Англо-французское соперничество в колониальных захватах XVII - XVIII вв.
Торговые войны между Англией и Францией, начавшиеся в конце XVII в. и имевших целью завоевание новых рынков сбыта, с нарастающим размахом продолжались в XVIII в. вплоть до французской буржуазной революции. Колониальные интересы двух стран сталкивались во всем мире: в Вест-Индии, где англичанам принадлежали Ямайка, Барбадос и ряд других островов, а французам Сан-Доминго, Мартиника и Гваделупа; в Северной Америке, где в английских руках было Восточное побережье Атлантического океана до Аллеганских гор, а Канада и Луизиана были колониями королевской Франции; в Индии, где английскими опорными пунктами были Мадрас, Бомбей и Калькутта, а французы располагали такими укрепленными базами, как Пондишери и Чандернагор.
Не меньшее противоречия возникли между Англией и Францией и на Леванте, где развивалось их соперничество за торговое и политическое влияние в Османской империи. Наконец, как англичане, так и французы принимали деятельное участие в работорговле, стремясь монополизировать это прибыльное дело в своих руках. В торговых войнах с Францией Англия обладала рядом преимуществ, одним из них было то, что Англия уже прошла через свою буржуазную революцию, а Франция только шла к ней.
Англо-французская борьба за мировую колониальную и торговую гегемонию была по сути дела одной из главных осей западноевропейской политики в конце XVII и XVIII вв. и служила одной из главных причин войн между Англией и Францией в этот период.
В 1701-1713 гг. развернулась война за испанское наследство - первая из крупных войн между Англией и Францией за колониальную и торговую гегемонию. Франция, используя династические связи, претендовала на становление своего контроля над испанскими колониями. Англии удалось не допустить их перехода в руки Франции. Кроме того, в ходе войны был захвачен объединенным англо-голландским флотом Гибралтар, который по Утрехтскому мирному договору перешел под власть Англии. Попытки Испании силой вернуть Гибралтар успеха не имели. По договору Франция уступала Англии также принадлежавшие ей территории в Северной Америке - Новую Шотландию и о. Ньюфаундленд с окружающими островами.
Но ни война за испанское наследство, ни последовавшая за ней война за австрийское наследство 1741-1748 гг., во время которой между Англией и Францией велась упорная вооруженная борьба и за господство в Северной Америке и Индии, не разрешили англо-французских колониальных противоречий. Тем не менее, в первой половине XVIII в. французская Ост-Индская компания достигла крупных успехов в области колониальных захватов в Индии. Губернатор французских владений в Индии Дюпле, умело используя противоречия между индийскими государствами и опираясь на созданную им армию из наемных индийских солдат (сипаев), добился подчинения французской Ост-Индской компании крупных княжеств Хайдарабад и Карнатик.
Французские колонизаторы фактически первыми продемонстрировали возможность завоевания Индии «руками индийцев». Но французские успехи в Индии были недолговечны. Абсолютистская Франция в то время была не в состоянии оказать необходимую поддержку французским колонизаторам. В Семилетней войне 1756-1763 гг. англичане нанесли сокрушительный удар по позициям Франции и особенно в Индии. В июне 1757 г. войска английской Ост-Индской компании, насчитывавшие около 900 англичан и 2 тыс. сипаев, в битве при Плесси разгромили 70-тысячную армию правителя Бенгалии, пользовавшегося поддержкой Франции.
Битва при Плесси знаменовала собой конец надежд французов на создание колониальной империи в Индии. После войны Франции удалось удержать только пять городов на побережье Индостана. В Северной Америке в результате Семилетней войны к Англии перешли Французская Канада и обширные территории между Аппалачами и Миссисипи. Таким образом, Англия в борьбе с Францией во второй половине XVIII в. утвердила свое первенство в области колониальных захватов. Она стала обладательницей большой колониальной империи.