Русская культура первой половины 19 века.
Первая половина 19 века была для России переломной эпохой, насыщенной важными социально политическими процессами, вызвавшими небывалый рост общественной мысли. Выросла социальная значимость всех областей культуры, выполнявшей агитационно-пропагандистские функции. В связи с этим культура регламентировалась государством. Проходила демократизация культуры, и это способствовало росту разночинцев среди деятелей культуры.
Образование:
Потребности развития страны вынуждали расширять сферу образования. В 1802 было создано Министерство Народного просвещения (с 1817 – Мин Духовных дел и народного просвещения). В 1803 издано Положение об устройстве учебных заведений. Создание 4-ступенчатой бессословной системы образования: приходские школы, уездные училища, гимназии, университеты. По Уставу учебных заведений 1828 учреждалась 3-ступенчатая система: приходские (для низших слоев), уездные училища (для горожан), гимназии (для дворян). Открыты: Дерптский, Виленский, Казанский (1804) и Харьковский универы. Главный педагогический универ в Питере (1819). Указ 1804 – автономия универам: ректор избирался советом профессоров. Университетский устав Николая 1 1835 отменил автономию, поднял плату за обучение. 1834 – открыт универ в Киеве. Открыты технические вузы: московское ремесленное училище (мгту Баумана), петербургский практический технологический институт. 1835 – Правовое училище при министерстве юстиции. Женское образование: 1858 – женская Мариинская гимназия.
1830 – циркуляр об открытии публичных библиотек во всех губернских городах России.
1848 – бутурлинский цензурный комитет
Вывод: стремительное развитие О. в привилегированной среде, замедленное развитие в непривилегированной среде.
Наука:
Дифференциация науки (гуманитарные и естественные).
Н.И.Лобачевский – «геометрия Лобачевского» («неевклидова»).
Н.Н.Зинин – новые неорганические красители.
В.В.Петров и Б.С.Якоби – гальванопластика, электрохимия, электричество.
П.П.Аносов – металлургия.
Е.А. и М.Е. Черепановы – паровой двигатель, паровая жел. дорога.
1839 г. – завершение строительства Пулковской обсерватории под СПб.
В.Я.Струве – звезды на Млечном пути.
Н.И.Пирогов – наркоз (1847), хирургия.
Н.М.Карамзин – «История Государства Российского» (1816-1826 гг.)
Интерес к памятникам древнерусской литературы.
1800 г. – первое издание «Слова о полку Игореве».
Т.Н.Грановский, М.П.Погодин, К.Д.Кавелин.
Разработка норм литературного русского языка (Пушкин, Лер., Гог.).
Н.И.Греч – «Практическая русская грамматика», выбран членом-корреспондентом Петербургской Академии наук.
Развитие книгопечатания.
Начало XIX в. – 13 государственных типографий.
30-е – 40-е гг. XIX в. – частное книгоиздательство. А.Ф.Смирдин.
Развитие печати.
«Санкт-Петербургские ведомости»
«Московские ведомости»
Частные газеты: «Северная Пчела», «Литературная газета»
Общественно-политический журнал «Вестник Европы» (Карамзин)
Патриотический журнал «Сын Отечества»
Литературно-художественные журналы «Современник», «Отечественные записки»
1814 г., СПб – первая публичная библиотека
Первая ½ XIX в. – общедоступные музеи.
Более быстрое развитие музейного дела в провинции.
1852 г. – Эрмитаж
1861 г. – Румянцевская библиотека (основа Ленинки)
Литература
Народность, гуманистические идеалы, гражданственность, народное самосознание, патриотизм, социальная справедливость.
Рубеж XVIII-XIX вв. – сентиментализм вместо классицизма.
Г.Р.Державин (в конце творчества), Н.М.Карамзин («Бедная Лиза»).
10-е годы XIX в. - романтизм вместо сентиментализма.
Причина возникновения – война 1812 г.
«Салонный» романтизм – В.Жуковский.
«Гражданский» романтизм – К.Ф.Рылеев, В.К.Кюхельбекер.
А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов.
Вторая ¼ XIX в. – реализм.
Основоположник – А.С.Пушкин.
«Евгений Онегин», «Горе от ума».
Реализм – определяющее литературное направление.
Реалисты:
А.C.Пушкин, А.С.Грибоедов, М.Ю.Лермонтов («ГНВ»), Н.В.Гоголь («Ревизор», «Мёртвые души»), Н.А.Некрасов, И.С.Тургенев, И.А.Гончаров.
Журналы.
«Современник» (основатель – А.С.Пушкин, с 1847 г. – Н.А.Некрасов и В.Г.Белинский).
«Отечественные записки» (И.С.Тургенев, А.В.Кольцов, Н.А.Некрасов, М.Е.Салтыков-Щедрин).
Появилась литературная критика.
Жесткая цензура.
1826 г. – цензурный Устав («чугунный»).
Архитектура:
Первая половина XIX в. – поздний классицизм.
Характерно создание крупных и завершенных ансамблей.
Петербург.
Адмиралтейство – А.Д.Захаров
Ансамбль стрелки Васильевского острова – Том де Томон.
Казанский собор – А.Н.Воронихин.
Исаакиевский собор– Монферран.
Генеральный штаб, Сенат, Синод, Александровский театр, Михайловский дворец – К.Росси.
Москва.
Манежная площадь, Университет, Манеж, Александровский сад, ансамбль Театральной площади – О.И.Бове.
Манеж – для встречи русских войск после заграничного похода 1813-14 гг.
Неглинка убрана под землю.
Большой Кремлевский дворец, Оружейная палата, храм Христа Спасителя – К.А.Тон.
Храм Христа Спасителя – символ победы русских в войне 1812 г.
Конец первой ½ XIX в. – кризис классицизма.
Распространение «русско-византийского стиля» (Большой Кремлевский дворец, храм Христа Спасителя)
Искусство
Утверждаются романтизм и реализм.
Официальное направление – академический классицизм.
Живопись.
О.А.Кипренский, В.А.Тропинин – портреты (Пушкин, Жуковский).
К.П.Брюллов – историческая живопись, портрет, пейзаж.
«Последний день Помпеи».
А.А.Иванов. «Явление Христа народу». 20 лет создания.
А.Г.Веницианов – бытовая живопись. Крестьяне. Приукрашенность.
«На пашне (Весна)».
П.А.Федотов – жанровая живопись. Сатира. «Гоголь в живописи».
«Сватовство майора», «Свежий кавалер».
Скульптура.
Памятник Минину и Пожарскому – П.А.Мартос.
Колонна на Дворцовой площади, СПб – Монферран.
Колонна = памятник Александру I и монумент в честь победы 1812 г.
Фонтаны Театральной площади – И.П.Витали.
Конные фигуры на Аничковом мосту, конная статуя Николая I, СПб – П.К.Клодт.
Театр
Крепостные театры (Шереметевы, Апраксины, Юсуповы).
Государственные театры.
Петербург: Александринский и Мариинский
Москва: Большой и Малый