Юридическая сила: понятие и значение
ЮРИДИЧЕСКАЯ СИЛА ЗАКОНА
обязательность любого нормативного акта, а также его приоритет перед другими актами или подчиненность им. Ю.с.з. определяется положением органа, их издавшего, в общей системе правотворческих государственных органов, его компетенцией и характером самих издаваемых актов. Юридическая сила служит критерием классификации нормативных актов, их подразделения на два основных вида группы: законы и подзаконные нормативные акты. В зависимости от юридической силы в каждой стране, а точнее - в каждой правовой системе устанавливается иерархия, т.е. строгая система соподчиненности нормативных актов.
Внизу этой иерархии находятся нормативные акты, издаваемые органами местного самоуправления и местного государственного управления. Вверху ее замыкают нормативные акты (законы, статуты и т.п.), издаваемые высшими органами государственной власти в той или иной стране, которые обладают высшей юридической силой по отношению ко всем другим подзаконным актам. Последние должны строго соответствовать закону, издаваться на основе закона и во исполнение закона.
Сложившаяся и поддерживаемая в каждой стране иерархия нормативных актов имеет важнейшее значение для упорядочения процесса правотворчества и правоприменения, для создания и поддержания режима законности и конституционности.
ЗАКОН: ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ И РАЗНОВИДНОСТИ.
1) Закон - это нормативный акт, принятый в особом порядке органом законодательной власти или референдумом, выражающий волю народа, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения.
2) Признаки закона:
1) принимается только органом законодательной власти или референдумом;
2) порядок его подготовки и издания определяется Конституцией России и Регламентами палат Федерального Собрания РФ;
3) в идеале закон должен выражать волю и интересы народа;
4) обладает высшей юридической силой, и все подзаконные акты должны соответствовать ему и ни в чем не противоречить;
5) регулирует наиболее важные, ключевые общественные отношения.
Данные признаки выделяют закон в системе иных норм. актов и придают ему качество верховенства. Изменить или отменить закон вправе только тот орган, который его принял, причем в строго оговоренном порядке
3) Классификация законов может проводиться по различным основаниям:
- по их юридической силе (Конституция РФ, федеральный конституционный закон, федеральный закон, закон субъектов Федерации);
- по субъектам законотворчества (принятые в результате референдума или законодательным органом);
- по предмету правового регулирования (конституционные, административные, гражданские, уголовные и т.п.);
- по сроку действия (постоянные законы и временные);
- по характеру (текущие и чрезвычайные);
- по сферам действия (общефедеральные и региональные);
- по содержанию (экономические, бюджетные, социальные, политические и т.п.);
- по степени систематизации (обычные и кодификационные, другими словами, органические - ГК РФ, УК РФ и т.д.);
- по значимости содержащихся в них норм (конституционные и обыкновенные);
- по объему регулирования (общие и специальные) и т.д.
НОРМА ПРАВА: ПОНЯТИЕ И ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ.
1) Норма права—общеобязательное формально-определенное правило поведения, установленное и обеспеченное обществом и государством, закрепленное и опубликованное в официальных актах, направленное на регулирование общественных отношений путем определения прав и обязанностей их участников.
Норма права — общеобязательное правило поведения, исходящее от государства, закрепленное в определенной форме, регулирующее общественные отношения и обеспеченное к выполнению мерами государственного принуждения.
Признаки правовой нормы:
- Регулируют наиболее важные общественные отношения, носящие типовой характер (например, отношений по поводу наследования имущества);
- Закрепляют уже сложившиеся, повторяющиеся общественные отношения, но могут и программировать их развитие, направлять их в определенное русло;
- Имеют определенную форму (письменную, документальную) и содержание (представительно-обязывающее — предоставляя права какому-либо субъекту, одновременно возлагает на него соответствующие обязанности);
- Содержат общеобязательное правило поведения и распространяются на всех, кто вступает в сферу их действия;
- Либо непосредственно исходят от государства в лице его органов, либо имущества в результате проведения референдума, либо санкционируются государством, закрепляются в официальных государственных актах;
- Реализация нормы права обеспечена государственным принуждением;
- Носит общий характер, то есть отличается нормативностью;
- Адресуется не конкретному лицу или распространяется на конкретный случай жизни, а на всех или большие группы людей (военнослужащих, учащихся, пенсионеров);
- Имеет многократное применение — не прекращает своего действия после ее исполнения;
- Имеет государственно-властный характер — положения нормы являются властным предписанием; государство устанавливает, что является правомерным, а что не правомерным.
СТРУКТУРА НОРМЫ ПРАВА.
Структура юридической нормы - это упорядоченное единство необходимых элементов, обеспечивающих ее функциональную самостоятельность, это внутреннее строение нормы, которое раскрывает как состав и содержание ее необходимых элементов, так и способы их взаимосвязи. Правовая норма отличается особой структурой. Традиционно в науке выделяют три элемента нормы — гипотезу, диспозицию и санкцию Гипотеза — это элемент нормы права, содержащий указания на жизненные обстоятельства, при наличии которых приводится в действие второй элемент — диспозиция. По сути, гипотеза содержит указание на юридические факты, при наличии которых возникают, изменяются или прекращаются правоотношения. Гипотеза во многих случаях начинает формулироваться со слова «если». Например, если наступила смерть человека, его наследники получают право на наследство.
Диспозиция представляет собой сердцевину нормы, ее основную часть, в которой закрепляются меры возможного и (или) должного поведения участников регулируемого данной нормой общественного отношения. В диспозиции закрепляются субъективные права, обязанности, запреты, рекомендации, поощрения, через которые формулируются правила поведения.
Санкция - такой структурный элемент правовой нормы, где содержатся указания на меры государственного принуждения, воздействия на лицо, нарушившее требование диспозиции. Санкции в зависимости от содержания последствий могут быть карательными или штрафными, правовосстановительными; встречаются так называемые санкции ничтожности (направлены на признание действий юридически безразличными, недействительными, например признание сделки недействительной).
Считается, что правовая норма должна содержать все три структурных элемента. В то же время в нормах, рассчитанных на непрерывное действие (прежде всего в конституционном праве), гипотеза не является необходимым элементом. Без диспозиции любая норма выглядит бессмысленной, так как норма остается без самого правила поведения. Наконец, правовая норма будет бессильной, если не будет подкреплена санкцией, принудительными мерами.
ОСНОВНЫЕ ВИДЫ НОРМ ПРАВА.
1) По субъектам правотворчества различают нормы, исходящие от государства и непосредственно от гражданского общества. В первом случае это нормы органов представительной государственной власти, исполнительной государственной власти и судебной государственной власти (в тех странах, где имеет место прецедент). Во втором случае нормы принимаются непосредственно населением конкретного территориального образования (сельский сход и т. д.) или населением всей страны (всенародный референдум).
2) По социальному назначению и роли в правовой системенормы можно подразделить на учредительные (нормы-принципы), регулятивные (нормы — правила поведения), охранительные (нормы — стражи порядка), обеспечительные (нормы-гарантии), декларативные (нормы-объявления), дефинитивные (нормы-определения), коллизионные (нормы-арбитры), оперативные (нормы-инструменты).
Учредительные нормы отражают исходные начала правового регламентирования общественных отношений, правового положения человека, пределов действия государства, закрепляют устои социально-экономического и общественно-политического строя, права, свободы и обязанности граждан, основополагающие идеи и параметры строительства правовой системы общества. Это конституционные нормы и нормы, закрепленные в основах законодательства, кодексах.
Регулятивные нормы непосредственно направлены на регулирование фактических отношений, возникающих между различными субъектами, путем предоставления им прав и возложения на них обязанностей. В зависимости от характера субъективных прав и обязанностей различают три основных вида регулятивных норм: управомочивающие (право на совершение положительных действий); обязывающие (обязанность совершения положительных действий); запрещающие (запрет на совершение действий и поступков). Особенность регулятивных норм состоит в том, что они носят ярко выраженный предоставительно-обязывающий характер.
Охранительные нормы фиксируют меры государственного принуждения, которые применяются за нарушение правовых запретов. Они определяют также условия и порядок освобождения от наказания. Как регулятивные, так и охранительные нормы направлены на осуществление функций права: регулятивной (статической и динамической) и охранительной.
Обеспечительные нормы содержат предписания, гарантирующие осуществление субъективных прав и обязанностей в процессе правового регулирования. Социальная ценность их зависит от того, насколько эффективно они способствуют созданию механизмов и конструкций беспрепятственной реализации права.
Декларативные нормы обычно включают в себя положения программного характера, определяют задачи правового регулирования отдельных видов общественных отношений, содержат нормативные объявления. Дефинитивныенормы формулируют определения тех или иных правовых явлений и категорий (понятия преступления в уголовном законодательстве).
Коллизионные нормы призваны устранять возникающие противоречия между правовыми предписаниями.
Оперативные нормы устанавливают даты вступления нормативного акта в силу, прекращения его действия и т. п.
3) По предмету правового регулирования различают нормы конституционного, гражданского, уголовного, административного, трудового и иных отраслей права. Отраслевые нормы могут подразделяться на материальные и процессуальные. Первые являются правилами поведения субъектов, вторые содержат предписания, устанавливающие процедуру применения этих правил.
4) По методу правового регулирования выделяются императивные, диспозитивные, рекомендательные нормы.
Императивные нормы имеют сугубо строгий, властно-категоричный характер, не допускающий отклонений в регулируемом поведении. Диспозитивным нормам присущ автономный характер, позволяющий сторонам отношений самим договориться по вопросам объема, процесса реализации субъективных прав и обязанностей. Они реализуются преимущественно в гражданско-правовых отношениях.
Рекомендательные нормы обычно адресуются негосударственным предприятиям, устанавливают варианты желательного для государства поведения.
5) По этому же основанию нормы можно разграничить напозитивные, поощрительные ипоказательные.
6) По сфере действия вычленяются нормы общего действия, нормы ограниченного действия и локальные нормы.
Нормы общего действия распространяются на всех граждан и функционируют на всей территории государства.
Нормы ограниченного действия имеют пределы, обусловленные территориальными, временными, субъектными факторами. Это нормы, издаваемые высшими органами власти республик, входящих в состав Российской Федерации.
Локальные нормативные предписания действуют в рамках отдельных государственных, общественных или частных структур.
7) Нормы права классифицируются такжепо времени (постоянные и временные),по кругу лиц (распространяются или на всех, или на четко обозначенную группу субъектов).