Теоретические основы местного самоуправления.
Теории о местном самоуправлении возникают в первой половине XIX века на основе рассуждений о взаимоотношении личности и государства, местных и центральных органов власти в условиях демократического государства и самодержавия.
Теории местного самоуправления - это основные учения о местном самоуправлении, его сущности, организации и путях развития.
Основные положения государственной теории местного самоуправления можно свести к следующему:
1. Местное самоуправление является одной из форм организации государственного управления на местах и соответственно, частью общей государственной системы.
2. В процессе становления местного самоуправления происходит не обособление местного сообщества, а привлечение местных жителей на службу государственным интересам и целям.
3. Местные органы власти наделяются своими полномочиями государством, следовательно, имеют своим источником государственную власть.
Основные теории местного самоуправления:
· теория свободной общины
· общественная (хозяйственная) теория
· государственная теория
· теория дуализма муниципального управления
· теория социального обслуживания
1) Теория свободной общины. Теория свободной община получила свое распространение в Германии, в начале XIX века, и опиралась на постулаты естественного права. Основной идеей теории свободной общины стало обоснование ограничение вмешательства государства в деятельность общины. Также, можно выделить основные положения теории свободной общины:
· Органы местного самоуправления должны избираться населением
· Органы местного самоуправления противопоставлены органам государственной власти и не входят в их систему.
· Разграничение предметов ведения органов местного самоуправления и органов государственной власти
· Право на независимость и самостоятельность органов местного самоуправления, при осуществлении ими установленных полномочий.
2) Общественная (хозяйственная) теория. Общественная теория став приемником теории свободной общины, также во многом опиралась на идеи противопоставления органов государственной власти и органов местного самоуправления. Однако, в общественной теории, в отличие от теории свободной общины мотивом наличия местного самоуправления выступали не естественные права человека, а хозяйственная необходимость и практичность.
3) Государственная теория местного самоуправления. Государственная теория местного самоуправления, разработанная немецкими учеными Лоренцем Штейном и Рудольфом Гнейстом, стала полной противоположностью предшествующим теориям местного самоуправления. Суть государственной теории местного самоуправления заключается в том, что органы местного самоуправления не противопоставляются органам государственной власти, а напротив, входит в систему государственных органов. Основные положения государственной теории местного самоуправления:
· Местное самоуправление неотъемлемая часть государственного управления.
· Четкого разграничения полномочий между органами государственной власти и органами местного самоуправления быть не должно.
4) Теория дуализма муниципального управления. Суть теории дуализма муниципального управления состоит в том, что решая вопросы местного значения органы местного самоуправления должны решать общие задачи государственной политики и некоторые функции государства.
5) Теория социального обслуживания. Теория социального обслуживания приоритетной задачей местного самоуправления считает социальное обслуживание населения, отвергая все иные задачи и функции.
Типология регионов РФ.
Множество подходов к анализу региональных проблем, самого понятия региона и его функций определило наличие огромного числа классификаций регионов. Одинаковых регионов нет, есть давно освоенные и недавно освоенные, есть центральные и периферийные, есть, где численность населения растет, и есть – где падает, в одних преобладает численность населения старших возрастных групп, в других высок удельный вес молодежи. Регионы отличаются по уровню насыщенности производительными силами, социальной структуре, наличию сырьевой базы и полезных ископаемых, расстоянию от высокоразвитых промышленных, культурных и столичных центров. Проще всего классифицировать регионы можно по источникам основной специализации производства: агропромышленные, транспортно-промышленные, морепромышленные, рыбопромышленные, газопромышленные и другие.
Чаще всего в основу классификации регионов кладутся следующие критерии:
-уровень и темпы экономического развития,
-тип территориальной структуры,
-коэффициент плотности населения,
-темпы прироста населения,
-характер и коэффициент производственной специализации и др.
Большинство ученых выделяют 5 основных групп.
1 группа классификаций- это простые регионы, выделяемые по единичным признакам. В региональной экономике в качестве таких признаков чаще всего выступают:
· объем валового регионального продукта;
· темпы экономического роста;
· тип территориальной структуры хозяйства (поляризованный или гомогенный);
· коэффициент плотности населения;
· характер хозяйственной специализации региона.
2 группа классификаций- это сложные регионы, выделяемые на основе совокупности признаков. Например, широко известна классификация регионов, проводимая журналом "Эксперт" на основе двух интегральных показателей: инвестиционного потенциала и инвестиционного риска.
3 группа классификаций - на основе выделения ключевых проблем регионального развития. Здесь, в частности, можно выделить такие типы регионов, как:
· депрессивные регионы - демонстрировавшие в прошлом относительно высокие темпы развития;
· стагнирующие регионы - отличающиеся крайне низкими или нулевыми темпами развития;
· пионерные регионы - регионы нового освоения;
· программные (плановые) регионы - регионы, на которые распространяется целевые программы социально-экономического развития и контуры которого не совпадают с существующими границами территориального районирования.
4 группа классификаций проводится с точки зрения возможностей региона осуществлять самостоятельную экономическую политику. Здесь, в частности, выделяются "планирующие" регионы, имеющие единые органы хозяйственного управления, и "плановые" регионы, лишенные подобных органов (например, Центрально-Черноземный район, Волго-Вятский, Прибалтийский, Приволжский).
5 группа классификаций. По признакам масштабности и периодичности решения проблем различается типология тактического и стратегического характера. Тактическая типология используется для разработки практических мероприятий на ближайшие годы:
· механизм регулирования по выходу из кризисных ситуаций;
· стабилизации экономики, социальной сферы и др.
В связи с этим выделяют регионы развитые, опорные, проблемные и т.д. Стратегическая типология регионов предназначена для разработки долговременной политики их социально-экономического развития. Здесь выделяют регионы старопромышленного (постиндустрильного), переходного и осваиваемого типов. Возможно использование смешанной типологии – тактическо-стратегической, но универсальной типологии регионов нет, есть только целевая.
В настоящее время, в связи с быстрым вхождением регионов в рынок, высказывается новый критерий классификации, а именно, емкость рынка какой-либо территории. Известно, что объем рынка неразрывно связан со степенью специализации общественного труда, т.е. разделением труда. Чем глубже общественное разделение труда, тем сильнее кооперационные связи между предприятиями какой-либо территории, тем глубже интеграция.