Задания для выполнения исследовательского проекта
В качестве формы самостоятельной работы студентам предлагается проведение собственных исследований по тематике специального курса. Исследования должны быть посвящены изучению отдельных направлений современной уголовной политики.
Приведенная тематика не является исчерпывающей. Список тем может быть расширен по согласованию с преподавателем.
Объем исследования: 15-20 страниц печатного текста (14-й шрифт, интервал 1,5). Исследование должно включать следующие компоненты:
- обоснование приоритетности исследуемого направления уголовной политики;
- отражение идеологического и исполнительного компонентов, составляющих сущность политической деятельности в исследуемой области;
- характеристику законодательного и правоприменительного уровней реализации политической деятельности в выбранном направлении (включает анализ эффективности деятельности субъектов уголовной политики законодательных и исполнительных органов власти, судебных органов по защите прав и интересов несовершеннолетних.
- обоснование приоритетности исследуемого направления уголовной политики;
- отражение идеологического и исполнительного компонентов, составляющих сущность уголовно-политической деятельности в исследуемой области;
- характеристику законодательного и правоприменительного уровней реализации уголовно-политической деятельности в выбранном направлении (включает анализ эффективности деятельности субъектов уголовной политики законодательных и исполнительных органов власти, судебных органов по обеспечению борьбы с преступностью в той либо иной области,
- уголовно-правовое обеспечение борьбы в данном направлении (включает анализ действующего уголовного законодательства на предмет его эффективности и криминологической обоснованности).В этой части исследования следует оценить влияние ведущих тенденции уголовной политики на реализацию исследуемого приоритета.
- уголовно-процессуальное обеспечение борьбы в данном направлении (по возможности);
- уголовно-исполнительное обеспечение борьбы в данном направлении (по возможности).
Структурно исследование должно состоять из следующих элементов:
1. Тема исследования.
2. Основные цели исследования.
3. Обоснование актуальности избранной темы.
4. Описание использованных методик сбора эмпирической информации.
5. Анализ полученной информации.
6. Формулирование выводов и предложений.
7. Подробный список нормативной и научной литературы, использованной при осуществлении исследования.
Примерная тематика исследований для самостоятельной работы студентов
1. Уголовная политика в сфере борьбы с насильственной преступностью.
2. Уголовная политика в сфере борьбы с имущественной преступностью.
3. Уголовная политика в сфере борьбы с экономической преступностью (на выбор студента – различные приоритетные направления борьбы с экономической преступностью).
4. Уголовная политика в сфере борьбы с организованной преступностью.
5. Уголовная политика в сфере борьбы с коррупционной преступностью.
6. Уголовная политика и защита национальной безопасности страны.
7. Уголовно-политическое воздействие на преступность несовершеннолетних.
8. Уголовная политика в сфере борьбы с профессиональной преступностью.
7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины « Уголовная политика Российской Федерации »
Нормативный материал
(ко всем темам)
1. Конвенции Совета Европы и Российская Федерация. Сборник документов. М.,2000.
2. Конституция Российской Федерации. Принята 12 декабря 1993 г. М.,1993.
1. Конвенция Содружества Независимых государств о правах и основных свободах человека. Заключена в Минске 26 мая 1995г.
2. Сборник стандартов и норм ООН в области предупреждения преступности и уголовного правосудия. Нью-Йорк, 1992 г.
3. Конвенция О Правах Ребенка. 20 ноября 1989 года.
4. Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские соглашения), приняты резолюцией 40/ 33 Генеральной Ассамблеи от 29 ноября 1985г. Правила ООН, касающиеся защиты несовершеннолетних, лишенных свободы. Приняты и провозглашены резолюцией 45/113 Генеральной Ассамблеи от 14 декабря 1990 года.
5. Руководящие принципы ООН для предупреждения преступности среди несовершеннолетних (Эр-Риядские руководящие принципы). Принятые и провозглашены резолюцией 45/112 Генеральной Ассамблеи от 1 декабря 1190 года.
6. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года (утв. Указом Президента РФ от 12 мая 2009 г. № 537)
7. Уголовный кодекс РФ от 13. 06. 1996г.
8. Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 18. 12. 2001г.
9. Федеральный Конституционный закон РФ «О судебной системе Российской Федерации» от 31. 12. 1996г.
10. Федеральный закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» № 124-ФЗ, от 24. 07. 1998г.
11. Федеральный закон РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» № 120-ФЗ, от 24. 06. 1999г.
1. Декларация о мерах по ликвидации международного терроризма. Одобрена резолюцией 49 сессии Генеральной Ассамблеи ООН 9 декабря 1994 г. № А/49/60.
2. Международные акты о правах человека. Сборник документов. М.,1999.
3. Международная конвенция о борьбе с захватом заложников от 17 декабря 1979 г.
4. Конвенции Совета Европы и Российская Федерация. Сборник документов. М.,2000.
5. Конституция Российской Федерации. Принята 12 декабря 1993 г. М.,1993.
6. Конвенция Содружества Независимых государств о правах и основных свободах человека. Заключена в Минске 26 мая 1995г.
7. Сборник стандартов и норм ООН в области предупреждения преступности и уголовного правосудия. Нью-Йорк, 1992 г.
Литература:
1. Беляев Н.А Уголовно-правовая политика и пути ее реализации. Л., 1986.
2. Босхолов С.С. Основы уголовной политики. Конституционный, криминологический, уголовно-правовой и информационный аспекты. М., 1999.
3. Исмаилов И.А. Преступность и уголовная политика (актуальные проблемы борьбы с преступностью). Баку, 1990.
4. Дагель П.С. Проблемы советской уголовной политики. Владивосток, 1982.
5. Коробеев А.И., Исс А.В., Голик Ю.В. Уголовно-правовая политика : тенденции и перспективы. Красноярск, 1991.
6. Милюков С.Ф. Российское уголовное законодательство: опыт критического анализа. М., 2000.
7. Направления уголовной политики в борьбе с преступностью. Свердловск, 1986.
8. Панченко П.Н. Советская уголовная политика. Томск, 1988.
9. Пермяков Ю.Е. Введение в основы уголовной политики, Самара, 1993.
10. Проблемы уголовной политики. Советский и зарубежный опыт. Красноярск, 1990.
11. Проблемы формирования уголовной политики Российской Федерации и ее реализации органами внутренних дел.М.,1995.
12. Похмелкин А.В., Похмелкин В.В. Новая концепция уголовной политики. Вып. 1, М., 1992.
13. Российская правовая политика: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. М., 2003.
14. Сухарев А.Я., Алексеев А.И., Журавлев М.П. Основы государственной политики борьбы с преступностью в России. Теоретическая модель. М., 1997.
15. Тер-Акопов А.А Уголовная политика Российской Федерации. М., 1999.
16. Уголовная политика и ее реализация органами внутренних дел: Учебник / Под ред. Л.И. Беляевой. М., 2003.
8. Материально-техническое обеспечение дисциплины
Аудитории оснащены интерактивными досками, позволяющими представлять интерактивные материалы преподавателю и студентам. Преподавание дисциплины обеспечено презентациями по темам, размещенных на мультимедийных носителях. Для ознакомления студентов с историческими источниками, учебной литературой нормативными материалов в наличии имеется библиотека. Авторские разработки преподавателя УМК, программы, выставлены в ИИК кафедры уголовного права и криминологии. Имеются компьютерные классы, библиотека, и библиотечный фонд.
Для проверки текущих знаний существуют комплекты заданий, в том числе тестовых.
КРАТКОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ ПРОГРАММНОГО МАТЕРИАЛА
С МЕТОДИЧЕСКИМИ УКАЗАНИЯМИ СТУДЕНТУ
1. Комплексная цель модуля № 1 «Основы уголовной политики Российской Федерации » - формирование общего представления о понятии, содержании, видах уголовной политики. Уяснение студентами таких базовых понятий, как борьба с преступностью, принципы, цели и задачи уголовной политики.
2. Содержание модуля № 1 «Основы уголовной политики Российской Федерации »
Тема № 1. Уголовная политика – относительно самостоятельная сфера научного знания. Связь уголовно-политической науки с другими областями знаний. Значение политологии, философии, уголовно-правовой и уголовно-процессуальной науки, криминологии в развитии науки уголовной политики. (лекция)
Задача занятия – познакомить студентов с понятием уголовная политика. Раскрыть различные уровни понимания термина уголовная политика: как деятельности специально организованных органов по борьбе с преступностью, как научного направления (область знаний), как концепцию государства.
Тема № 2. Парадигма «Борьба с преступностью»(семинар)
Студенты выполняют эссе на тему: «Раскройте смысл словосочетания ( парадигмы) «Борьба с преступностью».
Эссе от французского "essai", англ. "essay", "assay" - попытка, проба, очерк; от латинского "exagium" - взвешивание. Создателем жанра эссе считается М.Монтень ("Опыты", 1580 г.). Это прозаическое сочинение - рассуждение небольшого объема со свободной композицией. Жанр критики и публицистики, свободная трактовка какой-либо проблемы. Эссе выражает индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендует на определяющую или исчерпывающую трактовку предмета. Как правило, эссе предполагает новое, субъективно окрашенное слово о чем - либо и может иметь философский, историко-биографический, публицистический, литературно-критический, научно-популярный, беллетристический характер.
Эссе студента - это самостоятельная письменная работа на тему, предложенную преподавателем (тема может быть предложена и студентом, но обязательно должна быть согласована с преподавателем). Цель эссе состоит в развитии навыков самостоятельного творческого мышления и письменного изложения собственных мыслей. Писать эссе чрезвычайно полезно, поскольку это позволяет автору научиться четко и грамотно формулировать мысли, структурировать информацию, использовать основные категории анализа, выделять причинно-следственные связи, иллюстрировать понятия соответствующими примерами, аргументировать свои выводы; овладеть научным стилем речи.
Эссе должно содержать: четкое изложение сути поставленной проблемы, включать самостоятельно проведенный анализ этой проблемы с использованием концепций и аналитического инструментария, рассматриваемого в рамках дисциплины, выводы, обобщающие авторскую позицию по поставленной проблеме. В зависимости от специфики дисциплины формы эссе могут значительно дифференцироваться. В некоторых случаях это может быть анализ имеющихся статистических данных по изучаемой проблеме, анализ материалов из средств массовой информации и использованием изучаемых моделей, подробный разбор предложенной задачи с развернутыми мнениями, подбор и детальный анализ примеров, иллюстрирующих проблему и т.д.
Тема не должна инициировать изложение лишь определений понятий, ее цель — побуждать к размышлению. Для примера можно сравнить темы эссе, предлагаемые на экзаменах программ международного бакалавриата по экономике, и традиционные темы самостоятельных работ и контрольных в качестве письменных ответов.
Форма контроля – (максимальная оценка – 10 баллов)
Тема № 3. Зарождение уголовно-политической мысли.
Раскрываются следующие вопросы: теологические взгляды на преступность и наказание. История развития научных знаний об уголовной политике. Возникновение теории уголовной политики в рамках западноевропейского правоведения середины ХIX в. Основные этапы развития теории уголовной политики в России. Теории репрессивных и превентивных мер борьбы с преступностью в русской дореволюционной науке. Развитие уголовно-политической проблематики в соответствии с классовым подходом к борьбе с преступностью в советский период. Основные этапы развития теории уголовной политики этого периода. Современное состояние науки уголовной политики. Обусловленность нового этапа в развитии уголовно-политических исследований состоянием преступности в России. (лекция)
Тема № 4. Понятие уголовной политики. Разнообразие научных концепций уголовной политики. Политика и право. Уголовная политика как важнейшая составная часть внутренней политики государства, направленная на борьбу с преступностью. Соотношение понятий «уголовная политика» и «политика борьбы с преступностью». (лекция, семинар)
Тема № 5. Содержание уголовной политики. Основные направления и способы противодействия преступности. Объективные и субъективные факторы, определяющие содержание и развитие уголовной политики. (лекция, семинар)
Тема № 6. Субъекты уголовной политики. Понятие и система. Иерархия субъектов уголовной политики. Их общая характеристика.(лекция, семинар)
Тема № 7. Понятие и значение принципов уголовной политики(лекция, семинар)
Тема № 8. Понятие целей уголовной политики. Соотношение и взаимосвязь целей уголовной политики и государственной внутренней политики в целом. Иерархия целей уголовной политики. Значение такой иерархии. (лекция, семинар)
Тема № 9. Задачи уголовной политики.
Понятие и соотношение задач уголовной политики. Их обусловленность процессом воздействия на преступность. (лекция, семинар)
Тема № 10. Законодательная форма реализации уголовной политики
Законы и другие нормативные акты, направленные на борьбу с преступностью. Их система. Значение уголовного законодательства в выражении государственной уголовной политики. Закрепление направлений уголовной политики в Уголовном кодексе РФ.(лекция, семинар)
Форма контроля – выполнение индивидуальных заданий на поиск информации (например:). Максимальная оценка – 2 балла.
Тема № 11. Правоприменительная форма реализации уголовной политики(лекция, семинар).
Правоприменительная форма реализации уголовной политики. Сфера реализации этой формы уголовной политики. Понятие правоприменительной политики, ее содержание и специфика. Выделение исполнительного (правоохранительного) и судебного уровней уголовной политики. Исполнительный (правоохранительный) уровень уголовной политики. Понятие, значение и характеристика деятельности правоохранительных органов по реализации уголовной политики.
Форма контроля –
Максимальная оценка – 2 балла (1 за оформление заявки, 1 – за отзыв)
Тема № 12. Судебный уровень уголовной политики. Реализация уголовной политики путем отправления правосудия. Судебный контроль в уголовной политики и его значения в процессе реализации уголовной политики. (лекция)
Тема № 13. Виды уголовной политики(семинар)
Форма контроля –Максимальная оценка – 2 балла.
Тема № 14. Уголовно-правовая политики(лекция)
Тема № 15. Способы реализации уголовно-правовой политики(семинар)
Форма контроля – Максимальная оценка – 2 балла.
Тема 16. Уголовно-исполнительная политика(семинар)
Форма контроля –Максимальная оценка – 2 балла.
Модуль № 2 «Основные направления и тенденции современной уголовной политики Российской Федерации »
Тема 17. Приоритеты в уголовной политике. Обстоятельства, предопределяющие приоритетность тех либо иных направлений уголовно-политической деятельности. Критерии выделения тех либо иных приоритетов. Общая характеристика преступности как фактора, определяющего содержание и основные направления современной уголовной политики в РФ. Состояние и структура современной преступности. Основные количественные и качественные характеристики преступности в России.(лекция)
Тема 18. Основные причины и тенденции изменений в уголовной политике России на современном этапе (лекция).
Тема 19. Основные направления уголовной политики РФ. Их отражение в уголовной законодательстве и других законодательных актах. (лекция).
Тема 20. Как делать исследование (проект) (семинар)
3. Задания, обеспечивающие достижение студентом комплексной цели модуля № 1 «Основы уголовной политики Российской Федерации»
3.1. Анализ ситуации
Студентам необходимо рассмотреть законодательные акты, регламентирующие деятельность правоохранительных органов по борьбе с преступностью. Проанализировать статистические данные о состоянии преступности в России. На основании данных исследований определить факторы, влияющие на формирование концепции уголовной политики в РФ.
3.2. Аналитическая записка
№ 2 «Основные направления и тенденции современной уголовной политики »
3.3. Разработка законопроекта
На основании информационных данных о состоянии преступности в России, эмпирического материала о существующих рисках и угрозах стабильности и безопасности в различных сфера общественно-экономической и общественной политической жизни разработать законопроект уголовно-политической направленности.
4. Формы рубежного контроля
Рубежная аттестация первого модуля производится на основании оценки выполнения студентами заданий, обеспечивающих достижение комплексной цели модуля.
Рубежная аттестация второго модуля производится на основании оценки выполнения студентами заданий, обеспечивающих достижение комплексной цели модуля.
5. Методические указания по видам управляемой самостоятельной работы
Методические указания по выполнения контрольных работ в инкампусе.
Контрольные работы в инкампусе представляют собой индивидуализированные или потоковые задания в двух формах – контрольная или обсуждения в форуме дисциплины.
В первом случае основная задача студента – подбор и анализ кейсов. Кейс – пример, случай, ситуация, случившаяся в реальности или описанная в литературе, который удачно поясняет вопрос или теорию. При этом базовым критерием оценки является самостоятельность выполняемой работы. Объем работ – относительно небольшой (300-500 слов). Если работа выполняется в форуме в режиме обсуждения – важным становится отклик на чужие посты и вопросы.
Методические рекомендации по выполнению заданий, обеспечивающих достижение комплексной цели модуля.
Аналитическая записка представляет собой 5-7 страниц стандартного самостоятельного текста (Times New Roman, 14 кегль, 1,5 интервал). Структура записки:
• Титульный лист с указанием образовательного учреждения и темы записки
• Оборотная сторона титульного листа (состав исполнителей, краткая аннотация, общее количество страниц)
• Оглавление
• Summary (краткое содержание и ключевые выводы). Не удивляйтесь – выводы в начале, как и описание проекта – задачи, эмпирика. Далеко не всегда ваши читатели пойдут дальше этой странице – она должна быть убедительной.
• Содержательная часть проекта (задачи проекта, описание технологии исследования – поиск, источники, проблемы, возникающие на этой стадии, описание полученных данных и их авторская интерпретация – объяснение того, что вы получили с привлечением теории). Этот раздел проекта может быть рубрицирован.
Информационная база данных курсовой/проекта представляет собой таблицу, заполненную автором, с пояснениями (примерная форма)
Вид информации Для чего необходима Источники/ресурсы Краткое содержание/описание информации
Нормативная
Статистическая
Научная
Примеры
Методические рекомендации по самостоятельному изучению тем дисциплины
6. Методические рекомендации по подготовке к семинарским, практическим и лабораторным занятиям
Особенность проведения семинарских занятий по данной дисциплине состоит в том, что основной акцент внутри семинара смещен на индивидуальное и групповой выполнение практических заданий и обсуждение текущей уголовно-политической деятельности по различным направлениям. Таким образом, на семинаре практически не обсуждаются или вводятся предельно рамочно общие понятия, классификация, обзор нормативных источников. Для эффективной работы на семинаре эти вопросы необходимо изучать предварительно при подготовке к семинарскому занятию. Второе обстоятельство, которое имеет смысл учитывать, - совпадение тем лекций и семинаров. По сути дела различные формы аудиторной активности выстраиваются по собственной траектории и имеют автономную логику организации. Лекции внутри этого курса вводят теорию и проблематизируют практику; семинары – оттачивают практические навыки. Несмотря на широкий разброс тем при подготовке ко всем семинарским занятиям имеет смысл делать сходные вещи:
1) Уяснить основные понятия, которые будут использоваться в ходе занятия;
2) Ознакомиться с нормативными источниками по теме (если они есть);
3) Подумать о возможной точки приложения информации к собственной образовательной траектории (что и где мне может пригодится практически)
4) Найти примеры и данные, с которыми можно работать на семинаре.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЮ
В лекционном цикле курса используются разнообразные формы проведения занятий, включая такие как:
1. Лекция-визуализация. В ходе лекций используется значительное количество видеоматериала. Учитывая, что лекция предназначена для большой аудитории нецелесообразно включать видеоролики длительностью более 5 минут. Оптимальная продолжительность – 2-3 минуты. Видеоролик может предшествовать введению нового аспекты темы или проблематизировать материал или иллюстрировать озвученное положение. После просмотра ролика имеет смысл либо прокомментировать его, либо обсудить с аудиторией, либо задать вопросы аудитории. Учитывая специфику содержания курса, набор роликов может быть чрезвычайно широким: от заявлений политических лидеров и руководителей государственных органов (при введении темы государственной политики информатизации или использованию данных государственной статистики) до фрагментов кинофильмов (об использовании той или иной информации в профессиональной деятельности юриста). Удобным и рабочим является показ видеоматериалов, размещенных на сайтах различных ведомств (например, на официальном сайте ФМС о правилах получения регистрации через портал государственных услуг, или на сайте ВАС о подаче иска в электронном виде).
2. Лекция с презентацией является базовой формой проведения лекционных занятий по курсу. Особенность подготовки презентационного материала состоит в значительном количестве визуальной информации. Не рекомендуется включать в слайды значительные объемы текстового материала (например, прямое цитирование прямых фрагментов законодательных актов). В этом случае имеет смысл использовать технологию гиперссылки, которой можно воспользоваться при скачивании презентация в инкампусе.
3. Лекция – пресс-конференция. Одной из форм проведения лекция по дисциплине при приглашении представителя государственных органов или СПС может быть лекция пресс-конференция. В этом случае студенты заблаговременно (на предшествующей лекции или путем рассылки в инкампусе ЮФУ должны быть оповещены о форме лекции, ее тематике и приглашенной персоне). Приглашенный лектор делает небольшую вводную по теме (15-20 минут), оставшееся время проходит в форме пресс-конференции (вопрос-ответ). Целесообразно получить от студентов список вопросов заранее (1 вопрос-1 балл) и сформировать из них порядок конференции (с тем чтобы исключить дублирование и обеспечить логику получения информации). Если вопросы задаются в свободном порядке, необходимо в конце лекции подвести итоги и сформулировать ключевые выводы по теме.
4. Лекция вдвоем как форма проведения может быть использована при приглашении работника правоохранительных органов (пресс-служба суда) или частной организации (организация делопроизводства) при условии общей подготовки к лекции (когда теоретическая часть вводится лектором курса, а практические вопросы освещаются приглашенной персоной).
При подготовке и проведении семинарских занятий преподавателям курса имеет смысл согласовывать и обсуждать подготовку и результаты проведения каждого занятия очно или путем переписки с тем, чтобы унифицировать подготовку и обеспечить единый стандарт проведения занятий. В качестве общих рекомендаций предлагается:
1) Готовить к каждому занятию набор практических заданий на поиск и анализ информации.При этом задания должны быть практикоориентированными, основанными на доступе к актуальной правовой информации;
2) Большую часть времени уделять тренировке практических навыков и компетенций по поиску, обработке и анализу правовой информации;
3) Озвучивать количество набранных баллов в конце занятия.
Занятие по работе с СПС может быть организовано с приглашением специалистов соответствующих компаний.
При проверке самостоятельных заданий студентов преподаватель должен обеспечивать прозрачность оценки и своевременность ее получения.
При пропуске семинарских занятий по уважительным причинам преподаватель дает студенту индивидуально задание, оценка по которому является формой восполнения баллов. Уважительные причины пропуска определяются деканатом.