Тема 2.3. Развитие стран Восточной Европы во второй половине ХХ века
Норма времени -2 часа
Цель: сформировать представления о проблемах Восточной Европы в послевоенное время
Пояснения к работе: Уважаемые студенты, вам необходимо выполнить самостоятельные задания по теме«Развитие стран Восточной Европы во второй половине ХХ века» - подготовить доклады, презентации, создать словарь понятий и «ленту времени» (хронологию) по теме..Выполненные задания заслушиваются на аудиторном практическом занятии №3 - "Формирование консервативной модели социализма. Роль СССР в подавлении социально-политического движения в странах Восточной Европы". Регламент выступления с докладом или презентацией 5-10 минут. Они должны точно соответствовать заданной теме, не читаться, а рассказываться. Преподаватель имеет право задавать выступающему дополнительные вопросы в случае, если тема не раскрыта или раскрыта не полностью. Словарь понятий и хронология заслушиваются в начале семинара с целью актуализации знаний по теме.
Уважаемые студенты, в течение многих лет и на Западе, и в странах Восточной Европы, в разных вариантах обыгрывался тезис о фактически "оккупированном положении" восточноевропейских "сателлитов" СССР, поскольку в некоторых из них присутствовали советские войска. Но общеизвестно, что, например, в Югославии за исключением двух-трех месяцев в конце 1944 -начале 1945 г. не было ни одного советского солдата. Не было советских войск и в Албании. Известно также, что после возникновения советско-югославского конфликта 1948 г. ни о каком влиянии, тем более воздействии Советского Союза на Югославию (равно как начиная с 60-х гг. на Албанию) не могло быть и речи, и югославское общество могло развиваться дальше так, как считало нужным.
И, тем не менее, и Югославия к концу 80-х гг. оказалась в очень схожем социально-экономическом и общественно-политическом состоянии в сопоставлении с другими странами региона. Стало быть, в данном случае не советское "военное присутствие", а какие-то иные, более масштабные и глубинные общественно-политические, исторические факторы и предпосылки привели к отмеченной схожести. Какие именно? Именно эту проблему Вам и предстоит разрешить.
Задание:
1.Подготовить доклады по теме (на выбор):
Приход к власти коммунистов в ряде стран Европы и Азии.
Организация Варшавского договора (ОВД).
Совет Экономической Взаимопомощи (СЭВ).
Нарастание экономических и социальных проблем в странах Восточной Европы во второй половине ХХ века.
События в Венгрии (1956г.) и Чехословакии (1968г.).
Политические кризисы в странах Восточной Европы во второй половине ХХ века.
“Доктрина Брежнева”.
2.Создать компьютерные презентации (на выбор) :
Формирование консервативной модели социализма в странах Восточной Европы во второй половине ХХ века.
Роль СССР в подавлении социально-политического движения в странах Восточной Европы.
3.Создать словарь понятий и «ленту времени» (хронологию) по теме.
Контроль:доклады. презентации, словарь понятий и хронология заслушиваются на занятии.
Литература:
1)Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История (для всех специальностей СПО): учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. – М. : Издательский центр «Академия», 2012.
2) Самыгин П.С., Самыгин С.И., Шевелев В.Н., Шевелева Е.В.. История. Учебное пособие для СПО. Москва. Инфра – М., 2013.
3) Новейшая история России. 1914-2011. Учебное пособие для бакалавров. Под ред. проф. М.В. Ходякова. Москва. Юрайт. 2013.
4) Новейшая история стран Европы и Америки/
Под. ред. А.М. Родригеса. В 3-х ч. – М., 2010
Самостоятельная работа № 5
Тема 2.4. Советская концепция «нового политического мышления»
Норма времени - 2 часа
Цель:закрепить знания о демократических революциях 1989 года в странах Восточной Европы, последствиях развала "социалистического лагеря", краха СССР.
Пояснения к работе:Уважаемые студенты, вам необходимо выполнить самостоятельные задания по теме «Советская концепция «нового политического мышления» - подготовить доклады, презентации, ответ на контрольный вопрос, создать словарь понятий и «ленту времени» (хронологию) по теме.. Выполненные задания заслушиваются на аудиторном практическом занятии №4 - "Демократические революции в Восточной Европе конца 1980-х – начала 1990-х гг. От «обновления социализма» к «строительству капитализма»". Регламент выступления с докладом или презентацией 5-10 минут. Они должны точно соответствовать заданной теме, не читаться, а рассказываться. Преподаватель имеет право задавать выступающему дополнительные вопросы в случае, если тема не раскрыта или раскрыта не полностью. Ответ на контрольный вопрос, словарь понятий и хронология заслушиваются в начале семинара с целью актуализации знаний по теме.
Уважаемые студенты, реформы "перестроечного образца" потерпели крах как в СССР, так и в странах Восточной Европы. Коммунистические режимы рухнули. Лозунг "обновления социализма" был заменен лозунгом "строительство капитализма". Каковы причины провала концепции "нового политического мышления" М.С. Горбачева? На эти вопросы Вам и предстоит ответить.
Задание:
1.Подготовить доклады по теме (на выбор):
Концепция «нового политического мышления» М.С. Горбачёва.
Провал перестройки в СССР и распад «социалистического лагеря».
Роспуск СЭВ и ОВД.
Кризис и крах коммунистических режимов в странах Восточной Европы.
Падение «берлинской стены» и объединение Германии.
Распад СССР и конец «холодной войны».
Посттоталитарная Восточная Европа: социально-экономические и политические проблемы.
Интеграция восточно - европейских стран в мировую систему.
Вступление стран Восточной Европы в НАТО и ЕС.
Национальный вопрос в постсоциалистической Восточной Европе.
2.Создать компьютерные презентации (на выбор) :
Демократические революции в Восточной Европе конца 1980-х - начала 1990-х гг.
От «обновления социализма» к «строительству капитализма».
3.Создать словарь понятий и «ленту времени» (хронологию) по теме.
4.Ответить в рабочей тетради на контрольный вопрос № 19 (см. Приложение №1 "Список контрольных вопросов").
Контроль:доклады. презентации, ответ на контрольный вопрос, словарь понятий и хронология заслушиваются на занятии.
Литература:
1)Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История (для всех специальностей СПО): учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. – М. : Издательский центр «Академия», 2012.
2) Самыгин П.С., Самыгин С.И., Шевелев В.Н., Шевелева Е.В.. История. Учебное пособие для СПО. Москва. Инфра – М., 2013.
3) Новейшая история России. 1914-2011. Учебное пособие для бакалавров. Под ред. проф. М.В. Ходякова. Москва. Юрайт. 2013.
4) Новейшая история стран Европы и Америки/
Под. ред. А.М. Родригеса. В 3-х ч. – М., 2010
Самостоятельная работа № 6