Муниципальные системы и модели местного самоуправления
К настоящему времени накоплен значительный опыт местного самоуправления, созданы и успешно функционируют разнообразные муниципальные системы и их разновидности – модели. Они различаются по принципам формирования муниципальных органов, характеру взаимоотношений последних с государственными органами, компетенции местного самоуправления, сочетанию форм непосредственной и представительной демократии, представительных и исполнительно-распорядительных муниципальных органов.
Исторически первой сложилась англосаксонская муниципальная система, основными признаками которой являются:
а) муниципальные органы не входят в систему органов государственной власти;
б) территориальной основой местного самоуправления являются прежде всего общины, члены которой непосредственно на сходах решают основные вопросы своей жизнедеятельности;
в) система местного самоуправления включает наряду с институтами непосредственной демократии имеет также представительный орган, избираемый населением в ходе прямых выборов сроком на 4 года, и формируемый им исполнительно-распорядительный орган – местную администрацию;
г) основными направлениями деятельности органов местного самоуправления являются управление полицией, пожарными и дорожными службами, музеями, социальными службами и попечением престарелых.
Наиболее полное воплощение англосаксонская система местного самоуправления получила на своей родине в Великобритании. На ее основе в США сформировались различные модели местного самоуправления («мэр – совет», «совет – мэр», комиссионная форма и др.), различающиеся по способу формирования (избрания) муниципальных органов и их должностных лиц.
Вторая основная муниципальная система получила название французской, сформировалась в странах, где государство оказывало значительное влияние на организацию местного самоуправления, включая и административную опеку. Хотя от последней в большинстве стран уже отказались. Местное самоуправление во Франции организовано на следующих принципах:
а) основной единицей местного самоуправления является коммуна, население которой избирает муниципальный совет сроком на 6 лет;
б) компетенция совета включает решение всех вопросов местного значения, за исключением тех, которые представляют непосредственно полномочия мэра; такие решения приобретают обязательную силу при условии, что они переданы представителю государства в департаменте и опубликованы;
в) муниципальный совет на своей первой сессии избирает мэра, который является председателем коммуны, готовит сессии муниципального совета и исполняет его решения, управляет имуществом коммуны и имеет право совершения гражданско-правовых сделок, представляет интересы коммуны в судебных органах и др.; мэр одновременно является уполномоченным государства и решает переданные им вопросы.
Наряду с коммунальным уровнем, местное самоуправление во Франции осуществляется также на уровне департаментов и регионов. В целом, французская муниципальная система представляет образец большей централизации власти, по сравнению с англосаксонской, обеспечивая при этом достаточные гарантии осуществления права населения на местное самоуправление.
Наряду с двумя основными муниципальными системами в зарубежных странах встречаются и разновидности двух основных систем (смешанные системы) и отдельные модели. Среди наиболее известных – коммунальное управление ФРГ, которое отличает прежде всего разнообразие организации местного самоуправления, сформировавшееся под влиянием специфических условий Германии (федеративного устройства и длительного периода государственной раздробленности).
Существование большого разнообразия муниципальных моделей и их разновидностей создает необходимые и благоприятные предпосылки для адаптации системы местного самоуправления к требованиям страны, региона, времени и конкретной ситуации с учетом исторических традиций, политической и правовой культуры населения, его духовного мира.