Право и правовое государство

Правовое государство - это суверенное государство, которое концентрирует в себе суверенитет народа, наций и народностей, населяющих страну. Основными признака­ми правового государства являются: господство права, верховенство закона, разделение властей, гарантированность прав и свобод человека и гражданина, взаимная от­ветственность личности и государства.

1. Господство права.

Осуществляя верховенство, всеобщность, полноту и исключительность власти, государство обеспечивает свободу общественных отношений, основанных на нача­лах справедливости, для всех без исключения граждан. Принуждение в правовом государстве осуществляется на основе права, ограничено правом и исключает произвол и беззаконие. Государство применяет силу в правовых рам­ках и только в тех случаях, когда нарушается его суверени­тет, интересы его граждан.

2. Верховенство закона.

Верховенство закона как один из признаков правового государства означает, что главные общественные отноше­ния в экономике, политике, социально-культурной сфере регулируются высшими юридическими документами стра­ны, принятыми высшими органами. Основной закон госу­дарства - это конституция. Никакой другой правовой акт государства не может противоречить конституции.

3. Разделение властей.

С помощью разделения властей правовое государ­ство организуется и функционирует правовым спосо­бом: государственные органы действуют в рамках своей компетенции, не подменяя друг друга; устанавливается взаимный контроль, сбалансированность, равновесие во взаимоотношениях государственных органов, осуществляющих законодательную, исполнительную и су­дебную власть.

4. Гарантированность прав и свобод человека и граж­данина.

В социально-политической жизни свобода человека выступает как его право. Правовое государство признает за индивидом определенную сферу свободы, за пределы которой вмешательство государства недопустимо.

5. Взаимная ответственность личности и государ­ства.

В недемократическом государстве признается только ответственность гражданина перед государством. В право­вом государстве делается акцент на ответственности госу­дарственных органов и должностных лиц перед гражда­нами за их посягательство на их права и свободы. Право­вое государство имеет определенные обязанности перед своими гражданами, как и граждане перед ним. Правовое государство предполагает взаимную, двустороннюю ответ­ственность: личность несет юридическую ответственность (в традиционном ее понимании) перед государством, госу­дарство отвечает перед личностью в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения лежащих на нем обязан­ностей.

Современное понимание гражданского общества предполагает наличие целого комплекса существенных признаков. Гражданское общество - это сообщество сво­бодных индивидов. В экономическом плане это означает, что каждый человек является собственником. Он реально обладает теми средствами, которые необходимы челове­ку для его нормального существования. Он свободен в выборе форм собственности, определении профессии и вида труда, расположении результатами своего труда. По­литический аспект свободы индивида как гражданина за­ключается в его независимости от государства, то есть в возможности, например, быть членом политической пар­тии или объединения, выступающих с критикой существу­ющей государственной власти, вправе участвовать или не участвовать в выборах органов государственной власти и местного самоуправления. Гражданское общество суть от­крытое социальное образование. В нем обеспечиваются свобода слова, включая свободу критики, гласность и т. д. Гражданское общество есть сложно структурирован­ная плюралистическая система. Наличие многообразных общественных форм и институтов (профсоюзы, партии, объединения предпринимателей, общества потребите­лей, клубы и т. п.) позволяет выразить и реализовать са­мые разнообразные потребности и интересы индивидов, раскрыть всю оригинальность человеческого существа. Гражданское общество - это саморазвивающаяся и са­моуправляемая система. Люди, объединяясь в различные организации, устанавливая между собой разнообразные отношения, реализуя свои порой противоположные ин­тересы, обеспечивают гармоническое, целенаправленное развитие общества без вмешательства государства как политической властной силы. Гражданское общество - правовое демократическое общество, где связующим фактором выступают признание, обеспечение и защита естественных и приобретенных прав человека и гражда­нина.

Гражданское общество - это свободное демократи­ческое правовое общество, ориентированное на конкрет­ного человека, создающего атмосферу уважения к право­вым традициям и законам, общегуманистическим идеалам, обеспечивающее свободу творческой и предприниматель­ской деятельности, создающее возможность достижения благополучия и реализации прав человека и гражданина, органично вырабатывающее механизмы ограничения и контроля за деятельностью государства.

В гражданском обществе соблюдается права и свобо­ды человека, то есть его правовой статус. Правовой ста­тус личности - это правовое положение человека, отра­жающее его фактическое состояние во взаимоотношениях с обществом и государством. Различают общий (междуна­родный), конституционный (базовый), отраслевой, родовой (специальный) и индивидуальный правовые статусы лич­ности. Общий (международный) правовой статус личности включает помимо внутригосударственных права, свободы, обязанности и гарантии, выработанные международным сообществом и закрепленные в международно-правовых документах таким образом защита его предусмотрена и внутренним законодательством, и международным правом (в ст. 15 Конституции РФ предусмотрена возможность при­менения правил, установленных нормами международного права и международными договорами).

Конституционный (базовый) статус личности объединяет главные права, свободы, обязанности и их га­рантии, закрепленные в основном законе страны: призна­ет право на стабильное будущее, установление в обществе нормального правопорядка, предсказуемых и разумных изменений, сохранение генофонда страны, роста произ­водства материальных и духовных ценностей, свободное развитие личности. Стабильность конституционного ста­туса личности зависит от фактических общественных от­ношений, и оттого, какой порядок принятия, отмены соот­ветствующих норм и внесения в них изменений закреплен в законе.

Отраслевой статус личности состоит из правомо­чий и других компонентов, опосредованных отдельной или комплексной отраслью правовой системы - гражданским, трудовым, административным правом и др. Родовой (спе­циальный) статус личности отражает специфику правово­го положения отдельных категорий людей, которые могут иметь какие-то дополнительные субъективные права и обязанности: военнослужащих, пенсионеров, инвалидов, работников Крайнего Севера и др. Индивидуальный статус характеризует особенности положения конкретного чело­века в зависимости от его возраста, пола, профессии, уча­стия в управлении государственными делами и т. п.

Правовой статус - сложная, собирательная катего­рия, отражающая весь комплекс связей человека с обще­ством, государством, коллективом, окружающими людьми. В структуру этого понятия входят следующие элементы:

а) правовые нормы, устанавливающие данный статус;

б) правосубъектность;

в) основные права и обязанности;

г) законные интересы;

д) гражданство;

е) юридическая ответственность;

ж) правовые принципы;

з) правоотноше­ния общего (статусного) типа.

Права человека - это естественные возможности ин­дивида, обеспечивающие его жизнь, человеческое досто­инство и свободу деятельности во всех сферах обществен­ной жизни. Нередко права человека ассоциируют также с правами личности и гражданина, но между ними имеются отличия: Права человека имеют естественную природу и неотъемлемы от человека, они внетерриториальны и вне-национальны, существуют независимо от закрепления в законодательных актах государства, являются объектом международно-правового регулирования и защиты. В слу­чае закрепления прав человека в законодательных актах конкретного государства они становятся и правами граж­данина данного государства.

Права гражданина - это совокупность естествен­ных правомочий, получивших отражение в нормативно-правовых государственных актах, и приобретенных право­мочий, выработанных в ходе развития общества и государ­ства, они закрепляются в конституциях и законодательных актах, декларируется и защищаются государством. Права личности - это правомочия, принадлежащие конкретному человеку в конкретной ситуации. Объем их может зависеть от социально-экономического положения, общественно-политического статуса человека, условий его работы и проживания.

Основные права и свободы человека и гражданина можно классифицировать так:

Гражданские (личные) права - это совокупность правомочий, отражающих естественно-правовые начала, обеспечивающих индивидуальность и оригинальность лич­ности во взаимоотношениях с государством и обществом: право на жизнь, достоинство личности, право на свободу и личную неприкосновенность, право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, право на защиту своей чести и доброго имени, право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, право на свободное передвижение, выбора места пребывания и жительства и др.

Экономические права - это правомочия, отражаю­щие экономические аспекты естественных прав человека и обеспечивающие экономическую самостоятельность: право частной собственности, право на владение, пользо­вание и распоряжение своим имуществом как единолич­но, так и совместно с другими лицами, право на участие в кооперативной, акционерной, муниципальной, государ­ственной собственности, право на предпринимательскую деятельность, право свободно распоряжаться своими спо­собностями к труду, выбирать род деятельности и профес­сию и т. д.

Политические права определяют возможность уча­стия граждан в управлении государством и обществом: право на гражданство, право определять и указывать свою национальную принадлежность, право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов, право на проведение собраний, митингов и демонстраций, право на участие в управле­нии делами государства как непосредственно, так и через своих представителей, право избирать и быть избранным, право обращения в государственные органы и др.

Социальные права связаны с уровнем материально­го развития конкретного государства и его способностью обеспечить достойный уровень жизни и социальную за­щищенность человека: право на труд, социальное обеспе­чение, право на жилище, право на отдых, охрану здоровья и медицинскую помощь.

Культурные права обусловливают независимость духовного мира личности: на пользование родным язы­ком, на свободный выбор языка общения, свободу сове­сти и вероисповедания, право на образование, свободу литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, право на доступ к культурным ценностям.

Экологические права гарантируют нормальные и безопасные условия жизни: право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее со­стоянии, на возмещение ущерба, причиненного здоровью человека или имуществу экологическими правонаруше­ниями.

Информационные права позволяют реализовать пра­вовой статус личности: свобода мысли и слова, право ис­кать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом, свобода массо­вой информации.

Правовое государство предполагает наличие сле­дующих принципов:

1. Верховенство закона по отношению ко всем другим правовым актам. В правовом государстве закон обладает высшей юридической силой. Он выступает главным, основополагающим регулятором общественных отношений. Отношения, которые в силу объективных условий должны находиться в сфере правового воздействия, регулируются законом. Подзаконные акты издаются в строгом соответ­ствии с законом и на основе закона, и действуют лишь в том случае, когда какие-либо отношения законодательно не урегулированы.

2. Единство понимания и применения законов на всей территории их действия. Законы предъявляют абсолютно одинаковые требования ко всем субъектам, находящимся в сфере их временного и пространственного действия. За­коны федеративного государства имеют одинаковую силу на территории всех государственных образований, вхо­дящих в состав федерации. Единое понимание сущности и конкретного содержания законов обеспечивает закон­ность правоприменительной деятельности компетентных органов и должностных лиц. Она соответствует действи­тельному смыслу закона и проводит в жизнь заложенные в нем регулятивные функции.

3. Равная возможность всех граждан пользоваться защитой закона и их равная обязанность следовать его предписаниям (равенство всех перед законом и судом). Прочный и эффективный режим законности в обществе возможен только в условиях равенства всех людей перед законом и судом. С одной стороны, субъекты права должны в полном объеме выполнять возложенные на них обязан­ности, подчиняться требованиям закона. С другой стороны, государство должно создать все необходимые условия для осуществления их законных прав и интересов.

4.Осуществление прав и свобод человеком не должно нарушать права и свободы других лиц. В условиях право­вой государственности это требование имеет принципи­альное значение, поскольку свобода одного человека не может быть реализована в ущерб свободе другого. Закон не допускает ущемления прав одних за счет прав других граждан государства.

5.Недопустимость противопоставления законности и целесообразности. Правовые законы сами обладают выс­шей общественной целесообразностью. В них максималь­но отражаются как общественные, так и индивидуальные интересы людей. Целесообразность закона не может иг­норироваться целесообразностью житейской. Законность предполагает, что местные интересы в полном объеме мо­гут и должны удовлетворяться в рамках закона.

МИРОВЫЕ ПРАВОВЫЕ СИСТЕМЫ

В каждой стране действуют свои правовые обычаи, традиции, законодательство, юрисдикционные органы, сформировались особенности правового менталитета, правовой культуры. Правовое своеобразие стран выраже­но в том, что каждая из них образует свою правовую си­стему. Однако наряду с особенностями, отличиями в этих правовых системах существуют общие черты, элементы сходства, которые позволяют группировать их в «право­вые семьи», объединяющие несколько родственных в пра­вовом отношении стран.

Существует несколько критериев объединения, клас­сификации правовых систем различных государств.

1. Общность генезиса (возникновения и последующе­го развития). В этом случае системы связаны между собой исторически, имеют общие государственно-правовые кор­ни (произрастают из одного древнего государства, основа­ны на одних и тех же правовых началах, принципах, нор­мах).

2. Общность источников, форм закрепления и выраже­ния норм права. Речь идет о внешней форме права, о том, где и как фиксируются его нормы (в законах, договорах, судебных решениях, обычаях), об их роли, значении, соот­ношении.

3. Струшурное единство, сходство. Правовые системы стран, входящих в одну правовую семью, должны обладать сходством структурного построения нормативно-правового материала. Как правило, это находит выражение на уровне строения нормы права, ее элементов, а также на уровне строения крупных блоков нормативного материала (отрас­лей, суботраслей, других подразделений).

4. Общность принципов регулирования общественных отношений. В одних странах это идеи свободы субъектов, их формального равенства, объективности правосудия и т. д., в других - теологические, религиозные начала (например, мусульманские страны), в третьих - социали­стические, национал-социалистические идеи и т. п.

5. Единство терминологии, юридических категорий и понятий, а также техники изложения и систематизации норм права. Родственные в правовом отношении стра­ны обычно используют тождественные или сходные по своему значению термины, что объясняется единством их происхождения. По этой же причине законодатели стран, входящих в одну правовую систему, при разработке пра­вовых текстов применяют одинаковые юридические кон­струкции, способы построения нормативного материала, его упорядочения, систематизации.

Выделяют следующие правовые системы: 1) англо­саксонскую (Англия, США, Канада, Австралия, Новая Зелан­дия и др.); 2) романо-германскую (страны континенталь­ной Европы, Латинской Америки, некоторые страны Аф­рики, а также Турция); 3) религиозно-правовые (страны, исповедующие в качестве государственной религии ислам, индуизм, иудаизм); 4) социалистическую (Китай, Вьетнам, КНДР, Куба); 5) систему обычного права (экваториальная Африка и Мадагаскар).

Романо-германская правовая система -это сово­купность правовых систем континентальной Европы; Се­верной Африки, Южной Америки, Японии, России и неко­торых других государств, чья отличительная особенность в том, что основным источником права в данной семье являются нормативно-правовые акты, которые составля­ют иерархическую систему нормативно-правовых актов. Во всех странах этой семьи есть писаные конституции, за нормами которых признается высшая юридическая сила, выражающаяся как в соответствии конституции законов и подзаконных актов, так и в установлении государственного судебного контроля за конституционностью обычных законов.

В практике различают три разновидности обычного закона: кодексы, специальные законы (текущее законода­тельство) и сводные тексты норм. Романо-германская пра­вовая система начала складываться еще в XII в., когда на базе кодификации императора Юстиниана превратилась в общую для всех юридическую науку, или, как говорят юри­сты, возникла в результате рецепции римского права стра­нами континентальной Европы. Несмотря на столь долгую историю, она приспособилась к условиям современного мира.

В своем становлении и развитии романо-германская правовая система прошла три основных этапа: 1) эпоха Римской империи - зарождение римского права и его упадок в связи с ее гибелью, господство в Европе архаиче­ских способов решения споров - фактическое отсутствие права; 2) Возрождение ХIII-ХVII вв. - распространение римского права в Европе и приспособление к новым усло­виям, достижение независимости права от королевской власти; 3) XVIII и. - наши дни - кодификация права, появление конституций и отраслевых кодексов, создание национальных правовых систем. Основным источником в романо-германской правовой системе является закон.

Кроме законов принимаются подзаконные акты: де­креты, регламенты, инструкции, циркуляры, др. докумен­ты. Второй по значимости источник - обычай, обычное право. Третий источник - судебная практика: решения публикуются в судебных сборниках и являются частью правовой системы.

Особенностями этой системы являются: 1) деление по горизонтальному типу на публичное (властеподчиненное) и частное (семейное, гражданское, международное частное право) право; 2) последовательное отраслевое деление норм, их привязка к конкретным отраслям права и институтам.

Англо-американская правовая семья, или англо­саксонская правовая система, известна также под назва­нием семьи общего права (Англия, США, Канада, Австралия, Новая Зеландия и др.). Как следует из самого названия системы, исторически она сложилась в Англии и станов­ление и развитие получила на британской земле: общее право действовало на территории всей Англии (период становления - Х-ХIII вв.) в виде судебных обычаев, воз­никавших помимо законодательства, и распространялось на всех свободных подданных короля в гражданском су­допроизводстве. Судьи руководствовались нормами уже сложившихся общественных отношений, обобщая судеб­ную практику в своих решениях, и на их основе вырабаты­вали свои юридические принципы. Если в Европе согласно римскому праву шли от закона к его введению в жизнь, то в Англии процессы был двусторонним, отдельные решения по обычаю вводились в судопроизводство наряду с за­конами. Совокупность этих решений, точнее принципов (прецедентов), на которых они основывались, была обя­зательной для всех судов и таким образом составила си­стему общего права. Это весьма специфическая правовая система.

Особенность общего права состоит в отсутствии коди­фицированных отраслей права и наличии в качестве ис­точника права громадного количества судебных решений (прецедентов), являющихся образцами для аналогичных дел, рассматриваемых другими судами. Кроме общего пра­ва в систему общего права входят статутное право (законо­дательство) и право справедливости. Норма общего права носит казуистический, то есть индивидуальный характер, поскольку она является моделью конкретного решения, а не результатом законодательного абстрагирования от отдельных случаем. Приоритетное значение общее право придает процессуальным нормам, нормам судопроизвод­ства, источникам доказательств, так как они составляют одновременно и механизм правообразования и механизм правореализации.

Еще одним наиважнейшим признаком общего права является автономия судебной власти от любой другой вла­сти в государстве, что проявляется отсутствием прокурату­ры и административной юстиции. В странах англосаксон­ской правовой семьи в наши дни наряду с общим правом широко развивается и законодательство (статутное пра­во), источником которого являются акты представитель­ных органов. Это свидетельствует о сложной правовой эволюции англо-саксонской правовой семьи. Тем не менее исходные признаки самой организации права Англия, на­пример, сохраняет с XIII в. В английском правосудии со­хранились нормы законов, которыми никто не пользуется (например, преследование законом за появление на экза­мене в университете без меча и парика), но эти нормы тем не менее не исключены, хотя и вышли из обихода. Другой интересный феномен: принятие решение судьей исходя не из буквы закона, а из здравого смысла. И конечно, само оформление судебного заседания: английские юристы до сих пор носят мантии и парики.

В правовых системах, основанных на традиционном и религиозном регулировании, право не рассматривается как результат рациональной деятельности человека, не яв­ляется оно и результатом деятельности государства. Среди них различают традиционные правовые (построенные на обычном праве) и религиозные правовые (мусульманское, индусское право) системы. К странам традиционного пра­ва относят Японию, государства тропической Африки и др. В основе обычного права лежат нормы традиций, обычаев, которые в течение долгого времени оставались неизменными и стали основой правосознания, а в конце концов были закреплены и на законодательном уровне. В основе религиозной правовой системы лежит какая-либо система вероучения.

Наиболее многочисленный блок представляют здесь мусульманские страны.

Источниками мусульманского права являются Коран, Сунна и иджма. Коран - священная книга всех мусульман, состоящая из высказываний пророка Магомета. Наряду с общими духовными положениями там имеются установ­ления нормативно-юридического характера. Сунна - мусульманское священное предание, рассказывающее о жизни Пророка, представляет собой сборник норм - тра­диций, связанных с поведением и высказываниями проро­ка, которые должны служить образцами для мусульман.

Иджма - третий источник мусульманского права - комментарии ислама, составленные его толкователями. Эти комментарии восполняют пробелы в религиозных нормах. Окончательное толкование ислама дается именно в иджме, поэтому Коран и сунна непосредственного юридическо­го значения не имеют. Практики ссылаются на сборники норм, содержащихся в иджме. Мусульманское право сфор­мировалось в раннем средневековье. Характерные черты этого права: архаичность, казуистичность, отсутствие пи­саных систематизированных норм. Но современному ис­ламскому праву удалось сгладить реликтовые особенности принятием законов и кодексов - продуктов деятельности государства.

Не менее широко распространена другая религиозная правовая система - индусское право. Оно связано с дру­гой крупной религией - индуизмом. В содержание этой системы входят обряды, верования, идеологические цен­ности: мораль, философия, которые нормативно закрепляют определенный образ жизни и общественное устрой­ство. Индуизм сформировался намного раньше ислама, но сохранил для индусов свое регулирующее значение. Он до сих пор выступает элементом государственно-правовых отношений индийского общества. Заметнее всего влияние индусского права в - семейных, наследственных отноше­ниях, кастовом статусе человека и т. д.

Но и в обычном (традиционном), и в религиозном пра­ве усилилась роль закона как источника права. Хотя одно­временно идет и другой процесс - возрождение значения традиционных и религиозных норм как ведущей норматив­ной системы общества (последнее особенно характерно для исламских стран).

СОДЕРЖАНИЕ

Теория государства и права как научная дисциплина

Историческое развитие взглядов на происхождение государства

Причины и пути становления государства

Сущность государства

Тип и форма государства

Форма государственного устройства

Политический режим

Функции государства и государственные органы

Современный взгляд на происхождение права

Исторические типы правопонимания

Право и принципы права

Право и закон

Нормы права

Система права и праворегулирование

Правовая система и законодательство

Право и правоотношения

Правовое регулирование и правоприменение

Право и правосознание

Правонарушения и юридическая ответственность

Право и правовое государство

Мировые правовые системы

право и правовое государство - student2.ru

Наши рекомендации