Исторические типы право-понимания
Правопонимание - это представление о том, что представляет собой право, как в теоретическом, так и в практическом аспектах. Поскольку в каждом обществе складывается определенный образ права, который зависит больше всего от практического применения, то и вариантов понимания права существует столько же, сколько типов цивилизации, это многообразие восприятия права в любом его виде (практическом, теоретическом) называют плюрализмом типов правопонимания. Плюрализм типов правопони-мания связан и с тем, что различные типы правопонимания соответствуют различным типам научной рациональности (в теоретическом аспекте), то есть возникающим теориям права. В практическом правопонимании выделяют выделяют несколько типов правопонимания (или семей): романо-германскую, англо-саксонскую (общего права), социалистическую, а также религиозно-традиционные (в том числе мусульманскую) правовые системы. В теоретическом правопонимании принято говорить о правовых теориях или школах.
В ХVII-ХIХ вв. на взлете естественно-научного представления о мире сформировался классический тип научной рациональности: человеческий разум был признан самодостаточным средством познания мира (в том числе социального), который воспринимался как внешний, противостоящий человеку объект. В рамках классической научной рациональности сформировались: естественно-правовой, этатистский, социологический типы правопонимания. Со второй половины XIX в. стал формироваться неклассический взгляд на мир, признающий относительность человеческого познания в социальной сфере.
Появились новые типы правопонимания в рамках неклассической научной рациональности: феноменология (Э. Гуссерль, идея интенциональности сознания человека), экзистенциализм, герменевтика (лингвистика, Хайдеггер), неопозитивизм, структурализм (Вебер), психологизм (Петражицкий). В конце XX в. сформировалось новое направление научной рациональности - постнеклассический тип: здесь упор делается на системном характере социальной действительности (синергетика), его коммуникативном аспекте (Ю. Хабермас, А. Поляков).
Юснатурализм как тип правопонимания зародился еще в античные времена, хотя получил оформление в эпоху Просвещения. Юснатурализм признавал, что естественное (природное) право, в отличие от устанавливаемого государством, является единственно разумным и совершенным, воплощением справедливости, добра, нравственности и гуманизма, абсолютной ценностью. Существующее позитивное право было для юснатуралистов несправедливым, поскольку, если все люди рождаются равными, то их жизнь не должна зависеть от имущественного или сословного неравенства, от законов, которые закреплены, чтобы одни всегда оставались бедными, а другие - всегда богатыми, одни не имели бы ничего, а другие - все. Если в античности право практически было тождественно законам природы, в средние века - обосновывалось божественными законами, то в эпоху Просвещения оно связано с разумно понимаемыми правами и свободами человека, естественным образом вытекающими из его природы (рационалистически-гуманистическая интерпретация). Юснатурализм признавал приоритет естественного права над позитивным, поскольку позитивное право лишено нравственных требований. Они предлагали гуманистический критерий для определения справедливости права. Поэтому юснатуралисты предлагали отход от безнравственного позитивного права и возвращение к естественному, основанному на гуманизме. Они воспринимали позитивное право как противостоящий человеку объект.
Именно поэтому взгляды юснатуралистов (Ж.-Ж. Руссо, Б. Франклин, Ш. Монтескье, Дж. Локк) легли в основу идеологии буржуазных революций ХУП-ХУШ вв., прокатившихся по Европе. Признание прерогативы естественного права стало основой и для создания американской Декларации Независимости. После победы неклассического типа правопонимания, идеи юснатуралистов стали непопулярными, хотя частично они вошли и в некоторые правовые учения. Но юснатурализм в виде отдельных теорий права существует и в наши дни: в XX в. эти идеи развивал Ж. Маритен, который предложил синтез неотомизма и естественного права, дав теологическое обоснование неотъемлемых прав и свобод человека.
Этатистский тип правопонимания происходит от французского слова etat - государство. Как очевидно из названия, его формирование связано с возникновением западноевропейских абсолютистских государств. В Европе этатизм был противовесом юснатурализму, защищая позитивное, то есть государственное, право.
Но как течение (хотя и без названия) этатизм в зачаточном виде появился еще в раннем средневековье в болонской школе юристов (Х1-ХП вв.). В его основу легло римское право. Этатисты признавали торжество закона и государства над отдельной личностью. По этой точке зрения закон (государство, монарх) всегда прав. Только нормы права способны удержать человека от негативных поступков. Отсутствие закона или слабость приводят к непредсказуемым результатам (отъем собственности, революции). Власть, писаное право признавались тем фактором, который способен создать процветающее общество, хотя для его процветания придется применить насилие над отдельными личностями.
Право является созданием государства, обеспечивается его принудительной силой (Дж. Остин). Соответственно, источники права отождествляются с волей государства. На этой точке зрения стояло большинство историков, правоведов и философов. Вовлеченные в круг государственных проблем, они не могли рассматривать общество, исключив государственное право.
В XIX в. философское обоснование этатизма дал 0. Конт, который считал, что необходимо отойти от метафизического взгляда на мир, сущность которого и так непознаваема, так стоит ли усложнять то, что можно проверить практикой. В правопонимании этот подход привел к переходу от этатизма к оформлению школы правового нормативизма. Этатизм предполагает произвольное установление содержания правовых норм государством, либо господствующим классом. Этатизм не приводит обязательно к диктатуре или тоталитарному обществу, но он признает за государством право устанавливать для его граждан необходимую меру свободы и не считает гуманитарные ценности ценностями.
Во всех теориях, которые касаются права, есть два взаимосвязанных блока теоретических построений: один объясняет происхождение права, второй ориентируется на уже развитое, устоявшееся, зрелое состояние права как социального института, его сущность.
Нормативисткая теория права кладет в основу права норму, то есть правило поведения в той или иной ситуации. Сторонниками теории были Р. Иеринг, Г. Кельзен, Л. Дюги, Н. Коркунов и др. Они брали за основу нормативное содержание права, обеспеченное возможностью государственного принуждения, но одни видели в нормах права выражение, разграничение или сочетание социальных интересов, а другие (Кельзен) - регулятивно-нормативную систему. Однако общая платформа была неизменной: все «очищали» право от политического содержания и сводили основные теоретические построения к утверждениям о системности права, иерархии норм, вплоть до выявления основной нормы права, закрепленной в конституции.
Договорная концепция исходит из приоритета организационных начал в формировании права. Открытие, обсуждение и закрепление в конституции норм естественного права предполагает приоритет разумного, рассудочного начала. Поэтому для этой теории, наряду с признанием естественного права, характерна привязка положительного права к государству, которое объявляется источником права. А раз государственное принуждение признается характерной чертой права, его нормы объявляются принудительными.
Договорно-правовая теория рассматривает идеи о различии права и закона. Сторонники концепции вкладывают в содержание права начала гуманизма, справедливости и иных социальных ценностей. А за позитивным законом сохраняют лишь конкретно-регулятивные начала, установление конкретных правил поведения в обществе.
В начале XIX в. немецкие юристы разработали историческую школу теории права. Эта школа, опираясь на реальные процессы формирования права в средневековой Европе из обычного права, утверждала, что главное в этих процессах - самоорганизационные начала, спонтанное, стихийное развитие. Эта школа использовала категории общей воли, общего убеждения, применяя принцип историзма, связывала право с более глубокими этнокультурными пластами, с самоорганизационной природой права, его эволюцией.
Социологический тип правопонимания сформировался во второй половине XIX в. Он предполагал, что право - социальное явление и существует независимо от государства (хотя часть правовых норм может санкционироваться государством), и его истоки нужно искать в обществе. Приверженцы этой теории в Европе - Эрлих, в США - Паунд, а в России XIX в. - М. Н. Коркунов, М. М. Ковалевский, С. А. Муромцев.
Коркунов исходил из идей Иеринга, считая главным содержанием общественной жизни столкновение различных интересов. Он делал вывод, что право есть средство регуляции взаимных интересов и обеспечения общественного порядка. Для него характерно утверждение о релятивности (относительности) права. Учение об относительности права снимает противопоставление естественного и позитивного права. Право (по Коркунову) не сводится к закону. Закон - лишь один из возможных способов его существования.
М. Ковалевский занимался генетической социологией (происхождением различных социальных институтов). Идею права Ковалевский основывал на историко-социологическом методе познания. Сравнивая общества, находящиеся на одном этапе исторического развития с обществами, находящимися на иных этапах, и учитывая общие социологические закономерности развития обществ, можно с большой долей уверенности говорить, о том, что в конкретном законодательстве должно быть усовершенствовано, а что с неизбежностью отмирает. Он считал, что, развитие позитивного права зависит не от абстрактных идей, а от социально-экономического уклада в обществе. Одним из первых обратил внимание на то, что право является элементом социальной жизни общества, С. А. Муромцев. По Муромцеву: право не идеальное явление, которое существует независимо, а явление социальное, обусловленное существующими общественными отношениями. Муромцев свел право к правовым отношениям, которые отличаются от неправовых особым способом защиты - организованным (юридическим).
Психологическая концепция права была сформулирована в предреволюционные годы зав, каф. философии права СПбУ Л.И. Петражицким. По Петражицкому, право есть не правовые отношения (как считала социологическая школа права), не правовые нормы (как считали этатисты), не высшая идея (как считали юснатуралисты), а особого рода эмоции, то есть выводил нормы права из психики человека. Отличительной особенностью таких эмоций является их атрибутивность. С одной стороны, эти эмоции возлагают на нас определенные обязанности, с другой стороны, они предоставляют другому право требовать от нас исполнения этих обязанностей. Именно эта атрибутивная составляющая и является сущностью права, и она отличает право от прочих социальных явлений.
Атрибутивное право Петражицкий называл неофициальным, право же, имеющее поддержку государства, - официальным. Причем, Петражицкий исходил из первичности права, а не государства. Государство производно от права и является формой его защиты. Помимо деления права на официальное и неофициальное, Петражицкий разделил право на интуитивное и позитивное. Право не «выдумывается людьми», право формируется в процессе бессознательного социально-психологического приспособления к наиболее социально разумному поведению.
Ученик Петражицкого П.А. Сорокин увязал его концепцию с социологией, развив ее таким образом в коммуникативном направлении, признав объективные проявления права, его социальное бытие. Питирим Сорокин считал, что право - совокупность правил поведения, обладающих определенными свойствами. Правила устанавливают взаимоотношения между двумя правовыми центрами, один из которых оно наделяет правом, а другой - обязанностью (что один в праве требовать от другого, и что другой должен исполнять). Всякая норма, обладающая подобными признаками, является правовой. Также Сорокин выделял еще и психологический аспект права. Но в отличие от Петражицкого, право у Сорокина заключено не только в область индивидуального сознания, но существует и в иных объективных проявлениях - поведение, жесты, то есть (для Сорокина) «поступки». Весь уклад общества или государства является застывшими правовыми нормами.
Школа возрожденного естественного права, которая в виде отдельного направления существовала только в России, базировалась на идеях юснатурализма и договорной или договорно-правовой концепции. Основными идеологами этого типа правопонимания были Новгородцев, Чичерин, Трубецкой. П. Новгородцев считал, что право - совокупность нравственных требований к действующему праву, которые (в отличие от западноевропейского юс-натурализма) имеют религиозное, христианское содержание. Для Чичерина сама идея права возможна только в случае признания человека основной ценностью, целью общественного развития. Если человеческому разуму присуща идея абсолюта, которая никаким опытом не дается, следует признать за человеком наличие духовного начала. Только духовное начало позволяет сделать различие между лицами и вещами. Необходимой предпосылкой права он признавал свободу воли. По Чичерину, идея права заключается в признании человека носителем абсолюта, обладающим свободой и правом признания ее другими, а само право определяется как «взаимное ограничение свободы под общим законом».
Для разграничения областей личной свободы Чичерин ввел понятие справедливости, которая понимается в двух смыслах - «правда уравнивающая», «правда распределяющая». Первая означает, что все равны перед законом. Вторая - что права и обязанности распределяются сообразно способностям. Двум правдам соответствуют и две области общественной жизни. Распределяющая - публичное право, уравнивающая - частное право. Чичерин считал право неотделимым от государства: принудительная сила государства, ограничивая личную свободу, дает критерии отличия права от морали. Е. Трубецкой отождествлял естественное право, нравственность и правду. Он, исходя из существования духовного начала у человека, признавал, что человек, как субъект, является необходимым условием существования права. Право он понимал как внешнюю свободу, предоставленную человеку и ограниченную нормой. Для него право не зависит от государства, напротив - предопределяет его существование.
Интегративное правопонимание базируется на учении школы возрожденного естественного права. Разработчиком интегративного правопонимания в России был философ В. Соловьев - человек глубоко верующий, поэтому для Соловьева характерен приоритет нравственно-религиозных ценностей. В. Соловьев писал: «Право есть исторически подвижное определение принудительного равновесия между двумя нравственными интересами: формально-нравственным интересом личной свободы и материально-нравственным интересом общего блага». Он дал два определения права - онтологическое и аксиологическое.
При определении онтологической сущности права он исходил из примата человеческой личности, признания ее духовного начала, признания за ней свободы: ограничение свободы и порождает право, так как означает признание свободы другого лица, то есть право есть свобода, ограниченная на основах равенства. Давая аксиологическое определение права, Соловьев оперирует понятиями справедливость и равенство: справедливость не синонимична равенству. Справедливость есть мера нравственно-должного, а нравственно должное - основной признак права.
Однако Соловьев проводил четкое различение между правовым и нравственным. Требования нравственные он называл идеальными, а правовые требования считал требованиями минимума нравственности. В этом смысле право есть минимум нравственности. Поскольку человек для Соловьева всегда стоит перед выбором между добром и злом, право - ограничитель зла, но для ограничения зла приходится прибегать к принуждению. Он дал следующее аксиологическое определение права: «принудительная требование реализации определенного минимального добра или такого порядка, который исключает крайние проявления зла». Признавая существование естественных прав человека, Соловьев подразделял их на права негативные (права обязывающие не вмешиваться в личную жизнь) и права позитивные (требующие совершения определенных действий со стороны контрагентов для их достижения).
Б.А. Кистяковский выдвинул плюралистичепскую теорию права, он рассматривал право как сложное многоаспектное явление, которое необходимо объяснять и с нормативной, и с психологической, и с социологической точки зрения, считая, что разнообразие теорий о праве обусловлено господством той или иной науки в обществе. Юридическая догматика с неизбежностью влечет разработку права с этатистских позиций, появление и формулировка соответствующих положений социологии влечет объяснение феномена права с социологической точки зрения, равно как и психология рассматривает право с психологической. Однако право необходимо изучать, исходя из совокупности всех гуманитарных дисциплин, которые некогда выросли из философии. Так что он предлагал единственно возможной основой изучения права считать философию.
В отличие он Кистяковского, Н.Н. Алексеев предлагал рассматривать право в духе феноменологического подхода, сущностью права он считал правовую структуру, рассматривая ее как единство трех элементов: сами обнаруживаемые в праве ценности, данности - правомочия и правообязанности, факт существования права только там, где наличествует правовая структура. В XX в. на Западе предложенная Кистяковским объединительная теория легла в основу интегральной школы права. Основоположники западной интегративной концепции права - Дж. Холл, Г. Дж. Берман - полагали, что имеется достаточно оснований для синтеза этатизма, юснатурализма и социологической юриспруденции, сложив их достоинства и вычитая недостатки, исходя из принципа, что если невозможно создание непротиворечивой интегральной концепции права в рамках классической научной рациональности, следует найти главный объединительный принцип. В нашей стране в рамках этой школы были разработаны либертарная концепция В. Нерсесянца и коммуникативная концепция А. Полякова.
У марксистов своей теории правопонимания не было. Существовала лишь догма, объясняющая положение в обществе права и государства с точки зрения исторического детерминизма. Право и государство в этом смысле представлялись надстройками над экономическим базисом общества, способы реализации воли господствующего класса. Так как это надстройки над экономическим базисом, то по достижении соответствующего уровня общественного развития - они неизбежно отомрут. Но придя к власти, им пришлось обосновывать правовой догмат созданного государства. Отсюда появилось несколько правовых направлений.
Наибольший вес получила теория прокурора А.Я. Вышинского, который стоял на платформе нормативистов, причем в самом консервативном ее варианте. После крушения сталинского режима от этой теории пытались отойти, выработав более широкие теории: единства правовой нормы и правоотношения (С. Кечекьян), единства объективного и субъективного права (Л. Явич), единства правовой нормы, правоотношения и правосознания. Современное отечественное правоведение с начала 90 годов избавилось от марксизма, но по-прежнему развивается нормативистский подход, хотя делаются попытки объединить этатизм и естественное право.
Процесс политогенеза шел различно на Западе и на Востоке, и это отразилось на особенностях права и особенностях государств. Объяснения правогенеза будут различаться в зависимости от выбранного типа право-понимания. С этатистких позиций право производно от государства и устанавливается государством. С позиций юснатурализма, социологической или психологической школы, правогенез может происходить и совместно с по-литогенезом и параллельно ему. По Корбонье, право возможно и в догосударственных образованиях, главное, что бы в них существовал орган, способный разрешать возникающие конфликты. Исходя из того, что право явление социальное, для его объяснения требуется теория развития общества в целом. За точку отсчета принимается факт, что человек тоже существо социальное и ему свойственна экстернализация - выражение внутреннего я во внешний мир.
Результатом экстернализации является социальный порядок. Само право без общества не существует. Расходятся точки зрения и по поводу того, что возникло раньше - правогенез или политогенез. Этатисты считают, что оба явления произошли одновременно. Другие школы убеждены, что право возникает до возникновения государства, но причины и время называют разные: юснатуралисты - что оно создано самой природой, социологи _ что образовалось по ходу развития человеческого общества, по мере институционализации (появления социальных институтов, типизации общественных отношений, то есть появления обычно-правовых норм, легитимированных практикой). Они исходят из положения, что догосударственное (потестарное) общество рано или поздно придет к необходимости формирования государства и его аппарата.
ПРАВО И ПРИНЦИПЫ ПРАВА
Принципами права называют идеи, в которых выражается сущность права, его содержание и назначение в обществе. Эти идеи выражают закономерности права и имеют вид общих норм, которые действуют во всей сфере правового регулирования и распространяются на всех субъектов. Нормы либо закреплены в законе, либо выводятся из смысла закона. Поскольку общество развивается и совершенствуется, происходит и совершенствование права, принципы определяют пути совершенствования правовых норм.
Принципы права можно разделить на общеправовые, отраслевые и межотраслевые. Первые связаны с правом в целом, вторые - отдельными областями права, третьи несколькими областями права. Общеправовыми принципами являются следующие:
Принцип справедливости выражает общесоциальную сущность права, стремление к поиску компромисса между участниками правовых связей, личностью и обществом, гражданином и государством. Он требует соответствия между действиями и их социальными последствиями, соразмерностью труда и его оплаты, нанесением вреда и его возмещением, преступлением и наказанием. Этот принцип закрепляется законодательно.
Принцип уважения прав человека признает, что человек с рождения обладает естественными, неотчуждаемыми правами и свободами, которые составляют ядро правовой системы государства и объявляются высшей ценностью.
Принцип равноправия определяет равный правовой статус всех граждан -равные конституционные права и единую для всех правосубъектность. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.
Принцип законности ясно выражен в современных конституциях. Конституция имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории государства. Законы и иные правовые акты, принимаемые в государстве, не должны противоречить его конституции. Органы государственной власти, местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать конституцию государства и его законы.
Принцип правосудия дает гражданам гарантии защиты субъективных прав и свобод в судебной порядке.
Право считается социальным регулятором. Социальное регулирование необходимо, поскольку обеспечивает нормальное функционирование общества. Суть социального регулирования в воздействии на поведение людей и деятельность организаций. Но помимо социального право имеет также функциональное назначение. Функциональное назначение права наилучшим образом выражается в том, что право выступает как регулятор общественных отношений.
Эта особенность права ярко проявляется в ряде его функций:
1. Регулятивно-статическая функция, или функция закрепления, стабилизации общественных отношений закрепляет основные права и свободы человека и гражданина, компетенции органов и должностных лиц, правосубъективности физических и юридических лиц. Эта функция устанавливает границы свободы личности, предоставляя (или не предоставляя, или частично предоставляя) правомочия гражданам и организациям, в рамках этих правомочий они могут действовать свободно, по своему усмотрению.
2. Регулятивно-динамическая функция права предписывает, каким должно быть поведение людей как в данный момент, так и в последующем времени, обязывая их соблюдать определенные законом нормы: выполнять воинский долг, платить налоги, соблюдать трудовую дисциплину, выполнять обязательства по договору и т. д.
3. Охранительная функция осуществляется органами государства, принимающими индивидуальные властные решения, исполнение которых гарантировано государственным принуждением. Таким образом, право регулирует взаимоотношения в обществе или между личностьюи государством, устанавливая четкую регламентацию, стабильное исполнение, ясные процедуры. Реализуется эта функция права путем применения охранительных и регулятивных норм после обращения граждан в компетентные государственные органы.
4. Оценочная функция делает право критерием правомерности или неправомерности чьих-либо решений и поступков. Если человек действует правомерно, он признается действующим ответственно, и государство или общество не должны предъявлять к нему претензий. Эта позитивная ответственность исключает негативную юридическую ответственность. Таким образом право предоставляет свободу действий его обладателю, а выступая юридическим основанием решений (действий), предохраняет человека от неблагоприятных социальных последствий их принятия (совершения). Для реализации этой функции существуют охранительные и поощрительные нормы, которые в общем виде показывают возможные последствия тех или иных действий, давая им положительную или отрицательную оценку. При совершении действия, которое предусматривает эти нормы, следует наказание или поощрение.
ПРАВО И ЗАКОН
Под источником права в XIX в. понимали закон или правовой обычай, которые закрепляли нормы поведения желательные или нежелательные обществу. Источником права считался определенным образом формализованный акт, откуда, собственно, и проистекают сведения о правиле поведения. На смену этому пониманию источника права пришло другое, когда источником права стали считать силы, причины, образующие право, но вовсе не те причины, которые так или иначе влияют на содержание правовых норм, а только те причины или силы, которые сообщают тем или другим правилам значение правовых норм, то есть обусловливают, обеспечивают их обязательность. Сила, создающая право, это прежде всего власть, то есть государство. Но если понимать источник права как форму, в которой реализуется право, то в качестве источника права следует назвать нормативный акт, судебный прецедент, санкционированный обычай и договор.
Правовой обычай является древнейшей формой права, поскольку относится к эпохе, когда право было изустным и в виде отголоска древности вошло в привычку народа, а потом получило официальное государственное закрепление, его соблюдение обеспечивается государственным принуждением. В древних обществах обычаи санкционировались решениями суда по поводу отдельных фактов. Сегодня такие древние обычаи, одобряемые народом, санкционирует государство - оно отсылает к ним в тексте законов.
Судебный прецедент - явление, связанное с невозможностью предусмотреть в тексте законов все случаи, разбираемые в судах. Суть такого прецедента в том, что решению суда по конкретному делу придается нормативный характер, и при разборе другого дела на него можно ссылаться. Обязательным для судов является не все решение или приговор, а только «сердцевина» дела, суть правовой позиции судьи, на основе которой выносится решение. Прецедент - это не закон, но из прецедентов со временем могут складываться нормы законодательства. В целом прецедент характерен для англо-саксонской правовой системы.
Договоры были одним из первых источников права и на Руси. Именно договорные грамоты стали основанием для создания княжеских законов. Но в наши дни доминирующим источником права считаются нормативные акты. Это характерно для всех без исключения правовых систем.
В современных правовых системах (кроме стран англосаксонской системы) основным источником права являются нормативно-правовые акты. В системе нормативно-правовых актов законы занимают ведущее место. Это определяется их следующими признаками: они принимаются только законодательными (представительными) органами государственной власти или непосредственно народом в порядке референдума; они обладают высшей юридической силой, которая означает, что содержание всех иных нормативно-правовых актов не должно противоречить законам: никто не вправе отменить или заменить закон, кроме органа, который его издал; они регулируют наиболее важные основополагающие отношения.
В законах закрепляется общественный и государственный строй, компетенция центральных звеньев государственного механизма, основные права и свободы граждан; они содержат нормы первичного, исходного характера. Все иные акты призваны в основном детализировать и конкретизировать нормативные установления законов; они принимаются в особом процессуальном порядке. Законы можно условно разделить на две большие категории: законы конституционные и законы текущие. Первые служат юридической базой для текущего законодательства, поскольку они закрепляют основы общественного и государственного строя. К таким законам в первую очередь относится конституция и те законы, которые вносят в конституцию поправки или изменения, и законы, которые конкретизируют содержание конституции.
Конституция считается основным законом государства, она служит юридическим основанием для строительства государства в той форме, которая определена в конституции. Конституция отражает расстановку политических сил в обществе и юридически закрепляет баланс их интересов. Однако различают конституцию как документ, как правовое оформление отношений в обществе, и конституцию как реальные отношения в обществе. Первая именуется юридической конституцией, вторая - фактической конституцией. Фактическая конституция вступает в противоречие с юридической, если соотношение сил в обществе изменилось, а «в законе» все осталось по-прежнему. Конституция как акт высшей юридической силы служит нормативной базой для текущего законодательства. В отличие от конституционного, текущее законодательство регулируют различные стороны экономической, политической, культурной жизни страны.
Текущие законы подразделяют на органические и чрезвычайные. Первые принимаются спокойно и взвешенно, со всеми надлежащими процедурами (Основы законодательства и кодексы по различным отраслям законодательства). Вторые - при чрезвычайных обстоятельствах. Вторые действуют временно, первые - постоянно.
В Российской Федерации среди подзаконных нормативно-правовых актов ведущее место занимают указы и распоряжения Президента РФ: они не могут противоречить федеральным законам, но имеют приоритетное начение по отношению к другим подзаконным актам. Эти указы по юридической значимости делятся на нормативные и правоприменительные.
Нормативные указы содержат нормы права и регулируют разнообразные сферы общественной жизни, имеют общеобязательный характер. Правоприменительные указы носят индивидуально-разовый характер и принимаются по конкретным вопросам управления (о назначении на должность, присвоении звания и т. д.). Распоряжения Президента также ненормативны и принимаются по оперативным вопросам государственного управления (создание рабочих комиссий, выделение регионам средств из резервного фонда и т. д.).
Президенты республик, входящих в состав Российской Федерации, тоже издают правовые акты в форме указов и распоряжений. Очень многообразны по содержанию нормативно-правовые акты российского Правительства. Их можно подразделить на акты, издаваемые во исполнение Конституции РФ, федеральных законов и нормативных указов Президента РФ, и акты по вопросам собственной компетенции, поскольку Правительство РФ разрабатывает, утверждает и реализует базовые нормативно-правовые акты и целевые комплексные программы, рассчитанные на длительный период действия (федеральный бюджет, федеральная программа поддержки малого предпринимательства и т. д.). Министерства, государственные комитеты и федеральные ведомства издают правовые акты, именуемые приказами и инструкциями.
На уровне субъектов Федерации используются те же формы правовых актов, что и на федеральном уровне. Основным нормативным актом, регламентирующим взаимоотношения органов власти и граждан на уровне области, является устав, выполняющий функции региональной конституции. Губернаторы, главы администраций областей, краев, автономных областей, округов, городов федерального значения издают постановления и распоряжения. В областях, краях и городах федерального значения сформированы правительства, принимающие постановления. Их министерства и ведомства издают приказы и инструкции. Органы местного самоуправления, принимают коллегиальные решения, а главы органов местного самоуправления постановления и распоряжения.
К подзаконным нормативно-правовым актам относится и группа международно-правовых актов. В основном это директивы и постановления. Директивы дают участнику сообщества при переработке своего законодательства возможность выбора способов, средств и форм реализации международных обязательств. В постановлениях содержатся требования, подлежащие прямому исполнению каждой стороной.
Судебный или правовой прецедент является не законом, а принятым за образец решением суда, на который ссылаются при разборе сходных дел. Как форма (источник) права, юридический прецедент получил наиболее широкое распространение в системе общего права Англии, США, Канады, Австралии, где он имеет силу законодательного акта. В советское время судебный прецедент нашей юриспруденцией не признавался. В современной России прецедент появился и в российской правовой системе и связан с деятельностью Конституционного, Верховного и Арбитражного судов. Административный прецедент, в отличие от судебного, предоставляет судье или должностному лицу возможность личного усмотрения, поскольку при отсутствии полной аналогии жизненных ситуаций именно они обладают правом оценивать степень аналогичности рассматриваемых обстоятельств. Степень обязательности прецедента зависит от положения в судебной системе как суда, ведущего дело, так и суда, чье решение берется за бразец (чем выше положение суда, тем меньше он связан прецедентами).
После распада СССР и начала строительства правового общества в РФ, когда расширились полномочия субъектов Федерации, а место командной экономики занял рынок