Тема 3.2. Духовная жизнь в советском и российском обществах
Норма времени -2 часа
Цель:сформировать представление о нравственных и духовных проблемах современного российского общества.
Пояснение к работе:Уважаемые студенты, вам необходимо подготовиться к круглому столу по теме«Духовная жизнь в советском и российском обществах». Деловая ролевая игра - круглый стол по проблеме «Место традиционных религий, многовековых культур народов России в условиях «массовой культуры» глобального мира» проводится на аудиторном практическом занятии №6. Участники игры делятся на малые творческие группы. Опираясь на ранее полученные знания по духовной жизни в советском и российском обществах во второй половине ХХ - начале ХХI века группы готовят вопросы и варианты ответов к документальным кейсам № 1(консервативный подход к проблеме), № 2 (центристский подход), № 3 (либерально-западнический подход), предложенным преподавателем, создают компьютерные презентации, группа СМИ готовит таблицу для обобщения мнений пропонентов по проблеме круглого стола. Регламент игры изложен в сценарии. Преподаватель имеет право в ходе игры задавать дополнительные вопросы в случае, если тема не раскрыта или раскрыта не полностью.
Проблема для обсуждения: «Выживут ли в условиях экспансии «массовой культуры» глобализирующегося мира традиционные многовековые культуры народов России?»
Задание:см. сценарий круглого стола в приложении (Носова И.Н. Практикум по учебной дисциплине ОГСЭ.02 История для специальностей СПО 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям), 38.02.07 Банковское дело).
Контроль:вопросы и ответы к документальным кейсам, презентации заслушиваются и обсуждаются на занятии, составляется итоговая таблица с аргументами пропонентов "за" и "против" по степени убывания убедительности.
Литература:
1)Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История (для всех специальностей СПО): учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. – М. : Издательский центр «Академия», 2012.
2) Самыгин П.С., Самыгин С.И., Шевелев В.Н., Шевелева Е.В.. История. Учебное пособие для СПО. Москва. Инфра – М., 2013.
3) Новейшая история России. 1914-2011. Учебное пособие для бакалавров. Под ред. проф. М.В. Ходякова. Москва. Юрайт. 2013. 4) Новейшая история стран Европы и Америки/
Под. ред. А.М. Родригеса. В 3-х ч. – М., 2010
Самостоятельная работа № 8
Тема 4.2. Международные отношения в области национальной, региональной и глобальной безопасности
Норма времени - 2 часа
Цель: обобщить знания о международных отношениях в области национальной, региональной и глобальной безопасности, о проблемах разоружения, о внешней политике СССР - России в сфере безопасности.
Пояснения к работе:Уважаемые студенты, вам необходимо подготовить рефераты или групповые проекты (по желанию) по теме«Международные отношения в области национальной, региональной и глобальной безопасности».Рефераты или проекты защищаются на аудиторном занятии. Регламент выступления 5-10 минут. Работы должны точно соответствовать заданной теме. Работа не читается, а рассказывается. Преподаватель имеет право задавать докладчику дополнительные вопросы, в случай если тема не раскрыта или раскрыта не полностью.
Задание:
1.подготовить рефераты по теме (по выбору):
Разоружение и проблема выживания человеческой цивилизации.
Комплекс проблем разоружения: прекращение разработки и производства оружия массового уничтожения; ограничение и прекращение ядерных испытаний ; демилитаризация зон вооруженных конфликтов.
Международные соглашения в области разоружения.
2.Подготовить групповые проекты (по желанию):
Внешнеполитический курс СССР на 1985-1990 гг., альтернативный «новому политическому мышлению».
Международные отношения в области национальной, региональной и глобальной безопасности.
Контроль: рефераты и проекты защищаются на занятии.
Литература:
Основные источники
1. Самыгин П.С., Самыгин С.И., Шевелев В.Н., Шевелева Е.В. История. Учебное пособие для СПО. М., 2013.
2. Новейшая история России 1914-2011. Учебное пособие для бакалавров. / Под ред. проф. М.В. Ходякова. М., 2013.
3. Новейшая история Отечества ХХ в. В 2т./Под ред. А.Ф. Киселева, Э.М. Щагина. 2-е изд., доп.-М.,2002.
4. Новейшая история стран Европы и Америки/Под. ред. А.М. Родригеса. В 3-х ч. –М., 2001-2002.
5. Петелин Б.В. Страны Запада на рубеже веков ХХ-ХХI. Учебное пособие. – Вологда, 2001.
6. Россия в мировой истории: Учебник/Под ред. В.С. Порохни.- Смоленск, 2003.
7. Современные международные отношения. Учебник/Под ред. А.В. Торкунова. - М.:РОСПЭН, 1999.
8. Уткин А.И. Россия и Запад: история цивилизаций: Учебное пособие.-М.,2000.
9. Цыганков П.А. Теория международных отношений: Учебное пособие. - М., Гардарики, 2002.
Дополнительные источники
1. Абалкин Л.И. Спасти Россию. Сб. статей. / РАН. Институт экономики. - М., 1999.
2. Арон Р. История двадцатого века: Антология .-М., 2007.
3. Афанасьев С.Л. Будущее общество - М.: изд-во МГТУ им. Н.Э.Баумана,2000.
4. Ващекин Н.П. Постиндустриальное общество и устойчивое развитие.-М.,2000.
5. Внешняя политика Российской Федерации 1992-1999.-М.,: РОССПЭН.,2000.
6. Горбачёв М.С. Перестройка и новое мышление для нашей страны и для всего мира.-М.,1987.
7. Иноземцев В.Л. Современное постиндустриальное общество: природа, противоречия, перспективы. Учебное пособие для студентов вузов.- М.: Логос,2000.
8. История России в новейшее время, 1945-2001: Учебник. / Под ред.А.Б Безбородова.- М.,2001
9. Кривогуз И.И. Мир в ХХ веке: Масштабы и направления перемен. / 1. Преподавание истории в школе.-2001.-№1. – С.18-26.
10. Пономарев М.В. Смирнова С.Ю. Новая и новейшая история стран Европы и Америки: Практическое пособие. В 3-х тт.-М., 2000.-Т. 2-3.
11. Политическая история стран Восточной Европы после 1945г. в зарубежных исследованиях.- М., 1991.
12. Российская внешняя политика на рубеже веков: преемственность, изменения, перспективы. Сб. статей. / РАН. Институт мировой экономики и международных отношений.- М., 2000.
13. Россия и США после «холодной войны».- М.,1999.
14. Россия на рубеже ХХI века: Оглядываясь на век минувший. Сб. статей / РАН. Институт российской истории; редколлегия Ю.А.Поляков(отв.ред.), А.Н.Сахаров(отв.ред.) и др.-М.,2000.
15. Согрин В.В. История США. Учебное пособие. СПБ.,2003.
16. Концепция национальной безопасности Российской Федерации-М.,2001.
17. Павлютенкова М. Новые информационные технологии в современном политическом процессе. /Власть. 2000, №8.
18. Уткин А.И. Мировой порядок ХХI века. М., 2001.
19. Теория международных отношений на рубеже столетий/ под.ред. К.Буса и С.Смита. Перевод с английского. Общая редакция и предисловие П.А.Цыганкова.-М. Гардарики, 2002
Преподаватель И.Н.Носова
Приложение №1
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Какие изменения произошли в сфере экономики стран Запада
в послевоенный период? Чем они были вызваны?
2. Что такое реформизм? Назовите основные направления данной политики.
3. Чем было вызвано появление «неоконсервативной волны» на Западе?
4. Какую политику проводили консерваторы в 80-е годы XX века? В чем заключается ее специфика в сравнении с политикой, проводившейся в 60—70-е годы?
5. В чем состояли основные тенденции и новизна условий внутреннего развития СССР в послевоенные годы?
6. Как развивалась экономика в хрущевские годы и какое влияние оказывала на нее позиция самого руководителя страны?
7. Какие этапы в своем развитии прошла политическая система в хрущевское десятилетие?
8. Обозначьте изменения, произошедшие во внутриполитической жизни страны в период с середины 60-х до середины 80-х годов.
9. С какими задачами и почему не могла справиться советская экономика в 60—80-е годы?
10. Что такое «перестройка», когда она началась и какие этапы прошла в своем развитии?
11. В какой последовательности были проведены социально-экономические преобразования?
12. Как разворачивалась реформа политической системы?
13. Почему потерпела поражение попытка государственного переворота в августе 1991 г.?
14. Что такое «холодная война» и какие приоритеты перед странами-лидерами она ставила?
15. Какое влияние оказала вторая мировая война на колониальную систему?
16. В Чем заключается специфика модернизации традиционных обществ Востока на современном этапе?
17. Почему потерпела неудачу попытка модернизации общества в Иране (реформы шаха Пехлеви)?
18. Назовите основные факторы, сыгравшие ключевую роль
в формировании «японского экономического чуда».
19. Каковы предпосылки крушения социалистических режимов в странах Восточной Европы? В каких государствах преобразования проходили мирным, а в каких насильственным путем?
20. В чем заключаются сущность и последствия радикальных экономических реформ, проведенных в российском обществе в начале 90-х годов?
21. Какой тип политической власти сложился в России в 90-е годы?
22. Назовите возможные альтернативы развития нашей страны на современном этапе.
23. Какие основные направления и приоритеты имеет внешняя политика России сегодня?
24. Как повлияли события 11 сентября 2001 года на внешнюю политику РФ и ее взаимоотношения со странами Запада?
25. В чем заключается кардинальное отличие в развитии науки XX века от предшествующих столетий?
26. Раскройте содержание второго этапа научно-технической революции (НТР).
27. Какие глобальные проблемы современности были порождены НТР и каковы пути и методы их преодоления?
28. Что такое глобализация? В чем сущность данного понятия?
29. Является ли современный мир однополярным? Что создает препятствия процессу глобализации?
30. Укажите основные направления деятельности Организации Объединенных Наций (ООН) на современном этапе.
31. Какое объединение олицетворяет европейскую интеграцию, и какие страны входят в его состав?