Информацию, так и перевод текста на свой язык, его переформулирование с попутным
Сокращением.
Конспектирование включает несколько этапов работы:
Отбор из предполагаемой информации самой существенной;
Перевод отобранной информации на свой язык с попутным сокращением;
3) запись этого сокращения, «отжатого» текста.
Существуют различные виды конспекта.
Плановый конспект.
Наверное, правильнее его было бы назвать планом-конспектом. При создании такого
конспекта вначале пишется план. Далее, по мере надобности, на отдельные пункты плана
«наращивается» текс. Это могут быть цитаты или свободно изложенный тест. Притом
некоторые пункты плана могут не нуждаться в более подробном освещении, и тогда они
Останутся без пояснения. Такой конспект, как правило, используется при подготовке к
Какому-либо устному сообщению. Он помогает понять изучаемый текст и лучше его
запомнить. Однако, если пройдет большой срок, восстановить содержание материала по
Такому конспекту может быть довольно трудно.
Текстуальный конспект.
Этот конспект представляет собой монтаж цитат.
Тематический конспект.
Такой конспект является изложением одной темы, раскрытой по нескольким
источникам. Он может быть связным и расчлененным на пункты плана; кратким и
Подробным. Кроме того, в нем могут содержаться цитаты и схемы.
Свободный конспект.
Он включает в себя и собственные формулировки и цитаты. В нем могут быть связные
Переходы от одной части к другой и могут эти переходы отсутствовать. Это действительно
«свободный» конспект. На наш взгляд, такой конспект является наиболее полезным, так
Как необходимость что-либо сформулировать самому всегда требует более глубокого
Проникновения в читаемый текст и способствует его запоминанию.
Выбор вида фиксации материала зависит прежде всего от цели конспектирования.
Большую роль здесь также играет новизна и важность информации. При конспектировании
могут быть поставлены различные задачи: сделать заготовки для «внутреннего»
Пользования или объективное краткое изложение.
При конспектировании необходимо помнить, что новая информация соединяется с той,
Которая храниться в тезаурусе, и именно поэтому чужие конспекты, как правило,
Оказываются бесполезными. На конспекте лежит печать индивидуальности того человека,
Который его составляет
Таким образом, работа над книгой не такое простое дело, как может показаться на
Первый взгляд. Необходимо помнить, что чтение научной, научно-популярной литературы
Требует настойчивости, упорства, усидчивости. Работать с книгой нужно систематично и
Последовательно, а не урывками, от случая к случаю. Конечно, невозможно предложить
Рекомендации, в равной степени приемлемые для всех. У каждого человека
Вырабатываются свои методы и приемы работы с книгой. Главное, чтобы они были
Эффективными.
Методические рекомендации по написанию рефератов
Реферат (от лат. Referrer – докладывать, сообщать) – краткое точное изложение
Сущности какого-либо вопроса, темы на основе одной или нескольких книг, монографий
Или других первоисточников.
Реферат должен отражать основные фактические сведения и выводы по
Рассматриваемому вопросу. В настоящее время, от студентов требуется аргументированное
Изложение собственных мыслей по рассматриваемому вопросу. Тему реферата может
Предложить преподаватель или сам студент. В последнем случае она должна быть
Согласована с преподавателем.
Структура реферата:
Титульный лист.
План
Введение. Должно содержать целевую установку, обоснование актуальности темы
И краткий обзор литературы и источников.
Основная часть реферата.
Может иметь несколько пунктов, разделов и предполагает осмысленное и логичное
Изложение главных положений и идей, содержащихся в изученной литературе. В тексте