Типология легитимности Д.Истона
Разработанная М.Вебером типология легитимности не
учитывает все многообразие оснований данного явления, в
частности, политического режима. Современный американ-
ский ученый Д.Истон выделил следующие разновидности
легитимности: идеологическую, структурную и личную.
Идеологическая легитимность основана на соответ-
ствии власти определенной идеологии. Граждане убеждены
в ценности существующего политического строя как самого
передового. Они разделяют идеологические установки пра-
вящей элиты. Власть с помощью интенсивной пропаганды
поддерживает приверженность граждан официальной идео-
логии. Такой тип легитимации власти существовал в СССР,
где идеология обосновывала правомерность режима.
Структурная легитимность опирается на привержен-
ность граждан механизму и нормам политического режи-
ма. Граждане доверяют существующей системе власти с ус-
тоявшимися, отработанными механизмами формирования
ее институтов. В качестве примера можно привести Вели-
кобританию с ее демократическими традициями и парла-
ментаризмом.
Личная (персонализированная) легитимность опира-
ется на одобрение массами власти конкретного лидера. Люди
доверяют этому лидеру, убеждены в его способности долж-
ным образом использовать политическую власть. Личная
легитимность близка к харизматической, но не тождествен-
на ей. Харизма базируется на вере, близкой к фанатической,
на преклонении и готовности подчиняться. Персонализи-
рованная легитимность базируется на заслуженном авто-
ритете, уважении, на рациональном расчете.
Субъект и объект политической власти
В зависимости от степени вовлечения в политическую
жизнь общества различных политических институтов, соци-
альных групп, личностей выделяют субъекты и объекты
политической власти. Субъекты политической власти (как
и любого другого вида власти) являются ее непосредствен-
ными носителями и творцами. Субъекта политической вла-
сти отличает стремление к власти как к средству для реали-
зации своих целей, компетентность, профессионализм,
готовность взять на себя ответственность за последствия
проводимой им политики, авторитет.
Субъектами политической власти выступают: соци-
альные общности (народ, классы, нации, социальные груп-
пы); государство; политические партии и организации; пра-
вящая элита, бюрократия, лобби; политические лидеры;
отдельные личности (граждане) в условиях выборов, рефе-
рендумов; толпа (может взять власть в свои руки в услови-
ях политического кризиса, сопровождающегося вакуумом
власти).
В современном обществе социальные институты, соци-
альные группы, личности могут выступать и как субъект, и
как объект политической власти. Субъектами они выступа-
ют в том случае, если активно проводят свою волю в поли-
тике, а объектами – если вынуждены подчиняться воле дру-
гих. Государство, например, является важнейшим субъектом
политической власти, но в то же время оно выступает и как
объект, когда на него направлена деятельность народных
масс, различных партий, организаций, требующих проведе-
ния определенных реформ.
Ресурсы власти
Ресурсы власти – это потенциальные основания влас-
ти, т.е. те средства воздействия на подвластных, которые
могут быть использованы, но еще не используются или ис-
пользуются не в полной мере. Между источниками и ресур-
сами власти не существует резкого разграничения.
Диапазон ресурсов власти существенно зависит от но-
сителя власти. Центральные государственные органы в слу-
чае необходимости могут задействовать широкий арсенал
ресурсов (экономических, культурно-информационных, демог-
рафических, принудительных и т.д.), что не под силу другим
видам власти. В государствах с развитым гражданским об-
ществом распространенным ресурсом власти является ре-
сурс типа интереса. В таком обществе обращение к интере-
су становится основным содержанием властных отношений.
Рационально организованная власть принимает решения, учи-
тывая все интересы: общие, групповые, индивидуальные. В
обществах с развивающейся экономикой и устоявшимися
традициями индивидуализма отчетливо прослеживается дей-
ствие двух основных ресурсов власти: материального инте-
реса и его символа – денег, с одной стороны, и принуждения
и страха – с другой. Дополнительными ресурсами власти
являются чувства: национальные, религиозные, ненависть,
зависть, недовольство, энтузиазм и др. Степень эффективно-
сти различных типов ресурсов власти зависит от условий
реализации, верно выбранного объекта и времени воздей-
ствия на него.