Виды нормативно-правовых актов
Нормативно-правовой акт – это акт правотворчества, содержащий нормы права, установленные государством.
Нормативно-правовой акт является одним из основных источников права. В нем выражается абсолютное большинство правовых норм, которые регулирует наиболее важные общественные отношения.
Признаки нормативно-правового акта:
1) нормативно-правовой акт создается в результате правотворческой деятельности компетентных государственных органов или всенародным волеизъявлением (референдумом);
2) в нормативно-правовом акте содержатся правила общего характера, обладающие государственной обязательностью;
3) нормативно-правовые акты рассчитаны на многократное применение;
4) нормативно-правовой акт оформляется в виде официального государственного документа, который имеет обязательные атрибуты;
5) в нормативно-правовом акте нормы права группируются по отдельным структурным образованиям, разделам, главам, статьям.
Виды нормативно-правового акта
1. По юридической силе (это наиболее существенный признак их классификации):
- законы,
- подзаконные нормативно-правовые акты.
Юридическая сила нормативно-правового акта определяет их место и значимость в общей системе государственного нормативного регулирования.
2. По содержанию:
- гражданские,
- уголовные,
- административные.
Это деление условно, так как не во всех нормативно-правовых актах содержатся нормы однородного содержания.
3. По объему и характеру действия:
- акты общего действия (они отхватывают всю совокупность отношений определенного вида на данной территории);
- акты ограниченного действия (они распространяются только на часть территории или на строго определенный круг лиц, находящихся на данной территории);
- акты исключительного (чрезвычайного) действия (они рассчитаны только на деяния при наступлении исключительных обстоятельств, на которые рассчитан акт (военных действий, стихийных бедствий));
4. По субъектам правотворчества:
- акты законодательной власти;
- акты исполнительной власти (подзаконные нормативно-правовые акты);
- акты судебной власти (юрисдикционные акты общего характера).
Закон – это нормативно-правовой акт, принимаемый высшим органом законодательной власти в особом законодательном порядке, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения.
Признаки закона:
1) закон – это нормативно-правовой акт;
2) закон принимается высшим законодательным (представительным) органом государственной власти или народом (референдумом);
3) закон принимается по основным, наиболее существенным вопросам общественной жизни, которые требуют оптимального удовлетворения интересов личности;
4) законы принимаются в особом законодательном порядке.
Стадии законодательного процесса:
I - законодательная инициатива, то есть внесение законопроекта в законодательный орган,
II - обсуждение законопроекта,
III - принятие закона,
IV - опубликование закона;
5) закон обладает высшей юридической силой:
а) все остальные нормативно-правовые акты должны соответствовать закону;
б) законы не подлежат контролю со стороны какого-либо органа государства. Они могут быть отменены или изменены только законодательной властью. Конституционный Суд может признать закон неконституционным, но отменить его может только законодательный орган;
6) законы представляют собой ядро всей правовой системы государства.
Виды законов:
1) по юридической силе:
- Конституция (основной закон),
- конституционные (ФКЗ),
- обыкновенные (ФЗ);
2) по субъектам законотворчества:
- федеральные,
- законы субъектов Федерации.
Подзаконные нормативно-правовые акты – это правотворческие акты компетентных государственных органов, которые основаны на законе и не противоречат ему.
У них меньше юридической силы, чем у законов. По своему содержанию они являются актами органов исполнительной власти.
Виды подзаконных нормативно-правовых актов:
1) общие – это нормативно-правовые акты общей компетенции, действия которых распространяются на всех лиц и на всю территорию страны:
- нормативные указы Президента,
- постановления Правительства;
2) ведомственные (они распространяются лишь на ограниченную сферу общественных отношений)
- приказы,
- инструкции;
3) местные – это нормативно-правовые акты органов представительной и исполнительной власти на местах, которые распространяются на подведомственную им территорию;
4) локальные (внутриорганизационные) – это нормативно-правовые акты, издаваемые различными организациями для регламентации своих внутренних вопросов, и распространяются на членов этих организаций.
Вывод: Степень юридической силы нормативно-правовых актов может быть различна, но степень обязательности содержащихся в них норм абсолютно одинакова для всех тех, к кому относятся их предписания.
Это принципиальное положение составляет основу функций правового государства.