариата. Политико-правовая доктрина солидаризма, теоретические основы. Леон Дюги. Норма солидарности. Теория институционализма. Морис Ориу. Понимание права. Способы образования правовых норм. Форма и материя права. Понятие института. Корпоративные и вещные институты. Социологическая юриспруденция. Теоретические источники и особенности социологической юриспруденции. Школа «свободного права». Евгений Эрлих. «Основы социологии права». Роль судей в создании права. Роско Паунд. «Юриспруденция». Философские основы правового учения. «Право в книгах» и «право в действии». Реалистическая школа права. Карл Ллевеллин. «Бумажные нормы» и «реальное право». Источник права. Отношение к нормативности как признаку права. Джэром Фрэнк. «Основной правовой миф» и его источники. Место правовых норм в правовой системе. Влияние психологических факторов на вынесение судебного решения. Концепция плюралистической демократии. Гарольд Ласки. «Демократия на перепутье». Происхождение современного государства. Монистическое государство. Критика капитализма. Промышленная демократия. Плюралистическое государство. Дисперсия государственного суверенитета. Демократический социализм. Концепции социального государства и политики всеобщего благоденствия. Карл Гуннар Мюрдаль. «За пределы государства благоденствия». Перспективы развития современных государств. Способы осуществления социальных преобразований. Роль государственного регулирования экономики в эволюции общества. Надклассовый характер государства. Признаки государства всеобщего благоденствия. Нормативистская теория права. Ганс Кельзен. «Чистая теория права». Философские основы правового учения. Задачи юридической науки. Основная норма. Юридическая теория государства. Понятие государства. Отношение к теории правового государства. Теории естественного права. Причины возрождения естественно-правовых теорий в ХХ в. Сходство и отличие естественно-правовых учений ХХ в. и теорий естественного права XVII - XVIII вв. Плюрализм естественно-правовых учений ХХ в. Общее и особенное в естественно-правовых учениях ХХ в. Неотомистская теория естественного права. Ж. Дабен. «Общая теория права». Ж. Маритен. «Права человека и естественный закон». Феноменологическая теория права. Э. Гуссерль. «Эйдетическое» право и позитивное право. Герменевтическая теория естественного права. А. Кауфман. В. Хассемер. Сущность естественного права. «Правонахождение». Роль правопонимания в развитии правовой системы. Аналитическая юриспруденция. Теоретические источники аналитической юриспруденции. Герберт Харт. «Концепция права». Происхождение норм морали и права. Отличие права от морали. Соотношение права и закона. Первичные и вторичные правовые нормы. Правила признания, правила изменения, правила вынесения решения. Условия существования правовой системы. Политико-правовая идеология национал-социализма. Причины возникновения, теоретические источники, основные черты политической идеологии национал-социализма. Геополитика. Ратцель. Челлен. Хаусхофер. Критика марксизма. Оправдание тоталитарной политической власти. Теория элит. Гаэтано Моска. «Основы политической науки». Классы общества. Критика демократии. Вильфредо Парето. «Трактат по общей социологии». «Циркуляция» элит. Возникновение элиты. Типы элит, их признаки. Роберт Михельс. «Социология политических партий в условиях современной демократии». Происхождение олигархии. «Железный закон олигархии». Неоэлитизм (Х.Лассуэл, Дж. Сартори, Т. Дай, Х. Зейглер). Необходимость элиты. Задачи элиты. «Плюралистический элитизм». Особенности современной демократии. Артур Бентли. «Заинтересованные группы». Причины различий в политических режимах. Теория бюрократии. Макс Вебер. Типология власти. Понятие «бюрократии», её признаки. Доктрины технократии. Теоретические источники технократических доктрин. Т. Веблен. «Инженеры и система цен». Говард Скотт. Пути реформирования капитализма. Джеймс Бернхем. «Революция менеджеров». Роль менеджеров в управлении обществом. Экономическая основа нового политического строя. Взгляды на собственность. Собственность и контроль. Морис Дюверже. Признаки современной технократии. «Технодемократия     ОК-1,7   ОПК-6   Знать: правила и приемы логически верного, аргументированного и ясного построения устной и письменной речи; сущность и содержание основных правовых понятий, категорий, институтов, политико-правовых учений на разных исторических этапах развития Уметь: логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь; оперировать юридическими понятиями и категориями, всесторонне анализировать юридические факты и возникающие в связи с ними правовые отношения, самостоятельно анализировать многообразие политических и правовых научных школ; правильно находить, толковать и применять правовые нормы, обеспечивающие эффективное осуществление профессиональной деятельности на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры Владеть: правилами и приемами логически верного, аргументированного и ясного построения устной и письменной речи; навыками анализа различных правовых явлений и разрешения правовых проблем и коллизий, работы с нормативными правовыми актами, использования юридической терминологии в объеме достаточном для анализа и использования достижений политико-правовой мысли в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности интерактивные лекции; практические занятия; письменные домашние задания; консультации преподавателей; самостоятельная работа студентов; круглый стол; обсуждение подготовленных студентами эссе; групповая дискуссия; тесты
Раздел 3. История политических и правовых учений России
8. Тема 8. Становление и развитие отечественной политико-правовой мысли Х – XVIII века   Общая характеристика политической и правовой мысли Киевской Руси. Влияние политической практики Киевской Руси на развитие политико-правовой мысли, практическая направленность политических и правовых учений. Влияние православного христианства на развитие политической и правовой мысли. Источники политической и правовой мысли. Влияние византийской политической и правовой идеологии на развитие древнерусской политико-правовой мысли. Концепция русской земли. Отношение к феодальной раздробленности. Учение о божественном происхождении верховной государственной власти, идея ответственности князей перед Богом. Проблемы соотношения светской и духовной властей. Политические идеи в «Слове о Законе и Благодати», «Повести временных лет». Политические идеи Владимира Мономаха. «Поучение». Проблема организации и осуществления верховной власти. Ответственность правителя перед подданными. Правовые идеи юридических памятников Киевской Руси. Источники законодательства. Начала гуманизма в источниках русского права. Роль права в общественной жизни. Общая характеристика политической и правовой мысли Московского государства. Восприятие Московским государством культурного наследия Киевской Руси и его влияние на развитие политико-правовой мысли. Понимание сущности царской власти. Идея ответственности царя за судьбу государства. Идея самоценности Русского государства. Политические и правовые идеи нестяжательства (Нил Сорский) и стяжательства (Иосиф Волоцкий). Отношение к частной и церковной собственности. Политическая концепция Филофея «Москва – Третий Рим». Политическая полемика Ивана Грозного и Андрея Курбского. Общая характеристика политических и правовых учений в России во второй половине XVII - XVIII в. Влияние политической практики на развитие политических и правовых учений. Восприятие отдельных политических правовых идей античности. Влияние западноевропейских политических и правовых учений на развитие политической и правовой мысли России. «Просвещённый абсолютизм». Политические и правовые воззрения Симеона Полоцкого, Юрия Крижанича, Феофана Прокоповича, В.Н. Татищева, И.Т. Посошкова, М.М. Щербатова, С.Е. Десницкого.     ОК-1,7   ОПК-6     Знать: правила и приемы логически верного, аргументированного и ясного построения устной и письменной речи; сущность и содержание основных правовых понятий, категорий, институтов, политико-правовых учений на разных исторических этапах развития Уметь: логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь; оперировать юридическими понятиями и категориями, всесторонне анализировать юридические факты и возникающие в связи с ними правовые отношения, самостоятельно анализировать многообразие политических и правовых научных школ; правильно находить, толковать и применять правовые нормы, обеспечивающие эффективное осуществление профессиональной деятельности на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры Владеть: правилами и приемами логически верного, аргументированного и ясного построения устной и письменной речи; навыками анализа различных правовых явлений и разрешения правовых проблем и коллизий, работы с нормативными правовыми актами, использования юридической терминологии в объеме достаточном для анализа и использования достижений политико-правовой мысли в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности   интерактивные лекции; практические занятия; письменные домашние задания; консультации преподавателей; самостоятельная работа студентов; анализ юридических казусов; ролевые игры; круглый стол; обсуждение подготовленных студентами эссе; групповая дискуссия; тесты.
9. Тема 9. Российские политические и правовые учения первой половины XIX века Общая характеристика политической и правовой мысли России первой половины XIX в. Влияние европейских политических и правовых учений на развитие русской политической и правовой мысли. Разработка проектов реформ государственного строя. Основные направления политико-правовой мысли России: охранительное, радикально-революционное и либеральное. Легитимистская политико-правовая идеология. Н.М. Карамзин. Политические и правовые взгляды М.М. Спе

Наши рекомендации